Олимпиада по ФГ
олимпиадные задания (8 класс)

Пришлова Лидия Владимировна

Олимпиада на выявление уровня сформированности ФГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Олимпиада по ФГ135.8 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по функциональной грамотности для обучающихся

8-х классов

Процессы реформирования школьного образования в России, как и во всем мире, повлекли за собой значительные изменения во взглядах на результативность школьного образования. К образованию, в том числе школьному, как никогда ранее, стали предъявляться требования практического характера, включающие развитие способности выпускников школы к решению социально и личностно значимых проблем. Этот вид требований получил свое научное оформление в категории метапредметных образовательных результатов. Сегодня метапредметные образовательные результаты как требование к уровню образованности выпускника (начальной, основной, средней) школы представлены в содержании нового поколения Федеральных образовательных стандартов. Определение содержания метапредметных результатов за последние десятилетия сформировалось в отдельную отрасль научного, методического знания. Современные подходы к оценке метапредметных образовательных результатов рассматриваются, как правило, в русле компетентностного подхода, основа которого в самом обобщенном виде предполагает ответ на вопрос: что именно может продемонстрировать обучающийся, освоивший определенный объем содержания образования (базового, дополнительного, самообразования)? Проблема сегодняшнего дня, перешедшая из научной области в практическую, предполагает получение ответа на вопрос: какие метапредметные результаты целесообразно оценивать и каким образом?

Под функциональной грамотностью обычно понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Степень функциональной грамотности определяется знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими функционирование личности в системе социальных отношений. Функциональная грамотность необходима для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, проявляется в конкретной ситуации, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельности человека.

Настоящая олимпиада посвящена оценки социально и личностно значимых метапредметных образовательных результатов. В ней представлены материалы по развитию и оценке функциональной грамотности: 1 задание проверяет математическую грамотность, 2 задание – читательскую, 3 задание посвящено естественно-научной грамотности, а также читательской грамотности (работа с не сплошным текстом); 4 задание направлено на оценку навыков социального и личностного взаимодействия, развития предметных и метопредметных умений личности человека.

Система оценивания

1 заданне

2 задание

3 задание

4 задание

Верный ответ -3 б.

Неверный ответ – 0 б.

Верный ответ -3 б.

Неверный ответ – 0 б.

Верный ответ -5 б.

Неверный ответ – 0 б.

8 б.

Оцениваемые умения

1. Общая ориентация в предложениях рынка товаров и услуг (мобильных гаджетов) – 2 б.

 2. Способность обосновать выбор товара для реализации образовательных целей – 2 б.

3. Способность выбрать товар для реализации повседневных (бытовых, досуговых) целей - 2 б.

4. Достаточность предметных знаний для выбора товаров и услуг – 2 б.

!!!Если ответ неполный, то оцениваем в 1 б.

Победитель – 19 б.

Призер – 13 -15 б.

Участник – 1-12 б.

Задания не оригинальные, после проведения олимпиады будут указаны источники. Все ребята получат электронные грамоты.

Задание 1

Верно- 3 б., неверно – о б.

Иван Иванович отправляется на отдых в Канкун, крупный курортный город на побережье Ривьера Майя полуострова Юкатан. Он приобрёл билет на самолёт. Маршрут оказался сложным с пересадкой: Москва – Мадрид – Канкун. По прилёте Иван Иванович обещал сообщить родным о своём прибытии. При планировании звонка необходимо учитывать, что географические области находятся в разных часовых поясах. Время в Канкуне на 5 часов отстаёт от времени в GMT (среднее время по Гринвичу), а время в GMT на 3 часа отстаёт от времени в Москве. Сколько времени будет в Москве, когда самолёт Ивана Ивановича приземлится в Канкуне? Сколько времени потратит Иван Иванович на путешествие из Москвы в Канкун, учитывая время на пересадку? Данные  перелёта:

вылет из Москвы в 6:50 (местное время);

вылет из Мадрида в 15:10 (местное время);

прилёт в Канкун в 20:20 (местное время).

Ответ: в Москве будет 4:20, путешествие продлится 21 ч 30 минут.

Задание 2

Верно- 3 б., неверно – о б.

Прочитайте текст.

Одним из самых трудных вопросов русской орфографии является проблема

слитного, дефисного образованных на основе сочетания имени существительного с предлогом. В некоторых случаях написание таких слов кажется очевидным: слова наотмашь, вдребезги, наугад мы напишем слитно потому, что из языка уже ушли существительные отмашь, дребезги и угад. Однако в этом правиле есть исключения. Например, в современном русском языке не используются существительные ведом, всеоружие и дыбы, однако наречные выражения без ведома, во всеоружии и на дыбы мы пишем раздельно. В других случаях слитное написание наречий, образованных на основе сочетания имени существительного с предлогом, лингвисты связали с тем, что к подобной форме уже невозможно задать падежного вопроса. В сочетании прострелить навылет к наречию навылет мы не сможем задать вопрос винительного падежа «на что?». Тут тоже не обошлось без исключений. Мы, например, не можем задать падежного вопроса к наречным выражениям на редкость, с ходу или в рассрочку, однако писать их надо раздельно. Наконец, слитное написание третьей группы наречий, образованных от имён существительных с предлогом, языковеды обосновали особым лексическим значением таких существительных. Речь идёт о словах верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, существительные обладают пространственным либо временным значением. Сочетаясь с предлогами, пространственные пределы, отвечая на классические «наречные» вопросы где? куда? когда? и др. Слитное написание таких производных слов не вызывает у носителей языка дискомфорта.

Отметьте верные утверждения:

1) В данном тексте речь идёт, в частности, о правилах правописания таких слов, как впустую, наглухо, вдвое.

2) В тексте утверждается, что такие наречия, как вдали, навек и вглубь, пишутся слитно.

3) В тексте оговаривается вопрос о том, почему такие наречия, как всмятку и

врасплох, по правилу пишутся слитно.

4) В тексте утверждается, что выражения без ведома и в рассрочку пишутся

раздельно.

5) В тексте утверждается, что в некоторых случаях слитное написание

производных наречий связано с тем, какой именно предлог сочетается

с существительным.

Ответ: 2, 3, 4

Задание 3

Верно- 5 б., неверно – о б.

Рассмотрите схему расхождения материков в ходе геологической истории Земли.

На каких современных материках можно обнаружить ископаемые остатки

указанных сухопутных рептилий? Укажите номера материков без пробелов и

знаков препинания в порядке их возрастания.

Ответ: 124

Задание 4

За каждый правильный ответ – 2 б, если ответ неполный – 1б.

Максимальное кол-во баллов: 8.

Подарок другу

 Описание ситуации: Саша ученик 10 класса. Он очень занятой человек: посещает различные курсы, активно передвигаясь по городу, занимается в нескольких кружках, любит читать электронные книги, является пользователем Интернета, ведет свой блог и общается с друзьями из разных городов и стран в социальных сетях.

Ситуационная задача:  Саша любит литературу, хорошо пишет сочинения, публикуется в школьной газете и может быть журналистом. Он увлекается программированием и может выбрать техническую специальность. В то же время ему нравится химия и он подумывает стать фармацевтом. Скоро у Саши день рождения. Близкие друзья, зная его увлеченность современными мобильными гаджетами, решили подарить ему такое устройство. Но среди них разгорелся спор, что лучше подарить современному молодому человеку. Одни считают, что этим подарком может быть «навороченный» смартфон. Другие предлагают остановиться на одной из современных моделей ноутбука. Третьи предлагают стильный планшет. Все приводят свои доводы. Помогите друзьям определиться с подарком, учитывая, интересы друга и тот факт, что все перечисленные устройства могут иметь одинаковую стоимость.

Задания и вопросы для анализа ситуации

 1. Что подарить? Приведите не менее 5 доводов в пользу того или иного устройства.

2. Почему вы считаете, что именно выбранное вами устройство будет полезно Саше для учебы в вузе.

3. Какое из устройств может принести Саше большую радость и быть более необходимым в повседневной жизни. Свой выбор обоснуйте и подкрепите аргументами.

4. Какими оптимальными техническими характеристиками должно обладать выбранное устройство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...