Мой профессиональный выбор
рабочая программа (11 класс)

Орлова Наталья Владимировна

Программа внеурочной деятельности (10-11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_professionalnyy_vybor_10-11_klass.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к ООП НОО (ФГОС)

МБОУ СШ с. п. Селекционной станции

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мой профессиональный выбор»

(социальное направление)

Класс: 10-11

Уровень: базовый

Срок реализации: 2 года

Программу разработали

учителя МБОУ СШ с. п. Селекционной станции

Савицкая О.А., Орлова Н.В.

п/п

Содержание

Стр.

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

4

Содержание

6

Тематическое планирование, в том числе с учетом      рабочей программы воспитания с указанием количества    часов, отводимых на освоение каждой темы

10


1. Пояснительная записка.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду.Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Цели:

  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 10-11-х классов;
  • открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
  • помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  • обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа рассчитана на 2 года.

Продолжительность занятия 40 минут.Программа предполагает, как теоретические, так и практические занятия.

В процессе обучения предусматриваются следующиеформы учебных занятий: урок-лекция (изучение нового материала), комбинированный урок (сочетающий в себе повторение пройденного, изучение нового материала и практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков), дискуссия, ролевые игры, переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»), моделирование мира человека конкретной профессии, диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии, групповые занятия с элементами тренинга, самостоятельная проектная деятельность учащихся (мини-проект), урок контроля и оценки знаний (практическая, контрольная работа, доклад).

2. Планируемые результаты

Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:

1. гражданского воспитания

  • осознанно формировать и отстаивать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;

3.  духовно-нравственного воспитания

— непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

4. эстетического воспитания

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6.  трудового воспитания

— воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

— формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

      — высказывать своё предположение (версию), работать по плану.

     — давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

     — перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

     — преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

     — доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной.

Предметные результаты:

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Мой профессиональный выбор» ученик будет

знать:

1.        правила выбора профессии;

2.        факторы психического развития и условия, необходимые для личностного роста, саморазвития и самоопределения человека;

3.        условия выбора и приобретения конкурентоспособных специальностей и профессий в регионе, районе, городе;

4.        психологические основы личностного и профессионального самопознания и самоопределения.

уметь:

1.        использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;

2.        составлять личный профессиональный план и корректировать его;

3.        быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;

4.        устанавливать живой контакт в личных и деловых взаимоотношениях, стратегически мыслить, быть готовым к принятию решений;

5.        активизировать свое стремление к личностному росту;

6.        пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

3. Содержание

10 класс

  1. Введение в курс «Мой профессиональный выбор» - 2 часа

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий.

  1. Основы жизненного и профессионального самоопределения. — 2 часа

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

  1. Значение, ситуация и правила выбора профессии — 3 часа

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

  1. Типичные ошибки при выборе профессии — 3 часа.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.

  1. Профессия и специальность: происхождение и сущность — 2 часа

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.

  1. Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

  1. Рынок труда и его требования к профессионалу — 3 часа.

Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке.

  1. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 5 часов

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

  1. Особенности психических процессов и выбор профессии -2 часа.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

  1. Темперамент и выбор профессии — 3 часа.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека.

  1. Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. – 2часа.
  2. Человек – человек. Рассмотрение профессий всфере обслуживания – 2 часа.
  3. Человек – природа. Рассмотрение профессии, связанных с животными – 2 часа.
  4. Профессии будущего – 2 часа.

11 класс

  1. Что я знаю о своих возможностях (6 часов).

Содержание занятий. Профессиональная дея-тельность как способ самореализации личности. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические мето-дики: опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

  1. Что я знаю о профессиях (6 часов).

Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».

  1. Характер и выбор профессии - 1 час.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

  1. Способности и профессиональная пригодность - 6 часов.

Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Определение своего профессионального типа личности. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда, «Социальный интеллект». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

  1. Тип личности и выбор профессии — 1 час.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей:реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

  1. Здоровье и выбор профессии — 1 час.

Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

  1. Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

  1. Пути получения профессионального образования – 2 час.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональные образовательные учреждения. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы,б курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

  1. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.

  1. Творческий проект «Мой выбор» – 2 час.

Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Защита.


4. Тематическое планирование, в том числе с учетом      рабочей программы воспитания с указанием количества    часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

Введение в курс «Мой профессиональный выбор»

2

Беседа

Основы жизненного и профессионального самоопределения.

2

Дидактическая игра «Эпитафия».

Значение, ситуация и правила выбора профессии

3

Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Типичные ошибки при выборе профессии

3

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий.

Профессия и специальность: происхождение и сущность

2

Дидактическая игра «Профессия, должность, специальность» Викторина «Кто больше знает профессий».

Профессиональная деятельность и карьера человека

1

Практическая работа.

Рынок труда и его требования к профессионалу

3

Практическая работа.

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

5

Практическая работа.

Анкета мотивов выбора профессии

Особенности психических процессов и выбор профессии

2

Практическая работа.

Темперамент и выбор профессии

3

Практическая работа.

Человек – техника.Профессии, связанные с техническими объектами труда.

2

Лекция с практической работой.

Человек – человек.Сфера обслуживания.

2

Лекция с практической работой.

Человек – природа. Профессии, связанные с животными.

2

Лекция с практической работой.

Профессии будущего.

2

Беседа. Практическая работа.

Итого:

34 часа

11 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Что я знаю о своих возможностях

6

Опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

2

Что я знаю о профессиях

6

Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».

3

Характер и выбор профессии

1

Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

4

Способности и профессиональная пригодность

6

Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методике «КОС» и «Определение склонностей».

5

Тип личности и выбор профессии

1

Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.

6

Здоровье и выбор профессии

1

Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

7

Планирование профессиональной карьеры

6

Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии;упражнение «Резюме».  Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов.

8

Профессиональная пригодность и самооценка

1

Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

9

Пути получения профессионального образования

2

Доклады, Встречи с представителями вузов

10

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

1

Практическая работа

11

Творческий проект «Мой выбор».

2

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Памятка профессионального выбора подростка

Памятка содержит материал для профессионального выбора подростка...

План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"

Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...

Презентация "Мой профессиональный выбор"

Презентация "Мой профессиональный выбор" создана в рамках проведения областного профессионального конкурса "Учитель года Дона 2011".Конкурс проходил в городе Волгодонске в 2011году. Презентация помога...

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...