Проектирование и изготовление брошек из бисера
творческая работа учащихся (5 класс)

Адыг-Тулуш Айрана Анновна

Бисероплетение – вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных брошь из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером – так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

В результате выполнения данной работы была разработана технологическая последовательность изготовления брошки из бисера «Юрта».

В ходе работы над заданием большое внимание уделялось выбору техники бисероплетения, подбору материала, разработка шаблона и схемы вышивания брошки, на основе которой был выполнен брошь «Юрта».

При составлении технологической последовательности изготовления брошки использовались традиционные техники с современными материалами.

Бисерные работы – это живое предание старины. Ведь бисер не портится от времени, поэтому изделия из бисера доходят до нас в красочной гамме, которая создавалась в далеком прошлом. А само искусство бисероплетения становится популярнее с каждым днем. Бисероплетение улучшит вкус человека, прививает усидчивость.

Тема: «Основы бисероплетения»

Цель: Ознакомление с бисером. История бисера. Материалы для бисероплетения. Простые способы плетения.

Задачи:

Обучающая:

  • Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности бисера. Фурнитура для использования при бисероплетении. Простые способы плетения бисера.

Развивающая:

  • Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательная:

  • Воспитывать художественный вкус;
  • Воспитывать положительную самооценку;
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, внимательность.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по наглядному показу (схеме));
  • практический (работа по схеме).

 Методическое обеспечение:

  • Наглядные изделия из бисера (бисерные украшения, деревья, бабочки, цветы, стрекозы. и т.д.);
  • книги и журналы по бисероплетению;
  • схемы простого плетения из бисера.

Оборудование и материалы:

  • проволока 0,3 мм;
  • вид бисера 11/0; 8/0. цвет (зеленый);
  • ножницы;
  • плоская емкость для бисера.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с бисероплетением.

Бисероплетение – это популярный вид творчества среди детей и подростков. Работа с бисером очень увлекательна, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков и памяти, фантазии и воображения.

Бисер – это мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки, проволоки или лески.

Размеры бисера. 

Чем мельче бисер, тем больше его номер. Например, бисер 15/0 значительно меньше бисера с номером 6/0. Но бисер одного номера у разных производителей зачастую отличается по величине.

Цвет и форма.

Наиболее распространен круглый бисер, но бывает и треугольный, и цилиндрический, и шестиугольный.

Бисер бывает и прозрачный, и непрозрачный. Изнутри и снаружи бисеринки могут быть покрыты медью, серебряной, золотой или цветной краской. Бисер матируют, придают металлический блеск, делают радужную окраску или перламутровую.

Для плетения используют:

Проволоку, леску, нитки, резинку. Нитки могут быть нейлоновые, хлопчатобумажные, шелковые, но плести из них можно с условием, что они достаточно прочны. Проволока – податливый материал, ей легко придать любую необходимую форму. Поэтому чаще всего ее используют для изделий с жестким каркасом, например, для плетения фигурок, изделий для декора интерьера, например, бисерных деревьев.

 История бисера.

Родиной бисера был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду до сих пор находят в древних гробницах. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распространилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в XVI веке открылся первый русский стекольный завод под Москвой¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения царских нарядов.

Приготовим рабочее место и повторим технику безопасности.

Для того, чтобы бисер не укатывался и было легко нанизывать, нам понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Разложим бисер по небольшим плоским коробочкам или крышечкам (например, от пластиковых контейнеров).

Техника безопасности

Особое внимание уделяем месту для занятия рукоделием. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение.

Физкультминутка.

Учитель: Перед тем, как начать работу, сделаем физкультминутку:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То, на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

И на место тихо сели.

Учитель: Ребята, мы размялись, теперь приступим к работе:

Простые приемы бисероплетения.

Способ «скрутка»

Веточка листьев из зеленого бисера

Нам понадобится проволока длиной 30-40 см.

Набираем 7 бисеренок зеленого цвета, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину «ножки».

Педагог показывает выполнение бисерного скручивания.

Затем на один из концов набираем еще 7 бисерин и точно так же обратным ходом скручиваем «ножку». Дойдя до ствола, делаем еще два, три оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец бисерины и скручиваем сначала «ножку», а потом центральную ветвь до расположения следующей боковой «ножки»

Практическая работа:

Ученики выполняют задание.

Педагог обходит учеников, проверяет выполнения задания.

Корректирует выполнение задания.

По окончанию урока педагог отмечает старательность выполнения работы и аккуратность учеников.

Учитель: Ребята, вы все очень хорошо работали, уберите свои рабочие места, соберите бисер в коробку, проволоку сложите в специальный мешочек. Урок окончен, всем спасибо.

До свидания!

 

Итог урока:

  • Ученики познакомились с бисером, его историей.
  • Освоили простые приемы бисероплетения, способ «Скрутки».
  • Подготовили веточки листьев из бисера для дальнейшей работы по изготовлению бисерного дерева.

Экологическое обоснование

С экологической точки зрения, проект не представляет угрозы и опасности для здоровья окружающих, так как изготовлен из экологических безвредных материалов. Изготовление данного изделия не влечет за собой существенных нарушений в жизнедеятельности растительного и животного мира.

Таким образом, изготовлению проектного изделия предшествует большая работа: обдумывание идей, зарисовка моделей, чертежей, разработки технологического процесса.

Цель любого проекта – создание нового, эффективного конкурентоспособного и экономического изделия, отвечающего потребностям человека.

Таким образом, мы рассмотрели технологический процесс изготовления декоративной брошки «Юрта» из бисера, составили конспект урока «Основы бисероплетения», и описали охрану труда при изготовлении из бисера любых изделий.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Основы бисероплетения»

Тема: «Основы бисероплетения»

Цель: Ознакомление с бисером. История бисера. Материалы для бисероплетения. Простые способы плетения.

Задачи:

Обучающая:

  • Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности бисера. Фурнитура для использования при бисероплетении. Простые способы плетения бисера.

Развивающая:

  • Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательная:

  • Воспитывать художественный вкус;
  • Воспитывать положительную самооценку;
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, внимательность.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по наглядному показу (схеме));
  • практический (работа по схеме).

 Методическое обеспечение:

  • Наглядные изделия из бисера (бисерные украшения, деревья, бабочки, цветы, стрекозы. и т.д.);
  • книги и журналы по бисероплетению;
  • схемы простого плетения из бисера.

Оборудование и материалы:

  • проволока 0,3 мм;
  • вид бисера 11/0; 8/0. цвет (зеленый);
  • ножницы;
  • плоская емкость для бисера.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с бисероплетением.

Бисероплетение – это популярный вид творчества среди детей и подростков. Работа с бисером очень увлекательна, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков и памяти, фантазии и воображения.

Бисер – это мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки, проволоки или лески.

Размеры бисера.  

Чем мельче бисер, тем больше его номер. Например, бисер 15/0 значительно меньше бисера с номером 6/0. Но бисер одного номера у разных производителей зачастую отличается по величине.

Цвет и форма.

Наиболее распространен круглый бисер, но бывает и треугольный, и цилиндрический, и шестиугольный.

Бисер бывает и прозрачный, и непрозрачный. Изнутри и снаружи бисеринки могут быть покрыты медью, серебряной, золотой или цветной краской. Бисер матируют, придают металлический блеск, делают радужную окраску или перламутровую.

Для плетения используют:

Проволоку, леску, нитки, резинку. Нитки могут быть нейлоновые, хлопчатобумажные, шелковые, но плести из них можно с условием, что они достаточно прочны. Проволока – податливый материал, ей легко придать любую необходимую форму. Поэтому чаще всего ее используют для изделий с жестким каркасом, например, для плетения фигурок, изделий для декора интерьера, например, бисерных деревьев.

 История бисера.

Родиной бисера был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду до сих пор находят в древних гробницах. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распространилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в XVI веке открылся первый русский стекольный завод под Москвой¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения царских нарядов.

Приготовим рабочее место и повторим технику безопасности.

Для того, чтобы бисер не укатывался и было легко нанизывать, нам понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Разложим бисер по небольшим плоским коробочкам или крышечкам (например, от пластиковых контейнеров).

Техника безопасности

Особое внимание уделяем месту для занятия рукоделием. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение.

Физкультминутка.

Учитель: Перед тем, как начать работу, сделаем физкультминутку:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То, на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

И на место тихо сели.

Учитель: Ребята, мы размялись, теперь приступим к работе:

Простые приемы бисероплетения.

Способ «скрутка»

Веточка листьев из зеленого бисера

Нам понадобится проволока длиной 30-40 см.

Набираем 7 бисеренок зеленого цвета, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину «ножки».

Педагог показывает выполнение бисерного скручивания.

Затем на один из концов набираем еще 7 бисерин и точно так же обратным ходом скручиваем «ножку». Дойдя до ствола, делаем еще два, три оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец бисерины и скручиваем сначала «ножку», а потом центральную ветвь до расположения следующей боковой «ножки»

Практическая работа:

Ученики выполняют задание.

Педагог обходит учеников, проверяет выполнения задания.

Корректирует выполнение задания.

По окончанию урока педагог отмечает старательность выполнения работы и аккуратность учеников.

Учитель: Ребята, вы все очень хорошо работали, уберите свои рабочие места, соберите бисер в коробку, проволоку сложите в специальный мешочек. Урок окончен, всем спасибо.

До свидания!

Итог урока:

  • Ученики познакомились с бисером, его историей.
  • Освоили простые приемы бисероплетения, способ «Скрутки».
  • Подготовили веточки листьев из бисера для дальнейшей работы по изготовлению бисерного дерева.
  1. Экологическое обоснование

С экологической точки зрения, проект не представляет угрозы и опасности для здоровья окружающих, так как изготовлен из экологических безвредных материалов. Изготовление данного изделия не влечет за собой существенных нарушений в жизнедеятельности растительного и животного мира.

Таким образом, изготовлению проектного изделия предшествует большая работа: обдумывание идей, зарисовка моделей, чертежей, разработки технологического процесса.

Цель любого проекта – создание нового, эффективного конкурентоспособного и экономического изделия, отвечающего потребностям человека.

Таким образом, мы рассмотрели технологический процесс изготовления декоративной брошки «Юрта» из бисера, составили конспект урока «Основы бисероплетения», и описали охрану труда при изготовлении из бисера любых изделий.

  1. Проектирование брошек из бисера на фетре в национальном стиле.

Броши из бисера – на фетре и других основах – сейчас самые популярные среди брошей, которые делают своими руками. Надо, представить себе шаблон будущей броши из бисера и подобрать к нему подходящие материалы.

Материалы для работы:

Чтобы сделать красивую брошь, понадобятся:    

ФЕТР-это наша основа для вышивки. Данный материал на основе шерстяного волокна. Бывает:

  • натуральный – довольно стойкий, податливый к окраске. Он отталкивает загрязнения, гипоаллергенный. У него высокая стоимость и повышенная способность к деформации;
  • полушерстяной – зачастую соотношение шерсти к вискозе составляет 60:40. Он не уступает натуральному в свойствах, но для небольших деталей, например, для броши, совершенно непригоден, т.к. изделие потеряет форму;
  • искусственный – акрил или эко-фетр. Пригоден для стирки, сохраняет форму, хорошо окрашивается, не линяет, жесткий, не эластичный;
  • с бамбуковыми волокнами и вискозой – жесткий, прочный, хорошо окрашивается, приятный к телу, но теряет форму.

БИСЕР- это небольшие бусины различных форм. Подбирать тип бисера лучше остановиться на одном, дабы рисунок не казался смазанным, неоднородным или отдельные бисеринки не выбивались.  

Виды бисера можно разделить в зависимости от страны-производитель:

  • китайский – мелкий, бусины не одинаковые. Поэтому для создания брошки бисером на фетре им лучше не пользоваться, так как придется потратить уйму времени и расходного материала для получения рисунка;
  • чешские. Бисеринки с четкими и ровными гранями. Пользуется большой популярностью. Обратите внимание: от партии к партии цветовые оттенки различны, а также встречаются бракованные бисеринки. Чешский бисер находится в средней ценовой категории;
  • японский- один из самых качественных: соответствие цветовой гаммы, формы, размера веса, но и цена тону показатель;
  • тайваньский или индийский. Его нельзя отнести к качественному. Он очень ломкий, разнородный, наблюдаются заостренные грани, узкий цветовой ассортимент, краска неустойчивая;
  • индийский – обладает всеми характеристиками тайваньского.

По форме различают:

  • бисер – форма круглая с округлым или квадратным отверстием, края оплавленные;
  • рубка – короткой цилиндрической формы (около 2мм);
  • стеклярус – цилиндрическая форма (3-25мм), края округлые, граненые, витые.

Классификация по размеру: 6.0 – 15.0. Как понять маркировку: предполагается, что в 1 дюйме (а это 2,54 см) размещается количество бисеринок, заявленных на маркировке. Например, 15/0 – 15 шт. бусинок поместится в один ряд в 2,54 см.

НАТУРАЛЬНАЯ КОЖА – для обратной стороны броши.

БУСЫ – ровную шарикообразную форму. В брошке используются для выделения части картины, придания объемности. Бусины могут быть натуральные, искусственные и полудрагоценные.

ТЫЧИНКИ – дополнительный элемент для создания цветов (как сердцевина), в качестве украшения.

ЛЕНТЫ – дополнительный элемент декора броши, пригодится для отделки краев и придания объемности. По типу материала бывают разными: шёлковые, сатиновые, хлопковые.

Инструменты:

  1. Бумага – прежде чем вышивать брошь, сперва надо нанести рисунок с четкими контурами. Для этих целей подойдет обычный лист А4 или даже тетрадный.
  2. Булавка или основа для броши – подбирать под размер броши, вшитой бисером.
  3. Клей – для новичка подойдет обычный «Момент-Кристалл», в дальнейшем можно использовать клеевой пистолет силиконовым клеем. Есть специальный клей для фетра.
  4. Иглы – для бисерной броши самые длинные, тонкие и с маленьким ушком. Выбирать вид иглы необходимо в зависимости от типа ткани (основы), толщины нити. Так, для брошки из бисера на фетре нужна острая игла толщиной №10-15. Чем больше номер, тем игла длиннее и тоньше.
  5. Бисерные нити – отличаются большей прочностью, износостойкостью. Виды:
  • натуральные. У них широкая цветовая палитра они мягкие, тактильно приятные. Существуют и недостатки – низкая прочность, быстро рвутся, при высокой влажности гниют;
  • синтетические из полиамида и лавсана. Их преимущества – высокая прочность, устойчивость к внешним факторам, усадка незначительная, высокая долговечность к внешним факторам, усадка незначительная, высокая долговечность и скользящая способность, не запутываются;
  • армированные из лавсановой сердцевины, оплетенные второй нитью. У них высокая прочность, эластичность, износостойкость, стойкость к внешним факторам.

Помимо материала, важно учитывать толщину нити. Порой нити можно заменять леской или мононитью.

  1. Ножницы.

Технология изготовления брошей (технологическая карта)

п/п

Название

технологической

 операции

Графическое изображение (эскиз)

Инструменты приспособления и оборудования

1.

Для создания брошки «Юрта» понадобится:

фетр, искусственная кожа,

Фетр, клей, булавка для броши, иголки бисерные, белый чешский бисер, шариковая цепочка, ножницы, мононить, стразовая лента, стразы с кабошонами.

2

Создаем чертеж юрты на клеточной бумаге. Размер не имеет значения, например, мы взяли размер 5см×4 см.

Карандаш, тетрадная бумага, ножницы.

3

Переносим рисунок на фетр с помощью ручки (карандаша, мыла), не забывая о внутренних контурах картинки.

Ручка, шаблон, фетр, ножницы.

4.

Первым делом пришиваем красную пришивную стразу на верхушке юрты.

Фетр, мононить, страза пришивная, иголка бисерная.

5.

Пришиваем стразу с кабошонами. Это будет дверь юрты.

Фетр, мононить, страза пришивная, иголка бисерная, страза с кабошонами.

6.

 Пришиваем стразовую ленту.

Фетр, мононить, страза пришивная, иголка бисерная, страза с кабошонами, стразовая лента.

7.

Начинаем заполнять с белым чешским бисером внутреннее пространство брошки.

Фетр, мононить, страза пришивная, иголка бисерная, страза с кабошонами, стразовая лента, белые чешские бисера.

8.

Мы использовали технику вышивания по этой схеме:

Фетр, мононить, страза пришивная, иголка бисерная, страза с кабошонами, стразовая лента, белые чешские бисера.

9.

На картон переносим шаблон рисунка и на новый фетр. Новый шаблон картона должен быть на несколько миллиметров меньше вышитого рисунка;

 

Шаблон, фетр,  картон и ручка.  

10.

Прикрываем стежки:

тщательно смазываем клеем фетр, тем самым фиксируя все узлы, переходы, и приклеиваем картон и фетр;

Фетр, картон и клей.

11.

Приклеиваем теперь булавку на фетр. Даем время клею высохнуть;

 Клей, булавка для броши.

12.

На искусственной коже тоже нарисуем шаблон и вырезаем, проделываем отверстия под размер булавки;

Ручка, ножницы, искусственная кожа.

13.

Приклеиваем кожу

Клей, искусственная кожа.

14.

Сшиваем фетр и изнаночный материал. Узел делаем на изнаночной стороне, нанизывая бисер, проходим любым обрабатывающим швом по краям, и таким образом завершаем.

15.

Завершенный этап работы. Брошь «Юрта».

Расчет конструкции

Для изготовления бисерного брошка «Юрта» понадобятся следующие материалы:

Бисер. Чтобы рассчитать количество бисера использовалась схему.  Следовательно, белого бисера нужно взять 300 штук. Но в связи с тем, что некоторые бисеринки могут оказаться некачественными или потеряться во время плетения добавляем 10% на непредвиденные расходы (300 + 10% = 330 штук). Средний бисер имеет следующий вес: 100 штук около 1 грамма. Значит необходимо 3,3 г бисера.

Стразовая лента – 16 см.

Шариковая цепочка – 16 см.

Стразы – 1шт.

Стразы с кабошонами – 1шт.

Для закрепления концов ниток используем клей моментальный.

Расчеты выполнены в соответствии со схемой.

  1. Таблица 2.3
  2. Экономическое обоснование, расчет себестоимости изделия

Наименование материала.

Цена за ед.

Расход материалов.

Затраты на материалы.

Бисер

50 р.

3,3 г.

165р.

Стразовая лента

400 р.

16 см.

64 р.

Мононить

40 р.

1 шт.

20 р.

Шариковая цепочка

150р.

16 см

24р.

стразы

30р

1шт

30р

Стразы с кабошонами

50р

1шт

50р

Итого: 353 р.

Затраты на электричество. 1кВТ=2.8 р; 2кВТ = 5.60р.

Оплата всего изделия: 353 + 5.60 = 358,60 р.

С экономической точки зрения, проект выгоден. Аналогичные изделия в магазинах стоят дороже.

Приложение

Брошки в национальном стиле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА У ДЕТЕЙ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНОЙ КУРС БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ.

В данном материале предложена методика изготовления колье в технике бисероплетения. Данное колье используется, как базовая модель. Путем использования предложенных схем ребенок сможет изготовить свое ...

Мастер-класс по изготовлению фиалки из бисера.

Презинтация мастер-класса с детьми по технологии плетения из бисера и сценарий....

мастер-класс "Изготовление сердечек из бисера".

мастер-класс по изготовлению сердечек из бисера к Дню Валентина с детьми....

Урок по технологии "Изготовление цветов из бисера"

Цель урока.1.Ознакомить учащихся с историей бисера.2.Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером,         накопленный нашими предшественниками и современ...