Геймификация как один из способов становления субъектности школьников на уроках английского языка и в классном коллективе через использование цифровых платформ в условиях реализации обновленных образовательных программ.
статья

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и научно-исследовательских работ. Важно не просто передать знания ребенку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Становление субъектности ученика раскрывается в классном коллективе. Класс становится для каждого ученика неким пространством для реализации и развития его субъектно личностных возможностей и отношений со всеми участниками образовательного процесса, как в учебном, так и во внеклассном векторе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Итоги и перспективы введения ФГОС ОО»

(22-23 сентября 2022 год)

Содбоева Лариса Дондоковна учитель английского языка МАОУ ”АСОШ №1”

Тема: Геймификация как один из способов становления субъектности школьников на уроках английского языка и в  классном коллективе через использование цифровых платформ в  условиях реализации обновленных образовательных программ.

Вашему вниманию предлагаем две картинки и два сценария развития события. Как мы понимаем, на обоих картинках – яйцо разбито.

Что произойдет с первым яйцом? А со вторым?

На первом яйце, которое разбито изнутри, появилась новая жизнь, а что произойдет со вторым яйцом? Скорее всего его выкинут.

        В данном случае эти две картинки ярко раскрывают термин субъектность в образовательном процессе как свойство личности, самости, целостности птенчика (ученика) как деятеля. Это понятие является одним из фундаментальных в системно-деятельностном подходе, который стал научно-методологической основой ФГОС (федерального государственного общеобразовательного стандарта). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и научно-исследовательских работ. Важно не просто передать знания ребенку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Становление субъектности ученика раскрывается в классном коллективе. Класс становится для каждого ученика неким пространством для реализации и развития его субъектно личностных возможностей и отношений со всеми участниками образовательного процесса, как в учебном, так и во внеклассном векторе.

Внедрение обновленного федерального государственного образовательного стандарта в систему определило новые требования к учащемуся, который становится активным субъектом жизнедеятельности. В современной науке изучение феномена субъекта образования базируется на личностных качествах индивида, а именно субъектности, которая   включает совокупность свойств (мотивированность, ответственность, самоконтроль и др.), необходимых для развития полноценной личности. Таким образом, основой развития субъектности учащихся всех возрастов является учебная деятельность  и она формируется постепенно, под воздействием внешних факторов, а именно специально организованная деятельность педагога, работающего с учениками, через преобразованное содержание учебного материала.

Сегодняшний мир имеет название BANI - мир (хрупкий, тревожный, нелинейный - хаотичный, непостижимый). В этом мире дети окружены большим количеством информации, что не значит сформировать правильное понимание или найти верные ответы. Основной чертой нынешнего молодого поколения является цифровое мастерство.

На уроках английского языка ребята овладевают не только всеми видами речевой деятельности, но и так называемыми soft-skills и цифровой грамотностью. В практических работах используются различные приложения для совершенствования лексико-грамматических навыков, такие как Wordwall, Ahaslides (вместо Mentemeter), ребята выполняют проектные работы с использованием Гугл документов, Jamboard, Гугл-презентации.

Также учителя задались вопросом как это цифровое мастерство превратить в преимущество при внеклассной воспитательной работе.

В каждодневной работе нами используются мессенджеры, страницы в ВК, при решении выбора используются гугл-опросы. Они делают взаимодействие субъектов образовательного процесса быстрым, но не решают воспитательных задач.

Таким образом, нам необходима другая цифровая среда для повышения мотивации ученика, становления его самости. Одним из способов превращения образовательного и воспитательного процесса в некий многосторонний механизм содействия между всеми участниками данного процесса является геймификация. Игровой подход в образовательном процессе уже успел доказать свою эффективность наряду с традиционными формами, так как она использует естественные склонности детей к соревнованию, достижению и мотивации.

В 2020-2021 учебном году в 6 ВЕГА классе в рамках геймификации и с целью систематизировать воспитательные мероприятия класса и школы в единый увлекательный игровой процесс была предложена идея - легенда: набрать 35 кубков до 20 мая и отправиться в совместное путешествие на жемчужину Забайкальского края - Алханай. Механика игры заключалась в разработке виртуальных значков-наград, которые отображаются в гугл документе. Они выдаются за конкретные действия команды по следующим направлениям: (волонтерство, патриотизм, работа с родителями).

Наша игра основывалась на 2х принципах:Действие эмоционально вовлекало (ребята  проявляли интерес к действиям). Игра породила инсайты (активность, сообразительность, находчивость).

Следующая составляющая игры была динамика.

Динамики игры:

ограничения (лимиты);

продвижение команды (накопление кубков);

отношения (социальные взаимодействия, формирующие чувства товарищества)

Обратная связь (информация об успехах команды).

В 2021 - 2022 учебном году уже в 7 ВЕГА классе, когда дистанционный формат стал нормой не только для обучения, но и для проведения всевозможных событий, назрела необходимость геймификации, которую начали в 6 классе, продолжить и в 7 классе, но в формате он-лайн и с использованием цифрового помощника в виде приложения или сайта. Таким образом, мы начали пользоваться цифровой платформой ClassDojo.

ClassDojo позволил создать оригинальный электронный дневник, приемлемый для всех категорий учащихся. С учениками работа происходила в двух режимах: составление индивидуального образовательного маршрута для каждого или определение учебных задач всему классу. Через функцию планирования сообщений можно было отправлять их в установленное время. Эта удобная опция позволяла установить расписание для домашних заданий,  напоминания о предстоящих событиях и т.п. Впрочем, это не журнал в том виде, как мы привыкли его видеть. Это развитая доброжелательная система поощрения, воспитания, побуждения учеников к успешной учёбе. Это возможность сформировать ученическое портфолио. С помощью Classdojo учитель не столько фиксировал результаты обучения, а пытались влиять на воспитание детей современными средствами, на мотивацию учеников к овладению новыми знаниями. В новостной ленте  размещались новости, освещали последние события нашего класса. Например, участие в мастер - классах, которые проводили бывшие выпускники нашей школы для нынешних учеников в своих мастерских, участие в сетевых образовательных событиях, приуроченных к 180 летнему юбилею родной школы.

7 ВЕГА плавно перешел в 8 ВЕГА. Ребята сами предложили продолжить взять шефство над 2 классом, продолжить принимать активное участие в экологическом движении “Чистый поселок”, волонтерство.

А теперь представим, что вы ученики 8 ВЕГА класса. У вас на экране появился qr-код, по которому Вы можете пройти и предлагаем Вам заполнить и предложить свои идеи для работы класса в 2022-2023 учебном году, чтобы наша классная жизнь была яркой, интересной и насыщенной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Тема «Использование стихов и рифмовок как один из способов обеспечения здоровьесбережения учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе»

Данные методические рекомендации  могут быть использованы для обеспечивания здоровьесберегающего аспекта современного урока....

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

Конспект урока английского языка в 3 классе с использованием платформы Учи.ру

Конспект урока английского языка в 3 классе с использованием учи.ру...

Презентация к уроку английского языка в 3 классе с использованием платформы УЧИ.РУ.

Презентация к уроку английского языка в 3 классе  с использованием платформы УЧИ.РУ....

Технологическая карта и сценарий дистанционного урока русского языка в 7 классе с использованием цифровых образовательных платформ на тему" Частица как часть речи"

Методическое обоснование выбора цифровой платформы,  образовательной технологии                На современном этапе организац...

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием цифрового образовательного контента

Данный материал можно использовать учителями русского языка в 5 классе при изучении темы урока "Спряжение глагола". конспект является примерным образцом при проведении уроков с испорльзовани...