Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10-го класса
рабочая программа (10 класс)
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»
Рабочая программа элективного курса
«Практикум решения задач»
по информатике для 10 классов
на 2020/2021 учебный год
Учитель: Долудина Елена Анатольевна
Количество часов за год 10 класс –34 ч., в неделю – 1ч.
Рабочая программа элективного курса по информатике
«Информатика в задачах» для 10-го класса
Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Цельюнастоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
– подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
– о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Учащиеся должны уметь:
– записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;
– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:
1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р.Лещинер, С.С.Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020.
9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
Тематическое планирование
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим тематический план разделен на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает как изучение теории, так и выполнение практических заданий, которые ученики должны выполнить в ходе занятий (на уроках или самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование элективного курса по информатике
10 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
| Модуль 1. Математические основы информатики | 16 |
| |
| 1.1 Кодирование информации | 4 |
| |
1 | Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано | 1 |
|
|
2 | Кодирование растровой графической информации | 1 |
|
|
3 | Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации | 1 |
|
|
4 | Решение заданий (№5,9,10,13) | 1 |
|
|
| 1.2 Системы счисления | 4 |
| |
5 | Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно | 1 |
|
|
6 | Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления | 1 |
|
|
7 | Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления | 1 |
|
|
8 | Решение заданий (№1,16) | 1 |
|
|
| 1.3 Основы логики | 6 |
| |
9 | Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция | 1 |
|
|
10 | Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений | 1 |
|
|
11 | Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии | 1 |
|
|
12 | Решение заданий (№2,18) | 1 |
|
|
13 | Решение заданий (№23) | 1 |
|
|
14 | Решение заданий (№26) | 1 |
|
|
| 1.4 Моделирование | 2 |
| |
15 | Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде | 1 |
|
|
16 | Решение заданий (№3,15) | 1 |
|
|
| Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии | 6 |
| |
| 2.1 Электронные таблицы и базы данных | 3 |
| |
17 | Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля | 1 |
|
|
18 | Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек | 1 |
|
|
19 | Решение заданий (№4,7) | 1 |
|
|
| 2.2 Компьютерные сети | 3 |
| |
20 | IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция | 1 |
|
|
21 | Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений | 1 |
|
|
22 | Решение заданий (№12,17) | 1 |
|
|
| Модуль 3.Алгоритмизация и программирование | 10 |
| |
| 3.1 Исполнение алгоритмов Программирование | 7 |
| |
23 | Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление | 1 |
|
|
24 | Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal | 1 |
|
|
25 | Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек | 1 |
|
|
26 | Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка | 1 |
|
|
27 | Решение заданий (№6,8,11,14,19,20) | 1 |
|
|
28 | Решение заданий (№21) | 1 |
|
|
29 | Решение заданий (№22) | 1 |
|
|
| 3.2 Задания по программированию с развернутым ответом | 3 |
| |
30 | Задания по программированию с развернутым ответом (№24) | 1 |
|
|
31 | Задания по программированию с развернутым ответом (№25) | 1 |
|
|
32 | Задания по программированию с развернутым ответом (№27) | 1 |
|
|
| Тренинг по вариантам | 2 |
| |
33 | Выполнение тренировочного варианта | 1 |
|
|
34 | 1 |
|
|
Список используемых источников
1. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020. Информатика и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
2. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
3. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-226760-1366054132.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309727-1381083352.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-616626-1428148897.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-616626-1428148897.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676501-1443550856.jpg)
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731981-1451995997.jpg)
Рабочая программа элективного курса по физике "Физика в задачах" (11 класс 2 полугодие)
Рабочая программа элективного курса по физике "Физика в задачах" 11 класс 2 полугодие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-447038-1399884507.jpg)
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....