МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЖЕНСКОМУ ФУТБОЛУ
книга (11 класс)

Методические рекомендации предназначены  студентам  педагогического  колледжа  отделения физвоспитания с дополнительной подготовкой «Основы спортивной тренировки», отделения учителей начальных классов, рекомендованы учителям школ, тренерам ДЮСШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenskiy_futbol.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

 «СУРАЖСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ.  А.С. ПУШКИНА»

РЫБАЛОВ Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО  ЖЕНСКОМУ  ФУТБОЛУ

СУРАЖ 2020

Методические рекомендации разработал преподаватель  Суражского  педагогического колледжа  им.  А.С.  Пушкина  

Рыбалов Ю.В.

Методические рекомендации предназначены  студентам  педагогического  колледжа  отделения физвоспитания с дополнительной подготовкой «Основы спортивной тренировки», отделения учителей начальных классов, рекомендованы учителям школ, тренерам ДЮСШ.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Погуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Калоша А.И. кандидат педагогических наук, доцент декан факультета  физической культуры БГУ имени И.Г. Петровского

Рудин М.В. к.п.н., доцент, заведующий кафедрой ТиМФКиС Брянского Государственного Университета  им. академика И.Г. Петровского    

 Печатается по постановлению методического совета Суражского педагогического                                                                       колледжа   от__________________2021 г.

                  ВОЗРОСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В различные возрастные периоды наблюдается интенсивный рост и функциональное развитие, которое протекает неравномерно, и которые необходимо учитывать в своей работе с девочками.

Максимальная интенсивность роста тела в длину отмечается у девочек в возрасте 4-6.5 года и в 8.5-12 лет. После 16 лет рост тела у девочек практически прекращается. Но под воздействием сенсорных раздражителей (физические упражнения) возможны значительные изменения ростовых показателей за коррекции осанки и воздействия на зоны роста.

Наибольшая подвижность позвоночника наблюдается в возрасте 8-9 лет. Существенное увеличение массы тела определяется у девочек в 4-5; и  10-11 лет. С 10 до 15 лет масса тела у девочек  больше чем у мальчиков.

    Психологическое развитие до 12 лет позволяет еще не акцентировать на различии подростков по половому  различию. Одинаковые показатели веса - ростовых индексов, физического развития, подвижности суставов, одинаковые психические оценки, опережающие показатели развития функциональных систем дают возможность совмещать занятия девочек и мальчиков и в том числе по футболу. Очень часто в возрасте до 12 лет выражено доминирование девочек в отдельных направлениях развития. Сам этот фактор способствует формированию доминанты лидера, что очень важно  в формировании смелости принятия решения, инициативы и ответственности, так необходимых в игровой соревновательной деятельности. Именно до 12 лет у девочек закладывается комплексный двигательный навык. Сенситивность этого периода позволяет нам успешно решать задачи раскрытия двигательных способностей и функционального развития. Следует подчеркнуть, что в 12-13 лет девочки успешно овладевают сложнокоординационными движениями. В дальнейшем  возрасте у девочек «закрывается окно» к созданию или переучиванию сложно-координационного двигательного навыка. Начинать обучение, тем более переучивать задача очень сложная, а порой невыполнимая.

Быстрота, частота движений, способность удержание максимального темпа приближается  к своим максимальным величинам у девочек в возрасте 14-15 лет.

Вестибулярный анализатор  девочек-спортсменов достигает уровня взрослых в 10-11 лет.

Деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы показывают наличие функциональных отклонений/ повышение ЧСС, повышение тонуса сосудов сердца, не линейная зависимость МПК от массы тела и др. /, что не является признаком неполноценности сердца подростка, а лишь указывает на незавершенность формирования в период полового созревания /13-15 лет/.

С 12 до 16 лет у девочек-подростков наблюдается усиленный рост тела и увеличение массы.

В возрасте 15-16 лет у девушек отмечается наивысший уровень всех показателей физического развития.

Мышечная ткань у женщин составляет 32-35% удельного веса/ у мужчин-40% и более/. Зато жировой ткани у женщин на 10% больше.

Показатели физической работоспособности у женщин составляет 60-70% от данных мужчин.

Все остальные показатели вегетативных функций находятся в подобных соотношениях, поэтому нагрузка у женщин вызывает большие вегетативные сдвиги, чем у мужчин.

Повышенная чувствительность, сентиментальность, мечтательность, болезненность восприятия критики - это те факторы, которые необходимо всегда учитывать в работе с женским коллективом  и использовать как рычаги управления. Особое внимание уделяется  в период овариально - менструальном цикле, который наступает у девочек  в возрасте половой зрелости /12-15 лет/, а в ряде случаев в возрасте- 16-18 лет. Цикл, как правило, повторяется через 21-28 дней и продолжается от 2 до 7 дней. Большие и продолжительные нагрузки могут вызвать изменение менструального периода до 36-42 дней. Примерно у 30%  спортсменок наблюдается предцикловый синдром: учащение сердечных сокращений, повышение АД, температуры, появление жалоб на раздражительность, плаксивость, головные боли, «приливы к голове», тяжесть в нижней части живота, иногда возникает тошнота, рвоты и т. д. Спортсменки, у которых в этот период наблюдается повышенная раздражительность, схваткообразные боли живота в области поясницы, головные  боли и другие моменты дискомфорта освобождаются от тренировок и соревнований.

Спортсменки высших разрядов /без отклонения в состоянии здоровья/ допускаются к тренировкам.

Если физическая нагрузка вызывает прекращение цикла, то тренировки и соревнования запретить.

 Спортивные результаты в этот период нестабильны. Существующий барьер между спортсменкой и тренером – мужчиной можно преодолеть при помощи ведения дневника самоконтроля. Такт и уважение друг к другу помогут это сделать.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩЕМУ ТРЕНЕРУ

На первых парах в работе не должно быть жесткой привязки к мячу. Заниматься необходимо культурой движений, пластикой движений, эстетикой движений. Для этих целей лучше всего подойдут упражнения из  снарядной гимнастики, акробатики, элементы художественной гимнастики, аэробика. Все упражнения с обязательным музыкальным сопровождением. Музыка  помогает снять напряженность движений, создает необходимый ритм, пластичность, обеспечивает необходимый эмоциональный фон, увеличивая объем  двигательной активности.

Хорошим эмоциональным «генератором» выступают подвижные игры, направленные на развитие физической кондиции, на развитие мышления, неспецифического обращения с мячом.

Набирая объем движений в этих направлениях, мы будем способствовать созданию необходимого фундамента и фона, вследствие чего не может не появиться интерес к игровой деятельности. В силу вступает закон жизни: развивать свои возможности фундаментальная потребность всего мыслящего и живого. И эту потребность необходимо всегда уметь разжигать.

Быть красивой, эстетичной, пластичной это детские мечты любой девочки. Кто от этого откажется? Все страхи, что футбол только для мальчиков, что от занятий ноги будут кривые и др.

Страшилки, любую родительскую обеспокоенность о целесообразности девочкам заниматься футболом, можно снять, делая родителей сопричастными процесса приобщения к футболу их детей. Это можно сделать, если занятия назначать /в первое время/ в выходные дни родителей /отцов/, чтобы они имели возможность заниматься в одной группе с детьми. Устраивать спарринги мини-футбольных матчей своим отцам к 23 февраля и другие мероприятия, направленные на разъяснения вопросов, чем и как мы занимаемся. Даже если тренер имеет высокую репутацию специалиста и человека не каждый отец поделится  своим родительским правом влиять на развитие его любимого ребенка. Учитесь направлять и ждать, потому что большое дело не терпит быстрого насилия.

После появления устойчивого интереса к занятиям - футболом необходимо заниматься настоящим образом, то есть обращать внимание на технику и тактику игры, устраивать спарринги, принимать участие в соревнованиях.

Эстетичность, пластика, культура движений, координированность действий, мыслительные взаимодействия – это все то на что в первую очередь необходимо обращать внимание и учитывать в работе.

Эстетичность движений, эмоциональность восприятия у девочек проявляется значительно чаще и глубже, поэтому не стоит упорствовать в однообразных, длительных, монотонных упражнениях. Нагрузка подается эмоционально, разнообразно и часто. Длительная монотонная нагрузка теряет свою эмоциональность восприятия, а значит  проникающую остроту, замедляется  развитие и совершенствование двигательного навыка. Чтобы этого не происходило, желательна забота о положительной окраске всего происходящего. Разнообразность, эмоциональность подачи информации /упражнения/  расширяет границы восприятия. Товар стоит ровно столько, за сколько его удается продать.

Создание команды можно начинать с выбора эмблемы команды, ее названия. Ассоциации с романтикой, с дальними горизонтами, к которым стремятся детские мечты, помогут объединить группу девочек для решения самых смелых планов. Объявленный конкурс на лучший рисунок для эмблемы и название команды будет поддержан родителями и послужит появлению первых поклонников команды.

При создании команды возраста 15 лет и старше всегда возникают трудности психологического плана. Начиная с15 лет, девушки окончательно заходят в «туннель» своего развития, после чего происходит осмысление» дозревание» своих возможностей, своего места в коллективе, происходит выработка поведенческой линии, интересов, приоритетов. Опасения  быть смешной  неловко- неуклюжей, некрасивой и неспособной можно рассеять, если  15-летний «алмаз» попадает  в  коллектив  равных, доброжелательных подруг. Уделить внимание новичку, не выделяя его - задача для тренера. Девичья  коллективная ревность  порой становится непреодолимым  препятствием  в  становлении  новичка  в  коллективе. Будет правильным, если будет проявлена тренерская гибкость- привлечение помощников в подтягивании  новичка в процессе  обучения двигательным навыкам, тактическим взаимодействиям. Вовлечение в процесс адаптации  новичка лидеров  команды помогут избежать «блокады».

Чем  больше, многочисленнее группа занимающихся, тем более она терпимее  к авторитарному стилю управления. В большой  группе  ценится: хорошая организация процесса, обязательность  исполнения, разнообразность процесса, эмоциональность  подачи материала.

Тренировки, включающие элементы новизны  интересны  для  спортсменов, значит  более продуктивные, более эффективные.

Поведение тренера на занятиях деловое, ровно - эмоциональное,  заинтересованное. Тренер - может быть доброжелательным, чутким, но обязан быть принципиальным. Принципиальность как стиль управления не отрицает  демократичность отношений. Выстраивая отношения на основе  уважения к  личности воспитанника, допуская  спор - раздумья в решении  технологических вопросов, мы должны четко осознавать  профессиональную  истину:

 спортсмена-друга  нельзя найти, его  можно только  воспитать,  вырастить.

                  (И  чувства нет в твоих очах,

                   И правды нет в твоих речах,

                   И нет души в тебе!)

Отрицая эти Тютчевские три нет Вы сможете найти свой стиль и заработать настоящий тренерский авторитет.

Неоспоримо в работе тренера направление, связанное с проявлением доверия и веры в возможности ученика. Сто раз сказанное ученику: « Ты - талант», или: «Ты - бездарь» продолжает путь магического превращения в предсказываемый образ. А, если это предсказывает уважаемый, любимый  человек/ тренер/ - эти превращения ускоряются.

Каждый специалист в своем развитии должен пройти этапы: Тренер- родитель; Тренер - друг; тренер- наставник; тренер - старший коллега; Это эволюция отношений, перескакивая ступени, мы рискуем потерять нить управления процессом.

Тренер: главное действующее лицо тренировочного процесса. Об  этом  должны знать все. Центробежность процессов необходимо добиваться через профессиональные умения, через творчество, через культуру наставника, артистизм отношений, интеллектуальную форму тренера, юмор и другие проявления личности. Интерес, заинтересованность в личности, в процессе совершенствования основа отношений: тренер - воспитанник. Попытка прибегнуть к голому администрированию неизбежно приведет к разрыву отношений.

Когда возникает необходимость конкретизировать внимание на так называемой ошибке, то, сделав безуспешные попытки исправить ситуацию, психологически будет верно уйти к другой теме занятий, а затем  снова вернуться к детализации неудавшегося элемента.

Используя эффект новизны ощущений мы сможем исправить неудавшийся перенос упражняемости. Главное в этом процессе как информация подается с точки зрения  воздействия на психику и настрой ученика.

    Упорствование  в этом процессе приведет к искажению восприятия /формировании навыка /.

 Переключение деятельности позволит сохранить интенсивность процесса, не насилуя формирования комплексного двигательного навыка. Снять монотонность, устранить однообразие призваны специальные подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые задания, занятия другими видами спорта. Новизна ощущений на деталь  техники появляется после паузы для центра управления  ЦНС  спортсмена, связанное с переключениями.

Идеология мышления тренера  во всех перечисленных позициях  подчиняется желанию  постоянно искать новое, совершенствоваться, быть для ученика нестандартным в своих решениях, постоянно пресекая возможность адаптации ученика к восприятию своих рекомендаций и в целом к своей личности.

                             

« ПОСТОЯННО ИСКАТЬ, ЧТОБЫ

БЫТЬ В СОСТОЯНИИ УЧИТЬ И

ВОСПИТЫВАТЬ ДРУГИХ»

 

О ПЛАНИРОВАНИИ ЗАНЯТИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

    Не секрет, что занятия по видам спорта, где техника движений  является определяющим фактором успеха соревновательной деятельности, сопряжены с многократным повторением однообразных движений. Продолжительная однообразная работа с мячом делает ее  монотонной, малоинтересной, а значит малоэффективной. Чтобы избежать этого необходимо всегда начинать работу с выполнения упражнений с музыкальным сопровождением, особенно с девочками. Внешнее изящество, пластика движений, убедительность и выразительность движений сочетается  с эффективной  функциональной активизацией двигательной деятельности. При этом педагогу не нужно досаждать ученикам требованиями о строгом регламентировании и согласованности выполняемых движений. По мере протекания адаптационного периода это придет само собой, естественно и свободно на непроизвольном  уровне движения. Для будущего занятия футболом ключевым моментом является не допустить создания стереотипов движения. Освоенность движений в ритм допускает произвольную импровизацию, движений, изменение и усложнение программ, что очень важно для создания будущего комплексного двигательного навыка.

Использование танцевальной аэробики, акробатики, элементов снарядной и художественной гимнастики, музыкальных степов, интенсивного фитнес- тренинга позволит разнообразить и повысить эффективность тренировочный процесс, сделать его более эмоциональным  и успешным. Особенно это актуально для женского футбола. Все предубеждения, что футбол  это не женское занятие, снимутся, когда процесс будет насыщен атлетической гимнастикой, танцевальной аэробикой, музыкальными степами – а значит  и коррекцией осанки, пластикой, эстетичностью, культурой движения. Разве не об этом мечтает каждая девочка?

Составляя программы танцевальных упражнений, не следует выходить за рамки освоенных и доступных движений для возраста и пола. Исходный материал можно найти в любом видеодиске фитнес - программ. Предлагаем некоторые варианты:

 

1. Разминка – 8 минут. Музыка произвольная, умеренно- быстрая.

                                   

-ходьба  в ритм музыки/ на месте/

-переход в ходьбу в широкой стойке

-прыжки с ноги на ногу с перекатами

-то же с поворотом на  90

-то же с движением одной руки/ бокс/

-то же поочередно двумя руками и движение таза

- ходьба, восстановление дыхания

- шаг вперед, мах согнутой, руки в свободном

  движении

- ходьба, шаг вперед - мах прямой, руки - бокс

- ходьба на месте,

- приставные шаги - вперед-назад, вправо - лево

- выпады  в широкой стойке вперед, в сторону

- перекаты в выпаде с пятки на носок.

           

2. Разминка – 11 минут. Ритмовая музыка, произвольная, умеренно- быстрая.

 - руки через стороны вверх- вниз

- потянулись вверх одной- другой, расслабить

- шаги с ноги на ногу, добавляем бокс

- полуприсед – волна  /спина прямая/

- насос «водокачка» - быстрый полуприсед

- шаги приставные вперед, в сторону

- то же ускорились

- ритмовые сгибания в выпаде

- прыжки с переходом на  приставные шаги

-меняем ногу, повторяем

- дыхание- подбородок вверх- вниз, вправо- влево

-Плечи поочередно поднимаем- опускаем, вместе

- таз в одну- другую сторону, переходим на      

  вращение

- нога впереди - наклон/ носок передней - вверх/,  

 сменить

- выпад вперед - скручивание к задней ноге

- в боковом выпаде - полуприсед, поменять

                  3. Степ- аэробика. – от 10 минут. Музыка произвольная, быстрая.

                               

                            -пит-степ / вперед- назад, левой- правой/

-шаги поочередно – шаг колено вверх

-шаги вперед- назад, добавляем руки

- то же  добавляем руки и колено, повторим еще раз

- шаги в сторону. удар- пи нок от колена, прыжок в

  сторону

-совмещаем все вместе, повторяем еще раз

- степ – шаги в сторону, добавляем руки, плечи - вверх-

  вниз

-степы в сторону, руки вверх, в сторону, то же обратно.

- то же, удар, перехват

- два шага вперед - два прыжка назад

- то же, добавляем колено вверх на первый прыжок

- все вместе и еще раз.

Для заключительной части занятия используются элементы и композиции из художественной гимнастики под умеренную лирическую мелодию. Основные требования к  функциональной музыке в заключительной части занятия: соблюдение перехода - спокойным, замедляющим движениям должны предшествовать быстрые движения  в последовательности:

  • ускорение- замедление
  • напряжение – расслабление
  • сгибание – разгибание
  • скручивание  раскручивание

В упражнениях на расслабление осуществляют предварительные напряжения отдельных групп мышц, что способствует их более полному последующему расслаблению. Эффективность таких  переключений дополняет функциональная музыка из ритмовых  и медленных исполнений.

Особое место в решении задач по укреплению стопы, выработки рефлекторно- мышечной чувствительности голеностопа, развития силы мышц голени, избежать зашлакованности скоростно-силовых проявлений могут занять упражнения музыкальной степ - аэробики.

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СТЕП – АЭРОБИКОЙ направлена на                                                                                                             укрепление опорно-двигательного аппарата. Чтобы избежать травм при восхождении на платформу высотой от 15 до 25 см. нельзя сгибать колено менее чем прямой угол. Следует избегать упражнений, которые предполагают повороты на платформе на всей стопе. Структура  занятий степ - аэробикой имеет три четко выраженные части:

    1. Разминка/ 5-10 мин./ в музыкальном темпе на 120-130 уд/мин. ЧСС.   Аэробная разминка по 15-30 сек. на каждую группу мышц.

2. Основная часть /20-40 мин./ Комплекс упражнений  с постепенно  увеличивающей интенсивностью.

3. Заключительная часть /2-5 мин./ Снижение нагрузки, медленно выполняемые упражнения на гибкость и растягивание. Цель упражнений увеличение длины работающих мышц и ускорение обменных процессов /восстановление/.

Базовые шаги в степ-аэробике:

                     1. Основные шаги- с одной ведущей ноги

2. Переменные шаги -  с чередованием ведущей ноги.

                     

Полный цикл: основного шага  - от 1 до 4 счета

                        переменного шага  - от 5 до 8 счета.

           

     Основные исходные положения /подходы/:  

1. - спереди                           2. - с угла                             3.  - сверху          

                                                                                                                   

4– по сторонам                                            5. – сбоку                                 6. – с конца

Условные обозначения:

 1. Стрелками обозначено направление ног при подходе  к платформе.

 2.Обозначение при описании упражнений П- правая, Л- левая

УПРАЖНЕНИЯ:

1 - 4  основной шаг П - вверх, Л - вверх, П - вниз, Л- вниз.

5 – 8  переменный шаг то же. Подходы - спереди, с угла, с боку, по сторонам, с конца.

2. Приставной шаг вверх- вниз. Подходы:  спереди, сверху, с конца, с угла, спереди.   П - вверх, Л- приставить, П- вниз, Л- приставить. Счет 1-4. Переменный шаг-5-8.

3. Би- шаг основной и переменный. Подход: спереди П- вверх, Л- вверх- врозь, П- вниз, Л- вниз вместе. Циклы 4 и 8.

4. Шаг с подъемом колена. П- вверх, Л- вверх поднять колено, Л- вниз, П- вниз.

5- 8 то же переменный шаг.

5.шаг с подъемом ноги /в сторону, захлест, скрестно/

6.шаг с поворотом. Подход сбоку. П—вверх, Л - вверх, П- вниз с поворотом левым боком, Л- приставить.

7.переменный шаг через платформу. Подход сбоку. П - вверх, Л - вверх, П- вниз с другой стороны, Л- приставить.

8. шаг - скачек. Подход любой. П - вверх, Л- вверх скачком на место П, П- вниз с другой стороны.

9. шаг врозь наверх. Подход сверху.

10. шаг врозь вниз. Подход сверху. П- вниз на свою сторону, Л- вниз врозь.

11.перелет с опорой, поворот прыжком, обратно- 9,обратно- 10 и т. д.  по выбору.

 Интенсификация упражнений ведется с введением в связку шагов, выпадов, приседаний, махов. Изменение интенсивности производить с помощью изменения музыкального ритма. Утяжеления производятся с помощью резиновых бинтов,  поясов, манжетов.

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: При визуальном искажении техники движения, сбоя в  ритмах движений необходимо переходить в более свободный режим  выполнения. Искажение параметров движений может означать, что координационная выносливость переходит в фазу декомпенсированного утомления.

    УПРАВЛЕНИЕ переходами от упражнения к упражнению можно осуществлять через визуальные команды/ жесты/, помогает и мимика, кивок головы, улыбка, гримасы, специфические жесты. Основные правила музыкального сопровождения занятий связаны с подачей условных сигналов к  началу нового движения в конце музыкальной фразы и обозначить вступление. Составление  музыкальных  фонограмм согласуется с учетом  пола, возраста,  периодом подготовки.

На ряду с укреплением здоровья, коррекцией осанки степ-аэробика является эффективным средством повышения функционального состояния девушек более эстетичными средствами чем - прыжки на песку, бег по снегу, мелководью, бег в гору, по лестнице и т. д. Проведение одного занятия в неделю степ-аэробикой /среднего и старшего возраста/ станет хорошим фоном для технико-тактического роста.  

УЧИТЬ ФУТБОЛУ НАСТОЯЩИМ ОБРАЗОМ.

Футбол - игра для миллионов. Основное достоинство игры в его доступности, футболом может заниматься любой, не зависимо от пола, возраста, физического развития. В футбол легко и интересно играть, но трудно играть хорошо. Игра, которая интегрировала в себя все стороны развития и воспитания физических и интеллектуальных способностей человека. И если озадачивать себя этими вопросами в воспитании своих детей, то лучше это начинать в раннем возрасте, лучше в начальной школе. Начало системных занятий вытекает из особенностей психического и физического развития девочек. Возраст, который уже позволяет воспринимать большой объем движений и еще не боится быть смешной /до 8 кл./. В этом возрасте девочки могут быть быстрее, сильнее, координированных мальчиков не стесняясь этого. Эти соображения могут послужить основанием к созданию программы по футболу для девочек. Ответственный и определяющий момент: чему и как мы будем учить?  Ведь поставленные задачи необходимо выполнять. И здесь очень важно не испортить большое дело быстрым насилием. В программу  должны войти элементы техники направленные на воздействие на ноги - ведение, передачи, остановки, жонглирование. Школа малого и большого мяча могут обеспечить решение задач: умение быстро перемещаться, смена направления движения, двигаться с различной скоростью, развития игрового мышления. Снятия монотонности, развитие физических способностей, оздоровление можно успешно решить при помощи подвижных игр, занятий с музыкальной гимнастикой. Умения, приобретаемые в ходе игровой деятельности, принимать решения, думать, брать инициативу на себя создают предпосылки к развитию интеллектуальных способностей. Навыки мыслительной деятельности, реализация мыслительной деятельности в движении, приобретаемые в игре создают интеллектуальный мостик от образного мышления /начальная школа/  к реализации мыслительной деятельности в групповых взаимодействиях с мячом /среднее звено школы/- и далее к соревновательной деятельности в старшем возрасте.

    Знакомство с мячом начинается со сказочных персонажей. «Волшебный клубочек» может привести в сказочную страну, где живут сильные, красивые и умные люди. Катить мяч под подошвой стопы самое простое и доступное действие, при помощи которого мы разыскиваем путь в сказочную страну, а на пути встречаются всякие препятствия. Обучение проводятся с помощью подвижных игр:

    «Быстро по местам», «Совушки», «Космонавты», и др.

    Выполнение учебных заданий через образы мышления колдуна, змея Горыныча, дракона, огненной реки, принцессы, доброго и злого волшебника позволят направленно совершенствовать результаты в многоскоках, челночных бегах, освоению ведения мяча подошвой, внешней стороной стопы, серединой подъема. По мере овладения навыками ведения мяча одной ногой шагом изменяем задание в ведении на большие отрезки, ведение поочередно правой и левой ногой, ведение, ведение бегом, ведение с последующей остановкой.

    Перевести упражнения с ведением в подготовительную часть занятия  может послужить следующим шагом, а основными задачами занятия станут сочетание ведения с другими элементами техники футбола. В основной части занятия ведение по прямой и остановку мяча можно совершенствовать в подвижных играх «Волк во рву», «Два мороза», «У медведя во бору», «Лиса и куры». Скептикам в отношении простаты и наивности этих игр предложите: «А с мячом – слабо?»

    Освоив ведение мяча по прямой в медленном темпе одним способом переходим к другому способу /подошвой, внешней стороной стопы, серединой подъема, на каждый шаг, через шаг/. Способ ведения мяча серединой подъема - самый быстрый способ ведения мяча и его рациональнее использовать при проведении эстафет, для быстрого преодоления отрезка свободного пространства.

    Дальнейшее совершенствование ведения мяча может осуществляться в сочетании с элементами гимнастики /перекаты, кувырки, стойки/. Эти задания потребуют не только создание новых упражнений, но и необходимость изучения прикладной акробатики. Моделирование упражнений в сочетании с акробатикой просты: ведение мяча до гим. мата – остановка – перекат – ведение обратно и передача. Вся программа по гимнастике легко  моделируется с упражнениями с мячом.

Прием - передачи мяча в футболе координационно более сложное действие и потребует освоение «чувства мяча».  Управляемость на приеме мяча вырабатывается на протяжении всего периода обучения. Методическая последовательность может быть следующей:

          1. Подбивание мяча с руки /поймать/

          2. Подбивание мяча 3-10 раз / поймала - начинай с начало/

          3. Подбивание после отскока от пола

          4. Жонглирование подвешенного мяча, /удерживая тесемку рукой /.

          5. Жонглирование закрепленного мяча /тесемка длинная, короткая /.

          6. Жонглирование одной ногой.    

          7. Жонглирование поочередно / левой, правой /

          8. Жонглирование не основной ногой. /слабой /

          9. Жонглирование в движении.

          10. Жонглирование ногами, бедром, плечом, головой.

          11. Жонглирование мяча в парах, тройках / на месте и в движении /

                 12. Жонглирование в сочетании с приемом, с передачей, с ударом,

                     ведением.

          13. Жонглирование на кол-во раз, на время, на кол-во в единицу  

               времени.

          14. Жонглирование под музыку /в такт музыки регулируя высотой

              отскока/

          15. Участие в соревнованиях по футбольному фристайлу.

Все эти упражнения по выработки и поддержанию «чувства мяча» желательно обрамлять в сюжетные игры.

Передачи мяча  в футболе являются сложным техническим приемом, соединяющий  пространственно-временную координацию с развитием силы, с освоенностью техники приема и способа передачи. Поэтому  начинать осваивать передачи желательно к концу первого года занятий. С начало ученицы выполняют передачи в стенку /перевернутая гим. скамейка/ с расстояния  1-2 метра, отскочивший мяч останавливают подошвой /под носок/. Для повышения интереса можно нарисовать круги, стимулируя количество попаданий. По мере освоения «меняем ногу» передачи, чередуем передачи / слабая, сильная/, увеличиваем расстояние, меняем расстояние.

Передачи партнеру осуществляем только в парах на расстоянии 2-4 метра и применяем  в основной части занятия. Инсценируя доступные подвижные игры «Волк во рву», «Два мороза» и др. можно избежать монотонности процесса обучения. Через доступные игры в программу первого года необходимо включать вбрасывание-ловлю мяча  как фактор развития силы и совершенствования координационных проявлений. И конечно нельзя забывать саму игру в доступных ее формах. Состязательность,  групповые взаимодействия, ответственность, коллективизм более важные моменты развивающего и воспитывающего процессов. С помощью упражнений из легкой атлетики происходит корректировка развития основных двигательных качеств. Развитие силы происходит при помощи упражнений в приседаниях, выпрыгивания с приседа и полу-приседа, подскоках и прыжках, в беге /по песку, опилках, снегу, в гору, по лестнице, с сопротивлением/. Укрепление опорно-двигательного аппарата эффективно происходит при  помощи степ-аэробики. Все упражнения применяются в игровой форме и под музыку, решая вопросы эмоциональности, эффективности, пластичности движений.

 Для развития скорости реакции, быстроты движений можно применять упражнения:

  • повторный бег на коротких отрезках
  • челночный бег на отрезках 5,10,15 метров
  • рывки из различных стартовых положений
  • чередования бега приставными шагами, спиной  с
  • рывками на коротких отрезках
  • рывки за катящимся мячом
  • рывки к неподвижному мячу
  • приемы-остановки мяча после различных исходных
  • положений
  • броски и ловля теннисных мячей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 1. При применении относительно однонаправленных упражнений /сила, скорость, быстрота/ необходимо  помнить, что механизм развития имеет две составляющие сила     быстрота. Чем больше силового компонента в упражнении, тем медленнее оно будет выполняться и наоборот. Развитие быстроты реакции, скорости одиночного сокращения подразумевает минимальное присутствие силовых составляющих /отягощений/.

 2. Физиология развития двигательных способностей имеет периоды наиболее благоприятные к их проявлению: скоростная составляющая- до 12 лет, силовая - в период гормонального всплеска, и до 25 лет.

    В процессах кооперирования скоростно-силовых проявлений необходимо использовать упражнения с рывково - тормозными действиями:

 - рывки на отрезках 5-15 метров в завершении с прыжками, вращениями

 - движения зигзагами /змейкой/

 - движения по ломаной линии /приставными шагами + рывок/

 - движения углами по5-10 метров с использованием бега, прыжков, скачков,    

    ОРУ.

 - челночный бег по 4-15 метров  в разных направлениях.

 - зеркальное повторение движений.                          

РАЗВИТИЕ  ЛОВКОСТИ

    В упражнениях для развития ловкости, как комплексного проявления координационных способностей, должны сочетаться  движения разной интенсивности, направленности, различного характера и способа выполнения:

  •  сочетание бега, кувырков, бросков, ударов, приемов мяча.          
  • приемы- передачи, удары после спрыгивания, перепрыгивания, рывка.
  • челночный бег с прыжками, ударами.
  • прыжки-вращения с ударами, бросками
  •  упражнения на батуте, снарядная гимнастика, акробатика
  • выполнение ассиметричных разнонаправленных одновременных  
  • движений
  • упражнения степ - аэробики
  • упражнения в тройках с двумя мячами                                              

    Выделять специальные занятия для развития выносливости нет острой необходимости, так как систематические занятия 2-3 раза в неделю способствуют развитию координационной, прыжковой выносливости, эмоциональной устойчивости. Но при наличии условий необходимо проводить занятия по лыжной подготовке, плаванию. Фактор закаливания, оздоровления может сыграть очень важную роль на перспективу развития.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА  /ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛА/

Основными упражнениями специальной подготовки на первый год занятий могут быть:

  • наступание на мяч подошвой стопы
  • прокатывание мяча подошвой по прямой  /по кругу/
  • откатывание мяча подошвой вперед-назад
  • остановка подошвой уходящего мяча
  • остановка подошвой катящего на встречу мяча
  • остановка мяча после ведения
  • ведение мяча по прямой  /по кругу,  змейкой/
  • переда мяча внутренней часть подъема «щечкой»
  • вбрасывание мяча, перебрасывание с ловлей
  • подвижные игры с мячом.

       Второй год занятий        

  • остановка мяча подошвой, внутренней частью подьема
  • ведение мяча с изменением направления, скорости, способа
  • обводка стоек / 3-5/ , расстояние между стойками до 5 метров
  • передача мяча в двойках, тройках, квадратах на месте и в движении
  • игры в передачах и перехвате мяча: 4-1, 5-2
  • вбрасывание мяча на прием-передачу
  • подвижные игры с мячом: мяч среднему; Белые медведи; вызов номеров;  
  • пустое место; салки
  • эстафеты с ведением мяча, прыжками, кувырками, лазанием, обводкой
  • препятствий

Третий год занятий

  • остановка мяча подошвой, внутренней частью подъема, внешней частью

                      стопы

  • ведение мяча с обводкой стоек, соперников в два касания
  • отбор мяча внутренней частью стопы
  • передачи мяча с перехватом 4-1; 3-1; 2-1
  • жонглирование мяча на месте, в движении, индивидуально, в парах
  • подвижные игры с использованием волейбольного, футбольного мяча
  • удары внутренней часть подъема, средней частью стопы, внешней частью  

              подъема

    Моделирование учебных упражнений из основных элементов техники футбола может  выглядеть так:

                         

ВЕДЕНИЕ МЯЧА

УДАРЫ

ПЕРЕДАЧИ

ведение спущенных мячей

после рывка

в парах

ведение набивных мячей

Со встречных передач

в тройках

ведение одной ногой

после ведения

 в квадрате

ведение поочередно левой-правой

с места

во встречных колоннах

вед. в узком коридоре 40-60 см

удар с паузой замаха

Во встречных колоннах  с перемещениями

ведение в линию

удар в борьбе

медленное - быстрое

Специфика игровой деятельности заключается в том, что развития физических качеств происходит с помощью элементов самой игры. Важнейшим таким элементом в футболе является ведение мяча, которое следует включать в каждое занятие, как в основной, так и в подготовительной и заключительной частях занятия. Безусловно, в начале и конце каждого курса /года/ необходимо проводить  тестирование и том числе на скорость ведения мяча. Освоение ведения мяча с изменением параметров движения решает задачи развития двигательной выносливости, координационных способностей.

    Совершенствование в ведении мяча эффективно проводить в условиях подвижных игр: смена мест; пустое место; Космонавты и др. По мере адаптации к условиям игры вносим новые варианты.

    В моделировании игровых заданий в совершенствовании необходимо придерживаться направлений:  разное--------понемногу---------часто.

    От простого доступного к сложному и незнакомому постоянно изменяя условия  мы исключаем формирование двигательных привычек, расширяем границы координационных возможностей.

    Развивающая направленность футбола очень высокая. На такую - же высоту необходимо поднять и обучающую направленность. Использовать футбол не только как средство, но и как предмет для изучения, и лучше всего это делать в условиях школьной программы.

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Удары носком

                    Техника удара

  •  Отвести ногу назад (замах).
  •  Направить ногу носком вперед, в сторону мяча.
  •  Спорная нога чуть сзади мяча.
  •  Бьющая нога резко выпрямляется.
  •  Носок бьющей ноги должен попасть в середину мяча.

Специальные упражнения

  • «Коснись носком центра мяча».
  • «Удар с места по неподвижному мячу в стенку».
  • «Удар с разбега по неподвижному мячу в стенку»
  • «Удар с места или с разбега в паре, в тройке».

              Возможные ошибки

  • Опорная нога в момент удара далеко от мяча, и бьющая нога два дотягивается

         до мяча.

  • Носок опорной ноги развернут наружу или внутрь. Носок бьющей ноги не  

         попал в середину мяча.

Удар серединой подъема

                 

                         

                    Техника удара

  • Опорная нога ставится рядом с мячом.
  • Бьющая нога выполняет замах.
  • Резкое движение ноги вперед.
  • Левая рука выносится вперед-вверх.
  • Удар бьющей ноги в середину мяча.

 

             Специальные упражнения

  • Серединой в середину (имитация удара по мячу).
  •  У стенки (нанесение несильного удара в стенку).
  •  По неподвижному мячу (удар с разбега в стенку).
  • Предмет перед стенкой [постараться попасть в предмет (стойка) с места,   с разбега].
  •  В маленькие ворота (попасть в мини-ворота с места, с разбега).
  •  Попади в квадрат (попасть в квадрат, нарисованный на стене, сетке).

«Получив мяч, попади в цель»

               

 Возможные ошибки

  Опорная нога далеко от мяча - бьющая нога еле дотягивается.

               

 Скользнул по мячу - и мяч срезался в сторону.

 

  Носок бьющей ноги в момент удара не должен быть повернут внутрь (к   опорной ноге).

Носок цепляет землю.

Та же ошибка, но носок повернут наружу.

Удар внутренней частью подъема.

    Выполняется так же, как удар прямым подъемом, но в последний момент перед ударом надо развернуть носок наружу.

Специальные упражнения

• «Как подходить к мячу» (имитация удара).

                       

     «Точность удара»

В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

Групповая обработка ударов

УДАР ВНЕШНЕЙ ЧАСТЬЮ ПОДЪЕМА

Техника удара

  •  Поставить опорную ногу сбоку и сзади от мяча.
  •  Бьющую ногу повернуть носком внутрь.
  •  После замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча.
  •  В момент удара нога закреплена в голеностопном суставе.
  •  Туловище немного наклонено вперед.

Техника удара внешней частью подъема

                           Возможные ошибки

Опорная нога слишком близко к мячу.

Срезка мяча вправо

Опорная нога мешает бьющей.

             Опорная нога слишком далеко от мяча.

               

               

       УДАР ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ («ЩЕЧКОЙ»)

 Техника удара

Этот удар применяется главным образом как точная передача на небольшое расстояние. Но когда игрок оказывается в непосредственной близости от ворот, можно точно пробить по воротам.

  • Опорная нога должна быть сбоку-сзади.
  • Колено опорной ноги чуть согнуто.
  • Стопа бьющей ноги разворачивается так, чтобы быть к мячу внутренней стороной;
  • В момент удара можно наклонить туловище над мячом.

«Сыграй точно»

«Попади в квадраты»

Специальные упражнения

«Мяч в круге»

«Вышибай из круга»

Возможные ошибки

Носок опорной ноги наружу - затруднено движение бьющей.

      Туловище в момент удара выпрямлено.

Неверное подведение стопы бьющей ноги.

УДАР ВНЕШНЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ

Чаще всего внешней стороной стопы бьют по мячу, катящемуся навстречу или сбоку, с внешней стороны бьющей ноги.

   Техника удара

• Опорную ногу поставить примерно в полушаге слева от мяча и чуть за ним.

  • Замахнуться в сторону опорной ноги чуть спереди.
  • Ударить обратным движением серединой внешней стороны стопы.

УДАР ПЯТКОЙ

Техника удара

  • Встать позади мяча так, чтобы левая нога стояла с левой стороны от мяча.
  • Правая нога примерно на длину стопы за мячом; носки обеих ног направлены вперед.
  • Замахнуться и пронести ногу над мячом или справа от него; резким движением назад ударить пяткой в нижнюю часть мяча посередине.

УДАР ПЯТКОЙ (разновидность)

               Специальные упражнения

  • «Пяткой в ворота».
  • «Ты - мне, я - тебе».
  • «С двух сторон маленьких ворот».
  • «Разводящий».

Возможные ошибки

Неверное положение опорной ноги.

Опорная нога мешает бьющей.

             

Не попал пяткой в середину мяча - «срезка» в  сторону.

УДАРЫ С ПОДРЕЗКОЙ МЯЧА

Резаный удар внешней частью подъема

Техника удара

• Поставить опорную ногу сбоку и сзади от мяча.

  • Бьющую ногу повернуть носком внутрь.
  • После замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча.
  • Удар по мячу выполнять только тогда, когда мяч окажется на подъеме, на середине или чуть дальше к пятке.

  • Подрезая мяч внешней стороной подъема, игрок коснулся той части мяча, которая близка к его середине. Вращательное движение мяч уже не получает.
  • Игрок не сумел придать мячу вращательное движение, потому что не сделал движение бьющей ногой в сторону опорной, а выполнял ею лишь движение вперед (как при нанесении обычного удара этой частью).

                      Финты

Финты - обманное движение ногами и туловищем, которые футболисты, владеющие мячом, применяют с целью перехитрить соперника. Финтов очень много, они разнообразны. Самые распространенные - финт на удар, финт на ведение, финт на передачу, финт на остановку.

Специальные упражнения

  • «С выпадами и поворотами» (во время бега).
  • «Бег с резким торможением и переменой направления».
  • «Бег "змейкой"».

Уход (с мячом) в сторону от соперника.

            Пронося ногу над мячом, другой подтолкнуть его на ход.

                           Возможные ошибки

  • Сделан ложный замах на удар на большом расстоянии от соперника, стоящего напротив.
  • Соперник хоть и среагировал на финт - уклонился в сторону, но успел преградить путь.
  • Такая же ошибка бывает, когда соперник за спиной. Очень медленное обманное движение, поэтому действия показались сопернику неправдоподобными, и соперник на них не среагировал.

                        Отбор мяча

  • Отбор мяча - очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств, нужна очень большая расчетливость, выбор позиции.
  • Игрок должен сначала уловить (понять) намерение владеющего мячом и лишь потом применить тот или иной прием. Легче всего отобрать мяч у соперника в тот момент, когда соперник принимает и обрабатывает мяч.
  • Выбор приема для отбора мяча зависит от того, в каком положении находится владеющий мячом и отбирающий его.

Вбрасывание мяча

    Вбрасывают мяч руками, когда он улетает или укатывается за боковую линию.

                     Техника вбрасывания

  • Взять мяч руками и занести за голову.
  • Концы больших пальцев должны соприкасаться.
  • Остальные пальцы широко расставлены и крепко держат мяч.
  • Руки согнуты в локтях.
  • Согнутые ноги, одна впереди другой (можно параллельно).
  • Тело отклоняется назад.
  • Энергично разгибая сзади стоящую ногу, подать туловище вперед, хлестко разогнуть руки и кистями направить мяч партнеру.

Вбрасывание можно выполнять как с места, так и с разбега.

                           

Специальные упражнения

  • «В стенку».
  • «С вратарем».
  • «Кто дальше?»
  • «Вратарь в круге».
  • «Бросаем друг другу».
  • «Из круга в круг».
  • «Вбрасывание и остановка».
  • «Кто точнее?»

             Возможные ошибки

  • Мяч еще в руках, а нога уже оторвана.
  • Мяч не занесен за голову.
  • Заступ за боковую линию.
  • Вбрасывание мяча одной рукой.

 ПРИЕМЫ ИГРЫ  ВРАТАРЯ

    Круг приемов игры вратаря достаточно широк. Он выполняет разнообразные приемы: ловит мячи, отбивает кулаками, прыгает за мячом, бросается за мячом, вбрасывает мячи руками, выбивает мячи с рук и с земли.

  Ловля высоколетящего мяча в прыжке

    Вратарь определил точку, в которой можно поймать мяч в прыжке. Одновременно с прыжком поднять прямые руки вверх с широко расставленными пальцами. В момент ловли мяча немного отвести руки назад.

Ловля высоколетящих мячей в стороне от вратаря

Когда мяч летит высоко, но в сторону от вратаря, нужно рассчитать линию полета мяча (направление, траекторию, силу), успеть переместиться и поймать мяч.

Ловля мяча, летящего на уровне груди

 Переместиться на линию полета мяча, подпрыгнуть вверх, чтобы мяч оказался на уровне живота. На грудь мяч ловить не рекомендуется.

 

Ловля низколетящего мяча

    Ладони обращены навстречу мячу. Ноги должны быть сомкнуты, чтобы мяч не проскочил. Встретив мяч, его нужно подтянуть к животу.

Прием катящегося мяча

Когда мяч катится на вратаря, нужно встать по линии движения мяча. Сомкнуть ноги, повернуть руки ладонями вперед, развести пальцы, обхватить катящийся мяч, подтянуть к животу.

Ловля низколетящего мяча с падением

   

 Если мяч катится в сторону от вратаря, нужно сначала сделать пробежку и затем прыгнуть низко над землей к мячу. После толчка руки вытягиваются вверх ладонями к мячу. В момент падения ногу, находящуюся внизу, нужно согнуть, и падать перекатом, а не плашмя.

Отбивание мяча

    Отбивать мяч целесообразно лишь в тех случаях, если при попытке поймать его возможна ошибка. Отбивать мяч можно двумя кулаками или одним. Чтобы отбить мяч кулаками, нужно энергично разогнуть руки в локтевых суставах и в момент, когда руки остаются несколько согнутыми, ударить по мячу кулаками.

Бросок мяча

    Дальность броска мяча рукой достигается резким поворотом туловища в сторону, куда нужно бросить мяч. Рука с мячом, немного согнутая в локте, отводится назад, потом резким поворотом туловища направляется вперед и выбрасывается из-за плеча.

    Можно бросить мяч рукой, находящейся на уровне пояса.

Ведение мяча

Вратарь ведет мяч во время ходьбы или бега. Мяч надо ударять о землю короткими движениями после отскоков.

Выбивание мяча с рук

Пробежав несколько шагов, вратарь бросает мяч немного вверх-вперед и наносит удар подъемом.

Бросок мяча одной рукой сбоку низом

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         

           

 Составной частью любого процесса обучения, воспитания, развития является определение его эффективности. Важнейшим компонентом системы подготовки в спорте являются соревнования.

Спорт немыслим без соревнований и состязаний. Состязательность свойственна всем видам человеческой деятельности, в спорте она упорядочена правилами и регламентами соревнований.

 Организация соревновательной деятельности в женском футболе специфична и требует более тщательной и серьезной организационной подготовки. Физическая, техническая, тактическая стороны подготовки выражаются в психологической готовности участвовать в соревнованиях, вести борьбу за успех и побеждать. Чтобы вывести девочек на такой уровень готовности, требуется более длительный этап подготовки. Чем старше команда, тем более требовательна она к уровню подготовленности, более ответственно подходят  к  подготовке в соревнованиях, и если такого не происходит, обособляют себя от случившегося результата. Психология победителя, как и побежденного в женском коллективе  только  отчасти зависит от технико-тактической подготовленности, всегда необходимо регулировать эмоциональный настрой. Высокая требовательность к экипировке игроков, материально техническому обеспечению соревнований. Соревнования как итог этапа учебно-тренировочного процесса. Программа соревнований, ее результаты должны отражать не только спортивную сторону мероприятия, но и общественную значимость мероприятия для учебного заведения, района, области. Сама организация подобных мероприятий предъявляет дополнительные требования к гигиене мест проведения, к эстетике, к способам проведения соревнований, определению результатов соревнований. Введение новых номинаций при подведении итогов соревнований должно стать хорошей доброй традицией и проходить в условиях максимальной публичности и гласности. Выпуск цветной полиграфии к соревнованиям, создание фото-альбомов и видео-клипов, цветных программ и объявлений станет хорошим фоном в выражении общественной и социальной значимости подобных мероприятий.

Процесс выхода на соревновательный уровень у девочек протекает более

болезненнее чем  у ребят, тем более в пору его пионерского развития. Чтобы

не отбить желания соревноваться, введение в соревновательный процесс можно производить по следующей схеме:

           1. Школьницы 7-10 лет /1-4 кл./ должны иметь возможность соревноваться только на внутришкольных соревнованиях, участвовать во внутришкольных футбольных фестивалях, показательных выступлениях.

           2. В возрасте 11-12 лет /5-6 кл./ можно выходить на районный и городской уровень в программах по мини-футболу и футбольных фестивальных программах.

          3. 13-15 лет /7-9 кл./ время выхода на областной, межобластной уровень соревнований по футзалу, мини-футболу, футбольному фристайлу.

          4. Начиная с 16 лет выход на межрегиональный уровень и Российские соревнования.

    В соответствии с возрастом и подготовленностью разрабатываются программы состязаний /конкурсы, шоу-представления, собственно-соревновательные мероприятия, церемонии посвящения, регламенты и нормы нагрузок/.

         5. Продолжительность предварительной подготовки на любой уровень соревнований должен быть не менее одного года.

    В программы футбольных соревнований, фестивалей, турниров необходимо включать следующие задания и конкурсы:

           

ФУТБОЛЬНАЯ СПОРТЛАНДИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

                                         

8-9 лет

  • Мастер кожаного мяча – подбивание мяча поочередно ногами после отскока

   от пола или земли.

  • Воздушная дуэль – подбивание головой волейбольного мяча на количество

  раз. Попал мяч в руки, начинай все сначала.

  • Боулинг – кегли устанавливаются на линии в 6-8 метрах от участников, через

   каждые 60-70 см. Команда поочередно ногой сбивает кегли.

  • Мини-футбольный  слалом – ведение любого мяча /спущенного,   медицинбола, волейбольного, резинового, футбольного/ змейкой через 6 стоек,  расстояние между которыми 2-3 м. туда и обратно. Учитывается время одного участника или скорость командного выполнения.

                                   

10-11 лет.

Жонглеры – жонглирование головой /мини-футбольный, волейбольный/                   мяча, каждому участнику дается по 3 попытки. Соревнуются попарно, по представителю от каждой команды. Выигравший участник получает одно очко в пользу команды.

С двумя мячами – в коридоре шириной 4 метра участники передают друг другу мячи, если мячи столкнулись, вышли из коридора упражнение заканчивается с фиксацией времени. Расстояние между передающими 6-7 мет. Передачи можно выполнять в одно /два, три/ касания.

Выбей мяч из круга – соревнуются одновременно две команды по 6 человек

На площадке чертится большой круг. Команды передают мяч в кругу, чтобы он не попал к двум водящим, которые выбивают мяч из круга. Через условный промежуток времени команды меняются местами. Водящие назначаются из числа участников команды – соперников. Побеждает команда с меньшим количеством выбитых мячей из круга.

Ловкие вратари – могут соревноваться сразу несколько команд по 3-4 чел. в  каждой. Каждый из участников выполняет движение вперед, кувырок и ловлю подброшенного мяча. Удачная ловля - одно очко.

Головой в цель – можно несколько команд.   Поочередно  выбегают и бьют головой по мячу, подброшенный капитаном. Попадание в цель – 1 очко. Целью может служить круг на стене, мишень, квадрат с цифрами. Присядь после удара – соревнуются команды, стоящие в колонну по одному за общей линией старта. Впереди команд на расстоянии 2 мет. от линии капитаны в руках, которых мячи. Каждый участник команды ударом головой возвращает мяч капитану и садится.

Побеждает команда, первая закончившая упражнение.

12-13 лет

Попади в круг – участники поочередно с расстояния 10-12 мет. выполняют удары в круг, диаметром 1 метр /гим. мат/. Каждый выполняет по 6 ударов с разбега по неподвижному мячу. Больше точных попаданий - победа.

Эстафета с обводкой – перед командами по 5 стоек через 2-3 мет. Обводка стоек и возвращение назад, передача эстафеты.

Через препятствия  в квадрат – между стойками натянут шнур на высоте один метр. Цель состязаний попасть в квадрат 1х2 мет, направляя мяч над шнуром. Каждый наносит по удару с разбега по неподвижному мячу.

Сильный удар – удары на дальность в коридоре 10 метров, по три удара каждый.

Лично-командные состязания.

Сквозь обруч – на высоких стойках подвешен гим. обруч, нижний край  которого должен быть выше головы участника. Передача головой друг другу на количество раз.

14 - 15 лет

Снайпер – с расстояния 6-8 метров условленным приемом производятся удары по мишени /кегли, стойка, медицинбол, макет и т.д./ Каждому участнику дается по 8 попыток  /левой + правой/. Побеждает самый меткий участник.

Перебежчики – команды выстроены во встречные колонны, между ними слаломная линия из 5-8 стоек. Участник проходит слаломную линию, передает мяч следующему и становится в конец колонны. Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение.

Точный бросок – условленным приемом  /одной рукой, двумя из-за головы/

участники должны попасть в три круга разного диаметра. Попадание в малый круг- 3 очка, средний-2, большой-1 очко. Побеждает участник, набравший наибольшее количество очков. Расстояние до цели 10-12 метров.

Вратарь – снайпер  -  соревнуются юные вратари. Подбросив мяч раками, они

наносят по нему удар ногой, стараясь попасть в цель – квадрат  4х4 метра на расстоянии 12-16 метров от линии удара. Наносится условленное количество ударов. Победа за более метким.

Борьба за мяч – в условленном квадрате /10х10, 12х12, 15х15/ команда /4-6 чел. /передает мяч друг другу. Водящие  /1-3 чел. из другой команды/ пытаются перехватить передачи, за каждую удачную попытку им начисляется очко. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок при передачах за условленный отрезок времени.

Футбол через сетку – волейбольная сетка опускается до уровня пола. Игра проходит оговоренным количеством игроков на определенной площадке. Подача производится с лицевой линии ногой  с руки. Разрешаются не более двух касаний о  пол и трех передач между партнерами. Удары и передачи только ногой /без рук/. Счет очков до 15. Количество партий нечетное.

В одно касание – команды выстраиваются в колонну напротив стены или деревянного щита. Расстояние от 4 до 8 метров передача в стену условленным приемом и уход в конец колонны. Выход вперед за ограничительную линию считается нарушением и штрафуется дополнительными секундами. Побеждает команда, затратившая на выполнение упражнения меньше времени.

Футбольный фристайл – контролирование футбольного мяча под музыку: жонглирование, удержание, подбрасывание, опускание на пол  ведение на месте – сохранение контроля над мячом за  условленное время. Побеждает участник, сделавший наименьшее количество ошибок  /потеря контроля мяча/.

Соревнования по минифуту – две команды 3х3 в условленном квадрате играют в футбол без вратарей. Ворота 1.2х1.2 мет. Время 6 минут. В случае ничейного результата пробитие штрафных ударов на пустые ворота с центра квадрата по воздуху.      

   

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ МИНИ - ФУТБОЛОМ

    Для успешного проведения занятий с юными футболистами недостаточно иметь только мячи и футбольные ворота. Продуктивность  занятий будет значительно выше, если применять различное вспомогательное оборудование и инвентарь позволяющие обеспечить более высокую эффективность в развитии специальных физических качеств футболиста: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, координации и пластики движений. Наибольший эффект в развитии силы дают упражнения с отягощениями: штанга, гантели, манжеты, пояса, жгуты - амортизаторы, набивные мячи, камни.

    Трудно переоценить влияние на развитие скоростно-силовых проявлений изменение условий и покрытий занятий: передвижения по песку, опилкам, мелководью, снежной целине, по льду, по лестнице вверх и вниз, упражнений степ - аэробики.

    Для изучения техники движений в футболе и совершенствование ее в индивидуальных и групповых взаимодействиях понадобится дополнительное оборудование и инвентарь:

  1. Игровая площадка, размеры которой могут быть от 15 до 45 метров.

  2. Ворота переносные 2х3 метра, 1,4х 1,4 мет. Ворота можно изготовить

из бруса 8-12 см. или труб 25- 75 мм. Конструкции ворот укрепляются на крестовинах, сделанных у боковых стоек.

3. Щит- забор. Длина щита от 8 метров, высота 4- 6 метров. По обе стороны и  с верху щита крепятся сетки- улавливатели мячей.

4. Устройства для дриблинга с мячом: стойки, макеты, кегли, фишки, флажки, качающие чучела, тумбы и другие  слаломные устройства.

5. Полоса препятствий: щиты - отражатели, кольца - мишени, стойки для подвески мячей, качающие чучела, стойки для обводки, мышеловки, лабиринты, дорожка из автомобильных покрышек, устройства для прыжков, пролазаний,  кувырков и др. Самым лучшим покрытием  /основанием/ такого специального футбольного городка может служить глубокий песок или опилочное покрытие которое позволит глубже интегрировать физическую и технико-тактическую подготовку, укрепления опорно-двигательного аппарата, снизит  травмоопастность занятий.

    Безусловно, серьезным направлением в работе тренера с женским коллективом является обеспечение необходимым личным снаряжением:

Игровая форма должна быть по размеру, яркая, эстетично изготовленная. Для совершенствования периферического зрения необходимо иметь накидки- манишки.

    Защита голеностопа, голени, коленных суставов обеспечивается гетрами, щитками наколенниками. Обувь для мини- футбола состоит из двух видов: для занятий в зале и на улице; для зала - кожаная, с чувствительным носком, прошитая с низким голеностопом, резиновой литой подошвой; для занятий на стадионе - бутсы с литым основанием на 13 шипов. Стертый шип, небрежная или неполная шнуровка, недостаточно эластичная поверхность могут стать причиной травм.

    Отдельным пунктом в обеспечении команды стоит вопрос о защите вратаря. Даже у самых мужественных, именно это отличительная черта вратарей, терпения падать, отражать или принимать удары хватит ненадолго. Только обеспечив полную защиту оголенных участков туловища, рук, ног можно надеяться на успех в подготовке вратарей. Комбинезон с защитой колен, бедра, локтей, туловища позволят обеспечить комфортное ощущения при падении и отражении ударов.