Внеклассное мероприятие на тему: Ах, уж эта математика
методическая разработка

Рыжова Марина Николаевна

Успешное обучение математики в системе СПО предусматривает не только изучение программного материала во время учебных занятий, но и организацию внеаудиторной работы со студентами, которая способствует расширению знаний, показывает взаимосвязь с другими предметами. Проводимая преподавателем математики внеаудиторная работа вносит вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует   эстетическому воспитанию студента, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитического и логического мышления, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей.

Данная методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного мероприятия  на тему "Ах, уж эта математика" и включает в себя разнообразные задания, которые способствуют формированию общих компетенций студента, показывают связь с другими предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_neobychnye_uroki_matematiki.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Внеклассное мероприятие на тему:

Ах, уж эта математика

г. Зима

Пояснительная записка

Успешное обучение математики в системе СПО предусматривает не только изучение программного материала во время учебных занятий, но и организацию внеаудиторной работы со студентами, которая способствует расширению знаний, показывает взаимосвязь с другими предметами. Проводимая преподавателем математики внеаудиторная работа вносит вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует   эстетическому воспитанию студента, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитического и логического мышления, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей.

Данная методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного мероприятия  на тему "Ах, уж эта математика" и включает в себя разнообразные задания, которые способствуют формированию общих компетенций студента, показывают связь с другими предметами.

Цель мероприятия: показать связь математики с другими предметами.

Воспитательные задачи внеклассного мероприятия:

  • привитие интереса к предмету математики;
  • повышение уровня математической культуры;
  • развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
  • развитие общих компетенций;

Прогнозируемый результат:

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:

  • выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
  • в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами

ОК 3 – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

  • проводит анализ причин существования проблемы
  • предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля
  • оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев

ОК 6 – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Тип проведения: внеклассное мероприятие.

Форма проведения: игра-соревнование.

Межпредметные связи: литература, иностранный язык, русский язык, история.

КМО занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация мероприятия, раздаточный материал.

Этапы  мероприятия:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Абу Абдаллах Джафар Рудаки

        1.Организационный момент. Слайд №1

        2.Мотивация познавательной деятельности.

Ведущий 1: В процессе познания действительности математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы. Проблемы, решение которых раньше считалось невозможным, успешно решаются благодаря применению математики, тем самым расширяются возможности научного познания. Современная математика объединяет весьма различные области знания в единую систему.

        3.Сообщение темы и целей мероприятия:

        Ведущий 2: Мы рады всех приветствовать в этом классе. Давайте с вами познакомимся. (представление участников и жюри)

        Ведущий 1: Сегодня мы с вами поиграем в необычную игру, туры  - это  необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.

        Ведущий 2: Давайте познакомимся с правилами игры. В игре участвуют  команды групп первого курса. В команде 5 человек. Жюри оценивает каждый этап. Вам будут предложены  вопросы, связанные с математическими понятиями, из различных областей знаний. Правильный ответ дает возможность получить один балл. Итоги сообщаются в конце игры. Побеждает команда,  получившая наибольшее количество баллов. Бланки ответов выдаются участникам в начале игры на все этапы (приложение).

        4.Основная часть внеклассного мероприятия.

        Ведущий 1. Итак, первый тур - урок литературы. (Слайд 2)

        Ведущий 2: Урок литературы

        Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

        Ведущий 1: Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

        "Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик". (Слайд 3)

        Ведущий 2: Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

        Ведущий 1: 

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

        Ведущий 2: Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

        Ведущий 1: Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики. (Слайд 4)

        Ведущий 2: Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики. (Слайд 5)

        Ведущий 1: А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы. ПРАВИЛА: Задания представлены на слайдах. Нужно выбрать правильный ответ или ответить на вопросы. После выполнения задания ответы сдаются жюри.

        Ведущий 2: вопросы по литературе:  (Слайд 6-7)

На слайдах изображено задание. Расставьте правильные ответы под вопросами 1-3,  а на остальные ответьте. На выполнение 3 мин.

1.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?        (А.С. Грибоедов)

 2.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?

 ( Л.Н. Толстой)

3."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

Варианты ответов:

  1. А.С. Грибоедов
  2. Л.Н. Толстой
  3. А.С. Пушкин

4.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

5.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

        Ведущий 1: Пока наше многоуважаемое жюри подсчитывает ваши баллы приступим ко второму уроку.

        Ведущий 2: Урок иностранного языка (слайд 8)

        Ведущий 1: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

        Ведущий 2: УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – задания на слайдах (слайд 9) ,  команды отвечают на бланках, на выполнение задания 3 мин. )

• 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

• 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

• 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра (периферия)

• 4.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)

• 5.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

        Ведущий 1: Пока наше многоуважаемое жюри подсчитывает ваши баллы приступим к третьему уроку.

        Ведущий 2: Урок русского языка  (слайд 10-12)

        Ведущий 1: каждой команде выдается  на отдельных листочках. Ответы сдаются жюри. На выполнение 7 мин. 

• 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

• 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)

• 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? ( три)

• 4.С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

Практическое задание: 

  1. Переставьте буквы в словах так, чтобы у вас получилось новое слово с математическим смыслом: тир – (три), сплю – (плюс), лето – (тело), грук - (круг), мусам – (сумма).
  2. Выполни действия:

А) МИР+ПОМАДА-ЛОМ+ИЛ = (ПИРАМИДА)

Б) ДАЧА+ ЗАБОР – БОР = (ЗАДАЧА)

В) СТВОЛ+РЕВЕНЬ+НОТА – ТОЛЬ = (НЕРАВЕНСТВО)

      3. Найди ошибку:

Перпи(Е)ндикуляр, параллелепипед, пи(Е)риметр, мил(Л)иметр, расстояние, миллиметровка, санте(И)метр, один(Н)адцать,  калькулятор.  

        Ведущий 1: Пока наше многоуважаемое жюри подсчитывает ваши баллы приступим к четвертому  уроку.

        Ведущий 2: Урок истории.  (Слайд 13)

        Ведущий 1: Как вы думаете, чем математики могли помочь во время Великой отечественной войны?  (если с команды отвечали правильно, то команде ставился балл)

        Ведущий 2: Вот некоторые примеры. Война не только бои на фронтах, как производство вооружения, боеприпасов и других изделий, необходимых для жизни и действия армии. Расход боеприпасов огромен. Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены ещё в 19 веке простым математиком Михаилом Васильевичем Остроградским, но получили развитие и широкое применение лишь в нашем веке, особенно в период Великой Отечественной войны и после её окончания. Активное участие в этой работе принял академик Андрей Николаевич Колмогоров и его ученики. Проверка велась методом выборочного контроля с использованием теории вероятности. (слайд 14)

        Ведущий 1:  Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но, увы!  При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода-флаттера. На определенных режимах работы моторов в конструкциях возникли самовозбуждающиеся вибрации. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете или посадке самолета его колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолётов на аэродромах.

        Ведущий 2: Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив учёных исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учёными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолётов от появления таких вибраций вибраций. В результате наша авиация больше не зала случаев разрушения самолётов. Тем самым были спасены жизни многих лётчиков и боевые машины. Академик С. А. Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей построения крыла самолёта в режиме полёта на больших скоростях. Полученные им результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов. Большую помощь авиаконструкторам оказали исследования академика Н. Е. Кочина, профессора А. А. Дородницына и Н. Г. Чатаева. (слайд 15)

        Ведущий 1: Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолётов, подводных лодок противника, и для указания  путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.

Возьмём задачу.

    Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подлодки?

Задача не из лёгких! Если составить караван из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему  вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньше. Это одно. Но нельзя забывать другое. Увеличится убыток, если встреча большого каравана судов осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие  должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.

           Ведущий 2: В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

     Уже в 1943году они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какова их ценность? Расчеты всех дальних полётов, выполненные по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения.(слайд 16)

      Ведущий 1: Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н.Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности. (слайд 17)

        Ведущий 2: Идёт жесткая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Её успешно решает  академик А. Н. Колмогоров. По заданию Главного артиллерийского   управления он,  используя свои работы по математике  в области  теории  вероятности,  дал определение  наивыгоднейшего рассеяния  артиллерийских снарядов.

Ведущий 1: Математика помогла рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолёту противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность  сбить его. Научная  работа не прекращалась и в самых тяжёлых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады учёные Ленинграда успешно решили задачи  огромной сложности и создали капитальный  труд - Большой  астрономический  ежедневник на 1943, 1944, 1945 годы. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.

        Ведущий 2: А теперь давайте проверим,  как хорошо вы знаете то, что изучали раннее. Ответы вносятся командой в бланк ответов. Время 3 мин. (слайд 18)

 1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)

 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

 4. Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров

 5. Закончите русскую пословицу " Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

         

Ведущий 1: Сдавайте свои ответы на стол жюри, пока они подводят итоги, я хотела бы закончит наш встречу словами:

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

        5. Подведение итогов

        Ведущий 2: Сейчас жюри объявляет результаты,  и мы наградим  победителей.

        6. Рефлексия.

        Ведущий 1: Каждому участнику игры выдается бланк, который они должны заполнить, продолжив фразу:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

меня удивило…

мне захотелось…

мне не понравилось…

После заполнения бланков всё оставляют на столах. Спасибо. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.-  Чел.: «Взгляд», 2005г.
  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
  4. Фарков А.В. Математические кружки в школе.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку.- М.: «Просвещение», 2000г.
  6.  http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
  7. https://vsebasni.ru/aforizmy/abu-abdallah-djafar-rudaki.html
  8. http://myclass.3dn.ru/load/ucheba/slovarnye_slova_po_matematike/1-1-0-73
  9. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/05/13/rol-matematiki-v-oborone-strany

ПРИЛОЖЕНИЕ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Название команды_________________

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1

2

3

4

5

Всего баллов:

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Название команды_______________

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1

2

3

4

5

Всего баллов:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Название команды_______________

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1

2

3

4

Всего баллов:

Практическое задание:  

1.Переставьте буквы в словах так, чтобы у вас получилось новое слово с математическим смыслом: тир ________ сплю____________, лето ____________,

грук _________, мусам ____________.

2. Выполни действия:

А) МИР+ПОМАДА-ЛОМ+ИЛ = ______________________

Б) ДАЧА+ ЗАБОР – БОР = ______________________

В) СТВОЛ+РЕВЕНЬ+НОТА – ТОЛЬ = ________________

3. Найди ошибку:

Перпи(Е)ндикуляр, параллелепипед, пи(Е)риметр, мил(Л)иметр, расстояние, миллиметровка, санте(И)метр, один(Н)адцать,  калькулятор.

Всего баллов:__________________

УРОК ИСТОРИИ 

Название команды_______________

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1

2

3

4

5

Всего баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие по теме: « Математические старты». (математика + физкультура)

      Мероприятие по типу повторение пройденного материала, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения простейших задач, примеров на порядок действий.Специфика е...

Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"

Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...

Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"

Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...

презентация к внеклассному мероприятию по теме " Григорий Остер. Урок веселой математики"

Презентация представляет краткую биографию Г. Остера и подборку задач из его произведений....

презентация к внеклассному мероприятию по теме " Григорий Остер. Урок веселой математики"

презентация содержит информацию о биографии Г.Остера и подборку задач из его произведений ....

Внеклассное мероприятие на тему "Математика в профессиях"

Ход мероприятия Добрый день, рада видеть всех присутствующих на интеллектуальном мероприятии. Но для начала мы с вами поделимся на команды. Итак, первая команда называется ……, втора...