Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
календарно-тематическое планирование

Кирюхин Дмитрий Викторович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Баскетбол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_1_1.docx74.72 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Черлакского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»

Черлакского района Омской области

РЕКОМЕНДОВАНО

К использованию

Педагогическим советом

МБОУ «Елизаветинская СОШ»

Протокол от №______

от ____________г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Елизаветинская СОШ»

_____________Гридин Б.Н.

Приказ от «____»______2022 г

№__________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Баскетбол»

                                            Направленность - физкультурно-спортивная

Целевая группа: 14-17 лет

Срок реализации программы: 68 часов

Автор-составитель:

Кирюхин Дмитрий Викторович,

педагог дополнительного

образования

Елизаветинка,2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по баскетболу предназначена для физкультурной-спортивной и оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для формы дополнительных занятий проявляющий интерес к физической культуре и спорту. Баскетбол один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся.  

Актуальность программы в образовательном процессе.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

 Цель программы: 

- формирование навыков здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой и укрепления здоровья посредством занятий Баскетболом

Основными  задачами программы являются:

- содействовать правильному физическому развитию, повышению уровня общей работоспособности организма ребенка и укреплению здоровья.

- развивать специальные физические способности, необходимые для формирования и совершенствования игрового навыка баскетболиста:  ловкость, прыгучесть, координацию и общефизические качества: силу, гибкость, быстроту и выносливость.

- обучать основам техники и тактики игры в баскетбол с применением различных методик и комбинаций. Прививать навыки соревновательной деятельности.

воспитывать  морально-волевые  и нравственные качества обучающихся.

Планируемые результаты

В результате освоение обязательного минимума содержания программы, занимающиеся должны знать:

влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

историю развития игры баскетбола;

правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

основные правила игры в баскетбол, судейство.

Уметь:

выполнять технические приемы;

играть в волейбол по основным правилам;

контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений;

управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

 

Личностные результаты:

У учащихся будут формироваться:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • ответственное отношение  за  принятие  решений;    осознание, оценка  и  коррекция  вырабатываемых  решений;  
  • ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • эмоциональная устойчивость, психологическая гибкость, доминантность и  демонстративность; 
  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве с членами команды;
  •  умения к комбинаторному мышлению и специализированному восприятию;
  • умения взаимодействовать в команде на языке жестов, телодвижений и мимики;
  •  морально-волевые качества: уверенность в своих силах, целеустремленность, дисциплинированность, упорство в достижении поставленных целей;
  • умение управлять своим психоэмоциональным состоянием  в различных ситуациях;
  • нейротизм, чувствительность, проницательность, коллективизм.

2. Метапредметные результаты.

У учащихся будут формироваться умения:

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  • адекватно реагировать на возможные неудачи и провалы;
  • организовать самостоятельные занятия баскетболом для младших школьников;
  • вести наблюдение за показателями своего физического развития;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. По профилю программы.

Учащиеся будут знать:

  • строение и функции мышц под влиянием физических нагрузок;
  • как команда влияет на развитие личности;
  • разнообразную игровую практику;
  • как планировать и контролировать спортивную подготовку;
  • приемы улучшения технико-тактической и психологической подготовки;
  • правила оказания первой помощи при легких травмах;
  • правила судейства в поле

Учащиеся будут уметь:

  • проводить комплексы общефизических упражнений направленных на развитие быстроты, гибкости, силы, выносливости;
  • проводить комплексы специальных упражнений направленных на развитие координации, прыгучести и специальной ловкости;
  • выполнять остановку прыжком с последующим вышагиванием;
  • ловить мяч двумя руками в прыжке;
  • ловить мяч одной рукой в движении;
  • передачу мяча одной рукой в движении (сопровождающие);
  • передачу мяча одной рукой с боку (с отскоком);
  • передавать мяч одной рукой в прыжке;
  • выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);
  • выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита и в движении;
  • выполнять дистанционные броски в корзину с места и в движении;
  • выполнять дистанционные броски челноками на время и на точность;
  • выполнять обманные действия на передачу, на бросок, на проход;
  • в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;
  • защищаться системой личной защиты;
  • обводить соперника с изменением скорости;
  • перехватывать мячи при передаче его соперником;
  • действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1);
  • действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2);
  • в нападающих командных действиях использовать систему «быстрого прорыва»;
  • в нападающих командных действиях использовать «малую восьмерку»;
  • действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2);
  • действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3);
  • перестраиваться в защите, чтобы противодействовать «быстрому прорыву» соперников;
  • в нападающих действиях выполнить «наведение»;
  • в командных нападающих действиях выполнить «скрестный выход»;
  • в защитных командных действиях использовать «групповой отбор»;
  • в защитных действиях выполнить «проскальзывание»;
  • в защитных командных действиях противодействовать «скрестный выход».
  • применять систему нападения через центрового и без центрового игрока
  • применять систему личного и зонного прессинга
  • применять систему зонной защиты (3:2, 2:1:2)

2.Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема занятия.

Всего

1

Модуль 1. Основы знаний

10

1.1

 Вводное занятие. Техника безопасности

1

1.2.

Характеристика вида спорта История Баскетбола

1

1.3

Основные правила  игры в Баскетбол

2

1.4

Основные приемы игры в Баскетбол

2

1.5

Участники.  Расстановка игроков. Сооружения и оборудования

2

1.6

Физическая культура и спорт в РФ и  РТ.  Размещение судей.  Официальные судейские жесты.

1

1.7

Способы проведения соревнования. Состав команды и обязанности судейской бригады

1

2.

Модуль 2. Методика обучения

12

2.1

Методика обучения технике игры Баскетбола

2

2.2

Техника передвижений остановок поворотов и  стоек

2

2.3

Техника ловли и передача мяча

2

2.4

Техника ведения мяча

2

2.5

Техника штрафного броска мяча в корзину

2

2.6

Техника индивидуальной защиты

2

3.

Модуль 3. Тактика игры

12

3.1

Индивидуальные тактические действия в нападении

2

3.2

Групповые тактические действия в защите

2

3.3

Командные тактические действия в нападении

2

3.4

Командные тактические действия в защите

2

3.5

Позиционное нападение и личная защита 2:2,3:3,4:4 5:5.

2

3.6

Нападение быстрым прорывом 3:2

2

4.

Модуль 4. Физическая подготовка

16

4.1

Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий

2

4.2

Упражнения для развития ловкости и координации

2

4.3

Упражнения для развития качеств, необходимых для специальных  приемов игры Баскетбола

2

4.4

Упражнения на развитие силовых качеств рук ног мышц  брюшного  пресса

2

4.5

Подвижные игры эстафеты с мячом

2

4.6

Игровые упражнения с набивным мячом

2

4.7

Эстафеты круговая тренировка.

2

4.8

Игровые упражнения в сочетании метания и прыжков

2

5

Модуль 5. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

18

5.1

Игры игровые задания с ограниченным числом игроков

2

5.2

Учебная игра по упрощенным правилам баскетбола

2

5.3

Судьи, их обязанности и официальные сигналы

2

5.4

Организация и проведение соревнований

Виды соревнований

2

5.5

Особенности проведения соревнований

Учебная игра в баскетбол

2

5.5

Развитие психомоторных способностей

2

5.6

Контрольные игры и соревнования

2

5.7

Игровые упражнения типа 2/2, 3/2 , 4,2

2

5.8

Контрольные испытания

2

Итог

68

Содержание программы

Модуль № 1 «Основы знаний» 10 ч

1.1 «Вводное занятие. Техника безопасности»

Формы организации учебного занятия: беседа по теме, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ без предмета. Проведение игры на знакомство. Обсуждение правил поведения в зале для занятий. Ознакомление с имеющимся оборудованием и правилами его использования. Знакомство с традициями и правилами секции, инструктаж по технике безопасности, с основными группами мышц. Закрепление знаний, игра «Знакомство».

Форма организации учебной деятельности:   фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: ходьбы, бега, прыжков, о строе, группы мышц.

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.2 « Характеристика вида спорта История волейбола.

Формы организации учебного занятия: беседа по теме, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом, строевые упражнения: построение в  шеренгу, в колонну по одному. Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег с заданиями. Знакомство с волейболом как видом спорта,  с историей возникновения его. Обсуждение художественного фильма «Вверх».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: волейбол, история волейбола и.т.д.

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.3 «Основные правила  игры в Баскетбол»

Формы организации учебного занятия: беседа по теме, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ без предмета. Проведение игры на знакомство. Обсуждение правил поведения в зале для занятий. Ознакомление с основными  правилами баскетбола и выдающихся отечественными спортсменами. Знакомство с традициями и правилами секции, инструктаж по технике безопасности, с основными группами мышц. Закрепление знаний, игра «Знакомство».

Форма организации учебной деятельности:   фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: ходьбы, бега, прыжков, о строе, группы мышц.

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.4«Основные приемы игры в Баскетбол»

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом, строевые упражнения: построение в  шеренгу, в колонну по одному. Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег с заданиями. Знакомство с баскетболом как видом спорта, и основными приемами игры такие как способы передвижений, ведение мяча остановки повороты.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: стойка баскетболиста .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.5«Участники.  Расстановка игроков. Сооружения и оборудования.»

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом, строевые упражнения: построение смыкание размыкание . Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег с заданиями. Знакомство с расстановкой игроков  сооружением и оборудованием

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: сооружение .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.6 «Способы проведения соревнования. Состав команды и обязанности судейской бригады»

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . знакомство с организацией проведения соревнований и обязанностями судей на площадке

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: соревнование судья .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

1.7 «Физическая культура и спорт в РФ и  РТ.  Размещение судей.  Официальные судейские жесты»

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . знакомство с понятиями и официальными жестами судьи.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие:  физическая культура и спорт .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

 Модуль № 2 Методика обучения 12ч

 

2.1Методика обучения технике игры Баскетбола

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . Техника передвижений остановок поворотов и  стоек Перемещения в стойке, ускорения ,остановки  в сочетании с бегом, бег ходьба комбинации из освоенных элементов.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие:  физическая культура и спорт .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

2.2 Техника передвижений остановок поворотов и  стоек  

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . Техника передвижений в стойке боком лицом.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие:  физическая культура и спорт .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

 2.3 Техника ловли и передача мяча

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . Техника передача одной рукой от плеча; двумя руками от груди, выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния, передачи на месте и в движении, ловля мяча после подбрасывания и передачи мяча .

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: двигательное действие .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

 

2.4 Техника ведения мяча

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . стойка при высоком и низком ведении характер контакта кисти ведущей руки с мячом изменения направления движения вышагивание ,  скрёстный шаг, поворот перевод мяча перед собой и за спиной повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом перевод мяча между ногами.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: двигательное действие .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

2.5Техника штрафного броска мяча в корзину

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . бросок двумя руками от груди; техника выполнения точных бросков в движении, бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета» бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть. Дистанция 3-4 м (11 лет), бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (12 лет); бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (13 лет) броски одной рукой в движении сверху и снизу, корректировка техники бросков

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: координация.

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

2.6 Техника индивидуальных действий 

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ с мячом,  Выполнение упражнений руками и ногами с различной амплитудой на координацию движений и ловкости. Ходьба с различным положением рук, с перешагиванием через предмет, бег спиной вперед ,приставными шагами, из различных исходных положений  с заданиями . групповые взаимодействия защитников: действие в численном меньшинстве; противодействие заслонам; создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч; индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом на боковой линии в области штрафного броска;защита в численном меньшинстве.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: быстрота .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

 

 Модуль № 3 Тактика игры 12 ч

3.1 Групповые тактические действия в защите

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий сесть на пол встать подпрыгнуть итд . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики групповых действий соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: тактика .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

3.2Командные тактические действия в нападении

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий сесть на пол встать подпрыгнуть итд . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики групповых действий соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий. взаимодействие двух и трех нападающих; ситуационная техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях); взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной защитника; взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: ловкость .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

3.3Командные тактические действия в защите

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий сесть на пол встать подпрыгнуть итд . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики групповых действий в защите соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий используют игру как средство активного отдыха.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: быстрота .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

3.4Позиционное нападение и личная защита 2:2,3:3,4:4 5:5.

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики позиционных  действий в защите соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий используют игру как средство активного отдыха. Осваивают позиционное нападение без изменений позиций игроков как в нападении так и в защите

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: быстрота .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

3.5Нападение быстрым прорывом 3:2

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики позиционных  действий в защите соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий используют игру как средство активного отдыха. Осваивают быстрое нападение 2х2 3х2 1х0

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: быстрый отрыв  .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

3.6 Индивидуальные тактические действия в нападении

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с  . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время освоения тактики групповых действий соблюдают правила безопасности ,моделируют тактику игровых действий. взаимодействие двух и трех нападающих; ситуационная техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях);  взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной защитника; взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: ловкость .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация.

Модуль №4  Физическая подготовка 16ч

 

4.1Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  . комбинации из освоенных элементов техники . взаимодействуют со сверстниками во время занятий физических упражнений ведение мяча в стойке с максимальной частатой в течении 10 сек, подвижные игры с мячом и без мяча.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: скоростные качества  .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.2Упражнения для развития ловкости и координационных способностей

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  упражнения для развития ловкости жонглирование мяча всеми частями тела прыжки в парах через скакалку и.т.д

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: скоростные качества  .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.3Упражнения для развития качеств, необходимых для специальных  приемов игры

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  упражнения для использования способов передвижения, с ведением мяча остановки после быстрого бега ,остановки после ведения мяча, бег с быстрым поворотом ,повороты после ведения мяча.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: Физическое упражнения .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

 4.4Упражнения на развитие силовых качеств рук ног мышц  брюшного  пресса

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий  упражнения на силу рук ног мышц пресса ,висы упоры подтягивания ,приседания с отягощением ,поднимание ног туловища из положения лежа.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: сила физическое развитие .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.5 Подвижные игры эстафеты с мячом

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий. Эстафеты с ведением мяча передачей мяча . Подвижные игры «Охотники и утки » «Салки с ведением», Передал садись.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: сила физическое развитие .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.6 Игровые упражнения с набивным мячом

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий. Броски мяча из за головы сидя, стоя с кувырком вперед в цель и на дальность.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: самовоспитание .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.7 Эстафеты круговая тренировка

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий. Эстафеты с элементами баскетбола, круговая тренировка с выполнением упражнений на силу рук ног мышц брюшного пресса.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: самовоспитание .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

4.8 Игровые упражнения в сочетании метания и прыжков

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма ,перемещения в стойке и спиной вперед, ходьба бег с выполнением заданий. Эстафеты с элементами метания мяча прыжков через препятствие .

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: самовоспитание .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

Модуль № 5 Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. 18ч

5.1Игры игровые задания с ограниченным числом игроков

Формы организации учебного занятия: изучение нового материала, выполнение заданий.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма передачи мяча в парах на месте и после перемещения ,броски мяча после ведения мяча и после остановки прыжком, передачи мяча треугольником квадратом во встречных колонах

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: самоанализ самоконтроль .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.2 Учебная игра по упрощенным правилам баскетбола

Формы организации учебного занятия: игровая деятельность.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. овладение  учебной игрой взаимодействуют со сверстниками осуществляют судейские игры

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: техническая подготовка .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.3 Учебная игра по  правилам мини баскетбола

Формы организации учебного занятия: игровая деятельность.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. овладение  учебной игрой 3х3  взаимодействуют со сверстниками, осуществляют судейские игры

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: самоанализ самоконтроль .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.4 Обучение техники движений

Формы организации учебного занятия: выполнение заданий .

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. обучение  технике броска на два шага , технике остановок  поворотов из различных ситуаций.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: техническая подготовка .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.5 Учебная игра по упрощенным правилам баскетбола

Формы организации учебного занятия: игровая деятельность.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. овладение  учебной игрой взаимодействуют со сверстниками осуществляют судейские игры Учебная игра Баскетбол

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: техническая подготовка .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.6 Развитие психомоторных способностей

Формы организации учебного занятия: игровая деятельность.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. Дыхательные упражнения Звезда, упражнения для моторики рук Ухо нос. Телесные упражнения Велосипед Лодочка.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: дыхательная гимнастика .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.7, Контрольные игры соревнования

Формы организации учебного занятия: соревновательная практическая.

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. Выполняют правила игры уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: физкультурное мероприятие .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.8 Игровые упражнения

Формы организации учебного занятия: игровая .

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. Выполняют правила игры уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Игровые упражнения типа 2/2, 3/2 , 4,2

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: физическое воспитание .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

5.9 Контрольные испытания

Формы организации учебного занятия: игровая .

Содержание деятельности: выполнение ОРУ на месте, в движении , СБУ, бег с изменением направления  с ускорением темпа и ритма. Выполняют тестовые задания по физической подготовленности  и сдают нормативы по технической подготовке

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Теоретическое понятие: физическая подготовка .

Контроль: педагогическое наблюдение и оценивание выполненной работы, консультация

Методы и формы обучения

Словесные методы:

объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы:

показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.

Практические методы:

Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

4. КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Подведение итогов по результатам освоения материала программы проходит в форме открытых, итоговых занятий, а также в условиях соревнований. 

Программой предусмотрено проведение испытаний по следующим контрольным нормативам в 2 раза в учебном году( в 1 и 2 полугодии) с целью выявлений уровня физической подготовленности занимающихся.

№ п/п

Тесты

Баллы

5

4

3

2

1

1

Подтягивание на перекладине (количество раз)

8 и выше

6 - 7

3 - 5

1 - 2

0

2

Отжимание от пола (количество раз)

35 и выше

32 - 34

29 - 31

23 - 28

22 и ниже

3

Бег 30 м/сек.

5,0 и выше

5,05- 5,25

5,3 – 5,6

5,7 - 5,9

6.0 и хуже

4

Бег 1000 м/мин.

4.05 и выше

4.06 - 4.20

4.21 - 4.35

4.36 - 4.50

4.51 и хуже

5

Поднимание туловища (количество раз)

44 и выше

41 - 43

38 - 40

34 - 39

33 и хуже

предварительный контроль -8б

промежуточный контроль -12б

итоговый контроль16б

техническая   подготовка.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутри школьных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (октябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Система диагностики- тестирование физических и технических качеств.

Нормативы технической подготовки  обучения

Оценка

Штрафные броски

Броски с дистанции

Скоростная техника

Передачи мяча в стену на скорость

5

10

9

20

18

4

8

7

23

16

3

7

5

25

12

        Оценка по уровням владения контрольными упражнениями:

        5- высокий,

        4-оптимальный,

        3-достаточный

Штрафные броски. Выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам  подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет два броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).

Броски с дистанции выполняются от 10 равноудаленных точек по 2 броска с каждой точки. Считается число попаданий.

Скоростная техника. При выполнении обводки 3 – секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть  в кольцо, Если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнение в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо.

Передачи мяча в стену на скорость.  Встать на расстояние 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течении 20 секунд,  стараясь сделать как можно больше передач.

Материал для  проверки знаний по теоретической подготовке

Проверка знаний учащихся проводится в конце учебного года в виде устных ответов по

разработанным билетам. Педагогическое оценивание по 5-ти балльной системе.

1. Первая помощь при ушибе?

2. Основные средства закаливания организма?

3. Основные правила режима дня?

4. Что относится к личной гигиене?

5. В какой цвет должен быть окрашен мяч?

6. Сколько таймов в одном матче?

7. Какие бывают броски?

8. Какими бывают передачи?

9. В каком году образовался баскетбол?

10. Сколько длится матч?

1. Какие травмы можно получить при занятиях спортом?

2. Признаки переутомления?

3. Как изменяются мышцы при занятиях спортом?

4. Спортивная одежда баскетболиста?

5. Основные правила в баскетболе?

6. Что такое стандартное положение?

1. Какое значение имеет закаливание для занятий спортом?

2. Для чего нужен дневник самоконтроля?

3. Первая помощь при вывихе?

4. Из чего состоит баскетбольный матч?

5. Какие дополнительные правила используются в игре?

6. От чего зависит выбор тактики в игре?

7. Заслуги наших сборных по баскетболу на Олимпийских играх

5.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационно-образовательные ресурсы

Учебно-методические пособия

Кадровое обеспечение

Оборудование спортзала:

Перекладина гимнастическая (пристеночная).

Стенка гимнастическая.

Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.

Палка гимнастическая.

Скакалка детская.

Мат гимнастический.

Кегли.

Обруч пластиковый детский.

Планка для прыжков в высоту.

Стойка для прыжков в высоту.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые.

Рулетка измерительная.

Щит баскетбольный тренировочный.

Сетка для переноса и хранения мячей.

Волейбольная сетка универсальная.

Сетка волейбольная.

Аптечка.

Мяч малый (теннисный).

Гранаты для метания (500г,700г).

Пришкольный стадион (площадка):

Игровое поле для мини-футбола.

Площадка игровая баскетбольная.

Площадка игровая волейбольная.

Гимнастическая площадка.

Полоса препятствия.

Мультимедийное оборудование:

ЭОР.

Компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

Рабочая программа курса.

Диагностический материал.

Разработки игр.

http://sportrules.boom.ru/

http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php

http://lib.sportedu.ru/press/flevot/2005N6/Index.htm -

http://www.volley.ru 

Спортивные игры / Под ред. В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 2015.

Спортивные игры с методикой преподавания/ Под ред. Ю.И. Портных.- М.: ФиС, 2016.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения учеб.для студ. высш. пед. заведений /под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.6 Издат. центр «Академия», 2016.

Спортивные игры / под ред. Н. П. Воробьева.- М.: "Просвещение", 2011г.

15.Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Тактическая подготовкав спортивных играх: Учеб.пос. - М.: ФОН, 2017. - 138 с.

 учитель физической культуры/педагог дополнительного образования

умения работать в разных педагогических ситуациях, умение создавать атмосферу психологической безопасности. умение удерживать устойчивую эмоцианальную позицию. определять знания в начале и конце года.

6.  Список литературы

 

Нормативно-правовые документы

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

3.  Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Литературы для педагога

1.  Азаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Азаренко. – Москва: Владос, 2016.–240 c.

2.  Барчуков  И.С.,  Барчукова  Г.В.,  Назаров  Ю.Н.  Основы  физической  культуры.  Теория  и методика/ И.С. Барчуков,  Г.В. Барчукова., Ю.Н. Назаров. – Москва: Юнити-Дана, 2016 - 296с.

   Интернет-ресурсы:

Комплекс  дыхательных  упражнений  для  детей  http://www.dynamo-spb.ru/kompleks-dyxatelnyx-uprazhnenij-dlya-detej.html.

2.  Безопасная акробатика  https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/04/05/bezopasnaya-akrobatika

 

Литературы для учащихся

 1.  Андреева Т. И. Между нами, девочками/ Т.И. Андреева. – Казань: Татполиграф, 2013.

2.  Гавальда А. 35 кило надежды/ А. Гавальда. – АСТ, Астрель, 2019.

Интернет-ресурсы:

  1. Какие витамины необходимы для ребенка, который занимается спортом  https://vitaminoved.ru/kakie-vitaminy-davat-rebenku-sportsmenu
  2. Правила дорожного движения https://yandex.ru/video/preview?text=правила%20дорожного%20движения%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1596663410357680-1491004646845353643800283-production-app-host-sas-web-yp-134&wiz_type=v4thumbs&filmId=349331537825919588

3. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004

 Литературы для родителей

 1.  Гиппенрейтер,  Ю.  Б.  Счастливый  ребенок:  новые  вопросы  и  новые  ответы/Ю.  Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 352с.

2.  Каздин,  А.  Зачем,  за  что  и  как  хвалить  ребенка.  Неожиданные  результаты  воспитания похвалой/ А. Каздин, К. Ротелла. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 240с.

Интернет-ресурсы:

  1. Питание  юных  спортсменов  https://rebenokvsporte.ru/ratsionalnoe-pitanie-yunogo-sportsmena-osnovnye-ponyatiya/
  2.  Этот  «Трудный»  подросток.  Что  делать?  https://psylife.org/25-etot-trudnyy-podrostok-chto-delat-roditelyam.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Баскетбол"

Рабочая программа по баскетболу для реализации в системе дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Оранжевый мяч" (баскетбол).

Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Пояснительная  записка     Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Баскетбол» является модифицированной. Программа  составлена на  осно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Баскетбол»(физкультурно-оздоровительное  направление)  разработана на основе программы предложенной в учебном пособии:...

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Баскетбол»

Краткое, обобщенное описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе «Баскетбол»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» имеет спортивно-оздоровительную направленность.Программа направлена на формирование и развитие спортивных способнос...