ЮИД
рабочая программа (5 класс)

Верлянко Арина Александровна

Мои публикации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_yuid.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ ЕСОШ №11

____________________/А.В. Зайцева/

     приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ

«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ»

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 класс

Количество часов: 32 часов

Учитель: Верлянко Арина Александровна

Год составления: август 2022г.

ст. Егорлыкская

2022-2023

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» в 5  классе составлена на основе

            - Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.),

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
  • приказа от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 ;
  • приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
  • письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) от 30 июля 2020 г. № 16;

  • -Учебным  планом  МБОУ ЕСОШ № 11 от 26.05.2022 г. утвержденным  педагогическим советом протокол № 9.

         ФГОС второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы научно- познавательного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе примерной программы основного общего образования, Устава  МБОУ  ЕСОШ №11, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №11  на 2022-2023 учебный год, создана на основании программы В.А. Горского.

В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

Анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют учащиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года.

В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  1. переход дороги перед близко идущим транспортом;
  2. переход дороги в неустановленном месте;
  3. неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
  4. нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
  5. игра на проезжей части дороги.

Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.

Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.

Задачи:

  1. познакомить школьников с азами дорожной безопасности и историей возникновения транспортных средств;
  2. систематизировать и обобщить знания учащихся о видах дорожных знаков, их  назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;
  3. развивать познавательный интерес и мотивацию учащихся;
  4. расширять кругозор учащихся;
  5. воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения;

Программа состоит из 32 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками 1 часа в неделю.

В соответствии с годовым  календарным  графиком  МБОУ ЕСОШ №11 на 2022 -2023 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в 2022 - 2023 учебном году, расписанием учебных  занятий МБОУ  ЕСОШ №11 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» в 4 классе будет реализована в объёме 32 часов.

Срок реализации 1 год

Раздел 2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «ЮИД».

Ожидаемый результат

В результате обучений ученики должны познакомиться с правилами дорожного движения, что позволит воспитать у них ответственное отношение к дорожной ситуации, умение самостоятельно и рационально передвигаться по дорогам выбирая безопасный маршрут.

Универсальными компетенциями:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметными результатами:

 обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;

 формировать навыки здорового образа жизни;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;

— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Ожидаемые результаты реализации программы

Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.

В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень– формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.

Воспитательным результатом третьего уровняявляется социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее безопасный путь из школы домой;
  • правила перехода дороги;
  • правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
  • где можно и где нельзя играть на улице;
  • сигналы светофора;
  • основные дорожные знаки и дорожную разметку;
  • правила движения для велосипедистов;
  • приёмы безопасного падения;
  • состав и назначение автоаптечки;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • правила транспортировки пострадавших.

Уметь:

  • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
  • правильно переходить дорогу и перекрёсток;
  • различать сигналы светофора и регулировщика;
  • правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
  • безопасно вести себя в транспорте;
  • уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
  • распознавать  дорожные знаки;
  • оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

Раздел 3.Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Данной программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций  (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).

На практических занятиях предусмотрено привлечение представителей ГИБДД (отдела пропаганды безопасности дорожного движения),  врача травматолога, медицинского работника МОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина».

При разработке содержания программы «Юные инспекторы дорожного движения» учтены возрастные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников.

Основные принципы построения программы

Личностно-ориентированные принципы:

  • принцип адаптивности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
  • принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Деятельностно-ориентированные принципы:

  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
  • принцип опоры на предшествующее развитие;
  • принцип практической направленности.

Культурно-ориентированные принципы:

  • принцип целостности образа мира;
  • принцип целостности содержания образования;
  • принцип систематичности;
  • принцип смыслового отношения к миру;
  • принцип овладения культурой.

Раздел 4. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Понятие об участниках дорожного движения.

8

2.

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

4

3.

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.

5

4.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

6

5

Дорожные знаки

9

Итого:                                      

      34

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

Курс внеурочной деятельности

«Юные инспектора движения» 5 класс

 

Учебник: Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения / В.В. Головко. – М., 2007 

 Количество часов: 32

 

№ п/п

Тема занятия

Да

та

Формы организации деятельности

Виды деятельности

План.

Факт.

 

ПОНЯТИЕ ОБ УЧАСТНИКАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (8ч.)

 

1

Правила поведения на тротуаре.

05.09

Фронтальная форма

познавательная деятельность

2

Дорожная разметка. Дорожные знаки.

12.09

Групповая форма

познавательная деятельность

3

Посвящение первоклассников в «юные пешеходы»

19.09

Дифференцированная форма

Досугово - развлекательная деятельность

4

Светофор трёхглазый.  Сигналы светофора и регулировщика. Элементы улиц и дорог.

26.09

Фронтальная форма

 проблемно-ценностное общение

5

Игра «Наш друг Светофор».

03.10

Групповая форма

 игровая деятельность

6

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход».

10.10

Групповая форма

 игровая деятельность

7

Виды перекрёстков и правила разъезда на них.

17.10

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

8

Дорога – не место для игр.

24.10

Фронтальная форма

проектная деятельность

ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА И ВЕЛОСИПЕДИСТА (4 ч)

9

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.

07.11

Фронтальная форма

познавательная деятельность

10

Правила движения для велосипедистов.

14.11

Фронтальная форма

познавательная деятельность

11

Порядок движения группы велосипедистов.

21.11

Групповая форма

познавательная деятельность

12

Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

28.11

Фронтальная форма

проблемно-ценностное общение

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ И АВТОТРАНСПОРТА (5 ч)

13

Изучение правил дорожного движения.

05.12

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

14

Переход проезжей части дороги в разное время года.

12.12

Дифференцированная форма

познавательная деятельность

15

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

19.12

Дифференцированная форма

познавательная деятельность

15

Беседа с работником ГИБДД.

26.12

Групповая форма

познавательная деятельность

17

Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?».

16.01

Индивидуально-групповая

игровая деятельность

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП (6 ч)

18

Состав и назначение автоаптечки.  Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

23.01

Дифференцированная форма

познавательная деятельность

19

Обработка ран и способы остановки кровотечения.

30.01

Фронтальная форма

 проблемно-ценностное общение

20

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

06.02

Фронтальная форма

познавательная деятельность

21

Переломы. Растяжения. Вывихи.

13.02

Фронтальная форма

социальное творчество

22

Правила транспортировки пострадавших.

20.02

Фронтальная форма

познавательная деятельность

23

Игра «Скорая помощь».

27.02

Групповая форма

игровая деятельность

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (9 ч)

24

Название и предназначение дорожных знаков.

06.03

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

25

 Группы дорожных знаков.

13.03

Индивидуально-групповая

познавательная деятельность

26

Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой.

03.04

Фронтальная форма

художественное творчество

27

Игра «Дорожные знаки»

10.04

Групповая форма

игровая деятельность

28

Экскурсия на специальный участок, организации движения и ознакомления ЮИД с работой инспекторов ГИБДД.

17.04

Групповая форма

туристско-краеведческая деятельность

29

Организация дорожного движения в

ст. Егорлыкская. Выделение опасных участков дорог в  ст. Егорлыкской.

24.04

Групповая форма

общественно полезная деятельность

30

Подготовка к тестированию по ПДД.

15.05

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

31

Подготовка к тестированию по ПДД.

22.05

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

32

Тестирование по ППД

29.05

Индивидуальная форма

познавательная деятельность

ИТОГ:

32 ч.

 

Раздел 6. Лист корректировки

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______