Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
план-конспект

Нестерова Ольга Николаевна

Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Путешествие капельки».

Цели и задачи занятия:

1. Образовательные:Уточнить представления детей об использовании воды.

Активизировать и расширять словарь детей по темам: «Вода», «Зима».

Познакомить детей со свойствами воды: «течёт», «испаряется», «замерзает».

Учить подбирать слова—признаки к словам: «снег», «лёд», «вода».

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

Закреплять элементарные представления о круговороте воды в природе.

Совершенствовать пространственные ориентировки ребёнка.

2. Развивающие: Развивать познавательные способности ребёнка.

Продолжать учить составлять рассказ по опорной схеме.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов.

Продолжать учить выкладывать простые слова из букв.

Развивать внимание, память, зрительно- двигательную координацию.

Развивать воображение, сообразительность, диалогическую речь.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброе, заботливое отношение к не живой природе.

Создавать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование: Магнитная доска, изображение капельки, солнца, ручейка. Мячик, Разрезная азбука на каждого ребёнка. Иллюстрации рыб: кит, сом, щука для показа. Схема круговорота воды в природе.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Логопед- ребята, а вы любите путешествовать?

Дети - (ответы).

Логопед - Давайте и мы с вами отправимся сегодня в путешествие.

Сидя глазки закрываем

Руки вверх мы поднимаем

Ручками- похлопали,

Ножками- потопали

Глазки- тихо открываем,

И куда-то-попадаем.

(На доску крепится изображение капельки)

Логопед - хотите узнать к кому мы попали в гости?

Д. (О)

Логопед. - Тогда отгадайте загадку:

Загадка:- все сидим мы в маме- тучке.

Крепко держимся за ручки.

Но когда нам тесно станет,

Мама в путь всех нас отправит.

Землю- матушку умыть и водичкой напоить.

Д. -(капельки.)

Логопед - Да ребята, это капельки. А как вы понимаете слово капельки.

Д - (Дождь, вода.)

Логопед. - Правильно капельки - это вода. И вода бывает разной. Она может бежать ручейком, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот такая она волшебница.

А ещё капельки любят путешествовать. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие вместе с ними.

1. Артикуляционная гимнастика:

- «Шарик»- надувание поочерёдно и обеих сразу щёк (капельки собираются в тучке, тучка становится всё больше). Шарик лопнул. (Выпускаем воздух) из тучки проливается дождь.

- «Качели»- капельки капают на землю.

- «Змейка»- капельки собираются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река.

- «Лопатка»- из реки капельки попадают в широкое море.

- «Горка»- в море капельки катались по высоким волнам.

- «Почистим зубки»- из-за туч выглянуло солнце.

- «Качели»- капельки стали лёгкими и потянулись к маме тучке.

2. Рассказ о путешествии воды

- Сегодня мы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует.

Узнаем, где встречается в природе, и для чего она нам нужна.

(показ глобуса)

-Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус. То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Земле очень много воды, но не вся она пригодна для животного, растительного мира и человека.

А где в природе можно встретить воду?

(В реке, океане, море, роднике).

Вода в океане называется океаническая, в море, в реке, в роднике? (морская, речная, родниковая).

Дефектолог: А чем отличается морская вода от речной? (в море соленая, а в реке пресная).

Ребенок:   пресная вода - это вода без солей. А в морях и океанах, вода солёная. Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели.

Вопитатель: Для людей такая вода непригодна, поэтому человек берет воду из подземных скважин - это в небольших населенных пунктах, таких как, посёлки  и деревни. А в городах, где население гораздо больше нужно много воды. Вода из рек поступает на водоочистительные предприятия, где проходит очистку и далее поступает в краны.

Логопед:

Также вода в природе встречается в виде дождя и снега.

В природе есть такое явление как туман. 

А что такое туман? (- это вода в виде маленьких пузырьков, которые, собираясь, делают воздух менее прозрачным). Туман образуется, когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли.

Следующее природное явление – радуга. 

Что такое радуга? (Радуга - это, когда солнце освещает множество водяных капелек дождя).

Ночью или рано утром мы можем наблюдать такое природное явление как роса.

Что такое роса? ( Роса - это превращение водяного пара в капельки воды), и происходит это обычно ночью, когда воздух охлаждается.

Еще вода встречается в виде града. Что такое град? (это маленькие кусочки льда).

Воспитатель- Дети, кому нужна вода?

Дети: Рыбам (они в ней живут);

-растениям, чтобы расти;

-животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут;

- насекомым;

-человеку.

Воспитатель: Значит, без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому ее надо беречь. Как же человек может беречь воду?

Дети: не оставлять без надобности открытым кран, не засорять водоемы.

Дефектолог

4. - Игра назови ласково. Дефектолог бросает мяч называю слово, ребёнок возвращает мяч с изменённым словом. (ручей-ручеёк.). (Облако, снег, дождь, вода льдина)

С. А- Сейчас мы с вами вспомним, какой бывает вода.

Д. -(О.)- чистая, грязная, холодная, горячая, тёплая.

С.А - А снег, какой?

Д. (О.)- белый, пушистый, холодный, мягкий, рыхлый…

С. А- А лёд, какой?

д. -(О.)- толстый, тонкий, скользкий, гладкий…

Логопед

5.- Физкультминутка.

Туча по небу плывёт (качаем вверху руками.)

Капельки в себе везёт (руки вверху разводим широко.)

Капельки сидеть устали

На землю дождиком упали.

(стряхивая кисти с раздвинутыми пальцами, опускаем руки вниз).

В ручеёк превратились. (волнообразные движения руками на уровне груди).

К морю синему пустились (руки широко в стороны).

А там солнышко пригрело

Капельки на лучик сели

К тучке быстро поднялись.

Спать на тучку улеглись (руки поднять вверх, сложив, их под щекой.)

А на утро, чтоб опять,

Ручейком весёлым стать. (руки вниз).

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, а вот чтобы лучше понять, как же происходит круговорот воды в природе, я приглашаю вас пройти к столам и убедиться в этом на практике.

Опыт №1.

Перед вами стоят миски с водой. Представим, что это водоем. Возьмите губки. Что можно сказать о весе губки? (губка легкая). Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку в миску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весу стала губка (тяжелая). Сожмите ее над миской.  Что произошло? Из тучки пошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь. По окончании опыта дети вытирают руки салфеткой.

Опыт №2.

На ваших столах стоят лейки с водой и землей. Представим себе, что это наша земля. Теперь возьмите лейку с водой и перелейте в стакан с землей, как - будто идет дождь. Посмотрите, вся влага впиталась? (ответы детей). Вода просочилась через почву, напоила растения, и пополнила запасы грунтовых вод. Затем, что происходит? Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага, которая попала в почву, постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами увидим.

Воспитатель показывает емкость с горячей водой. Кладет сверху зеркалo и наблюдаем. Чтo oбразовалось на зеркале? (пар). При нагревании вoды образуется пар. Как известно, пар поднимается вверх. Высоко в небе температура окружающей среды гораздо ниже. При охлаждении пар превращается в капельки воды. Когда их собирается много, образуется дождевая тучка, и снова на землю выпадает дождь.

В: Чтo можно сказать о воде, дети? Oна стoит на месте?

Вода в природе все время движется и меняет свои формы.

В: Вам, пoнравились опыты? Я предлагаю поиграть в

игру «Хoдят капельки пo кругу». (Игра сoпровождается звуками дoждя, ручейка, речки, моря, океана). Сейчас вы превратитесь в капельки (дети oдевают шапочки капелек), а я в тучку (воспитатель одевает шляпу).

Чтo интересного вы сегодня узнали?

Дефектолог

8. Работа с «квадратной сеткой» .

С,А. - Ребята, у вас есть изображение капельки, возьмите сетку и положите капельку в центр.

Задания:

Капля в центре.

Капля в правом верхнем квадрате.

Капля в правом нижнем квадрате.

Капля в левом верхнем квадрате

Капля в левом нижнем квадрате… (задание можно выполнить 2-3 раза.)

9. Итог:

Логопед. - Вспомните, о чём мы сегодня говорили?

Д-(О.) о воде.

Дефектолог. - Какой должна быть вода?

Д. (О.) чистой, прозрачной)

Воспитатель. - А как путешествует вода (капелька в природе)

Д. (О) по кругу.

Логопед. - Нужно ли беречь воду и как это можно сделать?

Д. (О.) её нельзя загрязнять, её нужно экономить…

Дефектолог. - Теперь вы знаете, что без воды никто не проживёт, не человек, не животное, не растение… Вода нам всем нужна, вода- это жизнь давайте её беречь.

Воспитатель:
На этом наше занятие закончено. Молодцы ,ребята!

Логоритмическая песенка «Злую тучку наказали»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Путешествие Капельки"

Экологическая сказка "Путешествие Капельки" к экологическому конкурсу "Живая земля". Работа выполнена учащейся 5 "Б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Бикмухаметовой Лилианой.Руководитель : Исказиева ...

Видеоурок "Путешествие Капельки воды"

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"  география 6 класс...

Проект "Капелька жизни"

Данная работа является небольшим исследованием, в результате которого учащиеся знакомятся с проблемами донорства. Узнают кто такие доноры, какое значение имеет донорская кровь в  жизни че...

Сценарий спектакля "Один день из жизни капельки".

Спектакль направлен на формирование личности с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды; привлекает внимание общественности к эко...

Идея творческого проекта для учащихся 6-7 классов. (мини сочинение) Тема: «Путешествие капельки воды»

Цель: сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)...

Рисуем капельки. Акварель.

Реалистичные капли воды, акварель Меня часто спрашивают, как мне удается нарисовать акварелью капли воды, выглядящие настолько реалистично. Некоторое время назад я обещала раскрыть эту тайну...На...

Интегрированный инновационный проект «Библиотека – территория безграничных возможностей» Психологический библиотечный клуб для детей и подростков с ОВЗ «Капельки солнца»

Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духов...