"Воспитание в современной школе: от программы к действиям".
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Филимоненко Татьяна Акрамовна

Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается и чаще всего это медленный процесс, требующий поддержки всех педагогов школы и конечно, администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonenkona_ped_sovet_28.01.22.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание в современной школе: от программы к действиям.

Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается и чаще всего это медленный процесс, требующий поддержки всех педагогов школы и конечно, администрации.

Детское самоуправление начинает реально функционировать только тогда, когда: …

    1. значимая часть школьных дел коллектива (класса или в целом школы) организуется  совместно с детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать, направлять, поддерживать, курировать детей, но не делать все за них, при этом важно не мешать или препятствовать, как к сожалению иногда бывает у нас, дети и мы с этим сталкиваемся, особенно в ходе подготовки и проведения общешкольных мероприятий, участия детей в конкурсах разного уровня);  

2…когда дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу, актуально, интересно на данный момент, когда они сами выбирают форму проведения мероприятий, методы, средства, сталкиваются с решением различных проблем, самостоятельно или при поддержке решают вопросы и раздают друг другу необходимые поручения;

3…когда у детей есть  реальная возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива.  

Развивать  в школе самоуправление – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом участке этой жизни. Самоуправление не обязательно связано с управлением кем-либо, хотя и это тоже важно. Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями. Именно по такому принципу мы стараемся развивать детское самоуправление в нашей школе.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Это не обошло и образование, конечно. Не только в ходе урочной деятельности, а даже особенно во внеурочной деятельности в современной школе в полной мере должны применяться новые информационные технологии. Не стоит в сотый раз рассказывать вам о том какие воспитательные и развивающие задачи в школе решаются с помощью использования современных технологий, тем более, учитывая сегодняшнюю ситуацию.

Наверное, в этом учебном году все уже заметили почти полный переход на проведение школьных мероприятий и конкурсов, с использованием онлайн-форм, не говоря уж о мероприятиях на другом уровне (районный, республиканский). Так, например, в Республиканском конкурсе «Лидер 21 века» в онлайн-формате мы участвуем второй год, в прошлом году наша обучающаяся Чирикова Марина вышла в финал, в этом учебном году Никита Доронькин и Костя Баранцов также стали финалистами, но к сожалению, они не смогли выехать в Якутск, хотя с Мирнинского района только они вошли в финальный состав этого конкурса. Такая же ситуация и участниками республиканского конкурса «Вожатское сердце Якутии». Также, серьезный республиканский  конкурс «Ученик года» с 20 года проходит в онлайн формате, традиционная профориентационная игра «Мой выбор» и даже военно-спортивные соревнования проходят теперь в дистанционном формате. Учитывая создавшуюся ситуацию, мы вынуждены идти в ногу со временем и подстраиваться под установленные условия, поэтому почти все школьные мероприятия проходят с использованием информационных технологий и Интернет пространства.  

В настоящее время использовании информационных и коммуникационных технологий в организации внеурочной деятельности обеспечивает:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных;
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися;
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности обучающихся являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества, в соответствии с современным миром;
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества, а не только игр;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности,развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
  • организация эффективного информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение  внутришкольных, внутриклассных сайтов, аккаунтов, газет,  стендов,   медиатеки, и конечно- портфолио класса.  С прошлого учебного года всем классам необходимо было создать аккаунт класса в соц.сети Инстаграм, в котором отражается внеурочная деятельность классов, где хорошо видно активность классов, участие детей в различных мероприятиях не только на школьном уровне, но и других уровнях. Например, в аккаунте одного класса 48 публикаций, а у некоторых одна или вообще ни одной… К сожалению, не все классы создали аккаунт, хотя была предложена техподдержка со стороны организаторов и лидеров школьного самоуправления для педагогов по созданию и ведению аккаунта. До сих пор так не создали аккаунт 9 классов: 8В, 10Б, 2Б,2В,2Г,3А,3Б,3В,4В.

Также, целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности обучающихся являются: 

  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу, думаю, все уже убедились в том, что без этого не получится построить воспитательную работу в полной мере ;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и родителями, т.к. в период дистанционого обучения профилактическая и просветительская работа осуществляется в основном через использование информационных технологий и интернет пространство, в том числе и соц. сети;
  • С помощью информационных средств осуществляется развитие способности свободного культурного общения у детей;
  •  Осуществляется обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; И конечно, организован  досуг детей.

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников рекомендуется организовать:

  • проведение и консультирование проектной деятельности;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении обучающимся, а особенно самим педагогам и другим сотрудникам школы;
  • Также, для достижения целей информатизации внеурочной деятельности, необходимо организовать работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (ведение  школьной страницы в сети Интернет, создание газет, журналы, видео, применять при оформлении  кабинетов, классных уголков);
  • Можно организовать досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб блогеров, программистов, Интернет-клуб, "компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и др.).

Важно помнить, что  функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

 Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности. Развивать всесторонне обучающихся.

По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные цели детей.

Средства ИКТ позволяют получить максимальные результаты при минимальных затратах времени.

 Средства ИКТ создают возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов всех участников образовательного процесса.

Подводя итог, стоит сказать, что в нашей школе детское   самоуправление на сегодняшний день постепенно переходит на современный уровень работы и  является воспитательным инструментом, средством получения важного опыта социально значимого действия и социально значимых отношений, помогает развитию многих важных черт  личности обучающихся. Будучи организованными на разных уровнях, лидеры школьного самоуправления всесторонне развиваются, добиваются успехов, растут. Детское самоуправление позволяет решать множество воспитательных задач, но никогда не справится без классных руководителей. Классные руководители являются основной поддержкой и опорой для обучающихся, особенно во внеурочной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Создание поликультурной среды как основы взаимодействия с элементом других культур...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

«Воспитание в современной школе – проблемы, достижения, инновации».

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обуслов­ленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социо­культурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все...

Воспитание в современной школе

Воспитание - основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассма...

Воспитание в современной школе: от программы к действиям_Пособие для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов.

Пособие предназначено для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов.  ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020  При цитировании матер...