Детская научно-практическая конференция тема "Все люди добры от природы: правда или миф?"
проект (9 класс)

Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи - что не добр и не зол. 

Цель проекта: выяснить добры ли люди от природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx95.28 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…2Глава I.Все люди добры от природы: правда или миф?

1.1.  Понятие добра и зла………………………………………………………………………...3

1.2.  Мнения ученых древности, каким рождается человек: добрым или злым……………………………………………………………………………………………….3

1.3.  Взгляды современных ученых на проблему добра и зла………………………………...4

Глава II Практическая часть. Результаты исследования

2.1. Анализ анкетирования «Все люди добры от природы: правда или миф?»……………...6

2.2. Анализ мини-сочинений «Добрым человек рождается или становится?»……………...7

Заключение……………………………………………………………………………………….7

Список использованной литературы…………….

Приложение……………………………….

Добро — это как будто превосходная

степень пользы, это как будто

очень полезная польза.

Н. Чернышевский

Введение

Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи — что он не добр и не зол.

Цель проекта:выяснить добры ли люди от природы.

Задачи:

  • Разработать и провести анкетирование, позволяющее, узнать мнение учащихся о том, добры люди от природы или нет.
  • Обработать полученные данные и провести анализ ответов респондентов на поставленные вопросы.
  • Сделать выводы по результатам полученных исследований.
  • Представить результаты исследований на конференции.

Гипотеза исследования: Предположим, каждый человек рождается индивидом, и только воспитание влияет на то, какими качествами он будет обладать.

Для исследования были выбраны следующие методы:

  • Изучение и анализ интернет источников.
  • Анкетирование.
  • Сочинения.
  • Анализ анкетных данных

Период работы: январь, февраль 2021г.

Участники проекта: обучающиеся и преподаватели колледжа-интерната искусств.

Ожидаемые от реализации проекта результаты: готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности; осознание участниками проекта понятия добра и зла; повышение качества учебно-познавательной деятельности; умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.

Объект исследования: обучающиеся колледжа-интерната искусств.

Предмет исследования: представления о добре и зле.

Актуальность: Темой нашей исследовательской работы является «Все люди добры от природы: правда или миф?». Эта тема актуальна тем, что не все люди до конца понимают, что есть добро, а что зло, но при этом большинство из нас искренне считает себя добрыми людьми. Насколько это соответствует реальности? Заложено ли в нас добро от природы? Вечный вопрос. Сегодня, когда братоубийственная война совсем рядом, когда мир готов в любой момент стать новой мировой бойней, вопрос о добре и зле снова актуален. Общество разделилось и, поддерживая ту или иную сторону в конфликте, проявляет дикую, порой неконтролируемую, агрессию. Включи телевизор, зайди в Интернет, и ты окажешься под артобстрелом противоборствующих сторон.
Вымысел авторов детективов и ужастиков становится реальностью, обыденностью. Пропаганда насилия — пожирание жизни, пожирание друг друга. Агрессия захлестнула мир, самое страшное, что и пожилые люди становятся агрессивными. Совсем недавно мы были под защитой любящих предков, а теперь они, вместо того чтобы нянчить внуков, заедают пирогами телевизионные убийства вперемежку с мелодрамами.
Что же получается? Если доброе начало в нас так легко сдается под натиском нетерпимости, ненависти и вражды, оно мизерно, нестойко, зыбко? Может, и нет его в нас? Есть только представление, сформированное воспитанием, социальными стереотипами, под которым прячется наша истинная животная суть. Или человек выбирает быть добрым, когда удобно, выгодно, и прирожденной склонности к добру в нем нет?
После взгляда на Новейшую историю ответ, к сожалению, положительный. Геноцид целых народов, сталинские и фашистские лагеря, опыты над людьми, утонченные издевательства и пытки, изобретательность в причинении страданий себе подобным.
Трудно говорить о природной доброте, наблюдая за детьми на школьной перемене, их посты, фото и ролики в сети. Взаимное унижение, считающееся нормой, избиения друг друга, причем, особенно изощренные среди девочек. Дарвинистическая теория в живых картинках – выживает сильнейший. Фрейдовский виварий – бессознательное стремление к жизни и смерти.

Глава I.Все люди добры от природы: правда или миф?

1.1.Понятие добра и зла.

  Разбирая данную тему, нужно правильно понимать термины, которые занимают важную роль в понимании наук, которые мы затрагиваем, а именно: психология, социология, философия.
  В обществе слово “добро” имеет такой смысл, как общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
  Злом люди называют антагонизм добра, нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное поведение в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности.
  Моралью считают принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
 Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.

1.2 Мнения ученых древности, каким рождается человек: злым или добрым?

Человеческая сущность была предметом изучения с древности и остается в некотором роде тайной до сих пор. Вот, например, вопрос: присуще ли человеку от рождения добро, позитивная мотивация? Или мы абсолютно эгоистичны, по природе «дурны» и склонны к агрессии? А может, совершенно нейтральны?
В 17 веке английский философ Джон Локк ввел понятие tabularasa, или «чистая доска», и пытался доказать, что человек рождается совершенно «пустым». С этим согласуется позиция эмпиризма, согласно которой все, что мы знаем и представляем собой – результат опыта, который мы получаем с помощью органов чувств. Поэтому «встроены» только биологические процессы типа дыхания и роста, а все остальное – приобретенное. В 20 веке те же взгляды развил Дж.Б. Уотсон. Он утверждал, что дайте, мол, ему совершенно случайно выбранного ребенка, и он, контролируя окружающую среду, превратит его в любого человека, какого только пожелает. Если придерживаться этой точки зрения, то окружающие полностью отвечают за то, какими мы становимся.

  Однако другой англичанин, Томас Гоббс, в 17 же веке не был согласен с Локком и утверждал, что люди от рождения эгоистичны, а значит, нуждаются в неустанном контроле и исправлении со стороны общества. Это же положение одобрил Зигмунд Фрейд. Он сказал, что люди обладают эгоистичными мотивами выжить, размножиться и стремятся вести себя агрессивно, ничего альтруистичного и позитивного в нашем поведении нет. Эти воззрения вполне себе согласуются с библейской доктриной «первородного греха»: человек, мол, служит лишь себе и с легкостью переступит через других. Так что нам постоянно приходится удерживать и контролировать свои эгоистичные желания и мотивы.
 Французский философ Жан-Жак Руссо (18 век), напротив, утверждал, что все люди рождаются хорошими, но «пороки общества» часто их портят. Похожих взглядов придерживались психологи 20 века Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. По их мнению, внутренняя сущность человека – добро, его мотивы позитивны как по отношению к себе, так и к другим. Каждый активно стремится к личностному росту и самореализации, нас действительно волнует любовь, принадлежность к сообществу, благополучие окружающих.
 Также есть, например, мнение, что тип высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик, а также их сочетания) считается врожденным, но вот характер – штука приобретенная. Сторонники этого подхода из русскоязычного мира очень любят приводить в пример Антона Павловича Чехова, который был ярко выраженным холериком, но «кто мог об этом догадаться?» - а всё результат кропотливой работы над собой.
 Что же из этого является истиной? Четкого однозначного ответа пока не дал никто.
Однако Янг, Фокс и Зан-Вакслер провели эксперимент, доказывающий, что уже 2-хлетние дети обладают эмпатией как формой заботы о других. А классическое исследование Мартина Хоффмана и Ко показало, что даже ребенок, которому всего два дня, может чувствовать страдания окружающих и волноваться по этому поводу. Это – серьезное свидетельство того, что эмпатия является врожденным качеством, хотя, понятное дело, младенцы прежде всего ориентированы на получение удовольствия и избежание дискомфорта.

1.3. Взгляды современных ученых на проблему добра и зла.

В работе «Так называемое зло» нобелевский лауреат К. Лоренц определил «агрессию», как инстинкт борьбы против собратьев по виду в естественной истории зла.

Немецкий социолог, психолог, философ Эрих Фромм считал, что после двух Мировых войн, Хиросимы, ужасов фашизма и сталинизма, социологи начали акцентировать внимание на природной склонности человека ко злу. Но американский антрополог Д. Фрай, основываясь на данных эволюционной биологии, археологии, приматологии, выводит, что агрессивность в природе человека отсутствует, напротив, у него имеется «мирный потенциал». Психологи его взгляд поддерживают. Очень хотелось бы разделить их мнение, но реальность упрямо подсовывает факты обратного порядка. Попробуем сравнить мнения специалистов.

По мнению психолога Ж. Леконта двойственная оппозиция между добром и злом – преувеличение. Человек имеет потенциал для того и другого. Но проявление доброты и сочувствия являются для него приоритетными. Младенец, едва научившись ходить, стремится помочь взрослому (поднять предмет, открыть шкаф), испытывая при этом удовольствие, радость. Зоны мозга, ответственные за удовлетворение, активизируются, когда мы дарим подарки, выказываем щедрость. Зоны «отвращения» бурно реагируют на несправедливость. «Зеркальные» нейроны позволяют нам чувствовать боль другого. Насилие в человеческих отношениях – это выбор поведения «за неимением лучшего».

Если использовать как пример войну, легко опровергается утверждение, что человек вовлекается в неё по собственному желанию. Мы имеем отвращение к убийству, и вынужденное убийство обычно вызывает чувство вины. Соответственно, чтобы ожесточить людей, используют алкоголь, наркотики, условные рефлексы, подчинение.

Известно точно, что человек страстно стремится к острым ощущениям и активному действию. Часто эти стремления ошибочно относят к насилию. Но если подростков, «подсаженных» на видеоигры удается вовлечь в активные игры, выясняется, что они получают гораздо больше эмоций, в первую очередь, положительных, без жестокости и негативного напряжения.

Конечно, существуют люди, получающие удовольствие от насилия, но социопатов 1-2% населения. Так что человек человеку вовсе не волк.

«Добро и зло – это этические категории. Их невозможно применить к животным, и точно так же наша биологическая природа – животное в нас – вне добра и зла. Мы рождаемся с биологическими потребностями, которые требуют удовлетворения и располагают нас к тому, чтобы вести себя эгоистично. Однако среди них есть и потребность в близости, для удовлетворения которой необходима забота о другом человеке: младенец, еще не научившись говорить, уже реагирует на плач другого и зовет маму, чтобы та чужому ребенку помогла. Можно ли назвать это добром? Скорее, в нашей биологической природе есть базовая предрасположенность, которая может развиться в стремление творить добро. И заглушить ее не так уж трудно: страдания, психологические травмы, нехватка внимания и заботы в раннем детстве – и человек может вырасти неспособным к заботе как о другом, так и о самом себе.

Наша природа – это не только то, что заложено в нас от рождения: человеком не рождаются, а становятся. Эрих Фромм писал, что многие из нас умирают, так и не родившись до конца, не став человеком. Можно всю жизнь говорить и писать хорошие слова о доброте, но так и не стать по-настоящему добрым самому, даже имея такое желание. Человеком каждого из нас делают отношения, встречи. В течение жизни мы встречаемся с множеством людей, у каждого из которых мы чему-то учимся: любить, наслаждаться красотой, отличать истину от лжи, творить добро. Когда мы встречаем чей-то добрый поступок там, где не ожидали, это всегда трогает нас, напоминая о том, что в человеке есть нечто большее: в нас есть сила, способная изменить привычный ход вещей и сделать мир – пусть ненадолго, пусть только здесь и сейчас, – тем местом, в каком нам хотелось бы жить. Доброта других призывает нас задуматься: «А что я могу сделать, чтобы чья-то жизнь стала лучше? Делаю ли я достаточно?»

Ответ на этот вопрос не так просто найти. Философ Мераб Мамардашвили говорил, что добро – это не содержание: один и тот же поступок в разных ситуациях может оказаться и добрым, и злым. Нам нужно совершать усилие, чтобы увидеть, что будет добром именно здесь и сейчас, в этой ситуации, по отношению к этому человеку, и смелость – чтобы осуществить это. Потому что настоящее добро – это всегда выход за рамки ожиданий, правил, привычек и обязательств. Как и любой творческий акт, добрый поступок требует смелости.

И эта наша способность - творить добро. Она опирается на веру в природу человека. Если мы верим в то, что люди в основе своей добры, достойны любви и поддержки, если относимся к ним так, то своим отношением мы помогаем им измениться, стать добрее. Если же мы верим в то, что люди по природе своей злы, мы сеем недоверие, которое не помогает стать лучше – ни другим, ни нам самим».

Российский психоаналитик А. Усков имеет свою точку зрения на природную склонность к добру или злу. Он считает, что в человеке заложены оба начала – злое и доброе, у каждого в индивидуальной пропорции. И справляется ли он с природными разрушительными инстинктами, зависит от многих условий: отсутствие родительской любви и заботы, психотравмы, социальное окружение.

Нельзя сбрасывать со счетов наследственность, собственный жизненный опыт, толкающие в сторону добра или зла. И, разумеется, собственный выбор, который человек вынужден делать на протяжении всей жизни.

Мы никогда не можем быть уверены, на какую сторону перешли окончательно. В любой момент, под давлением обстоятельств, легко соскользнуть в сторону зла, насилия, разрушения.

Не всегда мы свой выбор осознаём. Часто оправдываем свои разрушительные инстинкты благими намерениями, к примеру, камуфлируем насилие манипуляции под любовь и заботу. А чтобы разобраться, необходимо работать над собой, чего обычно не хочется. «Труженик» имеет возможность переосмыслить свой травматичный опыт и его последствия, найти в нем пользу.

Значит, между добром и злом нет границы?

- Нет, - отвечает, аналитик, - абсолютные критерии есть, хотя они трудноопределимы. Но все, что связано с активным насилием – сознательное убийство, лишение свободы другого человека, намеренная ложь – абсолютное зло. Но стремление к добру в человеке есть изначально, не зря оно считается синонимом жизни. Зачинать, сохранять, совершенствовать жизнь невозможно без стремления созидать, защищать от разрушения хорошее и доброе. И пока жизнь продолжается, стремление к добру пересиливает стремление ко злу.

Есть и другие мнения, которые коротко можно сформулировать так:

- от природы человек ни добрый, ни злой, но в нем есть интуиция добра, по Канту «нравственный закон внутри нас»;

- человеком не рождаются, им становятся благодаря воспитанию, выбору и сознательной работе над собой;

- допускаю, что в нашей природе есть базовая предрасположенность, которая может развиться в стремление творить добро.

Таково мнение современных специалистов.

Вывод: таким образом, мнения большинства специалистов подтверждают теорию, что человек по своей природе скорее добрый, чем злой.

Глава II Практическая часть. Результаты исследования.

Вторым шагом исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся 7-9 классов нашего интерната.

Место проведения анкетирования: колледж-интернат ЦИОДС.

Время проведения:Февраль 2021 года.

Количество участников опроса – 40 человек.

2.1. Анализ анкетирования «Все люди добры от природы: правда или миф?»

Что думают подростки по теме: «Все люди добры от природы: правда или миф?».Мы хотели выяснить уровень знаний и интерес молодежи к такому непопулярному вопросу, узнать их мнение на этот счёт, поняв и рассмотрев их точку зрения.

Для опроса нами использовался анкета «Добры ли люди от природы?»Приложение 1

После обработки и интерпретации результатов теста были получены следующие результаты, представленные в диаграммах.

На вопрос, «Нужно ли совершать добрые поступки?» 77% считают, что нужно, 20% считают, что не всегда и 3% считают, что нет, так как им доброта – проявление слабости. Приложение 2

На вопрос, «В каком возрасте люди чаще совершают добрые поступки?» 46% считают, что в любом возрасте, 37% - дети, 14% - подростки.Приложение 3

На вопрос, «Совершал ли ты добрые поступки?» 54% совершают добрые поступки, но редко, 46% стараются сделать каждый день что-то доброе. Приложение 4

На вопрос, «Представьте ситуацию: Вы с другом участвуете в конкурсе на поступление и у Вас есть выбор: сделать низкий поступок (испортить картину/ порвать струны/ изрезать хореографический костюм) и выиграть или вступить в честную борьбу?» 97% выбрали честную борьбу, а 3% подставить друга. Приложение 5

На вопрос, «Как Вы думаете, все люди добры от природы? Почему?» 71% считает, что да, а 29% - нет. Приложение 6

2.2. Анализ сочинений на тему «Добрыми люди рождаются или становятся?».

Вторым шагом в нашей исследовательской работе нами было предложено написать небольшое сочинение на тему «Добрыми люди рождаются или становятся?». Задание выполняли обучающиеся 9 классов.

Хочется отметить, что почти все участники неравнодушно отнеслись к этому заданию. Респонденты разделились на три группы:

  1. Считают, что человек рождается добрым.
  2. Считают, что человек становится добрым.

К первой категории мы отнесли такие сочинения как:

«Я считаю, что люди рождаются добрыми, но, к сожалению, некоторые теряют свою доброту из-за нелёгкого жизненного пути и из-за людей, которые встречаются на этом пути. Есть люди, которые несут доброту в наш мир. Они как лучик света в темноте. А,вообще, в нашем мире и обществе сложно жить, когда ты очень добр. Потомучто человек может легко начать пользоваться Вашей добротой. Это, конечно, грустно, но это так».

«Добрыми людьми рождаются, потому что дети не знают, что такое зло. Они делают только добрые дела, узнавая со временем, что такое зло».

«Добрыми людьми рождаются. Со временем люди становятся злыми из-за общества или негативных эмоций, забываяо доброте и милосердии. Дарите людям добро, и оно будет дарить людям счастье».

«Я считаю, что добрыми людьми рождаются, потому что, когда ты маленький, тебя пытаются уберечь от всей злобы и несправедливости этого мира, а вот уже во взрослом возрасте ты начинаешь понимать все проблемы этого мира».

Ко второй категории можно отнести:

«Добрыми люди становятся под влиянием различных факторов. Человек становится добрым только тогда, когда сам делает добро. “Родился человек – но человеком не стал”, – Пётр Квятковский».

«Доброта – качество человека, часть характера, следовательно, она приходит со временем в определенном количестве. Доброта = гуманность и в плохих условиях ни то, ни другое не появятся».

«Добрыми людьми становятся. Человек сам выбирает путь, по которому идти. Всё зависит от него».

«Я считаю, что человек не может родиться добрым. Если так думать, то ребёнок формирует свой характер с самого рождения. В этом помогают ему родители, а также его окружение. Дитя смотрит на своих родителей, в первую очередь, и делает выводы:что хорошо, а что плохо. Именно у них мы учились, как себя вести. Также на ребёнка влияет школа, садик, его друзья. Ребёнок копирует окружающих и делает вывод: буду таким как мои родители или друзья! “Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”, - я часто слышу эту фразу, и это правда».

Заключение

Исследовательская работа «Все люди добры от природы: правда или миф?» опровергнула нашу гипотезу и помогла увидеть, что доброта заложена в нас от рождения, но не каждый способен выдержать давление общества, оставаясь индивидуумом.

Список использованной литературы

1.Интернет-источники.

2. Э.Фромм «Душа человека» 2014.

Приложение 1

Тест «Добры ли люди от природы»

1. Нужно ли совершать добрые поступки?  

   а) конечно, да    

   б) не всегда

   в) нет, доброта – проявление слабости                

2. В каком возрасте люди чаще совершают добрые поступки?

   а) дети          

   б) подростки

   в) взрослые  

   г) в любом возрасте  

3. Совершал ли ты добрые поступки?

   а) да, стараюсь каждый день сделать что-то доброе              

   б) да, но очень редко

   г) нет, потому что мне тоже никто ничего доброго не сделал                          

4. Представьте ситуацию: Вы с другом участвуете в конкурсе на поступление и у вас есть выбор: сделать низкий поступок (испортить картину/порвать струны/изрезать хореографический костюм) и выиграть или вступить в честную борьбу?  

  а) честная борьба        б) подставить друга                                                  

5. Как Вы думаете, все люди добры от природы?Почему? ________________________

 а) да        б) нет                                                           _________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Сценарий открытия детской научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее"

Данная разработка направлена на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения....

Детская научно-практическая конференция тема "Чудеса нашего округа"

В данном материале можно познакомиться с интересными и значимыми объектами, которые находятся на территории ХМАО-Югры. И эти объекты обязательно нужно посетить туристам....

Детская научно-практическая конференция тема "Из истории детских обязанностей"

Цель: Выяснить различия в обязанностях детей xix века и в настоящее время, сравнить их, выяснить, почему в разные времена обязанности детей разные.Собрать информацию об обязанностях детей xix века и о...