Историко-музейный салон "Память, которой не будет конца"
план-конспект

Зайцева Наталия Николаевна

Мероприятие посвящено летчицам знаменитого полка "Ночные ведьмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_salona_pamyat_kotoroy_ne_budet_kontsa.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-музейный салон: Память, которой не будет конца «В небе «ночные ведьмы»

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим». (Вадим Шефнер)

Слайд 2:

28 июня 1941 г.Постановлением ГКО СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной.В Саратовском Поволжье было сформировано свыше 500 различных соединений, частей, воинских учреждений.

Под г. Энгельсом в 1941-42 гг. было создано 3 женских авиаполка: 586 истребительный, 587 бомбардировочный, 588 ночных бомбардировщиков.

        Саратовская дивизия народного ополчения за 1941-42 гг. подготовила 45 тыс.человек. На территории области не велись боевые действия, но она входила во время Сталинградской битвы  в зону оперативного тыла Сталинградского фронта.

        С 9 сентября 1942 по 1943 гг. область находилась на военном положении.

Слайд 3:

  1. Вводное слово:

Сегодня мы обсуждаем судьбу женщины на войне на примере женских авиаполков, листая страницы книги Ольги Тимофеевны Голубевой-Терес и  используя фрагменты советского художественного фильма о Великой Отечественной войне, снятого в 1981 году режиссёром Евгенией Жигуленко.

Слайд 4:

Прообразом части, где служат героини фильма, стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, сформированный по предложению Марины Расковой, а также одноименный документальный фильм.

(Вставка фрагмента документального фильма)

Учитель:Какие возникли впечатления от прочтения книги, от изучения документов, воспоминаний и писем участников тех событий? (Обсуждение 3-4 минуты)

Слайд 5:

  1. Давайте вспомним как это начиналось? (Фонодокумен: Левитан: Объявление о начале войны)

                                               Слайд 6:

Сценка: автор, Раскова и начальник летной школы):В сентябре1941 г. М.М.Раскова формирует 3 женских авиаполка.Ведущая (Боровикова Мария, 10кл.): В сентябре1941 г.Марина Михайловна Раскова формирует 3женских авиаполка

        8 октября 1941 г. был призыв о добровольном наборе комсомолок в армию. Штурманов не хватало. Раскова говорила:

(Алаева Дарья) – Летчиками мы полки укомплектуем, а вот штурманами – нет. А без них  бомбардировочная авиация действовать не может.

        Ведущая (Боровикова М.)- Раскова знакомилась с каждойдевушкой, разъясняла ближайшие задачи. Авиагруппа прибыла в город Энгельс.

        Сценка (2-3 минуты): (Клубков – начальник  летной школы, Алаева – Раскова).

Клубков: Меня, как начальника летной школы интересует: вы уверены  в успехе вашего дела?

Алаева: Да.

Клубков: А трудностей не боитесь?

Алаева: Нет, все знают, что трудности будут и идут на это сознательно.

Клубков: Ну, раз так, то в добрый час. Авиагруппе мы  присваиваем условный номер 122.

Ведущий:начальник штаба полка пикирующих бомбардировщиковКазарина вспоминает…

- Воспоминания Казариновой о военной подготовке девушек (Осипова М.   10 кл.).

                Слайд 7:

Ведущая: Командир 586 полка воспоминания Марков вспоминал о  том, что мастерство девушек росло и не скрывал своего чувства сострадания к девчонкам. (фрагмент худ.фильма, сцена бомбежки 2.25 мин.)

                Слайд 8:

- Воспоминания Маркова (Рожкова Ксения, уч. 10 кл.)

(Муз.вставка под кадры из худ. Фильма в исп. А.Розембаумана) (3 мин.)

  1. Учитель: С какими проблемами сталкивались девушки-летчицы в начале войны, как они с ними справлялись?(Короткое обсуждение 2-3 минуты)
  2. Ведущий: Ветеран войны И.И. Кочетков вспоминал: «В разведку с такой бы пошел, а в жены не взял!»  
  3. Учитель:Какую проблему затрагивает ветеран? Давайте обсудим проблему «Женщины на войне». (Обсуждение 2-3 мин.)
  4. Сценка «Заповеди женского авиаполка» и воспоминания писателя Бориса Ласкина о девушках летчицах

Слайд 9:

  1. Ведущая: В марте 1944 года к нам в Пересыпь прилетел писатель Борис Ласкин. Получил разрешение командования. Ласкин писал пьесу о женщинах на войне. Ну и хотел повидать все своими глазами.

Пьесу он написал, она шла какое-то время в театре Советской Армии. Как видно из его записок, он изменил свое мнение о «пионерлагере»...

Б. Ласкин (Рубе М.)

- Лечу в женский авиаполк. Интересно, какие они, эти женщины?

Наверное суровые, громогласные и уж совсем не женственные.

 (Рубе, Позднякова, Алексеенко, Мокринская, Рожкова,Осипова)

В одной из эскадрилий висит юмористическая стенная газета. Там напечатаны «Заповеди женского полка». Вот некоторые из них:

  • «Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
  • Не отбивай жениха от ближней!
  • Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
  • Не стригись. Храни женственность!
  • Не топчи сапоги. Новых не дадут!
  • Люби строевую!
  • Не выливай раку, отдай товарищу!
  • Не сквернословь!
  • Не теряйся!»

Слайд 10:

Учитель: Уничтожила ли война женское начало в девушках-летчицах? (вывод делают участники: они все равно оставались женщинами).

  1. Ведущий: О чем мечтали девушки?(На фоне песни «Эхо любви» исп. А.Герман  и Л.Лещенко)
  2. (Обсуждение воспоминаний Жени Рудневой (обсуждение писем) и сценка клятвы девушек о встрече после войны. (Позднякова К.)

Сценка: Клятва девушек о встрече после войны: (Рубе М.): «После Победы мы обязательно должны встретиться все. Я думаю о смерти с презрением и никогда не задумываюсь, чтобы помериться с ней силами. Мне кажется, что все должны остаться такими, какими расстаемся сейчас». Это записала в тетрадь Амосовой Галя Джунковская из полка Пе-2, совсем молоденькая, с круглым, чуточку мальчишеским лицом...

Слайд 11:

  1. БЕССМЕРТИЕ( Клубков, Мокринская)(фоновая музыка М. Таривердиев из фильма «17 мгновений весны»)

Когда на боевом аэродроме 
В кромешной тьме, заметные едва, 
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе 
Рулят на старт знакомые У-2,

Когда зенитки гневные на страже 
Стоят у нас — на стыке двух морей, 
Когда в поход уходят экипажи 
Моей страны любимых дочерей,

Я, как вчера, сегодня вижу снова, 
Как в небе пролетают высоко 
Амосова, Никулина, Смирнова, 
И Руднева, и Белик, и Пасько.

Я вижу всех. Я вновь их вижу вместе. 
Им Родина святая дорога, 
Они летят с горячим грузом мести 
Громить в бою жестокого врага.

Когда неумолимою грозою 
Победный путь они свершают свой, 
Я вслед смотрю и вспоминаю Зою —
Бессмертный подвиг девушки простой.

Друзья мои! Попробуйте измерьте 
Величье славы, ставшей в полный рост. 
Они летят дорогою в бессмертье, 
Дорогой ясных путеводных звезд.

Они летят — и день, что нынче начат, 
Сияньем солнца их согреет вновь. 
Пусть им всегда сопутствует удача 
И Родины великая любовь. 

Учитель: Мы сегодня говорили не о выдающихся полководцах – о самых обыкновенных девчонках, каких было немало. Внешне все судьбы разные: одни воевали на фронте, или в партизанском отряде, другие штамповали патроны, но для всех время было одно.  Война колотила лучшую пору девушек, их юность, это было то общее, что наложило отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Все это давно стало историей, а кто-то не любит сухую школьную историю, порой она кажется скоплением дат да перечнем событий.

Учитель:  Представьте, что стоила война  женщине? Об этом так просто не расскажешь и наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка осмыслить женщину на войне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Память, которой не будет конца"

Проект "Память, которой не будет конца" - это акции, мероприятия, КТД, напрвленные на воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн,  к истории России, мужеству ее народа. Особое вним...

«Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца»

   Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов)       Трудно не согласиться с этим...

Сценарий торжественной линейки, посвященной 65 - летию Великой Победы. «Есть память, которой не будет конца»

Мы здесь с тобой не потому, что дата,             Как злой осколок, память жжет в груди....

Литературно-музыкальная композиция "Память, которой не будет конца", совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция, совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного годовщине победы в Сталинградской битве , направлена на воспитание патриотизма подрастающего поколения, ...

" Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца..."

Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню Победы. Композиция составлена на основе краеведческого материала....

Есть память, которй не будет забвенья, и слава, которой не будет конца...

внеклассное мероприятие. Состязание по историческим событиям нашей Родины...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»

Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....