Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке
методическая разработка

Калиман Надежда Юрьевна

Представлена педагогическая практика волонтерской  деятельности патриотической направленности   на примере выездных занятий в библиотеке . Рассмотрены преимущества совместной работы образовательного учреждения и библиотеки для создания нетрадиционного образовательного пространства, способствующего воспитанию патриотизма у учащихся,  через интеграцию культурных и социальных практик.  Работа над гражданско-патриотическими проектами  ориентирована  на  целенаправленное формирование   социальной активности учащихся, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения,

происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развитие волонтерской деятельности в школе представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания морально-нравственных ценностей.

Особую актуальность приобретает  направление патриотического волонтерства,  потому что важнейшей задачей развития личности   является формирование социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.         Работа по патриотическому воспитанию   ориентирована  на  целенаправленное формирование  и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств учащихся: гражданской ответственности, духовности,  социальной активности,  готовности и способности к  активным действиям на благо Отечества, высокого патриотического самосознания через интеграцию внеурочной и проектной  деятельности.  

        Для формирования положительного отношения к волонтёрской деятельности нужны открытые площадки, на которых добровольческое движение сможет заявить о себе в полный голос. И такими площадками могут стать библиотеки.  Интеграция  внеурочной (культурные практики)  и внешкольной (социальные практики)     деятельности,   совместной педагогической работы образовательного учреждения и других институтов общества (СПб ГБУ «ЦБС Московского района», библиотека «Орбита») помогает  создать  целостную  систему,  способствующую  воспитанию  патриотизма  у  школьников. Суть программы – в расширении образовательного пространства школьников, в создании нетрадиционного образовательного пространства, в сочетании теории и наглядного материала, теории и практики. Программа выездных занятий в библиотеке  является  действенным средством воспитания ученического коллектива.

Детская  библиотека «Орбита» является нашим партнером по реализации гражданско-патриотических проектов. В начале каждого учебного года корректируется план внеурочных занятий с ориентацией на гражданско-патриотический проект, который разрабатывается совместно с библиотекой и посвящен какой-то памятной дате Великой Отечественной войны.

В 2019-2020 учебном  году это был  проект  «Не гаснет памяти свеча», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Цель проекта: формирование  у подрастающего поколения активной гражданской позиции посредством организации социально значимой деятельности.

Задачи:

  1. Повышать эффективность деятельности библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. Развивать чувство гордости за свою страну и её историю;
  3. Расширять и укреплять партнёрство с общеобразовательными учреждениями района в деле патриотического воспитания;
  4. Вовлекать в процесс гражданско-патриотического воспитания молодёжь района посредством организации массовой и информационно-просветительской работы в библиотеке.

         В 2020-2021 учебном  году мы начали проект   «А завтра была война», посвященный  80-летию начала Великой Отечественной войны.

Сотрудники детской библиотеки «Орбита» стараются поддерживать желание ребят принимать участие в значимых событиях и интересных мероприятиях, предоставляя возможность попробовать свои силы в роли добровольных помощников. Проектная  деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в  гражданской акции, то вероятность становления его патриотической компетентности и идентичности существенно возрастает, поэтому в тематическое планирование  внеурочных занятий мы обязательно включаем Акцию памяти «Блокадный хлеб», которую традиционно проводим уже несколько лет.

Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы.

Акция памяти «Блокадный хлеб» состоит из нескольких этапов:

  • цикл внеурочных  занятий  —  это информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне,  демонстрация тематического образовательного видеоролика, создание рабочей группы, распределение обязанностей;  подготовка информационных материалов о блокаде Ленинграда и подвиге его жителей, подготовка   текста, с которым учащиеся будут обращаться  к гражданам;
  • проведение акции - 27 января раздача учащимися подготовленных  информационных материалов возле библиотеки «Орбита», добровольное получение участниками Акции памяти символических кусочков «блокадного хлеба»;
  • рефлексия.

        Деятельность волонтеров направлена  на сохранение исторической памяти, на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения,  на популяризацию изучения истории нашей страны с помощью интересных форматов, которые предлагает как библиотека «Орбита», так и педагоги и учащиеся школы.

Результатом такой деятельности является

  1. формирование  осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  2. коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  3. воспитание у молодежи чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории;
  4. способность  оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Волонтерство в библиотеке имеет будущее. Ведь помощь, оказываемая добровольцами библиотекам, представляет обоюдную ценность. Участвуя в различных направлениях библиотечной работы, волонтеры неизменно обогащаются, развивают свой интеллектуальный, духовный, творческий потенциал. И все это является залогом безусловного успешного сотрудничества на пути социокультурного созидания.

Проектная  деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Данную педагогическую практику можно использовать на любых  занятиях  внеурочной деятельности  духовно-нравственной и социальной направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение исторической памяти

29 июня 2013  года  в Курьинском районе прошла торжественная церемония открытия памятного знака на месте исчезнувшего посёлка Колыванстрой, который установили его бывшие жители и их потомки....

Семинар "Сохранение исторической памяти посредством патриотической работы в школе"

28 ноября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 2 г.Волжского Волгоградской области прошел городской семинар "Сохранение исторической памяти посредством патритической работы в школе"....

Особенности сохранения исторической памяти членами школьного сообщества МБОУ «Большереченская СОШ»

Работа отмечена Дипломом призера районной "Недели науки".Сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования были использованы для планирования ра...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ «ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ«ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»...

Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы

Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы...

Выступление на тему "Сохранение исторической памяти"

Выступление на региональном семинаре, посвященном патриотическому воспитанию....