Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 5-7 кл.Куклиной С.К.
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 5-7 кл.Куклиной С.К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_v_mire_hakasskogo_yazyka.docx118.01 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Desktop\шк.библиотека 2022-2023 уч.год\20220922_221657.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире хакасского языка» составлена для образовательного учреждения с использованием матеиалов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  2. Стандарта и программы по хакасскому языку для учащихся общеобразовательных учреждений Республика Хакасия;

3.СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

4.Национального и регионального  компонента государственного стандарта общего образования Республики Хакасия

Рабочая программа обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся. Программа по курсу « В мире хакасского языка» разработана для обучающихся средних  классов.

На изучение  в мире хакасского языка отводится 34 часа, 1 раз в неделю через внеурочную деятельность для 5 - 7х классов

Цели обучения:

- формирование умений общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей первоклассников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению хакасским языком;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации первоклассников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании хакасского языка как средства общения;

Задачи обучения:

- обучать алфавиту хакасского языка, основным буквосочетаниям, звукобуквенным соответствиям, основным правилам чтения. - обучать правильно произносить звуки хакасского языка, в том числе долгих и кратких гласных; - обучать ударению и членению предложений на смысловые группы; - дать начальное представление о способах словообразования (аффиксация), о заимствованных из других языков словах

         Предметные результаты освоения учебного предмета Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность хакасского языка заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

                                Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:  ответственное отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию

 и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки

 и общественной практики;  развитие ответственного и осознанного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

 учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Учащийся получит возможность формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний.

                        Метапредметные результаты

               познавательные универсальные действия

Ученик научится:  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя несколько

 существенных признаков; проводить классификацию по заданным критериям;

  строить суждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

  устанавливать последовательность событий;

  определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую

 структуру из двух-трех шагов;  понимать информацию в неявном виде (выделяет общий признак группы

 элементов, характеризует влияние по его описанию);

        Регулятивные познавательные действия ученик научится: Принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  осуществлять контроль при наличии эталона;

  планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей

 и способом её реализации;  оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится:  строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

 формулировать вопросы.

                            Предметные результаты

 Предметными результатами освоения программы « В мире хакасского языка» являются следующие знания и умения:  умение сообщать о себе (объем монологического высказывания 4-5 фраз);

  умение читать текст, соблюдая правильную интонацию предложения и правильно

 произносить специфичные хакасские звуки (техника чтения должна составлять за 1 минуту 15-20 слов);  умение ориентироваться в тексте объемом до 60 слов;

  уметь полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной

 переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);  уметь воспринимать на слух хакасский текст (с пониманием основного содержания,

 выборочным пониманием содержания, делать выборочный перевод);  уметь кратко высказывать о фактах и событиях, используя описание, повествование .

 сообщение, передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, делать сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом (объем монологической речи 4-5 фраз);  умение вести диалог с позиции спрашивающего и с позиции отвечающего.

  уметь обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнять, дать

 совет и принять ее, выражать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с партнером, выражать сомнение, чувства, эмоции (радость, огорчение) по 2 реплики с каждой стороны. К концу года  обучения хакасскому языку обучающиеся 5 - 7 класса должны знать:  Звуки хакасского языка;

 Основные правила чтения и орфографии хакасского языка;

 Особенности интонации основных типов предложения;

  Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных,

 доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность; время звучания текста для аудирования составляет 1 минуту; Уметь:  Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомства, поздравления, благодарность, приветствие);  Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кем?», «ниме?», «хайда?»,

 «хачан?») и отвечать на них, используя 4-5 реплик с каждой стороны (использование структуры полного предложения); Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, любимом животном, используя 1-2 фраз;

 Составлять небольшие описания предметов, картинки (о природе, школе, домашних

 животных и зверях) по образцу; Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию,

 доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале; Читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов,

 построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Выпускник научится:

 строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

 формулировать вопросы.

   уметь полно и точно понимать содержание текста

  читать  доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале

 произносить специфичные хакасские звуки

Выпускник получит возможность научиться:

знанию основных  правил чтения и орфографии хакасского языка

 знанию особенностей интонации основных типов предложения;

  понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов.

  делать выборочный перевод хакасского текста.

                                     Основное содержание

 Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения родным хакасским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Хакасский язык».

Тематическое планирование

5класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка. Районный видеочелендж «"Гордость народа -родной язык" на хакасском языке.

        2

1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса. Школьный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»)

        1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса. Районный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»

        2

1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        5

Работа. Профессия.

III Международный конкурс  многожанровой культуры народов «Палитра Хакасии»

        1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        1

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Тематическое планирование

6 класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса. Школьный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»)

        2

1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса. Районный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»

        2

1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        3

Работа. Профессия.

III Международный конкурс  многожанровой культуры народов «Палитра Хакасии»

        2

1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Тематическое планирование

7  класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса. Школьный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»)

        1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса. Районный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»

        2

1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        5

Работа. Профессия.

III Международный конкурс  многожанровой культуры народов «Палитра Хакасии»

        2

1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        2

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                  5   класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1-2

Знакомство

        2

06.09

13.09

  3

Рассказ о себе. Диалог.

        1

20.09

  4

Моя семья.

        1

27.09

  5

Близкие люди

        1

04.10

  6-7

Повторение и обобщение темы «Семья»

        2

11.10

18.10

  8-9

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        2

25.10

01.11

  10

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

8.11

  11

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

15.11

  12

Дом (Тура). Где живешь?

        1

22.11

13

Моя комната.

        1

29.11

14

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

06.12

15

Дела домашние.

        1

13.12

16-18

Помогаю маме.

        3

20.12

27.12

17.01

19-20

Работа. Профессия.

        2

24.01

31.01

21

Дела домашние. Диалог.

        1

07.02

22

Я помогаю дома.

        1

14.02

23

Моя профессия. Кем быть?

        1

21.02

24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

07.03

25

Мой кот.

        1

14.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

21.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

04.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

11.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

18.04

25.04

02.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

09.05

16.05

23.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                 6    класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

07.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

14.09

  3

Моя семья.

        1

21.09

  4

Близкие люди

        1

28.09

  5-6

Повторение и обобщение темы «Семья»

        2

05.10

12.10

  7-8

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        2

19.10

25.10

  9

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

02.11

  10

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

16.11

  11

Дом (Тура). Где живешь?

        1

23.11

12

Моя комната.

        1

30.11

13

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

07.12

14

Дела домашние.

        1

14.12

15-17

Помогаю маме.

        3

21.12

28.12

11.01

18-19

Работа. Профессия.

        2

18.01

25.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

01.02

21

Я помогаю дома.

        1

08.02

22-23

Моя профессия. Кем быть?

        2

15.02

22.02

24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

01.03

25

Мой кот.

        1

15.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

22.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

05.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

12.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

19.04

26.04

03.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

10.05

17.05

24.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                 7 «А»  класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-       во

  часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

01.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

08.09

  3

Моя семья.

        1

15.09

  4

Близкие люди

        1

22.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

29.09

  6-7

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        2

06.10

13.10

  8

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

20.10

  9

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

27.10

  10

Дом (Тура). Где живешь?

        1

10.11

11

Моя комната.

        1

17.11

12

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

24.11

13

Дела домашние.

        1

01.12

14-17

Помогаю маме.

        4

08.12

15.12

22.12

12.01

18-19

Работа. Профессия.

        2

19.01

26.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

02.02

21

Я помогаю дома.

        1

09.02

22-23

Моя профессия. Кем быть?

        2

16.02

23.02

24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

02.03

25

Мой кот.

        1

09.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

16.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

30.03

28

Хакасская национальная одежда.

        1

06.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

13.04

20.04

27.04

32-34

Наблюдения за природой.

        3

04.05

11.05

18.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                 7 «Б»  класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

05.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

12.09

  3

Моя семья.

        1

19.09

  4

Близкие люди

        1

26.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

03.10

  6-7

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        2

10.09

17.09

  8

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

24.09

  9

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

31.10

  10

Дом (Тура). Где живешь?

        1

14.11

11

Моя комната.

        1

21.11

12

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

28.11

13

Дела домашние.

        1

05.12

14-17

Помогаю маме.

        4

12.12

19.12

26.12

16.01

18-19

Работа. Профессия.

        2

23.01

30.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

06.02

21

Я помогаю дома.

        1

13.02

22-23

Моя профессия. Кем быть?

        2

20.02

27.02

24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

06.03

25

Мой кот.

        1

13.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

20.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

03.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

10.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

17.04

24.04

01.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

08.05

15.05

22.05

Виды деятельности:

 Игровая деятельность

Познавательная деятельность;

Досугово – развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Проблемно – ценностное общение Формы работы: игры, экскурсии, рисунки, викторины, беседы.

                                     

Список литературы

 1.Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями);

2.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089).

 3. Примерная программа по хакасскому языку (Министерство образования и науки Республики Хакасия)

4.Баскаков Н.А. Грамматика хакасского языка. – М. – 417 с.

5.Информационный бюллетень. Сборник правовых актов Республики Хакасия в области образования. – Абакан: Хак. кн. изд-во. – 96 с.

6.Карпов В.Г. Сопоставительная фонетика хакасского и русского языков. Учебное пособие. – Абакан. Хак. кн. изд-во. – 72 с.

 7.Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативно-иноязычного образования «Концепция развития индивидуальности в диалоге культур»/Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, -277 с. 8.Патачакова Д.Ф., Чанков Д.И. Орфография хакасского языка и орфографический словарь (на хакасском языке). – А. Хак. кн. изд. – 102 с.

 9.Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-4 кл./М.С. Арчимаева, З.И. Султрекова и др. – А.: Хак. кн. изд, – 44 с.

10. Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-3 кл./А.Ф. Троякова, М.С. Арчимаева, Н.Я. Толмачева. – А. Хак. кн. изд-во, – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Рабочая прграмма по хакасскому языку для 5 класса (в соотвествии с ФГОС)

Рабочая программа по хакасскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ней учтены основные идеи и положения Основной образовательной п...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Рабочая программа учебного курса по хакасской литературе для 11 класса

Рабочая программа по хакасской литературе для учащихся 11 класса (2 ч. в неделю, 69 ч. в году)...

рабочая программа по хакасскому языку для начинающих

Хакас тiлiнеңтоғынар программа Федеральнайхазнаӱгредiгстандарттарыхоостыра,ӱгредігорыстілінеңапарылчатхантиксіортымахшколаларда,ООО МБОШИ "Асхыстағы лицей-интернат" М.И.Чебодаевтiңадынаңööнӱ...