Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов «В мире книг»
рабочая программа (7, 8 класс)

Белецкая Ольга Андреевна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов " В мире книг" составлена на основе программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,М.:

Просвещение, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie7-8.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов   «В мире книг»  составлена на   основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вороновой, М.: Просвещение, 2014г.

        К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.

           Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.

      Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

           Цели прогаммы:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

           Преемственность внеурочной деятельности  с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

    Место  в учебном плане

            Внеурочное занятие проводится один раз в неделю  по четвергам с октября месяца, запланировано провести 31 ч .

Формы организации  

  • Литературные игры
  • Конкурсы-кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Встречи с библиотекарем

               Содержание программы  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

              Программа внеурочной деятельности способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет  школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят  читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

      Занятия  проводятся в следующих формах:

  1. групповые формы работы;
  2. индивидуальные формы работы;
  3. познавательно-развлекательные викторины;
  4. подготовка и участие в конкурсах .

Результативность

  1. Умение работать с художественным текстом.
  2. Формирование читательской самостоятельности учеников.
  3. Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
  4. Воспитание коммуникативной культуры школьников.
  5. Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.

       Требования к учащимся

Посещать внеурочные занятия  систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.

        Мониторинг

Тематика  занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс  начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения викторины «По страницам любимых книг», конкурс на самого лучшего чтеца. Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы   внеурочной деятельности

 В результате освоения программы  «В мире книг» формируются следующие

предметные умения:

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома .

     Тематическое планирование   внеурочных занятий  « В мире книг»          

Тема занятия

К.

ч.

Дата

1

Знакомство с планом работы кружка, правилами поведения.

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой.

1

2

Книги Древней Руси. Первая печатная книга на Руси.

1

3

Библия. Библейские предания.

1

4

Героические песни о героях России.

1

5

Русь великая в произведениях фольклора.

1

6

День народного единства. Книги о героях России.

1

    7

Мифы народов мира. Мифологические герои.

1

    8

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

9

Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

1

10

Сказки А. С. Пушкина.

1

11

М. Ю. Лермонтов. Биография поэта, его творчество.  М. Ю. Лермонтов. Бородино.

1

12

И. А. Крылов. Биография баснописца. Басни И. А. Крылова.

1

13

Книга. Элементы книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

14

Хранители слов — словари. Выставка словарей. Игра — конкурс « Объясни слово».

1

15

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1

16

Игра « 100 вопросов Почемучки»- практическая работа со справочной литературой.

1

17

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Чтение отрывков, просмотр кинофильма.

2

18

В. А. Каверин « Два капитана».   Чтение отрывков, просмотр кинофильма.

2

19

К. Г. Паустовский « Телеграмма». Чтение рассказа, просмотр короткометражного фильма.

2

20

В. Г. Короленко « Слепой музыкант». Чтение глав из повести. Просмотр кинофильма.

2

21

Р. И. Фраерман « Дикая собака Динго или повесть о первой любви. Чтение отрывков из повести, просмотр фильма.

2

22

 Книги о детях войны. Вадим Трунин « Это было в разведке». Просмотр кинофильма. Выставка рисунков  «Читай и рисуй с чувством».

3

23

Детские  газеты и журналы .

1

24

Викторина « По страницам любимых книг». Конкурс на самого лучшего чтеца.

1

Всего:

31

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Литература

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вороновой, М.: Просвещение, 2014г.

2. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель», 2007

3. Интернет сайт: « Первое сентября».

4. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» , 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса "В мире математики"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возмож...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....