Сценарий внеклассного мероприятия «13 ноября – День службы защиты государственной тайны ВC России».
классный час (8 класс)

Шинин Владислав Александрович

Профориентация – это система мер, направленных на помощь в выборе профессии. В средних классах подростки выбирают уже конкретные направления и специальности. Важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать эти навыки. Выбрать предметы для углублённого изучения или курсы, связанные с будущей профессией.

Основой военно-профессионального воспитания детей среднего звена является военно-патриотическое воспитание, в процессе которого проводятся лекции, информационные беседы, классные часы, доклады по тематике «Дни воинской славы и памятные даты России», «Дни образования видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации». Особое внимание, при этом, уделяется предварительной работе, где воспитанники учатся самостоятельно находить информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование знаний о службы защиты государственной тайны Вооруженных Cил России.

Задачи:

Когнитивные: формировать первоначальные представления о Вооруженных Силах Российской Федерации и об истории развития службы защиты государственной тайны ВC России, систематизировать знания кадет о том, кто такие – защитники Отечества; учить рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи событий; формировать умение анализировать и делать выводы, формировать навыки рефлексии.

Операциональные: активизировать мышление кадет, умение самостоятельно формулировать выводы; развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента.

Аксиологические: формировать уважение к людям военных профессий, чувства гордости за свой народ и свою страну; воспитывать патриотизм, гражданскую идентичность, чувство долга и любви к своему Отечеству.

Используемые технологии (отдельные элементы): развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, интерактивные технологии.

Предварительная работа:

  • беседы о военных профессиях, их значении для людей и страны;
  • поиск и изучение материала, связанного с историей появления подразделений службы защиты государственной тайны ВC России;
  • подготовка воспитанников, которые прочитают или перескажут тексты информационного блока «Защита государственной тайны ВC России» по материалам сценария;
  • создание мультимедийной презентации по теме информационной беседы.

Оборудование: оборудование аудитории; сценарий мероприятия, мультимедийная презентация.

Форма проведения: информационная беседа (классный час).

Дата проведения: ____________________________

Время проведения: ≈ 45 минут

Место проведения: ___________________________

Сценарий внеклассного мероприятия

«13 ноября – День службы защиты государственной тайны ВC России»

(мультимедийная презентация).

  1. Организационный момент.

Начало демонстрации презентации (слайд 1).

Воспитатель (слайд 2): здравствуйте, товарищи кадеты! Сегодня в рамках проекта «__________________» мы вновь обращаемся с Вами к профессии – «защитника Родины».

В российском законодательстве термином «государственная тайна» обозначают защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб государству. Эти сведения могут относиться к его военной, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, экономической и внешнеполитической деятельности.

  1. Определение темы информационной беседы. Целеполагание.

Ведущий 1 (слайд 3): служба защиты государственной тайны (СЗГТ) – это структура, обеспечивающая сохранность важной для государства информации. Служба ЗГТ занимается пресечением утечки сведений, относящихся к государственной тайне. Это данные, разглашение и использование которых может нанести существенный урон государству.

Ведущий 2 (слайд 4, эпиграф «Скрытно для пользы»): действия сотрудников аппарата направлены на соблюдение режима секретности документооборота, переговоров. В их полномочиях слежение и обеспечение безопасности лиц, имеющих допуск к государственной тайне. Вся деятельность структуры ЗГТ направлена на защиту интересов России и обеспечение общественной безопасности.

Ведущий 1 (слайд 5, «определение темы информационной беседы»): 13 ноября в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник люди, имеющие непосредственное отношение к Службе защиты государственной тайны ВС РФ. Стоит отметить, что в 2020 году данная служба отметит своё существование уже 102-й раз. Официальной датой создания службы считается 13 ноября 1918 года.

Воспитатель (слайд 6): тема нашей сегодняшней беседы: «13 ноября – День службы защиты государственной тайны ВC России».

Исходя из темы, давайте определим цель и задачи (слайд 7 по «абзацам»).

Цель: расширять представления о Вооруженных Силах Российской Федерации.

Задачи:

Узнать … (об истории возникновения шифрования и развития службы ЗГТ)

Уточнить … (знания о видах и родах войск нашей страны)

Формировать … (представление об особенностях военной службы)

Воспитывать… (уважение к людям военных профессий)

Популяризировать… (профессию военного среди сверстников)

3. Актуализация знаний.

Ведущий 2 (слайд 8 – авт.): официальной датой, от которой ведет свою историю Служба защиты государственной тайны (ЗГТ), считается 13 ноября 1918 года. Именно в этот день Реввоенсовет молодой, недавно образованной Советской Республики выпустил приказ за номером 217/30, который уточнял штат организационного управления Всероссийского Главного штаба. В новой структуре впервые в истории в качестве самостоятельного подразделения было выделено шифровальное отделение.

Ведущий 1 (слайд 9): именно с этой даты ведут свою историю российские военные шифровальные органы, которые в будущем станут основой для всей системы защиты государственной тайны Вооруженных сил Российской Федерации. Со временем отделение преобразовалось в Восьмое управление Генерального штаба Красной Армии, а в современных реалиях – Восьмое управление Генерального штаба ВС РФ.

4. Основная часть.

История службы ЗГТ ВC России.

Ведущий 2 (слайд 10): при этом странно было бы предполагать, что защитой важной информации в Вооруженных Силах до 1918 года не занимались. Подобные работы велись всегда, начиная с истоков российской государственности, но они не были системными, не отличались такой организованностью и упорядоченностью.

Ведущий 1 (слайд 11): к шифрованию прибегали еще в Древней Руси, так в XIII веке использовалась так называемая «тарабарская грамота», которая должна была защитить письменную информацию от посторонних глаз. Научное название подобного метода шифрования – литорея. На Руси использовалась два вида подобной тайнописи: простая и мудрая. «Тарабарской грамотой» называли именно простую литорею, которая предусматривала замену одних согласных букв на другие.

Ведущий 2 (слайд 12): со временем методы и способы шифрования улучшались. Вопросам защиты государственной тайны, важной политической и военной информации уделялось всё больше внимания. Для этих целей использовались: обратное письмо, применение разных азбук, сложных моделей цифровой тайнописи и т.д. Первое официально подтвержденное использование отечественного шифра относится к августу 1633 года.

Ведущий 1 (слайд 13): уже при Петре I шифры и различные коды начали использоваться в России в массовом количестве, также первый российский император начал внедрять в канцеляриях и коллегиях специально предназначенные для этого должности и службы, к примеру, тайные (секретные) и «цыфирные» отделения.

Ведущий 2 (слайд 14): во второй половине XIX века в рамках проводимой в стране военной реформы в российском военном ведомстве появился собственный военный ключ, который использовали, чтобы шифровать наиболее важные сообщения для секретной переписки. При этом особенностью работы в те годы было то, что непосредственно шифрованием занимались сами исполнители: лично военный министр Российской империи, начальник Главного штаба и далее вплоть до высших офицеров, командующих корпусами и дивизиями.

Ведущий 1 (слайд 15): после революции 1917 года и начавшейся гражданской войны сама необходимость шифровать важные сообщения стала еще более очевидной, выйдя на новый уровень. Именно с этой целью 13 ноября 1918 года была образована специальная служба – шифровальное отделение. Одновременно с этим в сухопутных войсках и на флоте приступили к работе по созданию новых правил и инструкций, которые разъясняли работу с секретными документами и сведениями. Шифровальная работа налаживалась не только в Москве в Генеральном штабе, но и на местах.

Ведущий 2 (слайд 16): процесс систематизировался и регламентировался. Большое внимание в 1930-е годы уделялось и развитию специальной техники. Научный прогресс заставлял военных обращать внимание на специальные шифровальные машины, первые макеты которых появились в СССР как раз в середине 1930-х годов. А уже в 1938 году в стране удалось развернуть серийное производство шифровальных машин, которые отправлялись в войска и использовались для ускорения расшифровки поступающих донесений.

Служба шифрования в годы Великой Отечественной войны

Ведущий 1 (слайд 17): к моменту начала Великой Отечественной войны шифровальная служба представляла собой хорошо развитую и укомплектованную подготовленными кадрами, в том числе инженерным составом, структуру. Ночью с 21 на 22 июня 1941 года через шифровальный орган Генштаба началась передача в военные округа телеграммы, которая рассказывала о возможном нападении Германии на СССР, так что шифровальщики приступили к работе на боевых постах еще до того, как первые немецкие снаряды и бомбы начали рваться на советской земле.

Ведущий 2 (слайд 18): уже после начала войны 7 октября 1941 года Управление шифровальной службы Генерального штаба официально переименовали в Восьмое управление Генерального штаба, это название управление носит и в XXI веке. Всего за годы Великой Отечественной войны удалось сформировать и переформировать 5530 специальных органов, на укомплектование которых кадрами было передано 15 634 специалиста. Работа этих людей была очень ответственной, так как они не имели права на ошибку при составлении шифротелеграмм, а в условиях окружения частей или гибели боевых кораблей шифроработникам предстояло заботиться в первую очередь о спасении или уничтожении документов, а уже во вторую – о своей собственной жизни и безопасности.

Воспитатель (слайд 19): высокое качество работы специальных органов, в том числе шифровальщиков, в годы войны было по достоинству оценено. Неслучайно в знаменитом Параде Победы, который прошел на Красной площади 24 июня 1945 года, в составе сводного полка Наркомата обороны прошли и шифровальщики Генштаба.

Современное состояние Службы ЗГТ.

Ведущий 1 (слайд 20): с каждым годом значение защиты и шифрования важных сведений только возрастает. В цифровую эпоху, когда информация передается практически мгновенно и в огромных объемах на тысячи километров, защита передаваемых данных приобретает все большее значение. В этом нет ничего необычного, если учесть, что одновременно с активным развитием и внедрением в гражданской и военной сфере информационных технологий, растет и количество попыток несанкционированного доступа к различным сведениям, в том числе военным. Над получением подобной информации работают разведки иностранных государств, поэтому у Службы защиты государственной тайны ВС РФ по-прежнему много работы.

Ведущий 2 (слайд 21): чтобы соответствовать вызовам времени, Восьмое управление Генштаба работает на перспективу, большое внимание уделяя подготовке высококвалифицированных кадров. В последние годы очень важным шагом стало образование Научно-исследовательского центра при одном из старейших военных вузов страны – Краснодарском высшем военном училище. Работа данного научного центра напрямую связана с развитием и совершенствованием системы ЗГТ, которая используется сегодня в российской армии.

Ведущий 1 (слайд 22): подобная работа также активно ведется на базе первого российского военного технополиса «Эра», который расположился в Анапе на берегу Черного моря. На базе технополиса работает лаборатория «Информационной безопасности».

Учебные заведения.

Воспитатель (слайд 23 – видео): подготовкой специалистов для Службы занимается специальное учебное заведение – Краснодарское Высшее Военное Училище имени генерала армии С.М. Штеменко. В настоящее время училище осуществляет подготовку по образовательным программам:

  • высшего образования – программам специалитета (курсанты, срок обучения – 5 лет), квалификация «Специалист по защите информации») на двух факультетах:
  • организации защиты государственной тайны (общевойсковое отделение);
  • защиты информации на объектах информатизации (общевойсковое отделение).
  • среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена (курсанты, срок обучения – 2 года 10 месяцев, квалификация – «Техник по защите информации»).

Ведущий 2: для поступления в учреждение кандидату необходимо знать особенности и правила приема (уточнять на сайте ВУЗа на год поступления. Причина: ежегодное изменение сведений для поступающих. Для примера: в 2021 набор курсантов буде производится только по одной специальности высшего образования – 56.05.06 Защита информации на объектах информатизации военного назначения.

Ведущий 1: какие нужно сдать экзамены? Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов для обучения по программам высшего образования проводится по результатам единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Курсантам рекомендуется набрать максимальное количество баллов, поскольку в первую очередь принимают льготную группу кандидатов. Минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам по специальности «56.05.06 Защита информации на объектах информатизации военного назначения», подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания по оценке уровня общеобразовательной подготовленности, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации:

  • Русский язык – 50 баллов.
  • Математика профильный – 32 балла.
  • Физика – 40 баллов.

Специальности высшего образования.

Ведущий 2: защита информации на объектах информатизации военного назначения.

Специальность: 56.05.06 Защита информации на объектах информатизации военного назначения

Квалификация выпускника: специалист по защите информации

Нормативный срок обучения: 5 лет

Предназначение выпускников: выпускники назначаются на должности Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Ведущий 1: информационная безопасность автоматизированных систем.

Специальность: 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

Квалификация выпускника: Специалист по защите информации

Нормативный срок обучения: 5 лет

Предназначение выпускников: выпускники назначаются на должности Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

5.        Заключение.

Воспитатель (слайд 24): в настоящее время наша страна находится в условиях интенсивного развития информационных технологий, являющихся основой развития государства и активно применяющихся в военной сфере его деятельности. Одновременно усиливаются попытки несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, со стороны иностранных государств. В этих сложных условиях Служба защиты государственной тайны Вооружённых Сил решает поставленные перед ней задачи так, как этого требует время.

5.        Рефлексия.

Воспитатель (слайд 25): давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале нашей беседы? Что нового вы узнали? О чем размышляли?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «День победы»

Аннотация к разработке: Сценарий внеклассного мероприятия на тему «День победы»ЦелиОборудованиеВступительное слово учителяВыступления «Война есть убийство»Выступления «Война и дети»Выступления «ЦИВИЛИ...

Внеклассное мероприятие: "4 ноября - День народного единства – государственный праздник России"

Цели мероприятия: ·         развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию;·         расширять...

сценарий внеклассного мероприятия к празднику "День Учителя"

Разработка внеклассного мероприятия к празднику дня Учителя. В мероприятии участвуют учащиеся 5-9классов. Мероприятие разработано по примеру телевизионной передачи. Ведущие учащиеся 9 класса....

Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО в 7 классе: «Государственная символика Российской Федерации»

Цели:1.Систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации.2.Закрепить навыки создания художественного образа в композиции, владение графическими материалами.3.Создать ус...

Сценарий внеклассного мероприятия «Я рожден для службы царской»

Цели: углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года, развитие интереса к изучению истории и литературы; повышение гражданского самосознания и патриотизма; воспитание чувства патриотизма....

Внеклассное мероприятие «4 НОЯБРЯ – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель: расширение представлений о праздновании 4 ноября.Задачи: познакомить обучающихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; способствоват...

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России...