Общественный транспорт
классный час (6 класс)

Жарков Евгений Александрович

Учебно-воспитательный внеурочный материал об общественном транспорте и правилах поведение в нем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общественный транспорт.

Цель: Ознакомиться с видами общественного транспорта. Изучить правила поведения в общественном транспорте. Узнать об опасностях, возникающих в общественном транспорте.

I/ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.        Проверяю наличие учеников.

2.        Довожу тему и цель занятия.

3.        МТО: школьная доска, интернет-ресурсы.

II/ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История общественного транспорта;

2. Что такое общественный транспорт;

3. Виды общественного транспорта;

4. Основные правила поведения на транспорте;

5. Деловая игра «В каком автобусе ты бы хотел ехать?».

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- узнаю, чему научились дети;

- отвечаю на вопросы.

  1. История общественного транспорта.

Ещё в 16 веке с развитием городов и увеличением их площади стала возникать проблема коммуникаций. Во многих городах Европы стали появляться конные повозки, кареты, которые занимались частными перевозками от 1 до 5 человек, а люди, которые ими управляли назывались извозчиками.

И всё же основная масса населения не могла часто пользоваться таким индивидуальным транспортом из-за его дороговизны, не все были способны заплатить за такую поездку, кареты в основном использовались зажиточными людьми.  

Простым людям было трудно быстро добраться из одного пункта в другой. Например, промышленные предприятия и мануфактуры строились отдельно от жилых кварталов, что требовало решить вопрос доставки рабочих на работу и домой.

При этом в городах формировались определённые потоки населения, зависящие от дней недели и времени суток: утром народ шёл в одном направлении, вечером – в другом, а в выходные и праздники возникали третьи потоки. Всё это определяло расписание и направление будущих городских маршрутов.

Городские власти, вынужденные решать проблемы перемещения населения, внедряют в городах общественный транспорт.

Первый общественный транспорт появился в 1662 году в Париже, им стал «ОМНИБУС», что означает «для всех». Омнибус представлял собой многоместный экипаж на конной тяге одной или нескольких лошадей, он предназначался для тех, кто не имел возможности пользоваться каретой. Плата за проезд в омнибусе была значительно меньше, чем в карете, поэтому им пользовались широкие слои населения.

Общественный транспорт, в современном понимании этого слова, появился в крупных населенных пунктах Европы в первой половине 19 века, сразу же после начала эксплуатации железнодорожного транспорта. Талантливые конструкторы позапрошлого века предложили заменить многоместную повозку – омнибус на лёгкий железнодорожный вагон, движимой тягой нескольких лошадей – так появилась конка, которая двигалась по рельсам.

Это был предшественник трамвая, первая сеть железнодорожных линий появилась в Нью-Йорке в середине 19 века.

Конки, к счастью современных горожан, прослужили в качестве городского транспорта до конца 19 столетия, пока их не вытиснили более прогрессивные виды многоместных самодвижущихся экипажей. Уже в конце 19 века появляется альтернатива тягловой силе лошади – электромотор.

Первым транспортом на электротяге стал трамвай. Создателями этого детища технической революции считают немецкого инженера В. Сименса, российского конструктора Ф. Пироцкого и американского изобретателя Л. Дафта. Первые трамваи появились в городской черте в 80-х годах 19 века.

В России первые трамвая появились на рубеже 19-20 веков в Москве и Санкт-Петербурге.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был сконструирован в конце 90-х годов 19 века. Творцами этого механического чуда были конструкторы компании «Бенц». 

Первым образцом российского автобуса с двигателем внутреннего сгорания было изделие фабрики «Фрезе» - десятиместный кабриолет с одноцилиндровым агрегатом мощностью в 10 лошадиных сил.

Постоянные автобусные маршруты в российских городах появились в 20-х годах 20 века. В 1924 году в Москве открывают маршрут Комсомольская (тогда Каланчевская) площадь – Тверская застава, который обслуживали восемь машин марки «Лейланд».

Основными конкурентами автобусов были электромобили английских и российских инженеров. Отечественный автобус на электрической тяге выпускала фабрика «Дукс». Этот электромобиль мог развивать скорость до 20 км/час и двигаться на расстояния до 60 километров без перезарядки накопителей электроэнергии. Он явился прообразом современных троллейбусов.

Трамваи оказались самым шумным и дорогостоящим видом общественного транспорта, так как требовали постоянного обслуживания и строительства железнодорожных линий. В качестве альтернативы этому железнодорожному городскому транспорту был предложен троллейбус – омнибус на электрической тяге. Первым образцом отечественных троллейбусов была модель ЛК-1 – итог совместных усилий нескольких московских фабрик. В этот вагон на электрической тяге вмещалось более 50 пассажиров.

Дальнейшее развитие общественного транспорта в крупных города перешло под землю – это метрополитен, что означает «столичная железная дорога». Впервые метро появилось в Лондоне в 1863 году, затем в Нью-Йорке, Будапеште, Париже, берлине. В России Московский метрополитен открылся в 1935 году, уже после ВОВ метро построили в Ленинграде, Н-Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани.

Одновременно с наземным, развивался и водный общественный транспорт. В Российской Империи первые «речные трамвайчики», то есть суда, предназначенные для внутригородских пассажирских перевозок, появились в начале XX века в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и других городах. В роли речных трамвайчиков использовались небольшие катера-пароход. В Москве внутригородское речное сообщение открыто с 1923 году.

В настоящее время водный транспорт активно используется для обеспечения коммуникаций между населёнными пунктами на полноводных реках (Волга, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Амур и др.)

В крупных городах, речной транспорт используется, в основном, в качестве прогулочного и развлекательного средства передвижения.

  1. Общественный транспорт – это транспорт, доступный и востребованный для использования широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта обычно предоставляются за определённую плату.

  1. Виды современного общественного транспорта:

- Автобус. 

Самым распространенным общественным транспортом является автобус, распространенность обусловлена его сравнительно большей гибкостью, универсальностью, удобством эксплуатации, неприхотливостью, приспособленностью к современным асфальтовым дорогам. Недостатки: экологические загрязнения воздуха при движении по городу, частые остановки и сложные маршруты движения.

Самыми вредными и опасными в городских условиях являются микроавтобусы, маршрутные такси, блокирующие хаотичным движением остановки и в целях экономии времени игнорирующих ПДД, пассажиры ездят стоя, и при ДТП последствия оказываются самыми тяжелыми.

- Троллейбус – экологически чистый транспорт.

Менее распространен по сравнению с автобусом. Несмотря на то, что троллейбусы не загрязняют городской воздух, они потребляют много электроэнергии, и создают пробки на дорогах, длина токосъемников ограничивает возможности маневра и снижают надежность.

- Трамвай.

Эксплуатируется в крупных городах, по сравнению с троллейбусами, проще в обслуживании, но его маневренность намного ниже. Наибольшая эффективность достигается если линии трамвая не пересекают проезжей части автомобильных дорог.

В условиях города, в силу своей конструкции, трамвай может оказывать разрушающее влияние на металлические конструкции.

- Метрополитен.

Обладает высочайшей пропускной способностью, но дорог, сложен в обслуживании, потребляет огромное количество электроэнергии. Для эксплуатации метрополитена строят отдельные электростанции, поэтому этот вид транспорта нельзя назвать экологичным.

Но несмотря на все это, в крупных городах альтернативы метрополитену просто нет. Например, в Москве ни один вид транспорта не сможет перевезти дополнительно 10 миллионов пассажиров в сутки, резерва для увеличения количества наземного транспорта, особенно автомобилей, уже нет.

- Ж/Д транспорт – электрички.

Применяется для пригородного сообщения, является самым дешевым, экологически чистым и скоростным видом наземного транспорта. Ограничивает его применение цена прокладки рельсов, негибкость в эксплуатации. Наиболее удобный и комфортный вид транспорта для транспортировки большого числа пассажиров на расстояния до 1000 км и допускает самый высокий уровень автоматизации, простота конструкции делает его надежным и безопасным.

- Авиация.

        Применяются только для междугороднего и международного сообщения. При путешествии на небольшие расстояния, например в соседний город могут возникнуть задержки из-за удаленности аэропорта от города. Существует большой интервал времени между рейсами и длительный процесс регистрации. Перелёт обладает самой высокой стоимостью и зависит от погодных условий.

К несомненному достоинству авиатранспорта относится его эстетичность, возможность для пассажиров получить уникальные впечатления от полета, увидеть незабываемые картины.

Вывод:

Несмотря на широкое распространение, общественный транспорт обладает массой недостатков:

- необходимость ожидания пассажирами;

- замедление передвижения из-за частых остановок транспорта, форма маршрута далека от прямой линии;

- удаленность остановок от конечного пункта назначения;

- негибкость транспорта, ограниченное число маршрутов и остановок;

- необходимость учета расписания движения;

- необходимость в пересадках на несколько маршрутов движения;

- некомфортные условия для пассажиров, особенно при перегрузке в часы пик;

- только из-за тесных условий общественного транспорта становится возможным распространение эпидемий, заразных, инфекционных болезней, в отличие от офисов, квартир в общественном транспорте собираются совершенно случайные люди, избежать контакта с которыми почти невозможно.        

К достоинствам общественного транспорта можно отнести:

- цену перевозок, пассажир не покупает транспортное средство, а платит только за перевозку (аренду), которая при большом потоке пассажиров незначительна;

- пассажирам нет необходимости в тех. обслуживании, охране транспортного средства;

- во время транспортировки пассажиры свободны от управления;

- безопасность, транспортом управляет профессиональный водитель, проводящий за рулем все свое время, также сказываются на безопасности пассажиров большие габариты транспорта и низкая скорость движения.

  1. Основные правила поведения на транспорте.

Этикет при входе в общественный транспорт:

- Когда подъехал автобус (трамвай, троллейбус), сначала дождитесь пока из него выйдут пассажиры.

- Входя в транспорт не толкайся.

- Если вместе с вами входит пожилой человек, женщина с ребенком – пропустите вперёд, а при необходимости помогите им.

Правила поведения во время поездки:  

- Войдя в транспорт, не бегите занимать свободные места – это выглядит смешно и некрасиво!

- Уступайте места пожилым людям, пассажирам с детьми, женщинам.

- Не ждите, когда Вас об этом попросят!

- Не делайте вид, что вы спите и не видите их!

Правила поведения во время поездки:

- Если вам уступили место, обязательно поблагодарите за это, даже если вы не будете садиться!

- Если Вас попросили передать за проезд – не отказывайте! В следующий раз – попросите вы! Не забудьте снять варежки и перчатки, передавая деньги за проезд. Расплачиваться в варежках – неприлично!

В салоне нельзя:

- Есть, пить, ковырять в носу, ушах, зубах, причесываться, чистить ногти и т.п.

- Громко слушать музыку.

- Громко разговаривать по телефону, обсуждать свою личную жизнь.

Будьте вежливы!

- Не стряхивайте с себя и с зонта снег и капли дождя в салоне.

- Не пачкайте других пассажиров, если у вас вдруг грязная обувь, одежда или сумка.

- Снимайте рюкзаки и ранцы со спины, держите их в руках.

- Не заглядывайте в чужие газеты (книги, планшеты, телефоны) – это очень некрасиво и к тому же портит зрение!

Хозяевам животных на заметку!

- Если вы везете с собой своего любимца, то помните, что мелких животных (хомяков, кроликов, кошек и пр.) необходимо перевозить в специальных клетках собак обязательно следует перевозить в намордниках

Этикет при выходе из общественного транспорта:

- Готовьтесь к выходу заранее! (подойдите к дверям, спросите стоящих перед вами пассажиров, будут ли они выходить на следующей остановке.

- Не стоит расталкивать пассажиров локтями и грубить!

- Если вы стоите на подножке, то на остановке выйдите из салона и дайте выйти другим пассажирам, а потом вновь войдите обратно.

- Не надо висеть на двери автобуса, цепляясь за нее из последних сил!

- Помогите выйти из транспорта пожилым людям, пассажирам с детьми, с тяжелыми сумками.

  1. Деловая игра. Разыгрываем сценку: «В каком автобусе ты бы хотел ехать».

Класс делится на две команды, одна команда – «Невежливый автобус», другая команда – «Вежливый автобус». Каждая из команд готовит сценку по заданию, исходя из ситуации. Время на подготовку – 3 минуты.

Ситуация для команды «Невежливый автобус»: Автобус полон пассажирами, на остановке в него грубо влезает мужчина, расталкивает всех локтями, пачкает пассажиров грязной сумкой, пробирается в середину автобуса, наступив некоторым пассажирам на ноги и требует уступить ему место, потому что у него сильно болит рука и он не может держать сумку. Все пассажиры возмущены и отвечают грубостью на грубость. Остановка.

Ситуация для команды «Вежливый автобус»: Автобус полон пассажирами, на остановке в него заходят еще два пассажира (один с большой сумкой), они вежливо просят передать за проезд, один пассажир извиняется за то, что наступил кому-то на ногу, другого пассажира просят поменяться местами, так как на следующей остановке многие выходят, сидящая женщина предлагает вошедшему пассажиру подержать его сумку, чтобы ему было удобней и она никому не мешала. Остановка.

В каком автобусе вы бы хотели оказаться? Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Правила пользования общественным транспортом" 7 класс

Тема: «Правила пользования общественным транспортом». I.                  Орг.момент.II....

Тематическая линейка о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке.

11 января в МКОУ ТООШ началась 3-я учебная четверть и с этого дня учащиеся 9-го класса приступили к дежурству по школе.На линейке прозвучал отчет дежурных о поведении учащихся на переменах в классных ...

Правила поведения в общественном транспорте

Конспект занятия, посвященного правилам поведения в транспорте...

Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА  В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ...

Презентация: "Правила поведения в общественном транспорте"

Как себя вести в различных видах общественного транспорта....