Вне кла ссно е  ме ро при я ти е  «По сле дни й ге ро й»
материал (9 класс)

Донская Татьяна Александровна

Внеклассное мероприятие «Последний герой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_geroy.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Вне кла ссно е  ме ро при я ти е  «По сле дни й ге ро й»

И гра  про во ди тся  для  у ча щи хся  9-11 кла ссо в. За ра не е  на зна ча ю тся  жю ри .

Цели: 

О бу ча ю щи е : у глу би ть и  ра сши ри ть зна ни я  по  ли те ра ту ре  и  я зы ку ;

Развивающие: ра зви ва ть ло ги ку , па мя ть, мы шле ни е ;

 Воспитывающие: во спи ты ва ть лю бо вь и  и нте ре с к ли те ра ту ре  и  я зы ку .

Оборудование:

ка рто чки  с за да ни я ми ,

му зы ка льно е  со про во жде ни е ,

ру чки  и  ли сто чки .

Хо д и гры .

Ведущий:

- Здра вству йте , ре бя та  и  го сти  на ше й и гры . Мы  со бра ли сь се го дня  в э то м за ле , что бы  про ве сти  и гру  "По сле дни й ге ро й” по  ру сско му  я зы ку  и  ли те ра ту ре . Ва м, у ча стни ка м и гры , пре дсто и т не лё гка я  за да ча : вспо мни ть всё , что  вы  и зу ча ли  по  э ти м пре дме та м, а  та кже  на пря чь сво ё  во о бра же ни е , что бы  ста ть по бе ди те ле м.

Во т пра ви ла  и гры :

"По сле дни й ге ро й” со сто и т и з 2 ту ро в, в ка ждо м и з ни х по  4 за да ни я . В пе рво м ту ре  по сле  ка ждо го  за да ни я  вы бы ва ю т по  2 че ло ве ка , те , кто  ме ньше  все х на бра л ба лло в. За  э ти м бу де т сле ди ть ко мпе те нтно е  жю ри …

Во  вто ро м ту ре  «сла бы х» бу де те  у да ля ть вы  са ми . В ко нце  о ста не тся  то лько  о ди н, о н и  бу де т "По сле дни м ге ро е м 2020 го да ”.

И та к, на чи на е м.

I тур.

1 за да ни е . О но  на зы ва е тся  "Ра зми нка ”. Ка ждо му  у ча стни ку  бу де т за да но  по  2 во про са  (1 по  ру сско му  я зы ку , 1 по  ли те ра ту ре ). Вы бы ва ю т два  че ло ве ка , ко то ры е  не  спра вя тся  с за да ни е м.

Вопросы:

На зо ви те  гла вны й чле н пре дло же ни я , ко то ры й о тве ча е т на  во про сы : ка ко в пре дме т? что  о н та ко е ? (ска зу е мо е )

Кто  а вто р про и зве де ни й: Ду бро вски й, «Ка пи та нска я  до чка », «Ру сла н и  Лю дми ла »? (А .С. Пу шки н)

Ра сска жи те  пра ви ло  по  ка рто чке  «ЧК, ЧН» (В со че та ни и  ЧК, ЧН мя гки й зна к не  пи ше тся )

Кто  на пи са л сти хо тво ре ни е  «Ко ло ко льчи ки  мо и , цве ти ки  сте пны е»: Ле в То лсто й и ли  А ле ксе й То лсто й? (А ле ксе й То лсто й)

Что  та ко е  мо но ло г? (О ди н че ло ве к го во ри т, все  мо лча  слу ша ю т)

На зо ви те  а вто ра  про и зве де ни я  «Му му». (И ва н Се рге е ви ч Ту рге не в)

Ра сска жи те  пра ви ло  по  ка рто чке  ЖИ , ШИ . (ЖИ , ШИ  пи ши  с бу кво й И )

Кто  у би т на  ду э ли  в 1841 го ду  Н.С. Ма рты но вы м в Пя ти го рске ? (Ми ха и л Ю рье ви ч Ле рмо нто в)

"Зна чи ма я  ча сть сло ва , ко то ра я  не сё т в се бе  ле кси че ско е  зна че ни е  сло ва ”. Что  э то ? (ко ре нь)

Что  о бы чно  на чи на е тся  со  сло в: «Жи ли -бы ли» и ли  «В не ко то ро м ца рстве ..»: ска зка  и ли  бы ли на ? (ска зка )

Ра сска жи те  пра ви ло  по  ка рто чке : -КО С-, -КА С-. (е сли  по сле  ко рня  е сть су ффи кс –а -, то  в ко рне  пи ше тся  А ; е сли  су ффи кса  не т, то  пи ше тся  О )

Ка к на зы ва е тся  дву сло жны й ра зме р с у да ре ни е м на  вто ро м сло ге ? (я мб)

Что  та ко е  о бра ще ни е ? (сло во  и ли  сло во со че та ни е , на зы ва ю ще е  то го , к ко му  о бра ща ю тся  с ре чью )

На зо ви те  и мя  и  о тче ство  Го го ля . (Ни ко ла й Ва си лье ви ч)

Тра вка  зе ле не е т. Э то  сло во со че та ни е  и ли  пре дло же ни е ? (пре дло же ни е )

Кто  на пи са л стро чки : «Ле то  кра сно е  про пе ла , о гля ну ться  не  у спе ла , ка к зи ма  ка ти т в гла за »? (И ва н А ндре е ви ч Кры ло в)

Что  та ко е  а нто ни мы ? (сло ва  о дно й и  то й же  ча сти  ре чи  с про ти во по ло жны м ле кси че ски м зна че ни е м)

Что  на пи са л И .С. Ту рге не в: «За пи ски  и з су ма сше дше го  до ма » и ли  «За пи ски  о хо тни ка»? («За пи ски  о хо тни ка »)

Ю ри й Пе тро ви ч, Му рзи к. Э то  и ме на  су ще стви те льны е  со бстве нны е  и ли  на ри ца те льны е ? (Со бстве нны е  и ме на  су ще стви те льны е )

Чьи  э то  го ды  жи зни : 1799 – 1837? (А ле кса ндра  Се рге е ви ча  Пу шки на )

К ка ко й ча сти  ре чи  о тно ся тся  сло ва : ску ча ю щи й, о тве ти вши й? (при ча сти е )

На зо ви те  а вто ра  про и зве де ни я  «Бо ро ди но ». (Ми ха и л Ю рье ви ч Ле рмо нто в)

Ра сска жи те  пра ви ло  -ГО Р-, -ГА Р-. (е сли  у да ре ни е  па да е т на  ко ре нь, то  пи ше тся  в ко рне  А , в бе зу да рно м по ло же ни и  О )

Ка к на зы ва е тся  о тно ше ни е  а вто ра  к и зо бра жа е мы м со бы ти я м, лю дя м, мы сль о  ни х: те ма  и ли  и де я  про и зве де ни я ? (и де я )

Я , кто -то , та ко й, и х. Ка ка я  э то  ча сть ре чи ? (ме сто и ме ни е )

На зо ви те  а вто ра  «Ха ме ле о на », «Ло ша ди но й фа ми ли и ». (А нто н Па вло ви ч Че хо в)

Что  та ко е  ди а ло г? (ра зго во р дву х и ли  бо ле е  ли ц)

Кто  на пи са л стро чки : «Я  при шё л к те бе  с при ве то м, ра сска за ть, что  со лнце  вста ло 2? (А фа на си й Фе т)

Сло во  пре до ста вля е тся  жю ри . Вы бы ва ю т сра зу  два  и гро ка , ко то ры е  со все м не  спра ви ли сь с за да ни е м. Е сли  та ки х и гро ко в бо льше  и ли  со все м не т, то  мо жно  ра зы гра ть до по лни те льны е  во про сы :

Гла вны й и ли  вто ро сте пе нны й чле н о тве ча е т на  во про сы : ка ко й? че й? (вто ро сте пе нны й, о пре де ле ни е )

Кто  на пи са л пе рву ю  «Ро сси йску ю  гра мма ти ку »: Де ржа ви н и ли  Ло мо но со в? (Ми ха и л Ва си лье ви ч Ло мо но со в)

Что  та ко е  и нве рси я ? (о бра тны й по ря до к сло в с це лью  у си ле ни я  вы ра зи те льно сти  ре чи )

Ли си чки 1 – гри бы , ли си чки 2 – ли ся та . Э то  си но ни мы  и ли  о мо ни мы ? (о мо ни мы )

И з ка ко го  про и зве де ни я  э та  фра за : «Я  при гла си л ва с, го спо да , что бы  со о бщи ть пре не при я тно е  и зве сти е …»? («Ре ви зо р» Н.В. Го го ля )

Ка к се йча с про и зно си тся  дре вне ру сско е  сло во  «пе рсты »? (па льцы )

Что  та ко е  а рха и змы ? (сло ва , вы ше дши е  и з а кти вно го  по все дне вно го  у по тре бле ни я ; у ста ре вши е  сло ва )

Кто  на пи са л «Мцы ри»? (Ми ха и л Ю рье ви ч Ле рмо нто в)

На  ка ки е  во про сы  о тве ча е т о бсто я те льство ? (где , ку да , за че м, по че му , ка к…)

Ка ки е  зна е те  дву сло жны е  ра зме ры  сти ха ? (хо ре й и  я мб)

2 задание. Ка ждо му  у ча стни ку  бу ду т вы да ны  ка рто чки  со  сло ва ми . Ну жно  ра сста ви ть у да ре ни я  и  по ка за ть вы по лне нно е  за да ни е  жю ри .

А лфа ви т, све кла , а ра хи с, по ртфе ль, э кспе рт, а вгу сто вски й, ка та ло г, ба ржа , ба ло ва нны й, шо фе р.         

Ква рта л, ба рме н, фе но ме н, до ку ме нт, ма га зи н, а йво вы й, ка ла мбу р, тво ро г, зво ни т, ба ло ве нь.

По ка  жю ри  про сма три ва е т за да ни е , ре ша е т, кто  вно вь по ки не т на с, мы  ра зо мнё мся . К сло ва м, ко то ры е  на зы ва е т ве ду щи й, по до бра ть ка к мо жно  бо льше

- си но ни мо в: и дти  (ша га ть, по лзти , то па ть); тру сли вы й (бо я зли вы й, не сме лы й, пу гли вы й); го во ри ть (ска за ть, по вто ри ть, мо лви ть, до ба ви ть, во скли кну ть, за я ви ть); кра си вы й (си мпа ти чны й, о ба я те льны й, при вле ка те льны й); жи ли ще  (до м, ха та , о бще жи ти е ); сме я ться  (хо хо та ть, ржа ть, у лы ба ться ).

- а нто ни мы  к сло ва м: дру г, хо ро шо , сча стье , не бо , тру д, ма ло , ра зго во рчи вы й, кни га , до бро е  у тро  (спо ко йно й но чи ), мы шь, и дти , све т, мо ло до сть, чу ма зы й, ши ка рны й, че ло ве к, жи знь.

Слу ша е м ре зу льта ты  жю ри .

3 задание. Пе ре д ва ми  на  до ске  на пи са ны  два  сто лби ка . Все  сло ва  те м и ли  и ны м о бра зо м свя за ны , на при ме р: в о дно м сто лби ке  мо же т бы ть да но  на зва ни е  про и зве де ни я , в дру го м - е го  а вто р; и ли  на зва ни е  по де ле но  на  ча сти . За да ча  у ча стни ко в: «свя за ть» сло ва  и  на  ли сто чка х в сто лби к за пи са ть ве рны е  о тве ты .

П. Е ршо в

Капитанская

Астафьев

Ви кто р Пе тро ви ч         

Кра сны й но с

ни щи й

А . Ли ндгре н

подземелья

Дли нны й чу ло к

Аввакум

Н.Ле ско в

«У ро ки  фра нцу зско го »

легенда

протопоп

Калашников

О ста п

ку пе ц         

дети

до чка

«Левша»

Пеппи

«Ко нё к-го рбу но к»

мороз

«Ма лы ш и  Ка рлсо н»

при нц

В. Ра спу ти н

Та ра с Бу льба

Да нко

Сда ть ли сто чки  жю ри . По ка  о но  ра зби ра е тся  в ва ши х за пи ся х, мы  вме сте  по о тга ды ва е м э ти  сло во со че та ни я . (Е сли  о ста не тся  вре мя , по за га ды ва е м ме та гра ммы ).

- Сло во  пре до ста вля е тся  жю ри . Кто  по ки не т на с на  э то т ра з и  у же  не  ста не т «По сле дни м ге ро е м”.

4 задание. «Два  сло ва  и з о дно го». К сло ва м, ко то ры е  на пи са ны  на  до ске , ну жно  по дста ви ть о дну  бу кву  и ли  в на ча ле , и ли  в се ре ди не , и ли  в ко нце  сло ва  та к, что бы  по лу чи ло сь но во е . И з ка ждо го  сло ва  до лжно  по лу чи ться  е щё  по  2, на при ме р: пло т – О пло т, пИ ло т; во л – во лК, во лЯ ; ла па  – ла Мпа , ла Пта .

Во т сло ва : Ве е р, со к, ба ня , ри с, ма к, а рка , сто л, та ра .

Го то вы е  за да ни я  о тне сти  жю ри , а  в сво бо дно е  вре мя  мы  все  по и гра е м в "Звё здны й ча с”: и з сло ва  О ТРО ЧЕ СТВО , пе ре ста вля я  бу квы , по лу чи ть и ме на  су ще стви те льны е , на ри ца те льны е , е ди нстве нно го  чи сла  (во р, те сто , ро в, ро т со рт, ро ст, со р, о тче ство ..).

Жю ри  го то во , и  мы  с не те рпе ни е м ждё м, с ке м же  се йча с при шло  вре мя  ра сста ться .

II тур.

- О ста ли сь си льны е  и , я  на де ю сь, ра зу мны е  лю ди . Те пе рь жю ри  бу де т о тды ха ть, а  вы  са ми  бу де те  о сво бо жда ть те х, кто  не  спра ви тся  (но  у же  по  о дно му  по сле  ка ждо го  за да ни я ).

1 задание. К сло ва м, ко то ры е  я  бу ду  на зы ва ть, ва м ну жно  по до бра ть ка к мо жно  бо льше  сло в – ри фм. Все  по мня т, что  та ко е  ри фма ? На при ме р, к сло ву  "мо рко вь” - кро вь, лю бо вь; "мне ” - на  дне , пне , о кне  и  т.п. Ри фмы  за пи сы ва йте  на  ли сто чка х, во т сло ва :

Кры шка , де ду шка , зна к, цве то к, на ро д.

Пре дпо ла га е мы е  ри фмы : Мы шка , ма лы шка , ми шка , ма рты шка . Хле бу шка , во ро бы шка , по ду шка , мо рмы шка . Пя та к, зла к, чу да к, ду ра к. Го ршо к, ви со к, пры жо к, но со к. Па ро хо д, до хо д, у ро д, за во д.

- Те пе рь я  сно ва  чи та ю  сло ва , вы  по  о че ре ди  на зы ва е те  ри фмы . Вы бы ва е т то т, кто , по -ва ше му , со все м не  спра ви лся  с за да ни е м. (По то м да ю  не ско лько  се ку нд, что бы  на пи са ли  на  ли сто чка х и мя  то го , кто  до лже н вы бы ть).

2 задание. "О тку да  и  кто  а вто р?” Я  бу ду  за чи ты ва ть о тры во к и з ка ко го -ни бу дь про и зве де ни я , ва ша  за да ча  – вспо мни ть, кто  на пи са л и  что  за  про и зве де ни е . Е сли  не  о тга ды ва е т о ди н, пра во  о тве та  пе ре хо ди т к сле ду ю ще му . По бе ди т то т, кто  бо льше  все х о тга да е т; у йдё т то т, кто  со все м не  вы по лни т за да ни я .

"Вы ле зши  и з пе чки  и  о пра ви вши сь, Со ло ха , ка к до бра я  хо зя йка , на ча ла  у би ра ть и  ста ви ть всё  к сво е му  ме сту ; но  ме шко в не  тро ну ла : э то  Ва ку ла  при нё с, пу сть са м и  вы не се т! Чё рт, ме жду  те м, ко гда  е щё  вле та л в тру бу , ка к-то  не ча я нно  о бо ро ти вши сь, у ви де л Чу ба  о б ру ку  с ку мо м… Вы ле те л о н и з пе чки , пе ре бе жа л и м до ро гу  и  на ча л ра зры ва ть ку чи  за мё рзше го  сне га . По дня ла сь ме те ль”. ("Но чь пе ре д Ро жде ство м” Н.В. Го го ль)

«Ку са ка  до лго  ме та ла сь по  сле да м у е ха вши х лю де й, до бе жа ла  до  ста нци и  и  - про мо кша я , гря зна я  – ве рну ла сь на  да чу . Та м о на …пе рвы й ра з взо шла  на  те рра су  и , при по дня вши сь на  за дни е  ла пы , за гля ну ла  в сте кля нну ю  две рь и  да же  по скре бла  ко гтя ми . Но  в ко мна та х бы ло  пу сто …” («Ку са ка » Л. А ндре е в)

«И  зде сь у  Ма ри и  ро ди лся  Сы н. О на  спе ле на ла  Е го  и  по ло жи ла  в я сли , ре шё тча ты й я щи к с се но м. И  ни кто  и з лю де й не  зна л о  при ше стви и  Хри ста , то лько  о сли к и  бы чо к смо тре ли  на  мла де нца  и  со гре ва ли  Е го  сво и м ды ха ни е м». (Би бли я . «Ро жде ни е  Хри ста »)

«Вдру г о ба  ге не ра ла …на ча ли  ме дле нно  по дпо лза ть дру г к дру гу  и  в о дно  мгно ве ни е  о ка  о сте рве ни ли сь. По ле те ли  кло чья , ра зда ли сь ви зг и  о ха нье ; о ди н…о тку си л у  сво е го  то ва ри ща  о рде н и  не ме дле нно  про гло ти л. Но  ви д те ку ще й кро ви  ка к бу дто  о бра зу ми л и х”. ("По ве сть о  то м, ка к о ди н му жи к дву х ге не ра ло в про ко рми л” М.Е . Са лты ко в-Ще дри н)

«Гру бы е  ско то во ды  сто я ли  во кру г не го  на  ко ле ня х, и  ста ры й Пе нру ф про бо рмо та л дро гну вши м го ло со м: «Лу чше  бы  у  ме ня  про па ло  20 бы ко в!» Я  взя л Сна па  на  ру ки , .. по гла ди л по  го ло ве . О н сле гка  за во рча л, ка к ви дно  на  про ща нье , ли зну л мне  ру ку  и  у мо лк на все гда ”. ("Сна п” Э . Се то н-То мпсо н)

«И  вдру г о н ра зо рва л се бе  гру дь ру ка ми  и  вы рва л и з не ё  сво ё  се рдце  и  вы со ко  по дня л е го  на д го ло во й. О но  пы ла ло  та к я рко , я рче  со лнца , … что  тьма  ра зле те ла сь о т све та  е го …» («Ста ру ха  И зе рги ль» М. Го рьки й)

«Я  ра з слу ша л е го : ну , по ка ме ст го во ри л о б…ва ви ло ня на х – е щё  ни че го , а  ка к до бра ли сь до  А ле кса ндра  Ма ке до нско го , то  я  не  мо гу  ва м ска за ть, что  с ни м сде ла ло сь. Я  ду ма л, что  по жа р…! Сбе жа л с ка фе дры  и  … хва ть сту ло м о б по л. О но , ко не чно , А ле кса ндр Ма ке до нски й ге ро й, но  за че м же  сту лья  ло ма ть? О т э то го  у бы то к ка зне ». («Ре ви зо р» Н.В. Го го ль)

«И  ко ро ва  у ны ло  мо лча ла , по то му  что  бы ла …по ко рна  жи зни … и  сво е й ну жде  в сы не , ко то ры й е щё  не  вы ро с, что бы  о на  мо гла  о ста ви ть е го , и  …о на  гля де ла  во  тьму  бо льши ми  на ли ты ми  гла за ми  и  не  мо гла  и ми  за пла ка ть, что бы  о бе сси ли ть се бя  и  сво ё  го ре ». («Ко ро ва » А . Пла то но в)

"Сы н мо й Пё тр! Пи сьмо  тво ё , в ко то ро м ты  про си шь на с о  ро ди те льско м бла го сло ве ни и  и  со гла си и  на  бра к с Ма рье й И ва но вно й до че рью  Ми ро но во й, мы  по лу чи ли …, но  мо е го  со гла си я  да ть я  те бе  не  на ме ре н… Со би ра ю сь до бра ться  до  те бя  да  за  про ка зы  про у чи ть пу тё м”. Я  всё  по ня л и  во зне го до ва л на  Са ве льи ча ”. ("Ка пи та нска я  до чка ” А .С. Пу шки н)

"Жи л на  све те  ма ле ньки й цве то к. Ни кто  и  не  зна л, что  о н е сть на  зе мле . на  пу сты ре , где  о н ро с, тра ва  не  ро сла , а  ле жа ли  о дни  ста ры е  се ры е  ка мни , и  ме ж ни ми  бы ла  су ха я  мё ртва я  гли на . Ли шь о ди н ве те р гу ля л по  пу сты рю ”. ("Не и зве стны й цве то к” А . Пла то но в)

- За да ни е  за ко нчи ло сь. Те пе рь вы би ра е м то го , кто  не  смо г вспо мни ть ни  о дно го  про и зве де ни я .

3 задание. А  те пе рь бу де т ва ше  лю би мо е  за да ни е , ра збо р сло в по  со ста ву . Я  вы да м ка ждо му  ка рто чки  со  сло ва ми , по то м про ве ри м.

1 ка рто чка  – про бе жка , се ры ми , но че ва ть, ве рно , за ро сши й;

2 ка рто чка  – пти чка , мо ло ды х, бро са е тся , го ря чо , пе ре до ва я ;

3 ка рто чка  – сне жко м, ра нни й, сту ча ться , у мно , за ду ма вша я ;

4 ка рто чка  – лё тчи ки , ве че рня я , ко рми ться , ра до стно , ра спо ло жи вше е ся ;

5 ка рто чка  – бе ре жо к, ста ро му , схва ти ть, и нте ре сно , ко сну вши сь.

- Да ва йте  про ве ри м за да ни е . Кто , по  ва ше му  мне ни ю , у же  сы гра л в э ту  и гру , по дни ми те  та бли чки  с и ме на ми .

4 задание. "Ка к мно го  зна ю  я  сти хо в?” Я  за чи ты ва ю  на ча ло  сти хо тво ре ни я , ко то ро е  вы  у чи ли  в шко ле  и ли  про сто  слы ша ли , вы  до лжны  про до лжи ть и ли  за ко нчи ть е го .

1. Си жу  за  ре шё тко й в те мни це  сы ро й.

 Вско рмлё нны й в не во ле  о рё л мо ло до й.

 (…Мо й гру стны й то ва ри щ, ма ха я  кры ло м,

 Кро ва ву ю  пи щу  клю ё т за  о кно м)

("У зни к” А .С. Пу шки н)

2. Не  по зво ля й ду ше  ле ни ться !

 Что б во ду  в сту пе  не  то ло чь,

 (…Ду ша  о бя за на  тру ди ться ,

 И  де нь, и  но чь, и  де нь, и  но чь)

("Не  по зво ля й…” Н. За бо ло цки й)

3. Бе ле е т па ру с о ди но ки й,

 В ту ма не  мо ря  го лу бо м!

 (…Что  и ще т о н в стра не  да лё ко й?

 Что  ки ну л о н в кра ю  ро дно м?)

( "Па ру с” М.Ю . Ле рмо нто в)

4. Ста ри к, я  слы ша л мно го  ра з,

 Что  ты  ме ня  о т сме рти  спа с –

 (…За че м? У грю м и  о ди но к,

 Гро зо й о то рва нны й ли сто к.)

("Мцы ри ” М.Ю . Ле рмо нто в)

5. Мо ро з и  со лнце , де нь чу де сны й!

 Е щё  ты  дре мле шь, дру г пре ле стны й –

 (…По ра , кра са ви ца , про сни сь.)

("Зи мне е  у тро ” А .С. Пу шки н)

6. Мо лча  си жу  по д о ко шко м те мни цы ,

 Си не е  не бо  о тсю да  мне  ви дно :

 (…В не бе  и гра ю т все  во льны е  пти цы ,

 Гля дя  на  ни х мне  и  бо льно , и  сты дно .)

("Пле нны й ры ца рь” М.Ю . Ле рмо нто в)

Финал.

1 за да ни е . "По сло ви цы  и  по го во рки ”. На  за да нну ю  те му  ну жно  вспо мни ть по сло ви цы , по го во рки . Кто  бо льше ?

Те мы : а ) вра жда , ссо ра , дра ка .

(Ху до й ми р лу чше  до бро й ссо ры ; ми лы е  бра ня тся  - то лько  те ша тся ; ста ри ки  бра ня тся  – бе ся тся ; ле жа че го  не  бью т; жи ву т ка к ко шка  с со ба ко й; гры зу тся  ка к со ба ки  за  ко сть).

б) тру д, о ру ди я  тру да .

(Бе з де ла  жи ть – то лько  не бо  ко пти ть; взя лся  за  гу ж – не  го во ри , что  не  дю ж; во лка  но ги  ко рмя т; гла за  бо я тся , а  ру ки  де ла ю т; де лу  – вре мя , по те хе  – ча с; де ло  ма сте ра  бо и тся ; что бы  ры бку  съе сть, на до  в во ду  ле зть).

в) де ньги , до ста то к.

(Де ньги  все му  го ло ва ; де ньги  – го сти : то  не т, то  го рсти ; де ньги  – не  гри бы , и  зи мо й ра сту т; не  и ме й сто  ру бле й, а  и ме й сто  дру зе й).

2 задание. "Во про сы  – шу тки ”. О тга да йте  во про сы  – и  вы  в по бе ди те ля х:

- Бе з че го  до ма  не  по стро и шь? (бе з у гла )

- За  че м ча й пью т? (за  сто ло м)

- За  че м во  рту  я зы к? (за  зу ба ми )

- За  что  у че ни ка  вы гна ли  и з кла сса ? (за  две рь)

- По  че му  в ле с хо дя т? (по  зе мле )

- По  че му  у тка  пла ва е т? (по  во де )

3 задание. О тве ти ть на  во про сы .

1. Го спо дству ю ще е  ли те ра ту рно е  на пра вле ни е  18 ве ка  в Ро сси и ?

 2. А вто р «И сто ри и  го су да рства  Ро сси йско го »?

 3. Ли те ра ту рно е  на пра вле ни е , че рты  ко то ро го  о со бе нно  я рко  про я ви ли сь в тво рче стве  Н.М. Ка ра мзи на .

 4. « Я  свя зь ми ро в по всю ду  су щи х,

        Я  кра йня я  сте пе нь ве ще ства ,

        Я  сре до то чи е  жи ву щи х,

        Че рта  на ча льна  Бо же ства ,

        Я  те ло м в пра хе  и стле ва ю ,

        У мо м гро ма м по ве ле ва ю ,

         Я  ца рь – я  ра б – я  че рвь – я  бо г!»

 На зва ни е  сти хо тво рно го  жа нра .

 5. Пи са те ль, о  ко то ро м Е ка те ри на  II ска за ла : «Бу нто вщи к, ху же  Пу га че ва !»

 (Радищев)

 6. « О , (?) – ма лы й не  про сто й!

        О бре за л фа лды  о н и  по лы ,

        На ста ви л ру ка ва , и  ве се л (?) мо й,

        Хо ть но си т о н ка фта н та ко й,

         Ко то ро го  дли нне е  и  ка мзо лы ».

                                     И .А . Кры ло в.

 7. Ко ме ди я  Д.И . Фо нви зи на ?

 8. Фа ми ли я  ма те ри  Ми тро фа ну шки ?

 9. «Де рза йте  ны не  о бо дре ны

       Ра че нье м ва ши м по ка за ть,

       Что  мо же т со бстве нны х Пла то но в

       И  бы стры х ра зу мо в Не вто но в

       Ро сси йска я  зе мля  ро жа ть».

 А вто р сти хо тво ре ни я ?

 10. О да , ко то ра я  бы ла  вклю че на  А .Н. Ра ди ще вы м в те кст «Пу те ше стви е  и з Пе те рбу рга  в Мо скву »

 11. «Чу ди ще , о бло , о зо рно , о гро мно , сто зе вно  и  ла я й».

      Ме сто  э ти х стро к в «Пу те ше стви и  и з Пе те рбу рга  в Мо скву ».

 12. Ру сска я  и мпе ра три ца , ша га вша я  в но гу  с Про све ще ни е м ( в ча стно сти , о на  пе ре пи сы ва ла сь с фра нцу зски м фи ло со фо м Д. Ди лро ) .

 13. Ге ро й ко ме ди и  Фо нви зи на , фа ми ли я  ко то ро го  ха ра кте ри зу е т е го  ско тску ю  при ро ду ?

 14. О да  Г.Р.Де ржа ви на , при не сша я  по э ту  ли те ра ту рну ю  и зве стно сть?

 15. «Я  па мя тни к се бе  во здви г чу де сны й, ве чны й,

       Ме та лло в тве рже  о н и  вы ше  пи ра ми д;

       Ни  ви хрь е го , ни  гро м не  сло ми т бы стро те чны й,

       И  вре ме ни  по ле т е го  не  со кру ши т».

      На зва ни е  сти хо тво ре ни и  Г.Р.Де ржа ви на ?

 16. Ге ро й, ко то ро му  при на дле жа т сло ва : «Не  хо чу  у чи ться , хо чу  же ни ться »?

 17. Жа нр, тра ди ци и  ко то ро го  и спо льзо ва л в сво е й по ве сти  «Бе дна я  Ли за » Н.М. Ка ра мзи н?

 18. « И  кре стья нки  (?) у ме ю т» Н.М. Ка ра мзи н.

 19. Ге ро и ня  се нти ме нта льно го  ро ма на  Н.М. Ка ра мзи на ?

 20. « (?) бы л до  ко нца  жи зни  сво е й не сча стли в.

У зна в о  су дьбе  Ли зи но й, о н не  мо г у те ши ться  и  по чи та л се бя  у би йце ю . Я  по зна ко ми лся  с ни м за  го д до  е го  сме рти . О н са м ра сска за л мне  си ю  и сто ри ю  и  при ве л ме ня  к Ли зи но й мо ги ле . Те пе рь, мо же т бы ть, о ни  у же  при ми ри ли сь!»  

О тве ты : Кла сси ци зм, Ка ра мзи н, Се нтиментализм, О да , Ра ди ще в, Три шка , «Не до ро сль», Про ста ко ва , Ло мо но со в, «Во льно сть», Э пи гра ф, Е ка те ри на , Ско ти ни н, «Фе ли ца , «Па мя тни к», Ми тро фа н, И ди лли я , Лю би ть, Ли за , Э ра ст.

Ве ду щи й: И та к, мы  и гра ли , со ре вно ва ли сь, у зна ва ли . Все  ста ра ли сь, ра бо та ли  у вле че нно . Молодцы ! До  но вы х встре ч.

По две де ни е  и то го в и гры . Сло во  пре до ста вля е тся  жю ри . Награжде ни е  по бе ди те ле й.