МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
методическая разработка

Зеленкина Надежда Михайловна

УЧЕБНОе ЗАНЯТИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

       Учебное занятие - это:

  • модель деятельности педагога и детского коллектива;
  • ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;
  • время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

       В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.  В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

  • собственно обучающие;
  • общеразвивающие;
  • воспитательные.
  1. Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:
  • по передаче знаний;
  • по осмыслению знаний и их закреплению;
  • по закреплению знаний;
  • по формированию умений и применения знаний на практике;
  • тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
  • по обобщению и систематизации знаний.
  1. Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
  2. Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства». Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что обучение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

    Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Структура учебного занятия

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

  1. этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

  1. этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

  1. этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

  1. этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

  1. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

  1. этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

  1. этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

  1. этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Организация  начала занятия, создание

психологического  настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Подготовительный

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция.

Проверка домашнего задания (творческого,

практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3

Подготовительный (подготовка   к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

познавательная   задача, проблемное задание детям)

Основной

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

Основной

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

Итоговый

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку.

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания   и полезности учебной работы.

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее  публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание,   совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы,   взаимопонимания,   формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Типы учебных занятий

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие и изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Организационный момент. Актуализация знаний и умений.

Мотивация. Целеполагание. Организация восприятия. Организация осмысления. Первичная проверка понимания.

Организация  первичного закрепления. Анализ. Рефлексия.

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников.

Организационный момент. Мотивация.

Актуализация знаний и способов действий.

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях.

Самостоятельное применение знаний.

Контроль и самоконтроль.

Коррекция.

Рефлексия.

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний  и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. Самостоятельное применение знаний  (упражнений)в сходных и новых ситуациях. Самоконтроль и контроль. Коррекция. Рефлексия.

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний  и способов деятельности.

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности.

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация Анализ содержания учебного материала.

Выделение главного в учебном материале.

Обобщение и систематизация. Рефлексия.

Лекция, экскурсия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Необходима тщательная подготовка детей (сообщение  заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом).

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции    знаний и способов деятельности.

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие). 2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности.

Мотивация. Самостоятельное выполнение заданий.

Самоконтроль. Контроль.

Анализ. Оценка.

Коррекция. Рефлексия.

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение  их  на разных уровнях.

Методы обучения

        Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и ребенка, направленные на решение задач обучения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

словесные методы (источником является устное или печатное слово);

наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия);

практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

Словесные методы

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся  к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно.

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста детей.

Творческие работы. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей обучающихся, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам детей относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование практических умений и навыков.

Технологическая карта занятия

Педагог

Название программы

Тема занятия

Дата проведения

Группа/Возраст детей

Цель занятия

Задачи занятия

Тип занятия, форма проведения

Методы, используемые в процессе занятия

Предполагаемый результат

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

Лист оценки открытого занятия

Эксперт___________________________________________________________________

Требования к деятельности педагога

Оценка

Требования к деятельности обучающихся

Оценка

Удовл.

Хор.

Отл.

Удовл.

Хор.

Отл.

1. Начало занятия

1.Внимание детей на различных этапах:

 -в начале

-в середине

-        в конце

2. Повторение и проверка знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень изложения: научность, логичность, систематичность, последовательность, доступность

3 .Активность детей-

- при опросе

-        при изучении

-        при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний, умений, навыков

5. Отбор материала

5. Самостоятельность суждений

6. Организация внимания детей

б. Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона занятия

7.Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

П.Педагогический такт - - -требовательность и уважительность к обучающимся;

 - умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

 - деловой тон общения;

-  внимательность, чуткость педагога.

11. Дисциплина: готовность к занятию

-        во время занятия

-        во время самостоятельной работы

-        во время объяснения

12.Речь

Рекомендации проверяющего, подпись

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной работы:

-        насыщенное содержание

-        методика

15. Объективность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения как основа построения учебного занятия

Технология интегрированного обучения рассматривается как вариант реализации метапредметного подхода в современном образовании....

Методические основы построения личностно ориентированного урока

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В...

Психолого-педагогические и исторические основы построения факультативных занятий в средней школе

Слово «факультативный» означает «необязательный», предоставленный собственному выбору. В истории появления факультативов можно выделить несколько этапов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья до¬школьников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и во...

Таблица построения учебного занятия в соответствии ФГОС

Опорная таблица по моделированию Учебного занятияв соответствии с требованиями ФГОС...