Познавательно-игровая программа "Семь-я"
методическая разработка (5 класс)

Демидкова Лариса Сергеевна

Познавательно-игровая программа, посвященная Дню семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_k_dnyu_semi.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа

«СЕМЬ-Я»

Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня у нас не просто праздник, а праздник семьи.

Отгадайте ребус:

Мой первый слог

Средь цифр найдете,

Конец –

ищите в алфавите.

А целое не трудно отгадать,

Взирая на детей, на их отца и мать.

Все: Семья.

Что вы знаете о семье? Что же такое семья? (Ответы детей)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается 8 июля.

Семьей становится и школа. Ведь школа - это та же семья, только большая, в ней, как и в любой семье, есть педагоги, взрослые и маленькие дети. Каждый из вас в будущем обязательно будет иметь свою семью. И очень хотелось бы, чтобы она была дружная, крепкая и счастливая.

У нашего праздника очень нежный символ - ромашка. Ромашка –символизирует доброту, скромность, невинность, нежные, искренние чувства, юность и романтичность. Мифология Древнего Египта символизирует ромашку с одним из проявления бога солнца Ра. В любом букете или композиции ромашка символизирует легкость, удачу и мир.

ведущая:

Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий. Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Георгиев). Во-вторых, фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос–Белов, или пристрастие к кулачному бою – Бойцов).

ведущая:

Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы.

Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы, Муромцевы, Москвичевы).

А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Давайте попробуем разобраться, а может быть и пофантазировать. (Дети рассказывают про значение их фамилии...)

(значение фамилий)

Фамилия Нестеров восходит к каноническому мужскому древнегреческому имени Нестор, в переводе означающее «возвратившийся домой». В основу фамилии легла производная форма этого имени — Нестер. Покровителем имени Нестор считался мученик Нестор Солунский (ок. 306 г.), ученик святого Димитрия Солунского.

Основой фамилии Киреенко послужило мирское имя Киря. Фамилия Киреенко восходит к крестильному мужскому имени Кирилл, которое в переводе с греческого значит «маленький господин». В основу фамилии легла производная форма имени –Кирей.

Фамилия Буренков происходит от прозвища Буренка, в основе которого лежит прилагательное «бурый» - «цвет кофейный, коричневый, ореховый, искрасна-черноватый». Вероятно, такое прозвище указывало на особенности внешности предка (каштановый цвет волос, смуглый цвет кожи).

Фамилия Назимов восходит к мусульманскиому мужскому имени Назим, которое образовано от арабского слова «nasym» – «устроитель», "стихотврец".

Шмарцева- эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. В очень старых бумагах граждане с этой фамилией были известными деятелями из славянского тульского мещанства в XVII-XVIII веках, державших значительную государеву привелегию.  Сборщики фанерных труб - это профессия, от которой произошла фамилия в городе Обнинск

Фамилия Шитиков – русская фамильная модель, образованная от отчества и означает отчество 2-ой степени (внук Гури → Гурин сын → Гуринов); от отчества (Андреин сын → Андреинов); от топонимов (Саратов → Саратовинов); от прозвищ и фамилий помещиков, оканчивающихся на -ин путём прибавления фамильного суффикса -ов (Никитин → Никитинов)

Фамилия Устинов образована от мужского календарного канонического имени предка-основателя рода – Устин. Имя Устин происходит от латинского слова «iustinus», которое переводится как «справедливость, справедливый» и пришло в русский язык через греческие диалекты.

Одутов – русская, болгарская, азербайджанская или еврейская мужская фамилия. С половины XVI столетия приблизительно 60-70% русских фамилий постепенно усвоило застывшие патронимические суффиксы -ов/-ев/-ёв.

Фамилия Самсонов произошла в качестве отчества от распространенного на Руси крестильного имени Самсон. В переводе с древнееврейского языка это имя означает «солнечный». В православных святцах имя появилось в честь Самсона Дольского, именины которого празднуются 28 июля. Такие фамилии происходят от имени прямого предка их носителя.

Фамилия Колянов образована от прозвища Колян. Оно ведет свое начало от прилагательного «каляный» - «твердый, жесткий». Вероятно, прозвище Колян содержало указание на особенности характера и поведения основателя фамилии (уверенность в себе, целеустремленность, мужественность). Чередование гласных о/а объясняется влиянием окающих говоров.

Аши́хмин (Аши́хмина) — фамилия, скорее всего, образованная от тюркского прозвища Ашыкма «не торопись!». (Радлов, том 1, с.593). Впервые упоминается в XVII веке среди первых известных вятских фамилий.

Конкурсная программа

Задание 1

Проведем урок русского языка.

Скажите кто таков:

1. Сын моей матери. (Брат)

2. Мой родитель. (Отец)

3. Брат отца или матери. (Дядя)

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)

5. Та, что дала нам жизнь. (Мама)

6. Мать мужа. (Свекровь)

7. Сестра мамы или папы. (Тетя)

8. Сын моего ребенка. (Внук)

9. Мой наследник. (Сын)

10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)

11. Отец жены. (Тесть)

Задание 2

Следующее задание. Из набора слов составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

1 Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

2 Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

3 Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

4 Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)

5 А, гостях, хорошо, лучше, в, дома. (В гостях хорошо, а дома лучше)

6 Счастье, на, гость, в, пороге, доме. (Гость на пороге – счастье в доме)

7 Сиротка, хозяйки, без, дом. ( Дом без хозяйки сиротка)

8 Не, яблоко, далеко, яблони, от, падает. (Яблоко от яблони не далеко падает)

9 Тем, богаты, чем, рады, и. (Чем богаты, тем и рады)

10 Помогают, дома, стены, и. (Дома и стены помогают)

11 Мой, крепость, моя, дом. (Мой дом – моя крепость)

12 Не, воин, поле, в, один. (Один в поле не воин)

Задание 3

.Угадайте, какая это песня

1)Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик)

2)Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке на глазах у изумленной публики, отмечая очередную годовщину своего рождения. (Пусть бегут неуклюже)

3)Эта песня о девушке, которая скучала о милом человеке на берегу реки в то время, как кругом цвели плодовые деревья. (Катюша)

4)Эта песня о веселом мальчике, который хитростью увильнул от работы в поле по сбору урожая картофеля. (Антошка)

5)Эта песня об одном географическом объекте, расположенном в тропиках, на котором жители веселятся и питаются экзотическими фруктами. (Чунга-Чанга)

6)Эта песня о том, что идти в поход лучше всего в обществе хороших друзей, а петь песни в большом хоре. (Вместе весело шагать)

7) Эта песня о веселом выражении лица, которое вызывает хорошее настроение у друзей и способствует возникновению природного явления в виде разноцветных полос. (Улыбка)

8)Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, живущие у немолодой женщины. (Жили у бабуси...)

Задание 4

Литературный конкурс

1. Кто из литературных героев мечтал получить 500 порций мороженого? (Чебурашка.)

2. Какими лакомствами угощала гостей Муха-Цокотуха? (Крендельками и вареньем.)

3. Как называется стихотворение, в котором герой просит прислать пять или шесть пудов шоколада? Кто его автор? («Телефон», К. Чуковский.)

4. Кто из героев мультфильма в гостях съел столько всяких сладостей, что застрял в дверях? (Винни-Пух.)

5. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье.)

6. Кто писал такие стихи?

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка. (Незнайка.)

7. О ком Незнайка написал, что он когда был голодным, проглотил утюг холодный? (О Торопыжке.)

8. Как называется жесткая конфета? (Карамель.)

Задание 5

"ЧЛЕНЫ СЕМЬИ В ЗАГАДКАХ"

1. Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего,

А для меня он _________

2. Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Она расскажет сказку мне,

На картах погадает.

Я сяду с нею рядышком:

- Продолжи сказку, ________

3. Она всё на свете помнит и знает,

И бабушка мамой её называет!

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра, она же мне пра_____

4. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне _______


5. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

он твердит, в глаза мне глядя:

- Руку жми, ведь я твой _______

6. Заботливая, ласковая. строгая,

Почти что молодая, длинноногая.

ей хочется всегда, чтоб мы поели.

Не сердится. Но это еле-еле,

Особенно, когда молчу упрямою

Вы догадались? Это наша ______

7. Кого всегда сработы ждём,

А он несётся под дождём?

Всем очень нужный и родной.

Картошки купит в выходной,

Починит чайник и утюг.

Мне и братишке - лучший друг.

Он ростом чуть пониже шкафа.

Давно всем ясно! Это _____.

8. В доме всё стоит вверх дном,

Разговоры все о нём.

Он в своей кроватке улыбается.

На него глядят и восхищаются.

Я, конечно, тоже рад:

Появился младший __________ .

9. У мамы сестра,

Вы добрей не найдёте.

Я очень горжусь,

Ведь она моя ____________ .

10. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

Руку жми, ведь я твой _______ .

11. На Волге живут мои дяди и тёти.

Меня на каникулах там вы найдёте.

От мамы и папы к ним я посланник,

Меня они любят, ведь я же _______.

12. Кто всех милей на свете?

Для каждой мамы - _____________ .

Задание 6. интеллектуальная эстафета

-Какое выражение стало символом большой семьи? (Семеро по лавкам.)

-До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?

До свадьбы;

-Что в известной русской сказке пустили Иван-царевич и его братья, желая найти себе жен? Стрелу;

-Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

-Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?

-Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

-Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?

-Как называют ребёнка, который в семье родился первым?

Задание 7 «Ох, жизнь моя, жестянка!»

Ведущий: Каждая семья должна пантомимой показать сцену из своей домашней жизни, а болельщики должны угадать, о каком процессе идёт речь. (Приготовление пищи, мытье посуды, стирка, уборка, просмотр ТВ и т.д.)

Задание 8

Фото на память.

Ведущий: Ну что ж, уважаемые семьи! Мы подошли к последнему конкурсу. Представьте, что вы пришли в фотомастерскую и хотите сделать семейный снимок. Как вы расположитесь, какие примите позы? Покажите! Пока одна семья показывает, другая – внимательно смотрят и запоминают. А сейчас главное задание: нарисуйте «фото» сами, а мы установим схожесть с копией. 1-я команда рисует фото 2-й, и наоборот. (Жюри оценивают получившиеся «фотографии». Снимки команды дарят друг другу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Предолимпийский забег»

Цель:помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию.Задачи: - знакомство с символикой Универсиады 2013 года; - развитие мышления,познавательных  и творческих способностей...

Познавательно-игровая программа "Семь - Я"

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье. Задачи: Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семе...

Сценарий познавательно-игровой программы "Браво, актер!"

Программа разработана с целью познакомить детей с основами театрального искусства, а также выявить их актерские способности. Игра проводится с участием команд, состоящих из 10-12 человек. В процессе п...

"Сокровища старого пирата" познавательно-игровая программа для детей 7-10 лет

Познавательно-игровая программа "Соковища старого пирата" предназначена для организации игр с детьми 7-10 лет. Детям предлагается план поиска сокровищ, которые будут найдены после преодоления препятст...

"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста

Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....

Классный час «Знатоки природы» Познавательная игровая программа

Классный час«Знатоки природы»Познавательная игровая программа...

Познавательно - игровая программа «Кто не мечтает стать генералом».

Познавательно-игровая программа посвященная 23 февраля...