Внеурочное занятие "Славим человека труда"
план-конспект урока (8 класс)

Полтева Светлана Владимировна

Внеурочное занятие «1418 шагов к Победе» посвящено трудовому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Когда просишь детей рассказать о родственниках, участниках войны, некоторые отвечают, что в семье нет таких, которые участвовали в боях, на фронте, не понимая, что хотя и они не воевали, все же внесли огромный вклад в Победу, так как трудились в тылу. Почему-то, к сожалению, работа в колхозах, на заводах и фабриках, в научных лабораториях, культурных центрах воспринимается неправильно, не как участие в войне. Поэтому задача данного занятия показать, что в годы Великой Отечественной войны была также важна роль трудового тыла, что каждая семья внесла вклад в Победу.

Целевая аудитория: 8-9 класс

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеофрагмент, раздаточный материал, седьмая симфония Шостаковича

Цель: формирование гражданской, патриотической позиции обучающихся, ценностного отношения к событиям в годы Великой Отечественной войны на основе изучения трудовой деятельности учёных и работников организаций СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли большой вклад в освобождение нашей Родины от немецких захватчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_slavim_cheloveka_truda.docx113.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Конкурс авторских методических разработок профориентационной направленности «Славим человека труда!»

Номинация «1418 шагов к Победе». Трудовой подвиг советского народа»

Конспект внеурочного занятия

«Участница войны - вся страна»

        

Автор: учитель русского языка и литературы

Полтева Светлана Владимировна

Внеурочное занятие «1418 шагов к Победе» посвящено трудовому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Когда просишь детей рассказать о родственниках, участниках войны, некоторые отвечают, что в семье нет таких, которые участвовали в боях, на фронте, не понимая, что хотя и они не воевали, все же внесли огромный вклад в Победу, так как трудились в тылу. Почему-то, к сожалению, работа в колхозах, на заводах и фабриках, в научных лабораториях, культурных центрах воспринимается неправильно, не как участие в войне. Поэтому задача данного занятия показать, что в годы Великой Отечественной войны была также важна роль трудового тыла, что каждая семья внесла вклад в Победу.

Целевая аудитория: 8-9 класс

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеофрагмент, раздаточный материал, седьмая симфония Шостаковича

Цель: формирование гражданской, патриотической позиции обучающихся, ценностного отношения к событиям в годы Великой Отечественной войны на основе изучения трудовой деятельности учёных и работников организаций СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли большой вклад в освобождение нашей Родины от немецких захватчиков.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- закрепление знаний естествоведческого цикла о ВОВ;

- развитие навыков выразительного чтения;

- обучение навыкам активного слушания.

     2. Личностные:

- развитие эмпатии;

- повышение художественно-эстетического уровня обучающихся;

- развитие патриотизма;

- улучшение духовно-нравственных качеств.

      3. Метапредметные:

- регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную, воспитательную задачу, контролировать точность выполняемых действий

- познавательные – научатся анализировать данные, делать выводы

- коммуникативные – научатся выступать перед другими, слушать одноклассников, учителя

Этапы занятия:

  1. Организационный момент
  2. Формулирование темы и целей занятия
  3. Работа с видеофрагментом «Великая Отечественная война. Трудовой подвиг советского народа»
  4. Работа с текстом «Из воспоминаний авиаконструктора А.С.Яковлева»
  5. Работа с текстом «Из воспоминаний о симфоническом оркестре» (с прослушиванием седьмой симфонии Шостаковича)
  6. Рассказ учителя и беседа о вкладе женщин и детей
  7. Работа с фотографией
  8. Рефлексия

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, организация на работу.

  1. Формулирование темы и целей занятия

- На слайде прочтите высказывание Президента Академии наук СССР Владимира Леонтьевича Комарова : «Нет большей чести для учёного, чем работать для укрепления боевой мощи Красной Армии в дни её решающих сражений»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о каких решающих сражениях на советско-германском фронте летом-осенью 1941 г. говорит учёный?

- Ребята, как вы думаете, можно ли внести вклад в Победу, не принимая участия в боевых действиях?

- Смогла бы наша Армия победить без поддержки тыла?

- Предположите, о чем мы с вами будем говорить на занятии?

- Какую цель поставим перед собой?

- Перед нашей Родиной мы

                                       сочтемся славою,

               все, кто кровью собственной

                                       породнился с ней.

               Шла война великая, шла война

                                               кровавая

               тысяча четыреста восемнадцать дней.

Вся страна поднялась на защиту своей Родины.

3.         Работа с видеофрагментом «Великая Отечественная война. Трудовой подвиг советского народа»

- Внимание на доску. Просмотрите, пожалуйста, внимательно видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=qP1BMlTap5U 

- Почему эвакуировали промышленные предприятия?

- Куда были эвакуированы заводы?

- Где началась работа по изготовления оружия для советской армии?

- Какие существовали трудовые движения?

- Какие качества проявил советский народ в годы ВОВ?

4.  Работа с текстом:

- Ребята, перед вами фрагмент текста из воспоминаний авиаконструктора.

- Прочтем его внимательно

Из воспоминаний авиаконструктора А.С. Яковлева:

«Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. Внизу размещали станки и прокладывали кабель, по стенам крепили арматуру. Вверху сооружали кровлю. Новые крупные корпуса, строительство которых шло в 30-40–градусные морозы, осваивали по частям. Покрывали что-то крышей, отгораживали площадку стеной, ставили станки. Шли дальше, а станки начинали работать.

20 декабря. Станки устанавливают в цехах одновременно с возведением стен.

Начинают выпускать самолеты, когда еще нет окон, крыши. Снег покрывает человека, станок, но работа продолжается. Из цехов никуда не уходят. Здесь же и живут. Столовых еще нет. Где-то есть раздаточная, где выдают что-то похожее на суп»

- Как вы думаете, что помогло работникам завода в таких условиях организовать выпуск боевой техники и оружия?

- В каких условиях трудились рабочие?

- Что было сложным, по-вашему, когда начались работы на таких предприятиях?

- Почему люди, несмотря на такие условия, продолжали работать?

5.        Работа с текстом «Из воспоминаний о симфоническом оркестре»

Из воспоминаний очевидцев о ленинградском симфоническом оркестре:

 «Трудно забыть мне серые, зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отекший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра. — Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти, — отчужденным, внутренне отчаянным голосом диктовал он.

И все-таки 9 августа 1942 года, после долгого запустения, празднично озарился белоколонный зал филармонии. Осажденный город слушал Ленинградскую симфонию. За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг - он был в самом настоящем фраке, но фрак висел на нем как на вешалке так исхудал он за зиму. Мгновение полной тишины-и началась музыка…»

Музыка «Седьмая симфония Шостаковича»

- Как вы думаете, почему оркестр даже в такие тяжелые времена продолжал работу?

- Что значила для жителей Ленинграда эта музыка? Важна ли она? Почему?

6.        Рассказ учителя и беседа о вкладе женщин и детей

- Прослушайте стихотворение

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросались в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралась без страха.

И, как в поговорке, какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

- О каком подвиге женщины говорится в стихотворении?

- Маршал Советского Ерёменко писал: “Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы”. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

На плечи женщин легла большая часть работы в тылу.

- Как вы думаете, кто еще трудился в тылу?

- Чем могли помочь дети?

- По закону подростки должны были работать не более шести часов в день. Но фронту нужна техника, оружие, боеприпасы. И дети, понимая это, действительно совершали подвиги самоотверженного труда. Именно их детскими ручонками и ковалась победа.

- А только ли на заводах помогали дети?

Какой можно сделать вывод?

7. Работа с фотографией

- Рассмотрите внимательно фотографию

- Ребята, как эти награды связаны с темой нашего занятия?

- В годы Великой Отечественной войны 204 тысячи тружеников тыла были награждены орденами и медалями;

201 труженику тыла было присвоено звание Героя Социалистического труда; 16 млн. тружеников были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»

8.Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли труд рабочих, ученых в тылу назвать подвигом ради Победы? Почему?

- Весь народ у нас участник войны,

И участница войны - вся страна.

- Согласны ли вы с этими строками? Почему?

- Как вы думаете, в праве ли мы, живущие сейчас, забыть то, как сражались, трудились и жили люди в годы самой страшной, самой разрушительной войны?

-  Пока народ помнит ужасы этой войны, у него не возникнет желания начинать новую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Славен человек трудом"

Данный занятие предназначено для обучающихся 3 классов. На уроке дети знакомятся с несколькими профессиями.1 профессия о которой идет речь- это художник (дети знакомятся с предметами и оттенками цвето...

Статья "И славен человек трудом"

Статья основана на результатах работы детского трудового объеденеия "Дизайнер" в 2011 году....

"Славен человек труда"

В  своей работе ученица 11 класса Шаймухаметова Л. Л. рассказывает о славном жизненном пути односельчанина....

Занятие "Землю красит солнце, а человека труд"

Занятие с детьми младшего школьного возраста...

Исследовательская работа на конкурс "Моя малая Родина", номинация "Славен человек труда"

В данной работе описана жизнь людей, внесших значительный вклад в развитие сельского хозяйства  пос. Приэтокского. О труженниках, ветеранах труда нашего поселка....

"Гимн Человеку труда" по рассказу коми писателя В.Т.Чисталева (Тима Веня)

Представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу коми писателя Т.Чисталева "Трипан Вась", предполагается индивидуальная работаучащихся  в опорных картах....

Труд. Зачем человеку труд.

Формирование у детей развития трудовых навыков. Способствовать формированию качеств характера: трудолюбие, самостоятельность, умение видеть работу, умение работать в коллективе. Развитие речи, мыслите...