Внеклассное мероприятие "Путешествие по малой родине"
классный час (5 класс)

Попова Вера Сергеевна

Внеклассное мероприятие по краеведению  "Путешествие по малой родине" предназначено для обучающихся 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ

Цель: развивать познавательную активность учащихся к истории своего края.

Задачи:

  • развивать познавательные интересы и творческие способности школьников через включение в игру;
  • формировать навыки организатора и участника коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать чувство любви к малой родине.

Технология: игровая.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- учить планировать свою деятельность;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предварительная подготовка:

  • план – схема игры – путешествия;
  • карта Белгородской области;
  • демонстрационный материал;
  • бумага, фломастеры.


Ход классного часа

Слайд №1 (Солнышко)

  1. Вступительное слово. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Вера Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок. Попрошу вас встать и поприветствовать друг друга. Я уверена, что эти 30 минут будут наполнены творчеством, вашими мудрыми мыслями и самое главное – солнечным  настроением.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему привет!

Когда нам солнце дарит свет,
Мы шлём ему большой привет.

И через много-много лет

Друзьям вы скажете привет.

Ну, и конечно же от доброго слова вы тоже слышите привет.

Я приветствую Вас, подарите свои улыбки соседу справа, соседу слева, тем, кто позади вас и гостям.

  1. Работа по теме классного часа.

- Ребята, посмотрите на эти  необычные предметы

 (Дорожная сумка, дорожные карты, фотоаппарат).

- А для чего они могут понадобиться? (для путешествия)

- А кто же у нас собрался в дорогу? И куда – вот вопрос ?

Чтобы прояснить ваши затруднения, я предлагаю послушать стихотворение.

Учитель:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

  • Какие слова повторялись в нем?

-А теперь посмотрите на доску.

Слайд №2  (Запись на доске: Родина, родина)

-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о том месте, где мы родились и живём.)

-Так куда же мы с вами отправимся в соответствии со вторым словом, записанным на доске?

-Верно, тема нашего классного часа «Путешествие по малой родине».

Слайд №3  (Тема)

- А теперь давайте определим цели и задачи нашего путешествия.

  1. Подготовительный этап.

Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны к нему подготовиться и заполнить маршрутный лист нашего предстоящего путешествия.

-Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

-Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

- Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

-Кто является главой нашего государства? (президент)

-Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (герб)

-Какой символ нашего государства называют триколором? (флаг)

Слайд №4   ( видеослайд природа России)

Да, ребята, вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия огромна.

- Ребята, а кто скажет, как называется область, в которой мы живём?

(Открыть на доске картинку Липецкой области)

- Соответственно, главный город нашей области – это…?

- А в этом году наша область –именинница. Сколько ей лет, подскажите?  (70).  Область – она, женщина. И как все женщины любит по поводу и без повода получать подарки, а именно … цветы. Мы быстро сейчас вырежем цветы и украсим нашу область, чтобы она в дальнейшем становилась ещё красивее и процветала ещё больше. Один ученик за столом вырезает цветок, другой кружок.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в нашей области президент?

- Тогда кто управляет Липецкой областью? (губернатор)

- А как называется район, в котором мы живем?

-А районный центр?

- Вот мы и добрались до цели нашего путешествия. Это Добровский район.

 Игра

Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей малой родины.

Итак, взяли свои знания, хорошее настроение, расселись по вагонам и отправляемся… на станцию «Географическую»

Слайд №5  (паровозик)

Слайд №6  (географическая)

1станция: Географическая.

Конечно, когда мы едем в поезде, то мимо нас проплывают населённые пункты, за окном прекрасная природа.

- Чтобы описать наш район, надо знать, какие населённые пункты находятся на его территории и какие природные объекты есть на территории нашей малой родины. И первый ряд из предложенного списка населённых пунктов будет выбирать те, которые на территории Добровского района.

-А какие природные объекты есть на территории нашей малой родины?  Об этом нам поведает второй ряд.  

(Река, лес, родники)

У вас на столах есть листы с информацией. Вам нужно найти только то, что касается нашей малой родины.

(После ответов детей показываю карту Добровского района.)

– Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается.

Слайд №7 (паровозик)

 Как известно, без прошлого нет настоящего. Мы приближаемся к станции «Историческая»

Слайд №8  ( Историческая+ Район)

2 станция: Историческая. (история районного центра)

-А кто знает, когда образовался Добровский район? (1928)

 Слайд №9 (дата образования района)

Село Доброе, ныне райцентр Липецкой области, раньше было городом, который играл важную роль в обороне Русского государства со времен строительства Белгородской засечной черты.

Строительство знаменитой Белгородской засечной черты началось в конце 1630-х гг. и продолжалось более двадцати лет. Уникальное военно-инженерное сооружение представляло собой непрерывную линию обороны от Тамбова до Ахтырки длиной около 800 км.

Слайд №10  (Белгородская засечная черта)

 Она включала в себя города-крепости, различные инженерные сооружения из земли и дерева, а также естественные препятствия для вражеской конницы: леса, реки, болота. От крепости к крепости, от острожка к острожку шел то земляной вал, то есть засека, кое-где — деревянная стена.

В 1647 году была построена и включена в состав Белгородской засечной черты деревянная крепость, впоследствии названная городом Добрым.

 Слайд №11  (крепость Добрый)

 Стены крепости  были срублены  из вертикальных дубовых бревен. Было 4 проезжие и 7 глухих башен. С севера, запада и юга крепость окружал ров, а с востока, со стороны реки, стояли дубовые столбы (надолбы).

В 1677 г. отстроена новая крепость. Она была  из 193  срубов, имела 2 проезжие и 8 глухих башен, расположенных равномерно через каждые 60-70 м. По стенам и башням стояло 13 пушек. Периметр крепости составил около 770 м. Жителей тогда в ней насчитывалось около 2800 человек вместе с гарнизоном.
С начала XVII века город Добрый становится  местом активного строительства стругов для Азовского похода.

В XVIII в. пожар уничтожил стены и башни Доброго. С утратой военного значения город Добрый упразднен в 1779 году. Указом Екатерины II город был преобразован в волостное село, в котором проживало около 5 тыс. жителей и было 5 церквей.
Славился город своими ярмарками, имеющими всероссийское значение. Кроме того, каждую субботу проходили многолюдные базары, где выставляли свой товар козловские, липецкие, лебедянские и раненбургские торговцы. Эти базары существовали вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

Сегодня в селе о былой славе города-крепости напоминают большая площадь в центре с сильно перестроенным в годы советской власти собором, а также четкие кварталы и прямые улицы.

Слайд №12

А теперь поиграем в игру «Верю-не верю».

  1. Верите ли вы, что Белгородская засечная черта составляла 800 км.?
  2. Верите ли вы, что в 1647 году построена деревянная крепость Добрый и ее включили в состав Белгородской засечной черты?
  3. Верите ли вы, что селу Доброе  377  лет?

Молодцы! Паровозик нас ждет. 

Слайд №13 (паровозик)

Слайд №14 (туристическая)

3 станция: Туристическая.

- Жители нашего района не только сами путешествуют, но и очень любят гостей-туристов Мы сейчас с вами на станции «Туристическая». Давайте представим, что к нам приехали туристы. И  для них нужно провести небольшую экскурсию. Какие достопримечательности Добровского района мы им покажем?

Слайд № 15 (набережная )

На берегу Воронежа, в Добром, стоит стела с кораблем сверху, и обозначено это место как «колыбель российского флота». В принципе, так оно и есть. И город-крепость Добрый, и соседняя крепость Сокольск (поселок сокольских металлургов в Липецке),   и являются колыбелью русского флота наряду с городом Воронежем.

Слайд №16  (стена)

Стоит в Добром посмотреть и на сохранившуюся краснокирпичную стену усадьбы купца Шатилова, которую многие приезжие принимают за крепостную стену города Добрый.

Учитель: вот такая интересная информация. Но мы отправимся от Доброго на 12 км. в сторону Лебедяни. И там село, которое тоже посещает немало туристов. Оно славится своими гуляниями в усадьбе князей Васильчиковых.

Слайд №17  (Трубетчино)

Село Трубетчино, или бывшее Спасское, вотчина князя Ивана Трубецкого, которое перешло к князьям Васильчиковым в 18 веке. Есть в этом селе своя особая достопримечательность — труба-башня, своеобразный символ села Трубетчино, да и всего Добровского района.

Слайд №18  (труба и парк)

На трубу бывшего сахарного завода, которую построил  князь Илларион Васильчиков в середине 19 века и едут посмотреть туристы. 

Раскинулся через село и заросший , словно джунгли старинный барский парк, с вековыми дубами и кленами, возможно они ещё помнят отпрысков Иллариона Васильчикова.

Слайд №19 (конюшни)

Памятниками все в том же Трубетчино стоят и разрушенные конюшни князей Васильчиковых, каменная церковь, амбары и хозяйственные постройки «доходного предприятия».

Учитель: Вот такое интересное село. Следующее село-достопримечательность  совсем в другой стороне от Доброго и его называют маленькой Швейцарией.

Преображеновка

Слайд №20 (Преображеновка)

Село Преображеновка находится в лесной глуши на окраине Липецкой области. Дорога здесь заканчивается, вокруг леса и болота. Еще 20 лет назад село считалось неперспективным и попало даже в печальный фильм о вымирающей российской глубинке. Однако Преображеновка - в соответствии с названием - чудесным образом изменилась: тротуары вымощены модной плиткой, на каждом шагу клумбы да фонтаны,

дети занимаются в новом спорткомплексе и плавают в бассейне с гидромассажем.

За последние годы село четыре раза признавалось самым благоустроенным поселением страны. Его называют Липецкая Швейцария.

- Вот с такими населёнными пунктами мы  и познакомим гостей.. . Паровозик уже заскучал   и мы отправляемся дальше.

Слайд №21 (паровозик)

Слайд №22 (поэтическая)

Станция 4. Поэтическая.

Настоящее богатство нашей родины – это ее люди. Те, кто живет на земле, украшая жизнь других, делая ее чище, яснее, добрее. Это те, кто оставил свой, никем неповторимый след в истории нашей Родины. О таких людях говорят так: «Где родился, там и пригодился».

-Кого из знаменитых людей нашего района вы знаете?  Писатель,    его бюст установлен у Добровской школы №1.

Слайд №23 (Левитов)

 (Александр Иванович Левитов, академик Иван Тимофеевич Фролов).

Слайд №24 (Фролов)

Слайд №25 (герои)

Герои Советского Союза, уроженцы Добровского района:

Быков Михаил Никифорович (с. Каликино).

Зарников Иван Семёнович (с. Б. Хомутец).

Кабанов Михаил Михеевич (с. Замартынье).

Ланских Тимофей Иванович (с. Замартынье).

Суслов Петр Игнатьевич (с. Борисовка).

Швецов Степан Федорович (с. Липовка).

Полные кавалеры Ордена Славы:

Курочкин Александр Степанович (с. Преображеновка).

Мигунов Илларион Константинович (с. Екатериновка)

А наша землячка Людмила Сорокина посвятила стихотворение Добровскому району «Доброе»

Слайд №26 (Доброе стих)

ДОБРОЕ
Доброе солнце земли нашей добровской
Дарит бескрайним полям чудеса —
Добрую силу для доброго колоса.
Добрые в Добром звучат голоса!
Добрые люди — под каждою крышею:
Добрые руки, в висках — серебро.
Добрые песни от дедов услышали,
В добрых сердцах сохранили добро.
Добрыми были дела наших предков,
Именем добрым прославить смогли
Доброго дерева добрые ветки,
Добрые корни из доброй земли.
Нет, не забыты рассказы былинные,
Солнечный свет отразят купола:
Восстановили мы храмы старинные,
Чтоб доброта в наших детях жила. -
С добрыми мыслями станем мы сильными.
Сможем богаче и радостней жить.
С доброй улыбкой, делами красивыми
Счастье и радость друг другу дарить.
В будни и праздники долгие годы
Доброю песней прославим свой край,
Доброго семени добрые всходы
Доброму добрый дадут урожай!

- В любое время года, время суток, урожайный год, неурожайный, земля Добровская славилась своим гостеприимством. И мы попробуем тоже побыть гостеприимными хозяевами, тем более, что у нас гости, Тесто я уже с утра поставила с утра. Оно уже подошло. Работаете в группах по 4 человека и приготовим пироги. А пока вы готовите, я предлагаю послушать моё стихотворение о моей малой родине.

Слайд №27 (Екатериновка)

Мои пироги уже испеклись, а ваши пока в процессе.

Хлеб - соль, вам, гости дорогие!

  1. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

“Для России наши села – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

- Итак, ребята, давайте назовём общий адрес жителей нашего района.

Россия, Липецкая область, Добровский район

  1. Рефлексия.

Скажите, наше путешествие было для вас интересным и полезным?

- У вас на партах лежат листочки. Напишите, что нужно делать каждому, чтобы его малая Родина процветала и прикрепите к дереву на доске.

-Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы живете. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. Добра вам, люди добрые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: «Моя малая Родина»

Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, символики родного края.Задачи мероприятия:- формирование чувства при...

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина"

Мероприятие будет интересно учителям истории, краеведам, просто педагогам, которые учат детей любить свою  Малую Родину.  Основано на краеведческом материале села Корнеевка Краснопартизанско...

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина". (Бужарова Н. И. - учитель географии)

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина". (Бужарова Н. И. - учитель географии)...

Внеклассное мероприятие «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»

23 октября 2014г в МАОУ Апрелевская СОШ № 1 классным руководителем Кривогорницыной Надеждой Сергеевной и учениками 8 «А» класса было проведено мероприятие «Город мой родной – моя малая Родина». Целью ...

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина" в рамках элективного курса "Родное Подмосковье"

Урок является завершающимся в элективном курсе. Содержит понятия Родина, малая Родина....

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина"

Открытое внеклассное мероприятие...

Сценарий внеклассного мероприятия «Моя малая родина Хакасия».

Сценарий внеклассного мероприятия «Моя малая родина Хакасия»....