Внеклассное мероприятие Знатоки математики в городе N
методическая разработка (5 класс)

В последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить жизнь на Земле. Экологическое воспитание школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры. Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т. к. именно знания лежат в основе осознанных поступках человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях — главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_znatoki_matematiki_v_gorode_n.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

для учащихся 5 класса

«Знатоки математики в городе N»                                                                   

                                                                                              Аннотация

      В последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить жизнь на Земле.

Экологическое воспитание школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры.

Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т. к. именно знания лежат в основе осознанных поступках человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях — главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния.

На уроках математики, во внеурочной деятельности по предмету вопросы взаимодействия человека с окружающей природой наиболее полно находят отражение в текстовых задачах. В них раскрываются вопросы заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств. В каждый урок математики нужно включать задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы. Решение задач на уроках математики, во внеклассной работе на экологическую тему развивают у учащихся интерес к природе, воспитывают пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.

Цель: повышение познавательной активности и интереса учащихся, развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос, воспитание экологической культуры учащихся, развитие интереса учащихся к решению экологических проблем.

Оформление зала:

  1. Картина «Земля - наш общий дом»
  2. Плакат «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще более интереса по влиянию своему на искусство и промышленность»,  П.Л. Чебышев.
  3. Карта математического микрорайона города N.

Ход игры

Звучит магнитофонная запись: «Уважаемые слушатели, здравствуйте! В эфире радиостанция города N. Сообщаем важнейшие новости, прошедшие в нашем городе за последнее время. Вчера состоялось заседание в мэрии по проблемам экологической обстановки в городе. Обсуждались вопросы по озеленению и благоустройству улиц, по охране парков, скверов, по очистке прудов, рек; об условиях существования «братьев наших меньших». Решались другие важные экологические проблемы. Следующая новость. Магистр математических наук нашего города по просьбе экологического общества совершает поездку в Мушковайскую среднюю школу. Там состоится встреча с учащимися 5 класса. Экологи нашего города приглашают учащихся этой школы совершить путешествие по математическому микрорайону нашего города N и принять участие в заседании экологического общества».

Открывается дверь кабинета, входит магистр.

Магистр: 

-Здравствуйте. Я магистр математических наук города N, прилетел к вам по просьбе экологического общество. Приглашаю вас совершить экскурсию по математическому микрорайону города, а затем помочь юным экологам решить несколько экологических задач. Вместе с вами мы побываем  на  улице  Арифметической,  проспекте  Геометрическом,  музее  Древности,  перекрестке Неизвестного, экспериментальной лаборатории.

Первая остановка: улица Арифметическая.

Магистр:  

- Натуральное число в арифметику вошло,

Тайн немало принесло.

В очень древнем китайском манускрипте (более 4000 лет до н.э.) четные числа назывались женственными, а нечетные - мужественными. Так вот, употребляя все однозначные числа от 1 до 9 по одному разу и применяя действия: сложение, вычитание, умножения и деления, составьте такое равенство, в котором все женственные числа оказались бы по одному сторону знака равенства, а все мужественные - по другую.

Вторая остановка: проспект Геометрический.

Магистр:

-Можно ли разрезать квадрат на четыре части так, чтобы каждая часть соприкасалась с тремя остальными (части соприкасаются, если у них есть общий участок границы).

Третья остановка: Музей Древности

Магистр:

-Ребята, всем посетителям этого музея предлагается решить древние математические задачи.

Старая китайская задача: один крестьянин решил снести на рынок свой товар. Но он был так беден, что имел только один мешок. Поэтому он сначала насыпал в него бобы, перевязал мешок, а затем сверху посыпал рис. По дороге бедняк встретил хозяина кабачка, который согласился купить у него бобы, но от риса отказался.

Стали они думать, как сделать так, чтобы богач смог унести купленные бобы. Свой мешок хозяин кабачка не хотел отдавать крестьянину, а другой посудины у них не было, на землю высыпать было жалко. Наконец бедняк вскликнул: «Придумал!». Как он решил эту задачу?

Четвертая остановка: перекресток Неизвестного

Магистр: -Ребята, на перекрестке предлагаю вам решить уравнение

2 + 180/(х-11) = 22

Пятая остановка: экспериментальная лаборатория

Магистр:  - Отгадайте задуманное число:                                                         1.Задумайте число.                                                                                         2. Умножить его на 2.                                                                                      3. К произведению прибавить 3.                                                                          4. Полученную сумму умножить на 4.                                                                 5. От полученного произведения вычесть 12.                                                            6. Полученную разность разделить на задуманное число.

-Что у всех получилось?

Учащиеся: 8

Магистр:

-В чем секрет? Где кроется разгадка?

Подведение итогов. Выявление победителей.                                                                                            

Магистр:                                                                                                  - И так, ребята, мы с вами совершили путешествие по математическому микрорайону города N. Я, магистр математических наук, убедился, что вы владеете математическими методами, вы - умны и смекалисты. А сейчас мы, по приглашению юных экологов, отправляемся к ним в гости. Они обсуждают и решают непростые экологические проблемы.

Заседание экологического общества

Первый учащийся:                                                                                         - Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылек - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.                  

Второй учащийся:  

- Единство человека с природой... Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от неё.

Третий учащийся:                                                                                 - Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом.

Четвертый учащийся:

- Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко - это Земля. Делим

его на четыре части, три из них - это вода, а четвертая часть - это земля. Если эту маленькую одну четвертую часть поделим ещё, то получим «кусочек земли», где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части: две частицы (города, леса, дороги) - нельзя использовать, и только последний кусочек мы используем. Срежем с него кожуру - это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтоб сократить путь, переходим через вскопанное, вспаханное, засеянное... Раз, другой перешли, и вот уже почва перестает быть плодородной, на неё в этом месте ничего не растет, т.е. от этого последнего кусочка можно ещё оторвать кроху.

Магистр:

-  Молодцы, ребята, актуальные проблемы обсуждаете. Вокруг столько равнодушия,

жестокости, пренебрежения к природе. Взрослых экологических проблем детям пока не решить. Но кое - что они уже могут сделать: посадить деревья, ухаживать за лесом, подкармливать птиц, зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Уважаемые члены экологического общества, вместе со мной пришли учащиеся 5 класса Мушковайской шгколы. Я убедился, что они владеют математическими методами и думаю, что помогут вам решить некоторые экологические задачи.

Первый учащийся:                                                                                        -Уважаемые знатоки математики! Предлагаем решить несколько экологических задач.

Задача №1: 1 га леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода, а вырубается каждый год 12 миллионов га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

Задача №2: Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (Спросить каждого ученика).

-Ребята, так нужно ли беречь книги, экономно использовать тетради?

Задача №3: Из 250 тысяч видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Задача №4: В квартире протекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан. Сколько воды вытекает за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды? А сколько воды вытекает за 1 сутки?

Задача №5: Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений.

Задача №6: Известно, что тонна макулатуры сохраняет 5 куб. метров древесины и может дать 225 000 тетрадей.  Ребята,  подсчитайте,  сколько  тетрадей  будет  изготовлено  из  макулатуры,   собранной  учащимися нашей школы в прошлом году?

Обсуждение задач.

Магистр:

- Юные экологи, помогли ли вам ребята разрешить некоторые экологические задачи?

Экологи:

-Да, ребята молодцы.

Эколог 1:

Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
          Виктория Киш, Наталья Осьмак

Эколог 2:

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она - твой давний добрый лекарь.

Она - союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна!

Магнистр:

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"

Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике «Турнир знатоков математики»

Внеклассное  мероприятие  по  математике.«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достиж...

Внеклассное мероприятие по математике для 9 класса "Знатоки математики"

Данное внеклассное мероприятие подготовлено в виде презентации. В неё входит 4 тура. :разминка ,алгебра,геометрия,история математики.Вопросы от простых - до сложных. Наибольшое количество правильных о...

Внеклассное мероприятие по математике «Состязание знатоков геометрии»

Внеклассное мероприятие по математике, 8 класс...

Внеклассное мероприятие по математике: "Знаток математики"

Цель :формирование интереса к математике, развитие кругозора, развитие математического мышления, смекалки, умения нестандартно мыслить.Мероприятие напрямую связано на знание геометрии 7-8 классов, а т...