Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке
методическая разработка
Представлена педагогическая практика волонтерской деятельности патриотической направленности на примере выездных занятий в библиотеке . Рассмотрены преимущества совместной работы образовательного учреждения и библиотеки для создания нетрадиционного образовательного пространства, способствующего воспитанию патриотизма у учащихся, через интеграцию культурных и социальных практик. Работа над гражданско-патриотическими проектами ориентирована на целенаправленное формирование социальной активности учащихся, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения,
происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развитие волонтерской деятельности в школе представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания морально-нравственных ценностей.
Особую актуальность приобретает направление патриотического волонтерства, потому что важнейшей задачей развития личности является формирование социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей. Работа по патриотическому воспитанию ориентирована на целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств учащихся: гражданской ответственности, духовности, социальной активности, готовности и способности к активным действиям на благо Отечества, высокого патриотического самосознания через интеграцию внеурочной и проектной деятельности.
Для формирования положительного отношения к волонтёрской деятельности нужны открытые площадки, на которых добровольческое движение сможет заявить о себе в полный голос. И такими площадками могут стать библиотеки. Интеграция внеурочной (культурные практики) и внешкольной (социальные практики) деятельности, совместной педагогической работы образовательного учреждения и других институтов общества (СПб ГБУ «ЦБС Московского района», библиотека «Орбита») помогает создать целостную систему, способствующую воспитанию патриотизма у школьников. Суть программы – в расширении образовательного пространства школьников, в создании нетрадиционного образовательного пространства, в сочетании теории и наглядного материала, теории и практики. Программа выездных занятий в библиотеке является действенным средством воспитания ученического коллектива.
Детская библиотека «Орбита» является нашим партнером по реализации гражданско-патриотических проектов. В начале каждого учебного года корректируется план внеурочных занятий с ориентацией на гражданско-патриотический проект, который разрабатывается совместно с библиотекой и посвящен какой-то памятной дате Великой Отечественной войны.
В 2019-2020 учебном году это был проект «Не гаснет памяти свеча», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Цель проекта: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции посредством организации социально значимой деятельности.
Задачи:
- Повышать эффективность деятельности библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию;
- Развивать чувство гордости за свою страну и её историю;
- Расширять и укреплять партнёрство с общеобразовательными учреждениями района в деле патриотического воспитания;
- Вовлекать в процесс гражданско-патриотического воспитания молодёжь района посредством организации массовой и информационно-просветительской работы в библиотеке.
В 2020-2021 учебном году мы начали проект «А завтра была война», посвященный 80-летию начала Великой Отечественной войны.
Сотрудники детской библиотеки «Орбита» стараются поддерживать желание ребят принимать участие в значимых событиях и интересных мероприятиях, предоставляя возможность попробовать свои силы в роли добровольных помощников. Проектная деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в гражданской акции, то вероятность становления его патриотической компетентности и идентичности существенно возрастает, поэтому в тематическое планирование внеурочных занятий мы обязательно включаем Акцию памяти «Блокадный хлеб», которую традиционно проводим уже несколько лет.
Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы.
Акция памяти «Блокадный хлеб» состоит из нескольких этапов:
- цикл внеурочных занятий — это информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне, демонстрация тематического образовательного видеоролика, создание рабочей группы, распределение обязанностей; подготовка информационных материалов о блокаде Ленинграда и подвиге его жителей, подготовка текста, с которым учащиеся будут обращаться к гражданам;
- проведение акции - 27 января раздача учащимися подготовленных информационных материалов возле библиотеки «Орбита», добровольное получение участниками Акции памяти символических кусочков «блокадного хлеба»;
- рефлексия.
Деятельность волонтеров направлена на сохранение исторической памяти, на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, на популяризацию изучения истории нашей страны с помощью интересных форматов, которые предлагает как библиотека «Орбита», так и педагоги и учащиеся школы.
Результатом такой деятельности является
- формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание у молодежи чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории;
- способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Волонтерство в библиотеке имеет будущее. Ведь помощь, оказываемая добровольцами библиотекам, представляет обоюдную ценность. Участвуя в различных направлениях библиотечной работы, волонтеры неизменно обогащаются, развивают свой интеллектуальный, духовный, творческий потенциал. И все это является залогом безусловного успешного сотрудничества на пути социокультурного созидания.
Проектная деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Данную педагогическую практику можно использовать на любых занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственной и социальной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-17576-1352596826.jpg)
Сохранение исторической памяти
29 июня 2013 года в Курьинском районе прошла торжественная церемония открытия памятного знака на месте исчезнувшего посёлка Колыванстрой, который установили его бывшие жители и их потомки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-69666-1355229783.jpg)
Семинар "Сохранение исторической памяти посредством патриотической работы в школе"
28 ноября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 2 г.Волжского Волгоградской области прошел городской семинар "Сохранение исторической памяти посредством патритической работы в школе"....
Особенности сохранения исторической памяти членами школьного сообщества МБОУ «Большереченская СОШ»
Работа отмечена Дипломом призера районной "Недели науки".Сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования были использованы для планирования ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1316222-1613649587.jpg)
Сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны в Республике Калмыкия. 2021 г.
Информация для МОН РК...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/15/picture-128725-1702605697.jpg)
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ «ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ«ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы
Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы...
Выступление на тему "Сохранение исторической памяти"
Выступление на региональном семинаре, посвященном патриотическому воспитанию....