«Ученическое самоуправление в классе. Как добиться успеха?»
материал

Федотова Наталья Сергеевна

Материал из собственного опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_samoupravlenie.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Ученическое самоуправление в классе.

Как добиться успеха?»

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это 
совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
  • организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  • поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Правила для учащихся класса:

  1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
  3. Принимать активное участие в жизни коллектива.
  4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
  5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
  6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
  8. Не опаздывать на урок.
  9. Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
  10. Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
  11. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Высказывания о самоуправлении

  • форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
    Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год
  • это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
    Н.К. Крупская
  • метод организации воспитательного коллектива.
    В.М. Коротов
  • целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач ,стоящих перед школой.
    Н.И. Приходько
  • Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
    Педагогический коллектив МОУ СОШ №2

Уровни ученического самоуправления

https://urok.1sept.ru/articles/629306/1.gif

Нормативно-правовая база функционирования ученического самоуправления

  • Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления.
  • Положение об Ученическом совете МОУ СОШ №2.
  • Положение о Совете Президента.
  • Положение о Министерствах.
  • Положение о Дне самоуправления.
  • Положение о Конференции.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;
  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
  • защищает права ребенка;
  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  • организует свободное время детей;
  • ведет к улучшению учебной результативности детей;
  • снижает конфликтность в семье;
  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;
  • сплотить детский коллектив;
  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
  • апробация инновационных технологий;
  • обобщение опыта работы через средства печати
  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

Организация ученического самоуправления в классе

Слайд 9

Организация деятельности

Классное собрание:

  • определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
  • совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
  • высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
  • избирает актив класса, Президента, члена школьной организации, заслушивает и оценивает работу актива.
  • собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует Президент.

Актив класса:

  • организует выполнение решений классного собрания.
  • организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
  • готовит и проводит классные собрания.
  • отражает основную информацию в классном уголке.

Президент:

  • обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Министерство социальной защиты:

  • организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях

Министерство труда:

  • отвечает за озеленение кабинета.
  • уборка кабинета и закреплённой территории

Член школьной организации:

  • доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.

Министерство печати и СМИ:

  • выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
  • художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.

Министерство правопорядка:

  • организация дежурства в школе и в классе.
  • сохранность школьного имущества.
  • составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
  • контроль за ведением учащимися дневников.

Министерство здравоохранения:

  • организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
  • посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
  • пропаганда здорового образа жизни.

Министерство культуры:

  • организация культурно- массовых мероприятий.

План работы ученического самоуправления

Должность

Основные функции

 Сроки выполнения

Президент КлассаЗаместитель

1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости.
2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы.
3. Контролирует деятельность своих заместителей.

В течение года

Министры Печати и СМИ

1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей.
2. Выпуск молний.
3. Оформление классной документаций.

По мере надобности и необходимости

Министры культуры

1. Организация внеклассной деятельности класса.
2. Подготовка и оформление открытых мероприятий.

Ноябрь-декабрь, Февраль, май.

Министр труда

1. Организация работы в школьном дворе.
2. Соблюдение правил гигиены в классе.
3. Организация генеральной уборки в классе.

Сентябрь-май.

Министры Социальной защиты

Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях

В течение года

Министр здравоохранения

Организация и контроль за питанием в школьной столовой

В течение года

Министр правопорядка

Организация дежурства в школе и в классе.
Сохранность школьного имущества.
Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
Контроль за ведением учащимися дневников.

По мере необходимости

Ди-джей (музыкальное оформление)

1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий.
2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере.

По мере необходимости

Секретарь-референт

Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений.

В течение года

Наше понимание о самоуправлении

Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни
Активная жизненная позиция
Максимум усилий для нового начинания
Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе
Участвуем в общешкольных благотворительных акциях
Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления
Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела
Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности
Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества
Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться
Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами
Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение
Ищем выход из любого положения
Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию

Слайд 8

  1. Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления:  Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;  Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.  Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов Юнармии, юных инспекторов правил дорожного движения (ЮИДПДД), дружина юных пожарных (ДЮП) и т.д.  Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соцсетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются:  участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых мероприятиях;  коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;  информационно-просветительские мероприятия;  разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;  организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
  • Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
  •  Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
  •  Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
  • Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
  • Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
  •  Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
  • Цели организации ученического самоуправления в классе:
  •  - повышение активности учащихся в классных делах;
  •  - реализация интересов каждого учащегося;
  •  - привлечение родителей к совместной деятельности.
  • Задачи организации ученического самоуправления в классе:
  •  - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  •  - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
  •  - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
  •  - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  •  - формировать толерантность, умение общаться.
  •  
  • В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.
  • В каждую  семейку  входит    6-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство и т. д.  Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
  • 1.      Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  • 2.      Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
  •  
  • Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.
  • Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
  •  -   Определяет основные направления классной жизни.
  •  - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
  •  -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
  • -    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
  •  
  • Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса и  командиры  семеек. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.
  •  
  • Как  всё  это  происходило?
  •  
  •        Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  командира  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  каким  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.
  • На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:
  •  
  • Название классного коллектива: Друзья
  • Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»
  • Песня: «Если друг не смеётся…»
  •     Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. 

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

  • Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
  • Наши поручения:
  • Хозяева
  • - следят за  чистотой в помещении,
  • - заботятся о порядке в классе на переменах,
  • - раздают тетради и другие пособия,
  • - приводят в порядок доску.
  • Экологи
  • - заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
  • - следят за чистотой рук и порядком в столовой;
  • - готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
  • - заботятся о растениях в классе;
  • - следят за состоянием школьных принадлежностей.
  • Затейники
  • - организуют и проводят утреннюю гимнастику,
  • - проводят игры на переменах,
  • - разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
  • - создают и заботятся о классной игротеке.
  • Знайки
  • - заботятся о сохранности учебников,
  • - держат связь со школьной библиотекой,
  • - знакомят товарищей с интересными книгами,
  • - следят за порядком в классной библиотечке.
  • Журналисты
  • - находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
  • - выпускают устные журналы и классную газету;
  • - вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
  •  Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
  • - выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом
  • - проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
  • - реализация поставленной на неделю цели;
  • - постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.
  •   Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.
  •        Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.
  • Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.
  • Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Ученическое самоуправление в классе

Классное ученическое самоуправление в классе складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы ...

Ученическое самоуправление в классе

В материале представлена презентация об организации самоуправления в классе и краткая аннотация к ней...

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...

Ученическое самоуправление в классе

Ученическое самоуправление в классе...