Концерт - беседа "Грустно - весело"
проект
Музыке подвластно многое. Музыка может передать… рассказать…Музыка может… О том, что же может музыка и какая она – наша сегодняшняя беседа. Мы познакомим вас с музыкальными произведениями различных жанров, средствами, которыми пользуются композиторы, создавая произведения определенного характера. Мы поговорим о роли музыки в жизни человека и воздействии на него…
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №5 им. В. П. Дубровского»
города Смоленска
Концерт - беседа
«Весело - грустно»
Автор – преподаватель класса фортепиано
Воронежская Светлана Анатольевна
2023 год
(слайд – заставка)
ученица:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня!
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить…
педагог:
Музыке подвластно многое. Музыка может передать… рассказать…Музыка может…
О том, что же может музыка и какая она – наша сегодняшняя беседа. Мы познакомим вас с музыкальными произведениями различных жанров, средствами, которыми пользуются композиторы, создавая произведения определенного характера. Мы поговорим о роли музыки в жизни человека и воздействии на него…
(видео – Л. Бетховен «Весело – грустно»)
(слайд – заставка)
педагог:
О возникновении музыки ещё в глубокой древности свидетельствуют найденные античные предметы с изображением различных инструментов и исполнителей. Это означает, что уже тогда музыка признавалась важнейшим средством созидания, а также выражения чувств и эмоций.
В общем понимании музыка представляет собой специфическую разновидность звуковой деятельности человека. Она даёт возможность выражать мысли и волевые проявления человека в слышимой форме.
Музыка, как и культура в целом, играет определяющую социальную и психологическую роль. Направленная на общество и отдельного человека, она является инструментом формирования различных качеств.
Небезосновательно музыка считается одним из видов искусства. Она имеет сильное воздействие на восприятие и подсознательный уровень области души и разума человека. Данный вид творческой деятельности отличается способностью преобразования духовной осознанности общества по законам красоты и нравственных ценностей.
Как и в любом другом искусстве, музыкальное содержание неразрывно связано и зависит от исторических, национальных, эстетических идеалов эпохи и самого создателя.
К классической музыке относят произведения, созданные в определённый исторический период. Произведения данного направления отвечают высочайшим художественным требованиям и сочетают в себе глубину, содержательность и понятие совершенства формы.
(видео – Е. Лауменскене «Маленький менуэт» / исполнитель – ученица класса)
(слайд – заставка)
педагог:
В классических произведениях не нужны слова, в них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Не случайно Оноре де Бальзак говорил: «Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн».
Часто можно услышать мнение, что классическая музыка – это якобы та, которая была давным-давно написана. Это не так, так как под этим понятием подразумевается всё то лучшее, что было создано в мире музыки за всё время существования человеческой цивилизации. Соната Бетховена, созданная в XVIII веке, и романс Свиридова, написанный 40 лет назад, – всё это классика! Главное, что эта музыка прошла испытание временем.
(видео - Г. Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель" / исполнитель – Анастасия Титович)
(слайд – заставка)
педагог:
Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопрос найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец. В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия.
Но мир музыки многообразен и наполнен тончайшими эмоциональными нюансами. Характер музыки не является чем-то статичным. И очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.
Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.
Патриотическая.
(слайд – стихи гимна России)
педагог:
Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. Сочинил музыку композитор Александр Александров.
(видео – А. Александров «Гимн России»)
(слайд – ноты фортепианной пьесы Л. Бетховена «К Элизе»)
педагог:
Лирическая.
А вот известнейшая фортепианная миниатюра Людвига ван Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
(видео – Л. Бетховен « К Элизе» / исполнитель – Олег Переверзев)
(слайд – ноты Ф. Шопен «Траурный марш»)
педагог:
Трагическая.
Это - всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски.
(видео – Ф. Шопен «Траурный марш» / исполнитель – Андрей Расторгуев)
(слайд – рисунок «Русская пляска»)
педагог:
Радостная.
«Камаринская». Эта жизнерадостная композиция, представленная Чайковским в «Детском альбоме» в виде задорных вариаций, в нынешнее время входит в число самых исполняемых произведений репертуара детских музыкальных школ. Педагогическая и художественная ценность этой миниатюры весьма велика. Преодоление технических трудностей пьесы способствует дальнейшему творческому развитию юного музыканта, но более важно, что она приобщает подрастающее поколение к культурному наследию нашего народа.
(видео – П. Чайковский «Камаринская» / исполнитель – Александра Довгань)
(слайд – заставка)
педагог:
Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет определенный характер. Всего же найдено около 100 выражений для "музыки". Давайте посмотрим, какой она бывает!
(таблица - лента)
(слайд - заставка)
педагог:
Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы.
ученица:
«Музыка в моей жизни играет важную роль, мы дома слушаем ее каждый день. Она помогает нам поднять настроение и заставляет улыбаться.
Утром мы вместе с папой и мамой включаем любимые песни и начинаем делать зарядку. Когда к нам приходят гости, мы поем и веселимся. У многих из нас нет особого таланта к пению, но все равно эти песни исполнены с душой».
ученица:
« Что такое музыка для меня? Я очень люблю слушать музыку, в моей жизни она занимает одно из первых мест.
Когда я была в первом классе, мама записала меня в музыкальную школу, чтобы я научилась играть на фортепиано. Мне кажется, именно благодаря этому инструменту я смогла прочувствовать музыку, всю суть музыкальных произведений».
ученик:
«Я считаю, что музыка очень нужна в нашей жизни. Она дарит тепло, поднимает настроение и заставляет задуматься, когда мы слушаем серьезные произведения. У каждого человека свой интерес к музыке. Без неё жизнь скучная».
ученица:
«На день рождение мамы я сыграла ей песню. Чтобы сделать этот подарок я долго репетировала. Но это того стоило! Мама была счастлива и сказала, что это самый лучший подарок.
После маминого дня рождения я поняла, что музыка в моей жизни мне нужна, чтобы радовать близких. Я еще с большим усердием учусь игре на инструменте, ведь очень приятно видеть улыбки на лицах родных людей».
ученик:
«Иногда мы играем грустные мелодии, а иногда веселые. Мой преподаватель в музыкальной школе объясняет ученикам, что через музыку можно передать настроение человека, даже не сказав при этом ни слова.
Часто дома я играю просто так, и мои родители сразу угадывают мое настроение».
ученица:
«Когда нам задали сочинение на тему - музыка в моей жизни, я думала, что мне не о чем будет написать. На самом деле поглядев вокруг, я поняла, что музыка окружает нас повсюду. Улица, дом, работа, магазины, везде мы можем услышать песни и мелодии. Направления такие разные - классика и джаз, диско и кантри и рок. Для каждого музыка своя.
Я люблю слушать музыку. Многие мои одноклассники предпочитают определенный стиль, но у меня все зависит от настроения. Веселиться с друзьями мне нравится под танцевальную музыку, но иногда я предпочитаю послушать классику. Мне кажется, только такая музыка сможет передать состояние души и успокоить. Мои любимые композиторы Людвиг ван Бетховен и Фридерик Шопен. Их произведения очень яркие, слушая их, меня переполняют эмоции. Мои одноклассники не любят такую музыку, но мне кажется, что они просто никогда по-настоящему не слушали эти шедевры классики».
родитель:
«С помощью музыки можно влиять на настроения человека. Так некоторые мелодии формируют стойкость и мужество, так сказать, мобилизуют внутренние силы. Другие же виды музыки, напротив, настраивают на романтический лад».
родитель:
«Музыка делает нас лучше, вдохновляет, воодушевляет, дарит незабываемые чувства».
родитель:
«Именно благодаря музыке человек может расслабиться, отдохнуть».
родитель:
«Без музыки наша жизнь была бы совсем другой, не такой яркой и не такой насыщенной»
(слайд – термины)
педагог:
Кстати, а вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей задуманных характер?
В нотной записи, как это ни парадоксально, композиторы фиксируют не только «ноты», но и «шифруют» большое количество самой разнообразной информации, которая должна помочь исполнителю раскрыть художественную сущность исполняемого произведения.
Конечно, большую смысловую нагрузку несёт, к примеру, название, заголовок, но есть в нотном тексте и другие словесные и буквенные обозначения, через которые мы узнаём о характере музыки. Это темповые указания, это динамические оттенки или слова, относящиеся к настроению и т.д. Эти специальные обозначения музыканты узнают частью во время своей учёбы, а частью, просто обращаясь к «Словарю иностранных музыкальных терминов».
Как же определяется характер музыки? Первый критерий, опираясь на который можно определить характер музыки, – это лад. Лад — это настроение музыкального произведения. Термин «минор», «минорный лад» используется тогда, когда мелодия грустная, печальная, задумчивая. «Мажор» отражает веселое, светлое, жизнерадостное настроение музыкального произведения.
Пример: "Танец невылупившихся птенцов" Модеста Мусоргского. Фортепианная пьеса звучит в мажоре, темп достаточно быстрый, особенность, также подчеркивающая образ - штрих стаккато, придающий звучанию большую легкость, "прыгучесть". Картинку о цыплятах «Балет невылупившихся птенцов», Мусоргский выразил писклявыми нотами в верхнем регистре, показывая крик маленьких пушистых комочков. Основываясь на этих особенностях делаем вывод о характере - музыка легкая, светлая, веселая, игривая.
(видео М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов» / исполнитель – Лидия Кудрявцева)
(слайд – заставка)
педагог:
Итак, сила мелодии – в ритме, громкости, окраске. Но любое музыкальное творение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на состояние здоровья, эмоциональную активность и настроение.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
- минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
(видео – А. Гретри «Серенада» / исполнитель – ученица класса)
- мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
(видео – В. Волков «Вальс» / исполнитель – ученица класса)
- минорное звучание и быстрый темп предполагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
(видео – В. Гиллок «Интерлюдия / исполнитель – ученица класса»)
- мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.
(видео – А. Жилинский «Латышская полька» / исполнитель – ученик класса)
(слайд – заставка)
педагог:
Когда человек слышит какую-то мелодию, то в его сознании встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково, не важно, классическая она или любая другая. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и выплескивать эти чувства, делиться с окружающими мыслями по поводу услышанного.
В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах.
Наверное многие из вас замечали влияние музыки на себе, но как то не придавали этому значения. Вспомните, как мы начинаем буквально напевать мелодию себе под нос, просто услышав знакомые нотки.
(видео – Д. Уотт «Три поросенка» / исполнитель – ученица класса)
(слайд – заставка)
педагог:
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.
В России по инициативе В. М. Бехтерева еще в 1913 году было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Но музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения лишь в 2003 году.
(слайд)
педагог:
Воздействие музыки на организм — любимая тема исследователей. То, что музыка в силу своей звуковой природы затрагивает практически все органы — общеизвестно. Занимались этим вопросом испокон веков. С глубокой древности дошли до нас всевозможные, порой анекдотические, свидетельства и наставления. И от подагры, считалось, музыка способна избавить, и чуму прогнать.
Ученые разных стран добились небывалых высот в понимании того, как же человеческий мозг реагирует на музыку и каким образом звук влияет не только на разум, но и на тело.
Не секрет, что музыка оказывает сильное воздействие на мыслительную деятельность человека, благодаря чему активизируются разные отделы головного мозга, запоминаются мотивы и тексты. Разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоциональные реакции. В ходе экспериментов доказано, что окружающие нас шумы средней громкости повышают креативность, а прослушивание музыки помогает при травмах мозга.
Получасовое ежедневное прослушивание классической, народной кельтской или индусской музыки является хорошим подспорьем в борьбе с повышенным кровяным давлением.
Музыка предотвращает потерю слуха. Кстати, эксперименты показали, что музыканты слышат лучше, чем те люди, которые никогда не увлекались музыкой.
Музыка улучшает память и умственные способности.
Приятная радостная музыка способствует оздоровлению сосудистой системы, лечит сердце, помогает пациентам, которые восстанавливаются после сердечного приступа или операции на сердце.
Музыка уменьшает боль. Музыка помогает снизить тревогу и полностью отвлечься от неприятностей.
Прослушивание музыки во время спортивных тренировок повышает результативность на 20%.
Музыка делает человека отзывчивее и добрее. Психологический эксперимент показал, что люди, которые регулярно слушают любимые песни, в 5 раз чаще оказывают помощь и совершают добрые поступки.
А еще исследования показали, что мелодии, вырабатываемые различными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на человека. К примеру, фортепиано влияет на почки, щитовидную железу, мочевой пузырь, нервную систему. Звуки данного клавишного прибора дают лечебный, очищающий результат.
(слайд – заставка)
педагог:
Итак, музыка может заставить человека почувствовать себя лучше. Научные исследования доказали, что прослушивание музыкальных произведений приносит радость, помогает расслабиться, улучшает настроение, дает поддержку в сложные моменты жизни, а также помогает добиться поставленных целей и поверить в себя. Прослушивание любимых мелодий помогает пережить безответную любовь и настроиться на новые отношения. Даже искусственная электронная музыка, производимая с помощью синтезатора, может стимулировать различные положительные эмоциональные ощущения. Посещение концертов помогает расслабиться и получить удовольствие, что приводит к снижению кортизола - гормона стресса.
Слушание музыки может стать для нас достойным лекарством для души и тела. Но важно помнить, что применение ее в любой ситуации должно быть сдержанным. Постарайтесь правильно подобрать музыкальный фон, и он поможет вам решить многие проблемы и почувствовать себя лучше.
Музыка может быть дополнительной терапией к лечению депрессии. Мы воспринимаем ее как выражение чьих-либо эмоций (например, исполнителя), "присоединяемся" своими эмоциями и сопереживаем. Поэтому после прослушивания весёлой мелодий люди чувствуют себя лучше, более оптимистично. Грустные же мелодии позволяют пережить негативные эмоции, поплакать, погрустить, "допрожить" внутренние переживания.
Ученые размышляли над терапией улучшения настроения с помощью музыки на протяжении нескольких столетий. Даже мелодии грустного характера предоставляют слушателям комфорт и удовольствие, такой вывод сделали ученые из Британии и Финляндии. Хотя, опыты так же показали, что на некоторых людей такая музыка может влиять негативно, пробуждая горе.
В ранних опытах, опубликованных в журнале исследований, говорится о том, что люди предпочитают слушать грустную музыку, когда они переживают душевную потерю или боль, как например конец романтических отношений. Авторы этого исследования указывают на то, что она обеспечивает замену этого чувства потери. Грустная музыка для таких людей, является, что-то вроде эмпатического друга, который поймет, поддержит и будет разделять страдания об утрате.
Другие исследования сфокусированы на том, чтобы понять, какую радость может принести музыкальное произведение. В отчетах рассказывается о исследованиях, в которых люди, слушавшие позитивную музыки в течении двух недель, смогли улучшить свое психическое состояние, и чувствовать радость чаще, чем раньше. И более счастливое настроение дало возможность людям чувствовать себя хорошо.
(слайд – фотографии композиторов)
педагог:
Всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Часто ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.
Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман.
Чтобы снять стрессовое состояние, рекомендуется слушать музыку Чайковского, Шуберта, Шопена.
Произведения Моцарта активизируют деятельность мозга.
Пьесы Грига и Сибелиуса — лучшее лекарство от бессонницы.
Периодическое прослушивание музыкальных произведений цикла «Времена года» П. И. Чайковского способствуют улучшению памяти.
Головная боль проходит под музыку Бетховена и Листа.
(видео – Л. Бетховен «Аллеманда» / исполнитель – ученица класса)
(слайд – заставка)
педагог:
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор.
Но следует заметить, что не стоит исключать индивидуальные предпочтения в музыкальных жанрах. Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
Судя по числу исследований, посвященных влиянию музыки, мы многое знаем о том, как же музыка воздействует на разум и тело. Истина в том, что результаты воздействия музыки разнообразны. Вопрос почему разным людям нравится разная музыка — сложен, и до него дойдут еще не скоро. Естественно, что способности к восприятию музыки можно и должно развивать.
Но если вдруг вам нравится что-то необычное или, наоборот, банальное, значит, так тому и быть. Это — ваше. И вполне подойдет для медицинских целей. И даже если вы не меломан и вообще безразличны к музыке, наверняка у вас все же найдется хотя бы парочка мелодий, может быть, самых незатейливых, но которые вам нравятся и приносят удовольствие. Сделайте свой выбор и слушайте себе на здоровье. В буквальном смысле слова — на здоровье!
Музыка является частью нашей жизни. Она всегда рядом с нами, даже если мы ее не ощущаем. Она в состоянии заставить человека задуматься о смысле жизни, пересмотреть все ценности и расставить правильные приоритеты.
Музыка, как волшебная фея, может без слов изобразить человека, животных, картины природы, передать настроение, характер, переживания. Но главное ее свойство заключается в том, что она передает наши чувства. А выражая чувства, вызывает ответные чувства у человека.
Музыка способна оказать на человека очень мощное влияние. Но важно, чтобы она гармонировала с нашим внутренним состоянием — и тогда её влияние будет максимально положительным.
(аудио – Г. Гладков «Если хозяин с тобой» / исполнитель – ученик класса)
(слайд – лента с исполнителями музыкальных номеров и участниками проекта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой
1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...
Урок-концерт "Вместе весело шагать" к 90-летию В.Я. Шаинского
На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Все о чем поется в песнях Шаинского – неоценимое богатство жи...
Сценарий отчетного концерта образцового хореографического коллектива "Веселые капельки" (май 2016 года)
Сценарий отчетного концерта образцового хореографического коллектива "Веселые капельки" (май 2016 года)....

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть
28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...

Методическая разработка сценария открытого занятия - концерта класса вокального ансамбля. Концерт-репетиция «Маме дорогой»
Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в областивокала, вокального ансамбля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного концерта к...

Методическая разработка сценария открытого занятия - концерт класса вокального ансамбля Концерт «Музыкальный калейдоскоп»
Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в области вокала, вокального ансамбля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного конц...

Веселый концерт для детей средней группы на 8 марта.
Праздник 8 марта "День весенних улыбок" для детей 4-5 лет....
