Внеклассное мероприятие- Викторина «Химический состав клетки»
план-конспект занятия (10, 11 класс)

Нуриева Зульфира Зуферовна

Цели и задачи викторины:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания, учащихся о химической организации клетки, строении функциях неорганических и органических веществах, и на основе приобретенных знаний доказывать материальное единство живой и неживой природы.

Развивающие: формирование основных биологических компетенций учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать, применять полученные знания на практике. Продолжить формирование умений решения биологических задач, выполнять задания ЕГЭ В1- В6, В8; С2, С5.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на основе всестороннего изучения химического состава клеток живых организмов. Развитие коммуникативных навыков, учащихся при работе в группах. Развитие познавательного интереса к предмету биология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Химический состав клетки»

Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Гимназия №175»

Советского района города Казани

Нуриева Зульфира Зуферовна                      

Цели и задачи викторины:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания, учащихся о химической организации клетки, строении функциях неорганических и органических веществах, и на основе приобретенных знаний доказывать материальное единство живой и неживой природы.

Развивающие: формирование основных биологических компетенций учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать, применять полученные знания на практике. Продолжить формирование умений решения биологических задач, выполнять задания ЕГЭ В1- В6, В8; С2, С5.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на основе всестороннего изучения химического состава клеток живых организмов. Развитие коммуникативных навыков, учащихся при работе в группах. Развитие познавательного интереса к предмету биология.

Методы:

  • - репродуктивный,
  • - частично- поисковый,
  • - иллюстративный,
  • - творческая работа.

Формы: групповая.

Педагогические технологии:

  • Технология групповой деятельности;
  • Игровые технологии.
  • ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с заданиями.

Организация деятельности учащихся:  

  • Блиц-опрос;
  • работа с «слепыми» рисунками;
  • сравнение и сопоставление;
  • формирование понятия.
  • связь с другими разделами биологии

Оформление:

  • Столы для трех команд, стулья для участников каждой команды.
  • Столы и стулья для зрителей.
  • Места для жюри

Ход викторины

  1. Организационный момент: учитель рассаживает участников по группам.
  2. Сообщение темы, цели и задач викторины.

Напутственное слово учителя

“Белки, жиры и углеводы,

 Пройдут века, эпохи, годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек”.

Ведущий: Уважаемые гости, жюри, участники викторины.

Викторина – это всегда хорошее настроение. Викторина открывает совсем другие стороны биологии, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой науке. Для многих учащихся викторина даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, Викторина «Химический состав клетки» начинается.

Ведущий: 
Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе:

 Председателя: _________________________  

 Членов жюри: _________________________

Поприветствуем участников наших команд!

Прежде чем мы начнем, команды должны представить свое название. 

Знакомство с командами (название команды, девиз команды).
1команда___________________________ 
2 команда __________________________

3 команда__________________________

4 команда__________________________

Правила Викторины:

  1. Правила викторины. Викторина включает в себя 7 туров, в каждом туре вы сможете набрать определенное количество баллов, выиграет та команда, которая наберет наибольшее число баллов.

1 тур. «Блиц -  опрос».

Каждой команде предлагается по очереди выбирать номера вопросов, за каждый вопрос можно получить 1 балл. (Презентация).

Задания:

  1. Этот химический элемент входит в состав аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, АТФ, витаминов, НАДФ, НАД. (Азот).
  2.  Содержание этого вещества в клетках эмбриона достигает 90% (Вода).
  3. Химические элементы, содержание в клетках которых в сумму составляет – 1.9%, называются…(Макроэлементы)
  4. Химический элемент, входящий в состав клеточной стенки растений, костной ткани и зубной эмали, называется…(Кальций)
  5. Эти ионы, играют важную роль в транспорте веществ по клетке, назовите их… (ионы натрия и калия)
  6. Благодаря именно этому свойству, вода является хорошим растворителем. (полярность молекулы-диполь)
  7.  Назовите химический элемент входящий в состав молекулы хлорофилла. (магний).
  8. Эта система клетки, способствует сохранению в ней кислотно-щелочного равновесия, назовите эту систему. (Буферная система клетки).
  9. Назовите химический элемент входящий в состав гемоглобина и миоглобина. (железо)
  10. Осмос, поступление воды в клетку, плазмолиз и деплазмолиз, возможны благодаря этому свойству воды – подвижность молекул воды.
  11. Преобладание внутри клетки ионов калия, а снаружи – ионов натрия и хлора, называется… (мембранный потенциал клетки).
  12. Химические элементы, содержание которых в клетке в сумме составляет 0.001% - 0.000001 %, называются…(Микроэлементами).
  13. Назовите химический элемент, входящий в состав гемотианина, который обуславливает голубой цвет крови некоторых моллюсков и пауков.
  14. Этот химический элемент входит в состав некоторых аминокислот

 (метионина, цистеина), витамина В1, инсулина

Подведение итогов 1 тура, подсчет баллов.

 2 тур. «Третий лишний»

        Каждой команде, предлагается перечень характеристик функций и строения органических молекул (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот). Командам за 2 минуты, необходимо выбрать нужные характеристики и прикрепить их на доску. Мах – 3 балла.

 Выбор класса органических соединений выпадает капитанам команд. (Презентация)

Классы органических соединений – БЕЛКИ, ЛИПИДЫ, УГЛЕВОДЫ, НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.

Характеристики:

            1. Полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

  1. Органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров.
  2. Для молекул характерно наличие гидрофильной головки и гидрофобного хвоста.
  3. Практически не растворимы в воде.
  4. Способны к денатурации.
  5. Имеют сладковатый вкус.
  6. Полимер, состоящий из нуклеотидов.
  7. Способна к репликации.
  8. Основная функция хранение и передача наследственной информации,
  9. Основная функция - энергетическая 1 г. = 38.9 кДж энергии.
  10. Основная функция -  запасающая крахмал и гликоген.
  11. Основная функция - строительная, входят в состав клеточных мембран, участвуют в образовании стенок кровеносных сосудов, хрящей, волос…

Ответ: Белки- 1,5,12; Углеводы – 2,6,11; Липиды – 3,4,10; НК – 7,8,9.

Подведение итога 2 тура.

3 тур.    «Алгоритм» 

Командам необходимо установить последовательность процессов. Мах 3 балла.

1 команда – Репликации ДНК

         А. Воздействие фермента на молекулу ДНК,

         Б. раскручивание молекулы ДНК,

         В. Отделение одной цепи ДНК от другой.

 2 команда. – Образование третичной комформации белковой молекулы:

          А. образование цепочки из АК звеньев,

          Б. формирование спиральной структуры молекулы,

          В. Упаковка вторичной структуры в глобулу.

   3 команда – действие фермента.

         А. распознание ферментом субстрата,

         Б. образование активного комплекса, фермент-субстрат,

         В. Отделение продукта.

   4 команда – последовательность гидролиза полисахаридов.

          А. полисахариды,

          Б. олигосахариды,

          В. Моносахариды.

Подведение итога 3 тура.

4 тур. «Найди ошибку» 

     Командам раздаются тексты. В этих текстах есть биологические ошибки. Их необходимо найти и исправить. Ответ пояснить.

Текст №1

  1. Молекула ДНК состоит из двух спирально-закрученных цепей.
  2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином.
  3.  Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые.
  4.  Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации.
  5.  Молекула ДНК в отличие от РНК, не способна к репликации.

Текст №2

  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
  2.  Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
  3.  Белки входят в состав плазматической мембраны.
  4.  Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
  5.  В молекулах белка зашифрована наследственная информация   о признаках организма.
  6.  Молекулы белка и т- РНК входят в состав рибосом.

Текст №3

  1. Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами.
  2. Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты.
  3.  Д. Уотсон и Ф. Крик в 1953 году создали модель структуры молекулы ДНК.
  4.  В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов ДНК и РНК.
  5.  Нуклеиновые кислоты способны к редупликации.

Подведение итога 5 тура

5 тур.  «Угадай шифровку»

Командам предлагается рисунок – схема, им необходимо её расшифровать. Ответ поясните. Мах-5 баллов.

  1. Строение какого мономера изображено на рисунке (Презентация)? Что обозначено цифрами 1-3? В состав какого биополимера входит данный мономер. (нуклеотид, ДНК или РНК, углевод, азотистое основание. Н3РО4)
  2.  Назовите молекулу, изображенную на схеме? (Презентация) какую функцию выполняет вещество? Что обозначено цифрами 1-3? (АТФ, энергетическая, углевод, азотистое основание. Н3РО4 – три остатка).
  3. Схема строения какого процесса изображена на рисунке? (Презентация) Что обозначено на рисунке цифрами 1-3? Каково значение этого процесса? (образование пептидной связи, амина-группа, карбоксильная группа. Пептидная связь. Строительная, энергетическая, рецепторная, регуляторная, защитная, транспортная, сигнальная. Ферментативная, двигательная.)
  4. Схема строения какого вещества изображена на рисунке? (Презентация) Что обозначено цифрами 1-3? Какова функция вещества? (т- РНК, аминокислота,1- антикодон, 2 – акцепторный участок, транспорт АК к месту биосинтезе белка).

Подведение итога 5 тура

6 тур. «Собери молекулу»  

         Командам предлагается выбрать игрока, который выйдет и решит биологическую задачу.

В случае ошибки члены команды могут помочь своему игроку. Мах 3 балла.

Слайд № 8.  

  • Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК:

       -ГТГЦЦТААЦЦАТЦЦА-.

Определите последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК и в   молекуле и-РНК, определите число тройных водородных связей в этом участке молекулы ДНК.

  • Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК:
  • ТАГАЦГААТГГАЦЦТАЦЦАТ-
  • В результате мутаций одновременно выпадают седьмой и тринадцатый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК.

  • Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК:
  • ТАГАЦГААТГГАЦЦТАЦЦАТ-
  • В результате мутаций одновременно выпадают седьмой и тринадцатый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК.

Подведение итогов 6 тура.

  7 тур. «СИНКВЕЙН»

         Каждой команде предлагается составить «СИНКВЕЙН» по теме «Химический состав клетки».

Подведение итогов 7 тура.

Подведение итогов ВИКТОРИНЫ

             

Наша викторина подошла к концу. Подведем итоги! Подведение итогов викторины. Объявление команды победителя и выделение работы отдельных учащихся команд.

Награждение команды победителя.

Список литературы.

1.Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный. высокий уровень. 10-11 классы/ А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Изд 3-е, дополненное: учебно- методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

2.Уроки биологии с применением информационных технологий 10 класс. Методическое пособие по биологии/ Воробъева О.В., изд.: Планета ( уч), 2012 г.

3. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 2е-, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион. 2014.

4. Биология. Экология. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 2е-, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион. 2014.

5. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. -Ростов н/Д: Легион, 2011. -338с.

6. Биология. Тестовые задания с решениями/Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. -2-е изде- Минск: Букмастер, 2013. -464с.

7. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический состав клетки"

тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"

Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Органоиды клетки. Химический состав клетки. Использовать в качестве проверки знаний. актуализации знаний. Дя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....