ДООП технической направленности "Мир роботов"
рабочая программа

сайт учителей математики Жинь Андрея Павловича и Натальи Олеговны

программа по робототехнике для младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_robotov_dlya_razmeshcheniya.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Первомайская СШ»

Рассмотрено на методическом совете

Протокол №  1 
от «30» августа 2021
г.

«Согласовано»

Рук. Центра «Точка Роста»

_____________/Мельникова К.И./

                     ФИО

 «30 » августа 2021г.

«Утверждаю»

Директор школы:

____________/Фадеева Е.А./

                 ФИО

Приказ №  ______
от «31»
августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР РОБОТОВ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТЕХНИЧЕСКАЯ

2021-2022 уч.год

Уровень программы: ознакомительный

Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Жинь Андрей Павлович,

педагог дополнительного образования

с. Первомайский

2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

     Программа «Мир роботов» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа эколого-биологической направленности «Цветоводство и ландшафтный дизайн» разработана в соответствии:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы - письмо Минобрнауки Росси от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»;

- СанПина 2.4.43172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельноcти по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196);

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р»

Уровень программы: базовый.

Направленность: техническая

Новизна  Учащиеся начальной школы, используя наборы-конструкторы по робототехнике, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте.

Актуальность. Программа актуальна, поскольку конструирование и робототехника значимы в свете внедрения и реализации ФГОС, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития школьников. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей обучающихся. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что конструктор знакомит детей с миром моделирования и  конструирования.  При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.   В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что способствует их успехам в освоении новых знаний.  Конструкторы улучшают моторику и воображение ребенка: кирпичики позволяют создать множество конструкций, начиная от тех, что изображены на идущей в комплекте схеме, так и придуманных самостоятельно. Конструкторы учат планировать и выстраивать последовательность своих действий. Для ребенка, это осознание, что именно от него зависит то, насколько правильной и красивой будет то или иное сооружение, все это настраивает  его на проявление особой  внимательности и сосредоточенности при изучении схемы и соединения деталей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что  содержание программы спланировано  по принципу от простого к сложному.  Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  7 – 9 лет.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы составляет 2 года. С нагрузкой по 72 часа в год.

Режим занятий

Обучения предусматривает групповые занятия – 1 раза в неделю по – 2 часа, согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.4. 1251 03.

Формы и методы организации занятий:

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

- групповые, индивидуальные, фронтальные.

Формы проведения занятий: плановые занятия, долгосрочные и краткосрочные проекты, строительная игра, самостоятельное конструирование, соревнования, мастер-классы, фестивали.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский; по образцу; конструирование: по модели, по условиям, по карточкам-схемам, по свободному замыслу, тематическое конструирование.

Методы  проведения занятия: словесные, наглядные, практические,  их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора,  овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.

Задачи:

образовательные:

- Познакомить  с историей возникновения конструктора, названиями основных деталей конструктора;

- Обучить основным приемам, принципам  конструирования, моделирования и программирования;

- Учить  созданию  моделей  трех основных  видов конструирования: по образцу, условиям, замыслу;

Воспитательные:

- Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству, стремлению достижения цели;

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;

- Формировать коммуникативную  культуру

Развивающие:

- Развивать    творческие способности и интерес  к  занятиям с конструктором;

- Развивать мелкую моторику,  изобретательность;

- Развивать психические познавательные процессы:  память, внимание, зрительное восприятие, воображение;

     Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение  на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность.

Давать определения тем или иным понятиям.

Осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.

Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности

     Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная (итоговая) аттестация проводиться в конце учебного года.  Формы  проведения промежуточной аттестация:  выставка работ

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Учебный план 1 год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

 Форма контроля

(аттестации)

теория

практика

1

Знакомство с наборами-конструкторами

8

2

6

Опрос

2

Строительство.

8

1

7

Выставка работ

3

Что нас окружает.

14

1

13

Беседа

4

Транспорт.

12

1

11

Выставка работ

5

Твори, фантазируй, выдумывай.

14

1

13

Презентация творческих работ.

6

Животные.

12

1

11

Опрос

Итого:

68

7

61

Учебный план 2 год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

 Форма контроля

(аттестации)

теория

практика

1

Введение в робототехнику.

Программное обеспечение

6

2

4

Опрос

2

Первые шаги в робототехнике

22

11

11

Тест.

3

Забавные механизмы.

40

10

30

Выставка работ

Итого

68

23

45

Содержание учебного плана

1 год обучения

  1. Знакомство с наборами-конструкторами. Правила внутреннего распорядка. Изучение  правил техники безопасности. Путешествие по стране конструирования. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики: цвет, форма, размер. Геометрическая мозаика: бабочка, домик.
  2. Строительство. Я – строитель. Строим стены и башни. Мой дом. Мой класс и моя школа. Мосты.
  3. Что нас окружает. Детская площадка. Парк развлечений. Улица полна неожиданностей. Ледяной городок. Сельский пейзаж. Городской пейзаж.
  4. Транспорт. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Военная техника. Дорога в космос.
  5. Твори, фантазируй, выдумывай. Морское путешествие. Волшебный лес. Фантастические звери. Пришельцы с других планет. Волшебный замок. Город будущего.
  6. Животные. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Морские обитатели. Проект «Зоопарк».

2 год обучения

  1. Введение в робототехнику. Программное обеспечение. Правила внутреннего распорядка. Изучение  правил техники безопасности. Что входит в состав конструктора? Программное обеспечение: палитра, блоки, вкладки.
  2. Первые шаги в робототехнике. Мотор и ось.  Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Понижающая зубчатая передача.  Повышающая зубчатая передача . Датчик наклона .  Шкивы и ремни .  Перекрёстная ременная передача .  Снижение скорости . Увеличение скорости. Датчик расстояния . Коронное зубчатое колесо . Червячная зубчатая передача .  Кулачок . Рычаг . Блок «Цикл» .
  3. Забавные механизмы. Танцующие птицы.  Умная вертушка.  Обезьянка-барабанщица. Голодный аллигатор.  Рычащий лев. Порхающая птица. Нападающий. Вратарь. Ликующие болельщики.  Спасение самолёта.  Спасение от великана. Непотопляемый парусник. Катер. Трамбовщик. Лягушка. Шлагбаум.  Конструирование и демонстрация собственных моделей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Технический прогресс (Роботы) в старших классах.

На уроке представлена работа с текстом с последующей групповой работой на основе прочитанного материала....

ДООП "Начальное техническое моделирование"

Программа «Начальное техническое моделирование» направлена наразвитие интереса к техническому моделированию, развитие образного илогического мышления, освоение обучающимися навыков работы ...

ДООП технической направленности «Конструирование технических объектов»

Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструирование технических объектов»(далее – программа) разработана с учетом Федерального Закона Российской...

Презентация учебно-методического комплекса ДООП "Конструирование технических объектов".

Презентация представляет собой обощение педагогического опыта по разработке, подготовке и систематическому обновлению учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей ...

ДООП технической направленности"Медиа"

Программа создаёт условия, обеспечивающие развитие способностей детей в компьютерной деятельности с учётом их возможностей....

ДООП ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «3D ручка»

Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений ЗD-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения программного материала, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанны...