ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ
методическая разработка

В данной работе рассматривается значение проектной деятельности, виды проектов, в качестве примеров приводятся проекты, реализованные в лицее №15 г.Саратова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_vo_vnekl_rabote_po_biologii.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ

   

Автор: учитель биологии

МАОУ Лицей №15

Седлецкая Ольга Владимировна.

Саратов 2023

1. Введение

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

            В настоящее время в России имеет место процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию личности на основе участия в общественно- значимой деятельности.  В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность. Один из ее видов – выполнение проектных работ.

     Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем. 

       Проектную деятельность можно эффективно применять во внеклассной работе по экологии, т. к. она дает широкие возможности для воспитания гуманизма, толерантности, любви к природе. Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и Природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной  деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем. Экологическое воспитание личности школьника  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема гуманного отношения ко всему живому на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.

     Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс,  начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к окружающим нас животным и растениям. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, по воспитанию у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности. Один из методов, помогающих достигнуть этой цели – метод проектов. [3]

2. Использование метода проектов во внеклассной работе по экологии

2.1. Для чего нам нужен проект?

      Цель использования метода проектов во внеклассной деятельности: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

 При этом решаются  наиболее важные задачи

  1. развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся; 
  2. развитие организационных, ораторских умений учащихся; 
  3. связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями; 
  4. привлечение к проектной деятельности  обучающихся 1-11 классов;
  5. формирование экоцентрического мировоззрения.

Образовательный потенциал проектной деятельности: 

  • создаёт у учащихся образ цельного знания;
  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
  • интерпретация результатов.

Воспитывает:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

Развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы

2.2. Какова роль учителя в проектной деятельности?

      Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов. [4]

2.3. Какие бывают проекты?

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио

Различают проекты персональные и групповые.

Преимущества персональных проектов: 

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
  3. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
  4. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов: 

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. [1]

2.4. Использование метода проектов во внеклассной работе в лицее№15

По твоему отношению к собаке

                                                                      я узнаю, что ты за человек.

                                                                                              А. Боссе

   В качестве примера проектной деятельности во внеклассной работе по экологии я хочу предложить два взаимосвязанных проекта, которые проводятся в нашем лицее в настоящее время. Один из них персональный, второй – групповой.

    Первый проект по теме: «Проблема бездомных животных в городе и пути ее решения».

Данный проект является:

  •  по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный;
  • по продолжительности – долгосрочный (осуществлялся в течение 3 лет – 2020-2022 годы);
  • по количеству участников – индивидуальный (работает над проектом ученица Черабаева Тамара с 7 по 9 класс);
  • по форме продукта – приют – передержка для собак и кошек.

Этапы проектной деятельности:

  1. Организационно-подготовительный (сроки выполнения: январь – май 2020 года) - определение темы проекта, его целей и задач.

 Целью проекта стало проанализировать проблему существования бездомных животных в Саратове и попытаться найти пути ее решения.

Задачи:

1) выявить причины появления бездомных животных в городе и их влияние на жизнь города;

2) предложить пути решения данной проблемы;

3) внести свой вклад в решение проблемы сокращения количества бездомных собак и кошек.

     Была собрана теоретическая информация о причинах появления бездомных животных в городе, их влиянии на жизнь города, выработаны пути решения данной проблемы, приемлемые для нашей страны. При анализе этой информации мы увидели, что наиболее действенным способом оказать помощь в решении проблемы бездомных животных – организация приюта - передержки для них. Был разработан план реализации этой идеи.

  1. Поисковый  (июнь – декабрь 2020, 2021, 2022 года)

     На этом этапе был разработан план-макет приюта (Приложение 1).

    Приют-передержку было решено организовать  на участке около дома ученицы 7 «Д» класса Черабаевой Тамары в июне 2020  года. В этой работе девочке помогали волонтеры  движения «Рыжий хвост». Было построено 8 вольеров и 7 будок. Общая вместимость приюта составила 23 животных. (Приложение 2). Собаки заселялись постепенно. Волонтеры подбирали сбитых машинами и покалеченных людьми собак. В ветеринарных клиниках им делались операции, назначалось лечение. Все животные приюта вакцинировались, им проводилась дегильментизация, оформлялся ветеринарный паспорт. А после выздоровления им находили новых хозяев. Потом на улицах подбирали уже и кошек, которых размещали  в доме.

  1. Итоговый (декабрь 2022 года)

Подведение итогов работы:

      В 2020 году в приюте содержалась 21 собака. Это были животные разного возраста и разных пород . Из них три щенка были вылечены от вирусного заболевания (энтерит)  и одна собака от дирофиллярий.  Также в приюте находились  3 кошки. В этом году пристроились все собаки и кошки, которых нашли на улице. (Приложение 3)

      В 2021 году в приюте находилось 15 собак. Возраст их был различен: 9 щенков от 2 до 6 месяцев и 6 взрослых собак. Также в приюте содержалось 6 кошек. У многих собак были проблемы со здоровьем: переломы лап после попадания под машину - 3, заболевания сердца – 2, заболевания глаз и ушей – 3. Было стерилизовано и кастрировано 6 собак и 2 кошки. Пристроились 14 собак и 5 кошек. (Приложение 4)

    В 2022 году через приют прошли  24 собаки (в возрасте от 5 дней до 7 лет)  и  7 кошек. Были вылечены от  вирусного заболевания (энтерит) 3 собаки, после операции – 4 (у них были переломы лап из-за травм на дорогах), с заболеванием кожи (демодекоз) - 1. Не удалось вылечить  2-х щенков, они погибли от вирусного энтерита, так как их иммунитет был слабым. Пристроились 13 собак и 3 кошки. (Приложение 5)

В 2023году были найдены хозяева для 1 собаки и 1 кота.

Формулировка выводов и практические рекомендации:

     Таким образом, за период с января 2020 по декабрь 2022 года нами была проведена значительная работа по проблеме бездомных животных в городе Саратове:

 1) был собран и изучен теоретический материал о причинах появления бездомных животных в городе, их положительной и отрицательной роли в жизни города;

2) на основе этой информации были намечены пути решения данной проблемы на разных уровнях: законодательные и исполнительные органы власти, ветеринарные врачи, кинологические клубы, гражданское общество и каждый из нас;

3) проведена практическая работа по сокращению численности бездомных животных в нашем городе: создан и функционирует приют – передержка для бездомных животных. За это время более 50 животных нашли своих хозяев и сейчас счастливо живут в своих новых домах (49 собак и 10 кошек).

Практические рекомендации:

1) продолжить работу приюта – передержки для собак и кошек;

2) разработать различные формы и методы проведения разъяснительной работы среди жителей города по данной проблеме;

3) начать разъяснительную работу с обучающихся нашего лицея.

4) принять участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

      С целью выполнения рекомендаций Черабаева Тамара оформила результаты своего проекта в форме научной работы, с которой приняла участие в нескольких городских и областных конкурсах.

       В Стратегии государственной молодежной политики приоритетным является направление вовлечения молодежи в социальную практику, с целью развития ее потенциала в интересах государства. Одним из эффективных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование. В этой связи, продолжением работы Черабаевой Т. явился групповой проект, который проводится в нашем лицее в текущем учебном году.  Это социально-значимая практика «Мы в ответе за тех, кого приручили».

      Под социальным проектированием в сфере образования и молодежной политики обычно понимают специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, и разработке путей и средств достижения поставленных целей. Таким образом, социальное проектирование является технологией социального воспитания в образовательных учреждениях. [2]

Данный проект является:

  •  по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный с элементами информационного и творческого;
  • по продолжительности – годичный (осуществляется в течение 2022-23 учебного года);
  • по количеству участников – групповой (инициативная группа обучающихся 9-11 классов, участие принимали все обучающиеся 1-11 класс);
  • по форме продукта – мультипродукт (радиопередача, рисунки, классный час, сбор помощи бездомным животным, итоговая презентация с отчетом).

Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный (сентябрь 2022 года)

Была определена тема проекта и его цели – осуществить посильный вклад в решение проблемы бездомных животных нашего города.

Задачи проекта:

  1. собрать информацию для подготовки мероприятий в рамках проекта;
  2. провести мероприятия для 1-11 классов в рамках лицея;
  3. оказать помощь приюту-передержке для бездомных животных.

Был разработан план реализации идеи (Приложение 6), сформирована инициативная группа волонтеров в количестве 6 человек из обучающихся 9-11 классов.

2. Поисковый (октябрь-апрель 2022-2023 уч. года)

  • Подготовка и проведение радиопередачи «Мы в ответе за тех, кого приручили» для объявления о начале социально  – значимой практики, ее плана (обучающиеся 10а, 10в классов).
  • Проведение классных часов «Собака. Ты знаешь, что это такое?» в 3-8 классах (лекторская группа клуба ЗОЖ на базе 7б класса).
  • Конкурс фоторабот «Им повезло – у них есть хозяин» среди обучающихся 5-11 классов и педагогов лицея и оформление фотовыставки.
  • Конкурс рисунков «Мой ласковый и нежный зверь» 1-4 класс (Приложение 7)
  • Помощь приюту для бездомных животных – сбор необходимых вещей и кормов

3. Итоговый (май 2023года, промежуточные итоги - ноябрь 2022 года)

  • Определение победителей фотоконкурса и конкурса рисунков.
  • Передача собранной помощи приюту (около 220 кг корма, лекарства, средства ухода за животными, игрушки, материал для утепления будок).
  • Подготовка промежуточного отчета о первом этапе работы, подготовка выступления с отчетом в виде мультимедийной презентации на школьной научно-практической конференции «Эврика».
  1. Заключение

Идеал взаимоотношений природы и человека видится в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее жизненные силы. Для этого необходимо своевременно формировать экологическую культуру человека, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Животные не могут защитить себя от варварского, корыстного, равнодушного отношения к ним человека. В нравственном обществе гуманизм и экологическое поведение должны стать составной частью общей культуры молодого человека. Перед педагогами  стоят актуальные задачи по формированию правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве. Широкие перспективы открывает перед педагогами в творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе метод проектов. Проекты, которые реализуются в нашем лицее, способствуют воспитанию сострадания, доброты, ответственности за живых существ, обитающих рядом с нами, обеспечивают позитивную социальную деятельность в обществе. Хочется надеяться, что они помогут каждому из учеников лицея задуматься над судьбой бездомных животных  нашего города.  И не только задуматься, но и сделать что-нибудь посильное для решения этой проблемы. Ведь, как гласит японская мудрость: «Помогая другим, ты помогаешь себе».

Список использованных источников:

  1. Инновационные технологии в воспитательном процессе: Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений./ Чанилова Н. Г., Дворцова Н. Б., Полякова Н. А., Домникова С. В. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,2008.
  2. Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
  3. Сокольникова Ф. М. Проектная деятельность как условие формирования основных компетенций учащихся// Воспитание школьников №1 2003г.
  4. Фамелис С. А. Исследовательский проект: от идеи к результату// Биология для школьников №1 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по биологии на современном этапе

    В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формируе...

Внеклассная работа по биологии

Организация работы школьного питомника...

"Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида"

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.Главная задача внеклассн...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Внеклассная работа по биологии.Кружок "Домашняя оранжерея"

Развитие мотивации ребёнка к познанию мира при изучении растениеводства.Приобретение наввыков ухода за комнатными растениями и умение разместить цветы в помещении....

Внеклассная работа по биологии.Кружок "Домашняя оранжерея"

Развитие мотивации ребёнка к познанию мира при изучении растениеводства.Приобретение навыков ухода за комнатными растениями и умение разместить цветы в помещении....

Внеклассная работа по биологии

Внеклассная работа по биологии для 7 класса...