ЗОЖ
классный час (7, 8 класс)

Резевич Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Образ жизни и здоровье»

Цель: Помочь детям осознать свое отношение к здоровью. Определить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

Задачи: 1. Формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.

               2. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и  пропагандировать его;

               3. Развивать у детей мышление, умение аргументировано высказывать свою точку зрения.

Оборудование: магнитофон, мультимедиапроектор, ноутбук.

Ход урока

  1. Орг. момент

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним небольшое упражнение, повторяйте за мной: Именно сегодня у меня будет счастливый и спокойный день. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Именно сегодня я буду доброжелательным ко всем.

  1. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И сами себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.

          Сегодня на классном часе я предлагаю поговорить о роли здорового образа жизни для человека и факторах, влияющих на здоровье.

       А хотите узнать, в каком состоянии находится ваше здоровье?

        Давайте проведем небольшое тестирование, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет».

     За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, тогда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. Я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

  Подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. (слайд)

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно. (слайд)

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени?   Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…(слайд) 

   Ребята, у кого получилось 1-2 балла? Молодцы, значит, вы заботитесь о своем здоровье.

  А хотели бы вы узнать, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы никогда не болеть и прожить долгую и счастливую жизнь?

      Тогда в путь. Перед нами две дороги, которые олицетворяют жизненный путь человека. Давайте прочитаем надпись на камне и выберем ту дорогу, по которой бы вы хотели пройти. (выбирают дорогу)

Звучит музыка

      Наша дорога непроста, чтобы по ней пройти, необходимо выполнять правила здорового образа жизни. Знаете ли вы их? Назовите.(прикрепить таблички на дорогу)

Правила здорового образа жизни.

  1. Правильное питание  

2. Рациональный режим сна и отдыха

3. Оптимальный двигательный режим

4. Отсутствие вредных привычек

     Сегодня мы попробуем разобраться, как правильно применять эти правила в жизни.

  1. Правила здорового питания

А вы знаете, как правильно питаться?

Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании.

Правило второе: помните об умеренности.

Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня.   

     Какой же праздник без подарков и стола со всякими яствами. И, конечно, чтобы не

пришлось лежать в постели все выходные, необходимо, даже за праздничным столом, думать о правильном питании.

   Чтобы быть здоровым нужно питаться правильно, есть продукты, содержащие витамины, клетчатку, минеральные вещества, кальций, йод и т.д.

 Выберите продукт, который вы любите и считаете полезным для своего организма. Объясните, почему вы взяли именно его?

 (Учитель дает корзину с продуктами, дети выбирают)

    Да, вы правы, нельзя есть чипсы, пить газированную воду, так как это все продукты, содержащие различные химические соединения, разрушающие наш организм

   Например, ваша любимая  Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 баллона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

 Карточки:

Яблоки – помогают сосредоточиться на чем-то одном, самом существенном. Используют при авитаминозе, малокровии, едят при головной боли. Яблочный чай оказывает целебное действие при простудном кашле и хрипоте. Способны выводить радионуклиды из организма.

Груши – содержат значительное количество углеводов, минеральных веществ, особенно много в них калия, кобальта, марганца, меди. Вареные и печеные груши применяют при сильном кашле, удушье. Положительно влияет на работу желудочно-кишечного тракта.

Бананы – содержат много витамина В6 – его недостаток ведет к забывчивости. Они улучшают работу сердца.

В помидорах много марганца, что прекрасно для памяти.

Морковь – замедляет процессы старения, полезна для улучшения зрения и состояния кожи. В ней есть все необходимые организму минеральные вещества.

Лук – понижает содержание сахара в крови, усиливает аппетит.

Лимон – как считают йоги, человек должен съедать каждый день – настолько он полезен для здоровья и для профилактики различных заболеваний.

Огурцы – препятствуют превращению в организме углеводов в жиры, улучшают работу кишечника. Успокаивают нервную систему, обладают жаропонижающим, противовоспалительным действием.

Свекла – благотворно действует на кровь, на работу желудочно-кишечного тракта.

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности.

В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям).

Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы успешно справились с заданием, приблизились к нашей цели. (Меняем задание на человечка)

2. Не устали, можем двигаться дальше? (звучит музыка)

Следующее правило – здоровый сон.

Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

     Задание: Соберите пословицу, чья группа первой соберет, прочитает их.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

5.                                           …Все добудешь

6.                                          …Приданое

7.                                          …Женился

8.                                         …Не убежишь

         (музыка) (поменять человечка)

         3. (физкультминутка)

Ну-ка, школьник, хватит сидеть,

Время пришло встать, чуть вспотеть,

Шею потянуть, плечи поднять,

Круговыми движениями лопатки сжать.

Руки в стороны разведи,

Глубже грудью воздух бери.

В наклонах мышцам работу дай,

В движении жизни почувствуй кайф.

Мысленно противнику удар нанеси,

Выплесни энергию, себя спаси.

В конце потянись, сон развей,

И до конца урока будет все «окей».

3. Оптимальный двигательный режим

 Статистические данные показывают:

сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Как вы понимаете слова «вести активный образ жизни»? (ответы детей) – переход человечка. Звучит музыка.

4. Последнее правило – отсутствие вредных привычек

          -курение

Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4,5 года.

Установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто начал курить после 25 лет.

 На организм девочки табак действует гораздо сильнее: вянет кожа, быстрее сипнет голос. Курение вызывает тяжелые последствия для здоровья человека. Это особенно пагубно сказывается на растущем организме. В молодом неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся ещё в процессе становления. Вот почему влияние табака на взрослый и на молодой организмы неодинаково – оно гораздо вреднее для молодого организма. Если курит девушка, страдают еще не родившиеся дети, а затем и родившиеся. У человека, который курит, притупляется память, он теряет красоту, становится неряшливым.

           Наказания за курение

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

         -алкоголь

 Алкоголь несовместим с физической культурой и спортом. Даже небольшое количество спиртных напитков приводит к резкому ухудшению спортивных результатов и снижению работоспособности.

Вот пример: известный шахматист однажды решил на себе проверить действие алкоголя. Трезвый, он провел сеанс одновременной игры на 15 досках. 10 партий он выиграл, 5 свел вничью. В другой раз он играл с теми же шахматистами, но предварительно перед игрой выпил 75 граммов коньяка. Итог оказался иным: он выиграл только 5 партий, 8 свел вничью и 2 проиграл.

«Похититель рассудка» - так называют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовлять алкогольные напитки из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

         -наркотики

Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории. Как известно, первым делом наркомания отражается на здоровье. Главным заболеванием наркоманов является “болезнь грязных шприцов” – СПИД.

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Итак, многочисленные исследования подтверждают гипотезу что, те кто курят, употребляют алкоголь и наркотики становятся не только психологически зависимыми, но и приобретают физическую зависимость.

5. Работа в группах «Мой выбор»

Мой выбор – КУРЕНИЕ.

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

Мой выбор - АЛКОГОЛЬ.

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

Мой выбор – НАРКОТИКИ.

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

                                         не курить,

        МОЙ ВЫБОР -         не употреблять алкоголь,

                           нет наркотикам,

                                              быть физически активным

   Надеюсь, что Вы узнали много нового о здоровом образе жизни. Возьмите  каждый по одному молодильному яблоку и (зачитать составляющие здоровьесбережения).

Помните, здоровье самое ценное, что есть у человека, берегите его смолоду, помните - вам жить и творить в XXI веке, от Вас зависит будущее нашей планеты.

Желаю вам: (слайд)

  • Никогда не болеть;
  • Правильно питаться;
  • Быть бодрыми;
  • Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!

Спасибо вам за работу, все молодцы.



Предварительный просмотр:

Влияние алкоголя на организм человека .

  1. В школьном возрасте люди правильно понимают проблему алкоголизма. Но во взрослой жизни проблема злоупотребления спиртными напитками существует. Вот некоторые статистические данные (слайд презентации).
  2. Выступление учащихся с сообщениям  на тему «Влияние алкоголя на организм человека» + презентация.

Мозг. Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга. В начале опьянения они расширяются, кровоток замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге. Затем, когда в крови помимо алкоголя, начинают, накапливаются вредные продукты его распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов. Поэтому в состояние опьянения довольно часто такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящей к тяжелой инвалидности и даже смерти. Береги себя.

Многими учеными отмечено, что алкоголизм ведет к преждевременному старению всего организма. Кожа становится дряблой, морщинистой, теряет тонус. Алкоголизм замедляет процессы  распада в организме, в крови появляется дефицит аминокислот, необходимых для мышц, снижается запас белков, это плохо отражается на выносливости, силе и скорости. Также под воздействием алкоголя  организм теряет значительное количество жидкости, происходит обезвоживание мыщц, теряют эластичность, затормаживается перенос питательных веществ, физические нагрузки в таком состояние принесут только  вред. Береги себя.

Сердце. Когда алкоголь с кровью попадает в сердце, он разрушает клетки сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет эластичность, работает на пределе возможности и захлебывается кровью, не успевая ее проталкивать. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому оно у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы. Ткани сердца отмирают. Это называется инфарктом. Береги себя.

Отрицательное воздействие оказывает алкоголь на желудок и кишечник.

Желудок первым воспринимает влияние концентрированной порции спиртного напитка. К чему же это приводит? Главное проявление этого воздействия – развитие алкогольного гастрит, сопровождается ощущением  слабости, снижением работоспособности, неприятным привкусом во рту , тошнотой.

Нарушается деятельность тонкого и толстого кишечника. Нарушается стул, повышение температуры тела, похудание больных. Если продолжать принимать алкоголь, то болезнь может прогрессировать и закончится трагически. Береги себя.

Печень. Любые дозы алкоголя самым разрушительным образом действует на печень,

 которая принимает на себя первый удар алкогольного яда. Клетки печени отмирают и замещаются жиром. Начинается жировое перерождение печени. За ним приходит цирроз. Место погибших клеток занимает соединительная ткань, печень покрывается рубцами, пропускная способность печени уменьшается. Кровь начинает застаиваться  в кровеносных сосудах желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы: создаются предпосылки для разрывов стенок сосудов и внутренних кровотечений. Береги себя.

При алкоголизме страдают и почки- органы участвующие в регуляции водно – солевого обмена, в выделении различных шлаков. Постоянный длительный прием алкоголя вызывает хронические заболевания почек (нефрит, почечнокаменную болезнь и др.) . Небольшие дозы алкоголя повышают мочеотделение, что связано с раздражением действия спирта на почечную ткань, с влиянием его на сердечно – сосудистую систему, с повышенной фильтрационной способности почек. Береги себя.

Алкоголь пагубно влияет на половые клетки, нарушая их созревание, жизнеспособность, вызывая в организме изменения. У женщин, страдающих алкоголизмом, беременность наступает редко, часто происходят выкидыш. В ранние сроки беременности  может происходить повреждение плода (алкогольный сидром плода), получая алкоголь с кровью через плаценту. Дети алкоголиков рождаются с дефектами. Организм их, плохо развивается, они чаще болеют, не в состояние усваивать комплекс знаний и навыков, необходимых для человека. И помочь врачи им практически  не могут. Береги себя.

 3. Деятельность учащихся в классе. Перед учащимся на столах имеются изображения человеческих органов. Отложите в сторону те картинки, на которых изображены те органы, на которые отрицательно влияет алкоголь, и вклейте их к себе  в рабочий лист.

4. С употребление спиртных напитков связано много заблуждений и даже мифов. Перед учащимися на столе лежат утверждения об алкоголе, ученикам найти верные утверждения и приклеить их в рабочий лист. Мифы отложить в сторону, а потом выбросить в мусорную корзину. При этом учитель говорит: «Я надеюсь, что алкоголь не найдет места в вашей жизни вы выбросите  эти представления в мусорную корзину»

Верные утверждения об алкоголе:

1. У женщин употребляющих алкоголь серый цвет лица.

2 . Нарколог запрещает получать водительские права хроническому алкоголику.

3. Молодой человек, стоящий, на учете у нарколога, не получает медицинской справки для получения в ВУЗ.

4. У хронического алкоголика трясущиеся руки и бессвязная речь.

5. Алкоголь отрицательно воздействует на организм человека.

6. От больных алкоголизмом рождаются дети с различными дефектами.

7. Дети алкоголиков нервные, вспыльчивые.

8. Преступления чаще всего совещаются  в состояние алкогольного опьянения.

9. От родителей алкоголиков чаще всего убегают дети.

10. Родителей злоупотребляющих алкоголем лишают родительских прав.

Мифы об алкоголе:

11. Алкоголь – пищевой продукт.

12. С помощью алкоголя можно быстрее согреться.

13. Алкоголь – лекарство от простуды.

14. Алкоголь – снижает стресс.

15. Алкоголь – повышает работоспособность.

16. Алкоголь – понижает артериальное давление.

17. Качественный «элитный» алкоголь не вредит здоровью.

18. Алкоголь – усиливает аппетит.

19. Пиво – это не алкоголь.

20. Вино содержит много витаминов и является эликсиром долголетия.

Прочитать что получилось (верные утверждения). Это и будет выводом.



Предварительный просмотр:

               

Беседа  «Правила личной гигиены».

Задачи:

раскрыть понятие «личная гигиена»;

 познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены;

воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

                         Ход урока

 1. Организационный момент. Введение в тему урока.

     (Отгадайте загадку)

      Яростно река ревет

      И разламывает лед.

      В домик свой скворец вернулся,

      А в лесу медведь проснулся.

      В небе жаворонка трель.

      Кто же к нам пришел?    (Апрель).

Учитель. Апрель, - это свежий воздух, время, когда пригревает солнышко.  Апрель – прекрасный месяц не только для активной учебы, но и для укрепления здоровья. Не зря ежегодно 7 апреля на планете отмечается праздник «Всемирный день здоровья».

- Что вам известно о здоровье?

П. Всемирный день здоровья – беседа.

       Всероссийский день здоровья детей – ежегодно проводится в нашей стране 7 апреля. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, вы получаете научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.

       Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры.

       Личная гигиена. Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Этой теме посвящен «Урок здоровья»

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте  слова, записанные на доске. (Личная гигиена школьника).

-Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

-  Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на уроке.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

                         По воде под ивняком

                         Ходит аист босиком,

                         Потому что эта птица

                         По утрам привыкла мыться.

                         Клювом трогает лозу,

                         На себя трясет росу.

                         И под душем серебристым

                         Моет шею чисто – чисто,

                         И не хнычет: «Ой, беда,

                         Ой, холодная вода!»

- Что рассказал поэт про аиста?

- А что такое, ребята, «тело»?

- Чем покрыто наше тело?

- Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа -  надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от  ушибов и сохраняет тепло.        

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи,  то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются  пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

                       Как правильно умываться.

- При нормальной коже надо умываться ежедневно.

- С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с  

мылом обезжиривает кожу.

- Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

- Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

- Надо умываться то горячей, то холодной водой.

- После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

                           Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

                       Ускользает, как живое,

                        Но не выпущу его я.

                        Дело ясное вполне:

                        Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

                        Горяча и холодна,

                        Я всегда тебе нужна.

                        Позовешь меня – бегу,

                        От болезней сберегу. (Вода)

                        Когда едим – они работают.

                        Когда не едим – они отдыхают.

                        Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

                        Костяная спинка,

                        Жесткая щетинка,

                        С мятной пастой дружит,

                        Нам усердно служит. (Зубная щетка)

-  Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

                   Гигиену очень строго

                   Надо соблюдать всегда…

                   Под ногтями грязи много,

                   Хоть она и не видна.

                   Грязь микробами пугает;

                   Ох, коварные они!

                   Ведь от них заболевают

                   Люди в считанные дни.

                   Если руки моешь с мылом,

                   То микробы поскорей

                   Прячут под ногтями силу

                   И глядят из-под ногтей.

                   И бывают же на свете,

                   Словно выросли в лесу,

                   Непонятливые дети:

                   Ногти грязные грызут.

                    Не грызите ногти, дети,

                    Не тяните пальцы в рот.

                    Это правило, поверьте,

                    Лишь на пользу вам пойдет.

 - Ребята, я надеюсь, что всё, о чём мы с вами говорили, вы будите исполнять.



Предварительный просмотр:

5-6 класс

         «Раскрываем причины и последствия курения.

                                  Мифы о  курении»

                               

Цели:

-ознакомить детей с причинами и мотивами курения;

-Формировать стремление противостоять соблазнам, окружающим условиям, дурным примерам

Задачи:

-развенчать мифы о курении, которые существуют

Место проведения: кабинет

Ход занятия

1 Вводное  слово. Исследования выявили, что существуют много причин, по которым люди начинают курить

2  Наблюдения. Сообщения детей почему их знакомые начали курить.

Почему же люди начинают курить (мнения детей)

3 Инфо-блок. Научные данные (люди пробуют курить в подростковом возрасте; причины – желают быть как все, толкает любопытство, считают, что курение успокаивает нервы, хотят казаться взрослыми, способствует реклама, поступают назло родителям, педагогам)

Обсуждение причин и мотивов курения. Итоги заблуждений

4 Стадии приобщения к курению:

  1. Стадия приготовления. Мнения подростков о выгоде курения. Подражание рекламе и взрослой модели поведения тех, кто курит.
  2. Стадия попытки. Выкуривание первых сигарет. Проверка влияния курения на самочувствие. Ощущение, что курение –это норма.
  3. Экспериментальная стадия. Повторяющееся, но не регулярное курение подростков. Неумение отказаться от курения и доступность сигарет.
  4. Регулярное курение. Подросток регулярно покупает сигареты за свои деньги. Ощущение личной выгоды от курения
  5. Установление фармакологической зависимости, формирование регулярного курения. Развитие психологической зависимости.

5 Мифы о курении.

-Что вы слышали о «пользе» курения? (успокаивает нервы, улучшает настроение, сохраняет фигуру стройной, снимает боль,  способствует творческому подъему и т.д.)

6 Развенчивание мифов о курении. 

  • Курение «способствует» творческому подъему. Во время курения за счет никотина расширяются сосуды головного мозга = клетки мозга работают лучше. Но. Через 15 минут химическое действие никотина прекращается и сосуды сужаются, нарушается мозговой кровоток. Курильщик вынужден курить снова и снова, но «положительного»  эффекта нет. Происходит образование атеросклеротических бляшек в сосудах головного мозга, возникает опасность инсульта.
  • Курение «помогает» расслабиться, успокоиться.  Никотин сам по себе не обладает успокоительным действием, это наше убеждение. Расслабиться так же можно другими  способами (поиграть, почитать)
  • Курение «сохраняет» фигуру. Курение, отравляя организм, снижает естественный аппетит. Организм разрушается, а не поддерживается в хорошей форме.
  • Курение «снимает» боль. Курение отвлекает человека от боли или проблемы, но не исключает ни того, ни другого. Это самовнушение. Боль нужно лечить, проблемы – решать.

Инфо-блок. Синдром отмены. При отказе от курения возникает дискомфорт ( происходит снижение внимания, познавательных способностей, часто меняется настроение, возвращается аппетит).

Когда  человеку трудно пережить синдром отмены, он вынужден обращаться к врачу.

Социальные последствия курения. Мнения детей

- рождение ослабленных детей, в т.ч. слабоумных

-нарушения взаимоотношений между людьми (конфликт курящих и некурящих)

-Хронические болезни, потеря рабочего места

-преждевременная смерть

-страдания близких

Экономические последствия курения 

-На что вынуждено тратить деньги общество, в котором люди страдают от курения?

-лечение

-оплата больничных листов

-недополученная продукция, которую могли изготовить люди, заболевшие в результате курения.

Наказание на Руси за курение.

Как вы думаете, если курение причиняет столько бед обществу, надо ли наказывать курильщиков и продавцов? Как?

На Руси к курению относились резко отрицательно. В царствование царя Михаила Федоровича уличенных  в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей. После пожара в Москве в 1634 году курение было запрещено под страхом смертной казни. Торговцев «богомерзким зельем» велено было пороть и ссылать в дальние города. В России табак был разрешен Петром I . С тех пор табак победно шествует по нашей стране.

Итоги урока. Дурных примеров много. Последнее слово относительно вашего здоровья должно остаться за вами. Заставить вас никто не имеет права. Как научиться говорить «НЕТ»,- вы узнаете на следующем занятии.



Предварительный просмотр:

 Диспут-классный час "Жизнь бесценна"

Цели и задачи:
Пробудить у старшеклассников любовь к жизни. Уметь эффективно восстановить силы и преодолеть последствия стрессовых ситуаций. Формировать умение отстаивать свою жизненную позицию. Развивать умение прислушиваться к мнению окружающих.

Оформление: Выставка книг: Лондон Д., “Любовь к жизни”; Фраерман Д. “Дикая собака Динго»; Полевой Б. “Повесть о настоящем человеке”; Амлинский В. “Жизнь Эрнста Шаталова”; Титов В. “Всем смертям назло”; Закруткин А. “Матерь человеческая”. 

Эпиграф. Слова  Достоевского Ф. М: “Надо любить жизнь больше,чем смысл жизни.”
План проведения диспута.

1.                   Вступительное слово. Беседа по эпиграфу.

2.                   Исторические факты.

3.                   Проблемы общества (обсуждение вопросов).

4.                   Анализ тестов.

5.                   Выводы.

Подготовительный этап : Предварительно проведено тестирование в классе. Предложены вопросы дискуссии для обсуждения. Привлечены учащиеся для разработки сценария и участия в нем.


Содержание.

Вопросы для диспута:

1.                   В чем, на ваш взгляд, заключается смысл человеческой жизни? Должен ли человек оставить что-то после себя? 

2.                   Если добро и зло одинаково активны, как достичь внутреннего равновесия?

3.                   Что лежит в основе суицида?

4.                   Какова же психология самоубийства и его причины в современной жизни?

5.                   Анализ тестов. В современном мире очень важно иметь свою жизненную позицию. Какой путь вы выбрали для этой цели? 

6.Выводы.


 

Ход библиотечного часа.

1. Вступительное слово.

В нашей современной жизни порой происходят такие трагические события, когда внезапно гибнут люди, множество людей. Не оставляет никого равнодушным гибель подлодки “Курск”, авиакатастрофы, теракты, трагедия “Норд Ост”,Беслан. И можно продолжать этот страшный скорбный список. В трудные минуты жизни с особенной остротой задумываемся, что такое человеческая жизнь, можно ли избежать несчастья и как справиться с душевным стрессом. Одной из злободневных проблем современного мира стала склонность человека к суициду (самоубийству) – осознанного лишения себя жизни. Обратимся к статистике.

Сегодня жить или не жить – личное дело каждого. В группе “жить” лидирует Египет - по данным ВОЗ,там самый низкий процент самоубийств. Радуются жизни в Италии, Греции, на Филиппинах -это понятно. Из бывших союзных республик СССР в компании “радующихся жизни” оказалась лишь Армения- самоубийства там нонсенс. Зато Белоруссия, Украина, Казахстан в статистических таблицах тесно выстроились за лидирующими Литвой и Россией.

 2. Что лежит в основе суицида?

Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства. В последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд. У древних кельтов ,,доживание до немощной старости считалось позором для воинов. По их мнению, людей, добровольно обретших смерть, ожидало блаженное существование. 

В средневековой Японии ритуальное самоубийство - являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление. В случаях, когда не возможно было ответить противнику мечом.

История античного мира рассказывает о ряде самоубийств замечательных людей того времени:КатонУтический в знак протеста против единовластия Юлия Цезаря, Марк Юлий Брут, после поражения в битве при Филиппах, Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне 30г. до н. э, бросились на собственные мечи. 

Греческий философ Эмпедокл, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны - этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом.

Итак, мы видим, что суицид - явление, которое имеет свои характерные особенности. Все сказанные факты определяют следующие категории:

-самоубийство людей престарелых или больных;
-самоубийство рабов, слуг, после смерти хозяина;
-самоубийство как реакция на стресс;
-самоубийство как проявление психопатологии.


Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а потому, что он должен так поступить. 

С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Люди, обращенные к Богу, никогда самостоятельно не обрывают свою жизнь. Самоубийство расценивается как тяжкий грех, малодушие, отказ проявить духовную силу и выдержать испытание. 

Законы Людовика Святого для самоубийц предусматривали конфискацию имущества, если же это был дворянин, замок его ко всему прочему разрушали и герб ломали. 

В России Петр I повелел: “Ежели кто себя убьет, мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония чинить над собой не отважились”.

Самоубийц осуждают гневно и ряд других религиозных течений – ислам, иудаизм. 

 3. Какова же психология самоубийства и его причины в современной жизни?

Эта проблема привлекает внимание общества и исследователей. Суицид - это сложное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. С одной - человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание, с другой - сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удается вырваться из нее, он спасен, вот почему в иные минуты так важно, бывает понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и мучительных страданий.

Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становиться сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. 

Так произошло в одном из российских городов. Девочки покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Ваша позиция по этому поводу?

Ответы по этому поводу учащихся.

Итог: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Причиной самоубийства может быть чувство враждебности. 

Пятнадцатилетняя девочка ценой собственной жизни пыталась наладить отношения с матерью. Произошел скандал, и девочка выпила бутылку ацетона. В итоге ожог пищевода, годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье.

Причина скандала: маме сделали замечание, что дочь слишком ярко красится.

Можно ли было иначе решить эту проблему? Ваше мнение?

Ответы по этому поводу учащихся.

Итог: “Человек стоит столько, во сколько он себя ценит”. Рабле.

Человек считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти. Его жизнь, есть не только его,на которую он имеет абсолютное право собственности. Она также есть жизнь его близких, друзей, общества, наконец, всего мира, частичкой, которой он является.


 4. Анализ тестов. 

5. Выводы. 

Мы с вами обсуждали проблему осознанного лишения себя жизни, но в современном жестоком мире люди умирают помимо своей воли, своих желаний. Они стремились жить, радовались своим начинаниям и победам. Но по велению чьей-то руки их жизни преждевременно оборвались. Всем кто внезапно погиб во время террористических военных действий и при выполнении служебного долга посвящаются следующие стихи.

Алексеева В. “Трагедия в России и Америке”.

Грядущее машет над нами крылом,
Грозит нам печалью и скорбью.
Что ждет за закатом, рассветом - потом?
И что же случиться с любовью?

Кровавое зарево, слезный рассвет
Приходят за скорбною ночью.
И кто-то пошлет нам прощальный привет.
Он теплый… , а может, не очень…

И кто-нибудь вскрикнет и сядет на стул,
Схватившись за сердце руками…
И тихо пройдет мимо взрыва тот гул…
Грядущее машет крылами.

Лаврищева Т. “Джихад”.

Война…Аллах?!! Коран?!!
Война за веру?
Какая вера может быть у палачей?
И чей же Бог готов принять измену,
И страшный дар из гибнущих людей?
Кому нужны такие приношенья?
И разве это вера? Просто ложь.
Джихад- священная война,
Война за небо?
Холодной смерти бешеная дрожь!
А кто-то богатеет среди трупов,
И, заработав на чужой беде,
К Корану лживые свои подносит губы,
Кляняся в вере Богу и Судьбе.
Война… война, оставившая в сердце
Пустыню, горе, мглу безликих фраз.
Предательство, обман всего святого,
Но покарает ваш Аллах всех вас!

Почтим минутой молчания тех, чьи жизни преждевременно оборвались.

Итоги всего диспута:

Правильно прожитая жизнь- это большое искусство, а искусству нужно учиться, так и люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична,когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках. Тогда добро неизменно победит зло.


Завершить наш разговор словами Сухомлинского В.А. “Люди - это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, предавая контакту все новые формы и оттенки”.

Обзор литературы, представленной на выставке.

 

 

Приложение 1.
Тесты
.

1. Что, по- вашему, определяет смысл жизни?

а) внушение, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить, что хорошо, а что дурно;
б) представление человека о том, что хорошо ,а что дурно, установленное самим человеком для себя.

2. Согласны ли вы с тем ,что:

а) человек не в силах влиять на продолжительность своей жизни;
б) человек волен продлевать или укорачивать свою жизнь.

3. Должен ли человек оставить после себя след на земле?

а) бессмертие человека возможно только по отношению к человечеству;
б) бессмертие человека возможно.

4. Какое качество вы больше всего цените в людях?

а) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе;
б) не делай другому того, чего не хочешь себе.

5. С каким мнением вы согласны?

а) думать о смерти вредно, поскольку мысли о ней рождают ощущение обреченности и бессмысленной жизни;
б) задуматься о конечности и не обратимости своей жизни полезно, чтобы не совершать непоправимых и осуждаемых поступков.

6. Чтобы быть счастливым надо:

а) доставлять себе как можно больше развлечений, удовольствий, ни в чем себе не отказывать;
б)ставить перед собой трудные цели и преодолевать их вопреки обстоятельствам.

Список литературы: 

1.Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.
3.Школьная библиотека №4 2002г. Статья “Что такое человеческая жизнь?”