«Экологическая игра»
план-конспект занятия (5 класс)

Великасова Дарья Александровна

Пробуждение интереса к судьбе нашей Земли, формирование экологической культуру школьников и бережное отношение к природе, всему живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx26.32 КБ
Office presentation icon ekol.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия

 «Экологическая игра»

5 класс

Тема: экология

Форма: игра  

Цель: Пробудить интерес к судьбе нашей Земли, формировать экологическую культуру школьников и бережное отношение к природе, всему живому.

Задачи: 

Образовательные:

- Обобщить знание школьников об экологии, как науке;

- Познакомить ребят с различными страницами красной книги;

-Формировать представления о экологических проблемах на планете.

Развивающие:

- Способствовать развитию внимания и логического мышления;

- Формировать способности аналитического мышления;

- Созывать условья для творческого развития.

Воспитательные:

- Формировать культуру поведения в природе;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе;

- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование: мультимедиа оборудование, з стула, телеграммы, бумага, карандаши.  

План мероприятия

Таблица 1

п/п

Этап мероприятия

Формы и методы

Время, мин

1

Организационный

2

2

Вступительное слово

Рассказ

3

3

Основной

Рассказ, беседа, конкурсы.

32

4

Подведение итога

Беседа

3

5

Рефлексия

Фотосъёмка

5

Ход мероприятия

1 этап (Организационный)

Ребята рассаживаются, учитель готовит оборудование и запускает презентацию.

2 этап (Вводное слово)

Учитель: Ребята заканчивающийся 2017 год является годом … (экологии). Вот поэтому сегодня наша встреча посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология? (Слайд 1)

Ученики: Экология — это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека.

Учитель: Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Но что это? Мы сейчас узнаем.  А для начала давайте разделимся на 2 команды, 1 команда занимает парту справа, а вторая с лева.  Вам необходимо придумать название и девиз, а затем представить свою команду, на это вам дается 5 мин. В жури сегодня Ваш классный руководитель Татьяна Николаевна.

Команды представляются.

3 этап (Основной)

Учитель: Нам пришли телеграммы! Срочные! Они будут появляется на экране, каждая команда по очереди зачитывает и говорит о какой проблеме в ней сказано.

Телеграмма 1. «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили» (слайд 2).

Команда 1: Засорение окружающей среды.

Учитель: Еще одна телеграмма, от вороны.

Телеграмма 2.  «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Так ворона и погибнуть может!» (Слайд 3)

Команда 2: Резкое сокращение биологического разнообразия на планете.

Учитель: Верно. Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды.

Телеграмма 2. «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать» (слайд 4).

Команда 1: «Парниковый эффект». 

Учитель: А что это такое?

Ребята выдвигают предположения.

Учитель: Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

Учитель: Телеграмма от Красной Шапочки.

Телеграмма 3: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем» (слайд 5).

Учитель: Почему же сгорела капуста у бабушки?

Команда 2: Над огородом нарушился озоновый слой.

Учитель: А что же такое озоновый слой и где он находится? Озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей. Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Команда 2: Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой.

Учитель: Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу?

Учитель: Телеграмма от белочки.

Телеграмма 4 «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?» (слайд 6)

Команда 1: Кислотные осадки. 

Учитель: Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди? Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах.

Учитель: А теперь вопрос для самых внимательных в зале. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели? Поднимите руку, кто сможет назвать цифру (пять) и перечислить все экологические проблемы. (слайд 7). А сейчас мы перейдём к самой экологической игре она состоит из 7 туров.

Учитель: 1 тур называется «Жалобная книга» природы (слайд 8).

Вам необходимо прочитать жалобу и ответить, от кого она поступила? Время 1 минута Командиры получите задание. 

Учитель: А сейчас команды по очереди зачитываю жалобы и отвечают от кого она пришла.

Команда 1: «Сама знаю, что не красавица. Но не всем же быть красавицами. Увидев меня, многие шарахаются в сторону, а кто– то и камнями норовит забросать. А что это? Придумали, что от меня на руках бородавки бывают… Чушь какая-то! А польза от меня большая, я за лето могу съесть больше 1000 опасных насекомых, особенно таких, которых птицы не трогают» (слайд 9)

Ответ: Жаба

Команда 2: «На земном шаре, нет пожалуй такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, сколько обо мне. И всё из-за того, что ни на обычных зверей, ни на птиц я не похожа, темноту люблю, очень нравится мне висеть вниз головой. Что же мне делать? Ведь такой я уродилась. А обижают меня незаслуженно. Я же друг человеку, а не враг» (слайд 10)

Ответ: Летучая мышь

Команда 1: «Как жаль, что меня боятся почти все люди. Я ведь просто греюсь на солнышке и не трогаю никого. А какая я красивая! Полосками разноцветными переливается моя чешуя. Многих людей своим ядом исцеляю. Не убивайте меня!»

Ответ: змея

Команда 2: «Мы – белоснежное чудо на воде. Как мы красивы! А вы нас обрываете. Для чего? Мы ведь в вазе стоять не можем, сразу вянем. Любуйтесь нами, когда мы растём в воде!»

Ответ: водная лилия

Команда 1: «Есть такая загадка: «Какое растение знают даже слепые?» Да, это обо мне. Я не виновата, что на меня нечаянно садятся да ещё провинившихся мальчишек по мягкому месту поколачивают. А ведь из меня не только разные лекарственные настои можно приготовить, но и очень полезные щи, супы, салаты. В Великую Отечественную войну я многих от голода спасла»

Ответ: крапива

Команда 2: «Я – очень красивый гриб! Моя шляпка красная, вся в горошках. Люблю выделяться среди других грибов. Зачем же вы меня ногами сбиваете? Сами вы меня не едите, а вот некоторые животные меня в пищу употребляют и даже лечатся. Да и красота от меня в лесу!"

Ответ: мухомор

Учитель: Молодцы, ребята. Переходим ко второму туру «Охрана природы» (слайд 15). Какие действия человека относятся к охране природы? Впишите своё предложение по охране окружающей среды. Время выполнения 1 минута.

Задание 1 команды

  • Слив сточных вод
  • Подкормка птиц
  • Сбор берёзового сока
  • Сбор макулатуры
  • ?
  • ?

Задание 2 команды

  • Уборка листвы в лесу
  • Посадка леса
  • Заготовка древесины
  • Уничтожение раннецветущих растений
  • ?
  • ?

Ребята отвечаю.

Учитель: Верно. А вашему вниманию предлагается памятка жителям планеты Земля (слайд 16)

  1. Заботьтесь о чистоте воздуха
  2. Не загрязняйте воду
  3. Не бросайте мусор на Землю
  4. Не занимайтесь незаконной охотой

Учитель: 3 тур называется «Природные сообщества и цепи питания» (слайд 17). Ребята Вам даны разрезанные слова, название биологических существ, необходимо из них собрать по 2 цепочки питания, время 3 мин.  

Ребята отвечаю и сравнивают с результатами на экране. (слайд 18)

Учитель: 4 тур «Красная книга» (слайд 19) Ребята, а вы знаете какие страницы есть в Красной книге?

Есть «чёрные» страницы. На них записаны названия растений и животных, которые исчезли.

На «красных» страницах– животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, но их ещё можно спасти.

На «оранжевых» страницах перечислены названия растений и животных, число которых постоянно уменьшается. Если их не оберегать, то они окажутся на грани исчезновения.

На «жёлтых» страницах дан перечень организмов, которые считаются редкими, пока их число пока не сокращается

«Белые» страницы, перечисляют те растения и тех животных, в чьём благополучии ученые сомневаются. Но у них пока не хватает точных сведений, чтобы сделать точный вывод.

«Зелёные» страницы дают название животных существ, число которых постепенно восстанавливается благодаря стараниям людей или естественным путём.

Учитель: 5 тур Конкурс капитанов (слайд 20) Перед вами 3 стула с цифрами. Вам будут задавать вопрос, а вы должны выбрать вариант ответа: 1,2,3 и подойти к стулу(веера).

Вопросы:

  1. Когда отмечается день окружающей среды? (5 мая, 5 июня, 5 ноября)

5 июня – Всемирный день       защиты окружающей среды. Утверждён в 1972 году. Этот день объединяет всех людей планеты в желании жить в мире, в единении и гармонии с природой. В нашей стране с 2007 года Всемирный день охраны окружающей среды совпадает с Днём эколога (слайд 21).

  1. Соком какого растения можно выводить бородавки? (Аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
  2. Мальчик болеет ангиной. Какое растительное средство вы посоветуете, чтобы быстрее выздороветь? (Аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
  3. Если у вас плохой аппетит. Что с этим делать? (Аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
  4. Какое растение заменяет вату и йод? (Мох, липа, берёза)
  5. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа, сосна, берёза)
  6. Какое дерево можно назвать символом России? (Берёза)
  7. Какое дерево используют в кораблестроении? (Липа, сосна, берёза)
  8. Каких страниц нет в красной книге? (Красных, зелёных, фиолетовых)

Учитель: Молодцы капитаны, присаживайтесь. Какие правила поведения в лесу надо соблюдать во время прогулок и выездов на природу?

Ученики: Оставлять после себя порядок, не кричать, не загрязнять ручьи и реки, не срывать редкие растения, не брать с собой особенно весной в лес собак, чтобы не пугали птенцов, детёнышей животных.

Учитель: Какую помощь животным вы можете уже сейчас оказывать?

Ученики: Изготавливать и развешивать кормушки для птиц, содержать в чистоте территорию школы и своего дома, правильно вести себя на природе.

Учитель: 6 тур «Лесные Робинзоны» (слайд 22) Собрать рюкзак в поход и найти лишний предмет. Вам нужно наклеить необходимые вещи и предметы. Как только работа будет завершена, вы должны все взяться за руки и поднять руки вверх! Оценивается правильность, скорость и дружба!

Учитель: 7 тур «Угадай явление». Из каждой команды выходит по одному участнику. У меня на лоточках в мешочке написано 8 природных явлений, Вы по очереди вытягиваете листочек читаете про себя явление, а потом показываете его средствами мимики. Какая команда первая отгадает то и получает бал.

4 этап (Подведение итога)

Учитель: Слово предоставляется жури.

Учитель: Поздравляем победителей. Ребята с чем мы сегодня познакомились? (слайд 23)

Ученики: Экологическими проблемами

Учитель: Что необходимо делать для их предотвращения?

Ученики: Оберегать природу, не мусорить, не уничтожать, возобновлять лесной фонд, использовать фильтры на заводах и многое другое.

Учитель: Экологическое состояние нашей планеты – это будущей наших потомков и оно зависит от нас в большей степени. Берегите природу и она сохранит вам хорошее здоровье. Год экологии заканчивается, но проблема природы остается и не забываете о ней.

5 этап (Рефлексия)

Учитель: Ребята, представьте, что сегодня весь урок снимал фотограф. Все, что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем восстановить каждый кадр этой пленки.

Ребята делятся впечатлениями.

Учитель: Всем спасибо, за участье в нашем мероприятии.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая игра

Слайд 2

«Срочно. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили»

Слайд 3

«Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж.

Слайд 4

«Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать»

Слайд 5

«У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем»

Слайд 6

«После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!»

Слайд 7

Экологические проблемы Засорение окружающей среды Сокращение биологи- ческого разнообразия на планете 3. «Парниковый эффект» 4. «Озоновая дыра» 5. Кислотные осадки

Слайд 8

«Жалобная книга»

Слайд 9

жаба, лягушка

Слайд 10

летучая мышь

Слайд 11

змея

Слайд 12

водяная лилия

Слайд 13

крапива

Слайд 14

мухомор

Слайд 15

«Охрана природы»

Слайд 16

1. Заботьтесь о чистоте воздуха 2. Не загрязняйте воду 3. Не бросайте мусор на землю 4. Не уничтожайте растения 5. Не занимайтесь незаконной охотой

Слайд 17

«Природные сообщества и цепи питания»

Слайд 19

Какие страницы есть в красной книге? Есть «чёрные» страницы. На них записаны названия растений и животных, которые исчезли. На «красных» страницах- животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, но их ещё можно спасти. На «оранжевых» страницах перечислены названия растений и животных, число которых постоянно уменьшается. Если их не оберегать, то они окажутся на грани исчезновения. На «жёлтых» страницах дан перечень организмов, которые считаются редкими, пока их число пока не сокращается «Белые» страницы, перечисляют те растения и тех животных, в чьём благополучии ученые сомневаются. Но у них пока не хватает точных сведений, чтобы сделать точный вывод. «Зелёные» страницы дают название животных существ, число которых постепенно восстанавливается благодаря стараниям людей или естественным путём.

Слайд 20

«Конкурс капитанов»

Слайд 21

5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды Утверждён в 1972 году. Этот день объединяет всех людей планеты в желании жить в мире, в единении и гармонии с природой. В нашей стране с 2007 года Всемирный день охраны окружающей среды совпадает с Днём эколога.

Слайд 23

Взгляни на мир глазами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "День воды"

Экологическая игра для 5-6 классов...

Экологическая игра

Экологическая игра на тему: "Познавая природу, познаешь себя". Цели:-        воспитать в детях чувство любви к родной природе;-        развить желание детей больше узнать о животных и растениях, о сре...

Экологическая игра, посвященная Международному дню птиц

 Экологическая игра, посвящённая Международному дню птицЦели:Экологическое воспитание;Прививать любовь к родной природе...

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Экологическая игра "Мы природой дорожим".

  Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день.    Экологическая игра "Мы природой дорожим" предназначена для учащихся пятых классов и способствует повышению уровня...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Театрализованная игра....

Экологическая игра "Своя игра"

Материал используется при проведении экологических недель для ребят 8-9 классов....