Проект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Я хочу стать миллионером"
методическая разработка

Алексеева Снежана Владимировна

В настоящее время все более значимой является проблема накопления сбережений и выбора способа вложений денежных средств. В большинстве случаев люди не умеют распоряжаться своими денежными средствами и поэтому актуально школьников обучать финансовой грамотности, в частности накопления и сохранения сбережений.

  Копить деньги умеет не каждый, но если научиться  этому  полезному  делу,  в  будущем  можно  извлечь  большую пользу. Данный проект предназначен для практического применения полученных знаний на занятиях финансовой грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_hochu_stat_millionerom.docx428.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности

«Хочу стать миллионером»

Автор:

Алексеева Снежана Владимировна


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все более значимой является проблема накопления сбережений и выбора способа вложений денежных средств. В большинстве случаев люди не умеют распоряжаться своими денежными средствами и поэтому актуально школьников обучать финансовой грамотности, в частности накопления и сохранения сбережений.

  Копить деньги умеет не каждый, но если научиться  этому  полезному  делу,  в  будущем  можно  извлечь  большую пользу. Данный проект предназначен для практического применения полученных знаний на занятиях финансовой грамотности.

Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия «Я хочу стать миллионером».

Задачи проекта:

  • Изучить методические рекомендации по разделам «Инвестирование», «Накопление», «Сбережения».
  • Сконструировать модель мини-проекта.
  • Разработать технологическую карту.
  • Подобрать ресурсы для проведения занятия.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика методической разработки

Наименование: Внеурочное занятие для обучающихся 8-9 классов «Я хочу стать миллионером»

Тип: комбинированное занятие

Форма: проектно-исследовательская деятельность

Место в учебном плане: занятие-закрепление по модулю 1 «Управление денежными средствами семьи»

  1.  Методическая характеристика:

Цель занятия: создание условий для формирования умения беречь и накапливать деньги, предвидеть результат.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

1. Составить план личных доходов и расходов на определенный период.

2. Анализировать статьи дохода и расхода за определенный промежуток времени.

3. Определение личных приоритетных статей доходов и расходов.

Метапредметные: 

1. Развитие логического мышления и памяти;

2. Развитие познавательного интереса;

3. Формирование активности и самостоятельности обучающихся;

4. Проводить сравнительный анализ;

5. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

6.  Давать определения понятиям;

7.  Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

8. Обобщать понятия;

9. Уметь находить актуальную информацию в сети интернет.

Личностные:

1. Повышение мотивации обучающихся за счет игровых технологий;

2. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки;

3. Развивать умение работать в группе;

4. Воспитывать рациональное управление сбережениями;

5. Формировать бережное отношение к сбережениям.

Технологии: ИКТ, проектная технология, игровая технология, обучение в сотрудничестве

Методы: практическая работа, защита исследовательских работ, кейс-метод.

Приемы: беседа, кластер, мозговой штурм, анализ, синтез

Описание хода занятий (технологическая карта)

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Ресурс

Социальная форма

Время

1. Мотивационный

- Прочитайте пословицу, которую вы видите на доске:

- Как вы ее понимаете?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Ответы детей.

- О накоплении денег и их сбережении

Пословица на салайде

«Денег наживёшь - без нужды проживёшь»

Фронтальная

1 мин

2.  Основной

 Актуализация темы

Целеполагание

1) Беседа

- Что такое сбережение?

- А с какой целью мы накапливаем деньги, не тратим их?

- Просмотрите ролик .И ответьте на вопрос: какой способ был предложен героями роликов для того, чтобы быть ближе к своей цели?

- Какие способы хранения вы еще знаете?

-Ребята, посмотрите на слайд, кто эти люди и что их объединяет?

- Ребята, вы хотите быть успешными как эти люди? И давайте назовем тему нашего занятия.

-Какими качествами должен обладать такой человек?

- В первую очередь, обладать финансовой грамотностью.

И сегодня мы с вами проведем исследование как стать миллионером, учиться делать первые шаги к миллиону.

- Разделимся на группы.

Вообще финансово грамотный человек умеет распоряжаться правильно своими сбережениями. И сегодня мы с вами должны исследовать лайфхаки как накопить на свои цели и даже придумать свою схему накопления денег.

Ответы детей.

- Деньги, которые не тратятся, накапливаются.

- Для того, чтобы пробрести что-то ценное дорогое и осуществить свою мечту (купить айфон, планшет, собаку, путевку и т.п.) Просмотр ролика.

Ответы детей.

-Сбережения в банке – вклад. Сбережения надежней хранить в банке.

 - хранение и накопление.

- Миллионеры. (рассказывают кто они и чем занимаются)

- Хочу стать миллионером.

 ролик: фрагмент из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» (вор Милославский в квартире Шпака дает совет)   https://www.youtube.com/watch?v=F6O08UNE2t4

Слайд способы сбережения денег

Слайд

3 портрета миллионеров

Фронтальная

Фронтальная

4 мин.

2 мин.

Практическая деятельность обучающихся

2) Работа по группам

-Ребята, на столе лежат карточки с темами лайфхаков, можете вытягивать карточки.

- Вы должны исследовать, сделать плакат с лайфхаком и защитить свои проекты.

Каждая группа вытягивает по 2 карточки

  1. Распределение обязанностей в группе.
  2. Выполнение обязанностей: исследование, расчеты, рисование плаката.

Карточки:

  1. Пользуйтесь копилкой «365 дней»,
  2. Схема распределения расходов «50/20/30»;
  3. «Экономьте на вредных привычках»;
  4. «Минимизируйте комиссию по переводам»;
  5. «Не тратьтесь в день зарплаты»;
  6. «Округляйте остаток на карте и откладывайте излишек в копилку»;
  7. «Планируйте накопления с учетом инфляции»;
  8. «Как накопить один миллион рублей» (по схеме – 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, «Как накопить на айфон» «Сколько можно накопить из карманных расхлдов»

Групповая, индивидуальная, коммуникативная.

25 мин.

3. Подведение итогов проекта

Координация порядка выступлений

Защита мини-проектов «Лайфхаки»

12 мин.

  1. Рефлексия

- Понравилось ли вам занятие, что нового узнали? Какие выводы вы можете сделать?

- Да, ребята, действительно, человек, научившийся управлять своим бюджетом еще в школьные годы, однозначно будет финансово успешен в будущем, чем его ровесник, который все свое детство просто получал  средства от родителей и тратил без четкого плана.

- Желаю всем вам, ребята, стать успешными личностями и стать миллионером.

Ответы детей.

1 мин.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный проект ориентирован на обучающихся 8-9 классов и направлен на развитие умений и навыков беречь и накапливать свои денежные средства.

Данная методическая разработка по теме «Я хочу стать миллионером» может быть предложена учителям основной школы для работы во внеурочное время.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
  2. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
  4. http://fingram.websoft.ru – учебный портал;
  5. http://finznfnia.ru – образовательный ресурс "Основы финансовой грамотности"
  6. http://www.moneykids.ru - портал Дети и деньги
  7. https://lifehacker-ru.turbopages.org/lifehacker.ru/s/finansovye-lajfxaki-iz-tiktok/


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 

Карточки раздаются на основном этапе – работа по группам

Пользуйтесь копилкой «365 дней»

Схема распределения расходов «50/20/30»

«Экономьте на вредных привычках»

«Минимизируйте комиссию по переводам»

«Не тратьтесь в день зарплаты»

«Округляйте остаток на карте и откладывайте излишек в копилку»

«Планируйте накопления с учетом инфляции»

«Как накопить один миллион рублей» (по схеме – 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет)

«Как накопить на айфон» «Сколько можно накопить из карманных расхлдов»

Составьте схему накопления

Приложение 2

Карточки

Данный материал выдается в конце занятия обучающимся  в качестве закрепления после защиты проектов.

Карточка № 1.  «365 дней в году»

(Метод Гаусса)

 

Домохозяйка Бэкки Туроси поделилась своим фирменным способом сбережений в TikTok.

Ее методика, базируется на формуле Гаусса, которая гласит, что при складывании всех чисел от 1 до 100 получается 5050. На практике это выглядит следующим образом: написав на листе бумаги цифры от 1 до 100, вы приклеиваете его к коробке, а после пополнения копилки суммой, равной какой-либо цифре, вычеркиваете ее из списка.

Гениальный способ для накоплений «изобрела» домохозяйка из TikTok Эксперимент должен продолжаться до тех пор, пока все числа окажутся вычеркнутыми. Аналогично можно спланировать и годовое накопление — только для этого на коробке нужно проставить цифры от 1 до 365.

Таким образом, вы сможете накопить до 66 795 рублей, не внося «на счет» суммы более 100 или 365 рублей.Копилка 365 дней если копить - то накопиться - Tozpat.ru

Копилка-подарок "66795р за 365 дней" - купить копилку по выгодной цене в  интернет-магазине OZON


Карточка № 2.  Схема распределения расходов «50/20/30»

Его придумала LearnVest CEO Alexa von Tobel - основательница компании LearnVest Алекса фон Тобель. Этот способ планирования бюджета позволяет достичь баланса между разными статьями расходов, ведь вы будете точно знать, какой запас средств оставляете для каждой из них.

50% доходов нужно отложить на обязательные платежи. К этой категории можно отнести траты на продукты, лекарства, транспорт, ЖКХ и ипотеку. Проще говоря, всё, от чего вы никак не можете отказаться.

Ещё 20% должны покрывать кредиты. Если их нет, эти деньги можно отложить в копилку или инвестировать.

30% оставляем на необязательные платежи, например вечеринки с друзьями и другие развлечения или подписки на приложения. Это те расходы, которые вы можете сократить, если потребуется.

Иногда чётко разделить деньги по этой схеме сложно. Алекса предупреждает: не страшно, если на основные затраты придётся отвести больше 50% доходов. В таком случае нужно сократить долю прочих трат, в первую очередь за счёт развлечений, шопинга и спонтанных покупок. Главное, чтобы расходы не превышали доходы.

Если у вас нет кредитов и вам удобно планировать бюджет по методу Алексы фон Тобель, попробуйте усовершенствовать лайфхак. Измените приоритет платежей и разделите деньги не по принципу «50/20/30», а по схеме «20/50/30». То есть сначала «заплатите себе»: инвестируйте или пополните копилку. Часто люди об этом забывают.

Карточка № 3.  «Экономьте на вредных привычках»

Пачка сигарет стоит в среднем 120 рублей. Человек, который курит по 8-10 сигарет в день, в месяц тратит на них около 1800. За год накапливается 21600. Эти деньги можно потратить на образовательные курсы или абонемент в спортзал. Таким образом, избавившись от вредной привычки вы позаботитесь о здоровье и сделаете шаг навстречу финансовой цели.

Экономить на вредных привычках | Экономсовет

Карточка № 4. «Минимизируйте комиссию по переводам»

Уже два года в России работает Система быстрых платежей (она же СБП), которая позволяет быстро и без комиссии переводить деньги между разными российскими банками.

Объясняем, как воспользоваться новой системой, которая сэкономит вам денег.

Что такое Система быстрых платежей?

Это простой способ перевода денег на счет в другом банке, по номеру телефона и без комиссии, который появился в России в начале 2019 года. Он позволяет значительно сэкономить на комиссиях, которые при обычных переводах между разными банками могут составить, например, от 1,5 до 1,95% за операцию.

За месяц другим людям или на собственные счета можно отправить до 100 тыс. рублей и не заплатить ни рубля комиссии. Банк возьмет ее, если сумма переводов превысит 100 тыс. рублей, но даже тогда комиссия составит не больше 0,5%. Стоит отметить, что каждый банк мог установить и собственные лимиты, например, на отправку денег в течение суток.

Для перевода денег без комиссии нужно, чтобы ваши банки участвовали в системе, а вы были подключены к СБП. Сегодня ее поддерживают более 200 организаций, включая Альфа-банк, «Тинькофф Банк», Сбербанк, Райффайзенбанк, «Юмани», МТС Банк, Qiwi, ВТБ и другие крупные банки. Скорее всего, ваши друзья, родные и коллеги уже могут отправлять и принимать переводы через СБП.

3 выгодных сценария, чтобы перевести деньги через СБП:

1) Вы собираете деньги на день рождения. Для этого кто-то предложил счет в Альфа-банке, но у вас Сбербанк. Если перевести 1000 рублей из Сбербанка в Альфа-банк, то с вас возьмут комиссию — 30 рублей. Но если переводить через СБП, то никакой комиссии не будет.

Таким образом, СБП помогает экономить каждый день.

2) Вы погашаете задолженность по кредитной карте. Деньги храните на счете в Сбербанке, но кредит открыт в «Тинькофф Банке». При переводе 50 тыс. рублей с вас возьмут комиссию — 750 рублей, но при отправке денег через СБП лишних трат не будет.

Таким образом, СБП поможет в переводе больших сумм.

3) Вы собираетесь купить новый телефон, но хотите получить больший кешбэк, который в данный момент предлагается по карте другого банка. При переводе 80 тыс. рублей между разными банками комиссия может составить около 1000 рублей. Но если ваши банки подключены к СБП, то комиссии за перевод между своими счетами не будет — сумма не превышает 100 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, СБП позволяет вам быть более гибкими.

Как перевести деньги через СБП:

В приложении каждого банка система подключается по-разному, но банки часто пишут об этом на своих сайтах и могут помочь в чате с поддержкой. Обычно СБП подключается в настройках банковского приложения.

Деньги же отправляются по номеру телефона, привязанному к банковскому счету. Некоторые приложения в качестве одной из опций предложат вам перевод через СБП, другие покажут, какой из банков получателя уже привязан к системе.

В Сбербанке, чтобы подключить СБП, зайдите в профиль, потом в настройки и в самом низу страницы найдите пункт «Система быстрых платежей». В нем отдельно можно подключить систему на исходящие и входящие переводы. Отправить деньги можно на экране «Платежи» — в самом низу будет кнопка «Перевод через СБП».

В приложении «Тинькофф Банка» зайдите в настройки, найдите пункт «Контакты и переводы» и включите в нем СБП. Там же можно назначить карту банка в качестве основной для всех входящих переводов через СБП. Чтобы отправить деньги через систему, нужно выбрать перевод по номеру телефона, далее — нужный контакт, а потом перейти в пункт «В другой банк».

В приложении Альфа-банка зайдите в профиль, потом в настройки и найдите пункт «Переводы по номеру телефона». Там можно включить входящие переводы через СБП, а также сделать карту Альфа-банка основной для этой системы. Деньги также отправляются по номеру телефона — приложение отметит подключенный к СБП счет фразой «Выбран получателем».

Карточка № 5.  «Не тратьтесь в день зарплаты»

Иначе покупки, скорее всего, будут импульсивными. Человек рассуждает так: на счете лежит большая сумма, которой наверняка с лихвой хватит на все траты. человек испытывает мощный прилив дофамина, когда получает желаемое, в том числе зарплату. Дофамин создает ощущение радости и комфорта. В таких условиях потребитель не испытывает страха, перед финансовыми трудностями в будущем и склонен рационализировать спонтанные покупки.

То же самое касается планирования бюджета. В день начисления зарплаты вам будет трудно трезво оценить предстоящие затраты. Так что лучше вспомнить русскую пословицу «Утро вечера мудренее».

Я НЕ УМЕЮ ПРИГЛАШАТЬ!ЧТО ДЕЛАТЬЧАСТЬ 4 СКРУДЖ МАКДАК | Cartoon painting,  Vintage cartoon, Disney art

Карточка № 6. «Округляйте остаток на карте и

откладывайте излишек в копилку»

Этот совет основан всё на том же принципе незаметных накоплений. Только в этом случае размер вложений произвольный: сегодня 600 рублей, а завтра — 20. То есть вы не можете точно посчитать, какую сумму соберёте через месяц, полгода или год, но всё же понемногу приумножаете сбережения.

Вы можете сами выбрать шаг округления: до 100 рублей или до 1000. Например, если на счёте лежит 11 645 рублей, то в первом случае остаток составит 45 рублей, во втором — 645. Всё зависит от вашего желания и достатка.

У некоторых банков есть похожая функция. Например, «Копилка для сдачи» в «Сбере» позволяет округлять расходы в бо́льшую сторону.

Изучите список услуг в своём мобильном банке: возможно, там тоже есть такой помощник.

Карточка № 7. «Планируйте накопления с учетом инфляции»

Денежная иллюзия - это склонность людей учитывать только номинальное количество денег, а не их реальную ценность, то есть стоимость товаров и услуг, которые можно приобрести на конкретную сумму.

Учёные заговорили об этом явлении ещё в начале XX века. А в 1997 году экономисты из США Амос Тверски, Питер Даймонд и Эльдар Шефир доказали реальное влияние денежной иллюзии на поведение потребителей. В ходе им удалось выяснить, что 52% инвесторов забывают о повышении цен при формировании долгосрочных финансовых целей.

Рассчитывая свои накопления, учитывайте не только проценты по вкладам, но и уровень инфляции. Чтобы сделать это наиболее точно, воспользуйтесь специальными сервисами, например калькулятором инвестиций от InvestTop или брокера «Открытие». Введите желаемую сумму сбережений, период, валюту и уровень инфляции. По данным Росстата, в России её среднегодовое значение составляет 6–7%. Программа покажет стоимость вашей цели через несколько лет.

Можно применить формулу Фишера.

Карточка № 8. «Как накопить один миллион рублей»

C:\Users\BFKK15\Documents\slide-42.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Внеурочное занятие курса Финансовой грамотности по теме :Вклады и кредиты"

Внеурочное занятие построено в виде игры "Зачем нужны банки?", Вашему вниманию предоставляктся конспект внеурочного занятия, презентация недели финансовой грамотности к нему, и небольшой вид...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Как не потратить лишнего"

ldquo;Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше ...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Карманные деньги: как потратить"

Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатро...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...

Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-6 классов «Поход в магазин».

В курсе математики 5-6 классов формируется базовый математический и вычислительный фундамент при решении финансовых вопросов, встречающихся в повседневной жизни. Это такие темы как: проценты, пр...