Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна - Россия. Мы жители большой страны"
план-конспект занятия (8 класс)

Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна-Россия.Мы жители большой страны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_2.3.docx117.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа к теме 2.3. «Доверие к государству»

Тема занятия:  «Наша страна – Россия. Мы – жители большой страны»

Класс:  8

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма :  Патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Опорный конспект разговора о ценности «Доверие к государству»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.

Ход урока:

1.Организационный этап:

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу

Карта Российской Федерации и отрывок стихотворения  Ю.Друниной

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...  ( Ю.Друнина)

Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня в нашем классе. Подарите друг другу свои улыбки, а я вам желаю хорошего настроения и активности не только на протяжении всего занятия, но и всего учебного года.

2. Вступительное слово учителя:

        У каждого человека в душе есть ценные образы: место, где родился и вырос, язык, на котором заговорил, культура, которую впитал, - одним словом, Родина. Сейчас как никогда быстро идет процесс глобализации мира: экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Но каждая страна все равно стремится сохранить свою уникальность. Сегодня я предлагаю вам поговорить о нашей родине, о России. В чем вы видите ее особенности? (Ответы ребят)

Да, наша страна обширна и богата, у нее древняя и самобытная культура и история. Давайте посмотрим фильм об интересных фактах о России.  Тема нашего сегодняшнего разговора – «Наша страна – Россия. Мы – жители большой страны».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Какие вопросы будем обсуждать?

(Ответы обучающихся).

3. Основная часть.

Просмотр видеоролика.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ и прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вы запомнили?

Понравилась ли вам песня?

Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Давайте мы с вами посоревнуемся, кто лучше знает нашу страну, ее историю и достижения, и поиграем в интеллектуальную игру.

Работа с интерактивным заданием №1. «В чем русские были первыми?»

Работа в командах. Викторина, интеллектуальная игра

1. В каком году тверской купец Афанасий Никитин открыл путь в Индию, если это случилось на 30 лет раньше похода Васко да Гамы? (1466, 1534, 1671, 1725)

 2. Кто из русских путешественников 1648 г. открыл пролив между Азией и Америкой? Аляска, Русская Америка, стала частью межконтинентальной России. На Алеутских островах, в Северной Калифорнии (Западное побережье) и на Аляске появились первые русские. (Семен Дежнёв, Николай Пржевальский, Ерофей Хабаров, Василий Поярков)

3. Назовите имя русского царя, по приказу которого в 1703 г. построен Адмиралтейский судостроительный завод. На нем было налажено конвейерное производство галер, на 200 лет раньше Г. Форда (1903). Строящиеся галеры проезжали мимо бригад плотников, которые устанавливали свои детали. Готовые суда одно за другим спускались на Неву. (Алексей Михайлович, Петр Первый, Павел Первый, Александр Первый)

 4. В 1720 г. На Урале русские кузнецы и промышленники из Тулы за 100 лет до француза П. Мартена (1860) ставят более 50 заводов (выплавляющих 40% чугуна России), огромные доменные печи, которых не знала металлургия Европы. Они за 20 лет увеличили выплавку железа в России в 5,5 раз. Россия выплавляет чугуна в 1,5 раза больше Англии. Как фамилия этих промышленников? (Рябушинские, Демидовы, Морозовы, Строгановы)

5. Этот великий русский ученый изобрел первый прожектор (1779), первый в мире «водоход» (1782), на 25 лет раньше других, повозку-самокатку (велосипед-автомобиль) (1791) и др. В 1793 г. он построил механический винтовой лифт, в 1794 г. - семафорный оптический телеграф, пароход (1801) (на 6 лет раньше американца Р.Фултона (1807). Им изобретены: инерционное (маховое) колесо (на 104 года раньше К.Бенца), трёхскоростная коробка передач (на 67 лет раньше англичанина Хилса), дисковые подшипники. (И. Кулибин, И. Ползунов, В. Петров, Р. Глинков)

 6. Между какими городами в 1851 г. построена железная дорога протяженностью в 649,7 километра? На то время это была самая длинная двухпутная железная дорога в мире. (Москва - Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Архангельск, Москва - Казань, Москва - Нижний Новгород)

7. Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие, с помощью которого судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. Этот предмет стал также прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Что изобрёл Якоби? (Электродвигатель, усовершенствованную лебёдку, монорельс, тепловой двигатель)

 8. Борис Львович Розинг в июле 1907 года подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока ещё простейшего устройства, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Что изобрёл Розинг? (Радиовещание, телевидение, телефон, телеграф)

9. История этого изобретения началась с имени Эйнштейна, который создал теорию взаимодействия излучения с веществом. Тогда же и Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина» писал примерно об этом же. Вплоть до 1955 года попытки создать его не были успешными. И только благодаря двум русским инженерам-физикам – Н.Г. Басову и А.М. Прохорову, которые разработали квантовый генератор, это изобретение начало свою историю на практике. В 1964 году Басов и Прохоров получили Нобелевскую премию по физике. Что они разработали? (Лазер, рентген, оптоволокно, микроволновую печь)

10. Имя этого академика характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем первого Главного конструктора ракетно-космических систем. Назовите его имя. (К.Э. Циолковский, А.Ф. Можайский, Н.Е. Егоров, С.П. Королёв)

 11. Этот выдающийся физик-ядерщик первым в мире создал водородную бомбу АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Назовите имя этого учёного. (С.П. Королев, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, А.Н. Туполев)

12. Этому ученому приснился сон, в котором он ясно увидел классификацию химических элементов, устанавливающих зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Кто этот учёный? (А. Бекетов, Д. Менделеев, А. Бутлеров, М. Ломоносов)

13. Это врач из Чебоксар первым в СССР в 1960 году провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. За это его уволили как шарлатана. Но он не сдался и продолжал оперировать сначала в Архангельске, потом в Москве. Начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза. Как звали этого офтальмолога? (И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, С.Н. Фёдоров)

14. Идея этой игры родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Нужно было собирать падающие фигурки, которые могли вращаться вокруг собственной оси. Но для реализации не хватило компьютерной мощности, и Алексей сделал не пяти, а четырехблочные элементы. Эта игра до сих пор пользуется популярностью. Что за игра? (Косынка, Тетрис, Марио, Перестройка)

15. Этот русский князь в 907 году при осаде Царьграда первый в мире применил на суше корабли под парусами, поставив их на колёса. Назовите имя князя. (Олег, Игорь, Всеволод, Рюрик)

Подведение итогов игры.

 Учитель благодарит выигравшую команду, но отмечает, что все ребята приняли самое активное участие в игре и показали достойные знания истории, культуры и достижений науки нашей страны.

 Беседа: наша страна богата героями в самых разных областях – науке, искусстве, спорте. Являются ли они патриотами своей страны? Можно ли каждого выдающегося (исторического) деятеля считать патриотом своей Родины? Есть ли возможность у каждого из нас быть патриотом? Обязательно ли для этого делать громкие заявления? В итоге беседы у учащихся должно появиться понимание, что любовь к Родине, гордость за свою страну проявляются в малых делах, которые способны выполнить учащиеся: знание истории своей страны, уважение ее традиций, стремление быть активным гражданином, оказывать влияние своим голосом на осуществление социальных проектов…

4. Малая родина – Челябинская область

Учитель: Как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это Челябинская область, Октябрьский район.

Учитель: Ребята назовите пословицы о Родине, о малой Родине. (Ответы учеников)

Без корня и полынь не растет.

Без любви к человеку нет любви к родине.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

В родном краю сокол, в чужом — ворона.

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Где родился, там и пригодился.

Учитель: Сейчас мы проведем викторину «Знаете ли вы Челябинскую область»

Правильные ответы выделены  курсивным начертанием в тексе

  1. С какой областью РФ НЕ граничит Челябинская область?
    а) Курганская;
    б) Оренбургская;
    в) Свердловская;
    г) Самарская.
  2. Какова приблизительная численность населения Челябинской области?
    а) 1,5 млн. человек;
    б) 2,5 млн. человек;
    в) 3,5 млн. человек;
    г) 4,5 млн. человек.
  3. Какой из городов России расположен с Челябинском на одной широте?
    а) Москва;
    б) Екатеринбург;
    в) Санкт-Петербург;
    г) Астрахань.
    (550 с.ш.)
  4. Имя какого минерала носит железнодорожная станция в городе Карабаш Челябинской области?
    а) Пирит;
    б) Малахит;
    в) Асбест;
    г) Яшма.
  5.  На какой реке стоит город Златоуст?
    а) Ай;
    б) Ой;
    в) Ах;
    г) Ох.
  6. Притоком какой реки является Миасс, на котором стоит город Челябинск?
    а) Исеть;
    б) Орь;
    в) Юрюзань;
    г) Уфа.
  7.  70-80 % воды какой реки Челябинской области в настоящее время проходит через трубопроводы?
    а) Миасс;
    б) Урал;
    в) Ай;
    г) Уй.
    (И только 20-30 % протекает по естественному руслу. Четыре пятых воды Миасс отдает на нужды народного хозяйства. Предусматривается переброска воды в бассейн реки Миасс из реки Уфы. После осуществления проекта в Миассе количество воды удвоится.)
  8.  Название какого озера нашего края переводится с башкирского как «Голубая чаша»?
    а) Тургояк;
    б) Чебаркуль;
    в) Увильды;
    г) Кисегач;
    (Памятник природы. На его берегах – базы отдыха и детские оздоровительные лагеря. Площадь зеркала 68,1 км², наибольшая глубина 38 м.)
  9.  Какое крупное озеро Челябинской области включено в список 100 ценных водоемов земного шара?
    а) Еловое;
    б) Тургояк;
    в) Иртяш;
    г) Смолино.
    (Озеро Тургояк – одно из уникальных творений природы в Миасском крае. Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от растительности, прозрачная. Озеро богато рыбой. Площадь озера – 26, 4 кв. км, длина – 6,9 км, наибольшая ширина – 6,3 км, длина береговой линии – 27 км, наибольшая глубина достигает 34 метров.)
  10.  Название какого крупного озера Челябинской области переводится с башкирского как «Красивое озеро»?
    а) Чебаркуль;
    б) Зюраткуль;
    в) Тургояк;
    г) Кисегач.
    (Площадь зеркала 19,8 км², наибольшая глубина – 12 м, средняя глубина – 2,3 м.).

5. Октябрьский район

На доске плакаты с гербом и флагом Октябрьского района.

Учитель: Посмотрите – это герб и флаг Октябрьского района. Что изображено на них? Как вы думаете, почему именно журавль? (Ответы детей:)

За основу композиции герба Октябрьского района взято его особенное географическое расположение на территории Челябинской области - это самый восточный приграничный район области. Во все фигуры герба заложена многозначная символика.

Деление герба показывает, что Октябрьский район расположен на стыке границ с Курганской областью -(зелёная часть - основной цвет герба Курганской области) и Казахстаном (синяя часть - основной цвет герба Казахстана).

Район назван в честь Октябрьской революции; здесь проживают герои Советского Союза, около 5 тысяч человек награждены боевыми наградами за победу над фашистской Германией, около 4 тысяч жителей - труженики тыла, награжденные медалями "За доблестный труд в годы ВОВ 1941-19454 гг."; в районе несколько тысяч ветеранов труда. Эти доблести жителей района отражены красным цветом - символом мужества, самоотверженности, красоты, справедливой борьбы и жизни.

Главная фигура герба, - журавль - символ бдительности и преданности, олицетворяют жизненную силу, абсолютный дух и чистое сознание.

Журавль передает изумительную по красоте природу района, а восходящее солнце, которое журавль поддерживает распростертыми крыльями означает, что жители Октябрьского района первыми в Челябинской области встречают восход солнца, а значит - и наступление нового дня.

Солнце (безант) - источник жизни и созидательной силы; утреннее солнце - символ возрождения.

Золото в геральдике - символ прочности, богатства, величия, интеллекта и прозрения.

Район известен достижениями в сельскохозяйственном производстве - это отражено золотом - цветом урожая, и зеленым цветом - цветом полей и лугов.

Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья.

Октябрьский район - это самый низкий, географически расположенный район области, что показано опрокинутым острием.

Лазурь и зелень также дополняют символику природы: Октябрьский район - край озер (среди заповедных - лечебное озеро Сладкое) и степей (Кочердыкский природный заказник).

Лазурь в геральдике - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба.

Учитель: Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. Дети слушают и поют гимн Октябрьского района.

6.Рефлексия.

Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?
  2. Были ли вы в музее в с.Октябрьское?
  3. Какие символы Октябрьского района вы запомнили? (Герб, Флаг, Гимн).

          Разговор о России в мире нельзя уложить в одно занятие, и, конечно, мы будем продолжать говорить об этом, открывая всё новое и новое в историческом прошлом и настоящем нашей страны. Главное – чтобы Россия была в сердце каждого из нас!

Всего вам доброго! - Всем спасибо за общение.

Критерии оценивания опорного конспекта

Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию 1/0

В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся 1/0

В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении патриотизма 1/0

 Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся) 1/0

Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами 1/0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку на тему: «Великая страна – Россия» (Урок – мужества)

Задачи урока: Учебные:повторение и закрепление активной лексики по теме «Победы Российской армии»;формирование навыков чтения;формирование навыков аудирования;Развивающие:развитие коммуникабельности, ...

«Мы – жители большой страны»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ...

Разговоры о важном. День воссоединения Крыма с Россией.

День воссоединения Крыма с Россией....

Скачать материалы разговоры о важном 13 ноября 2023 тема Россия взгляд в будущее

Официальные материалы для классного часа "Разговоры о важном" 13 ноября 2023 год тема внеурочного занятия Россия взгляд в будущее для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 кл...

Рабочие листы разговоры о важном 11 декабря 2023 тема классного часа главный закон страны

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 11 декабря 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: главный закон страны. День констит...

29 января 2024 разговоры о важном тема классного часа союзники России скачать материалы

29 января 2024 разговоры о важном тема занятия союзники России для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО скачать материалы для внеурочного классного часа с официального са...

Внеурочное занятие: "Мы – жители большой страны"

У каждого человека в душе есть ценные образы: место, где родился и вырос, язык, на котором заговорил, культура, которую впитал, - одним словом, Родина.  Сейчас как никогда быстро идет проц...