программа Ветер перемен
рабочая программа
В настоящее время в России наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности.
В нашей стране в системе школьного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.
Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед нами проблемы соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве. Недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, подростки часто не могут правильно оценить возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.
Система образования должна готовить молодых людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится практически невозможно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Программа «Ветер Перемен
по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков МБОУГ №1»
на 2019 – 2024 г.г
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы
| социальный педагог и педагог - психолог |
Цель программы | 1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. 2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме. 3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Задачи программы | 1.Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних МБОУ гимназии № 1. 2.Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 3.Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. |
Сроки реализации программы | 2018 – 202 гг.
|
Исполнители программы | социальный педагог, педагог-психолог, педагоги – предметники, классные руководители, родители и учащиеся |
Ожидаемые результаты программы | - Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - Стабилизация ситуации в семье; - Уменьшение количества неуспевающих учащихся; - Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни; - Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
В настоящее время в России наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности.
Дети начинают осознавать права сначала в детском саду с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. В школьном возрасте необходимо продолжать приучать детей соблюдать правила, не обижать друг друга, помогать друг другу. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами и обязанностями дает ребенку (человеку) возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Среди приоритетных задач в концепции модернизации российского образования есть такая: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Сегодня к школе предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
В нашей стране в системе школьного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.
Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед нами проблемы соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве. Недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, подростки часто не могут правильно оценить возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.
Система образования должна готовить молодых людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится практически невозможно.
Однако практика показывает, что многие взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения.
Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства. Нормативно-правовую базу составляют 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», 95 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждается совокупность правовых норм и процедур в виде Федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на уровне непосредственных отношений: специалист - ребенок.
В основе воспитательной системы школы лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, самозначимой личности, повседневное поведение которой основано на соблюдении норм поведения, культуры, т.е. на уважительном отношении к самому себе, своей семье, своему городу, стране, окружающей среде.
Незнание и несоблюдение учащимися своих прав и обязанностей приводит к их нарушению и конфликтам.
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава МБОУГ №1.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
- безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
- отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
- нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
- социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
- нарушение родительско - детских отношений;
- семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
Учитывая злободневность проблемы в обществе, с целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики в гимназии социально-психологической службой была разработана программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков».
Участники программы: учащиеся 1 – 11 классов, классные руководители, родители, педагог – психолог, социальные педагоги центра реабилитации для несовершеннолетних, инспектора ПДН и ГИБДД.
Подготовительная работа: анкетирование, составление плана проекта, подбор литературы по теме, изучение нормативных документов (приложение 1), консультации по подготовительной работе со специалистами, согласование вопросов с педагогом-психологом, классными руководителями, инспекторами ПДН и ГИБДД, родителями, социальными педагогами центра реабилитации для несовершеннолетних разработка мероприятий для параллелей с 1 по 11 класс.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Целью данной программы является:
1.Совершенствование правового воспитания обучающихся и родителей направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания, создание условий для формирования норм социально приемлемого поведения, ответственность за свои действия.
2.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
3.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
4.Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предлагаемая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков» нацелена на реализацию следующих задач:
- Выявление асоциальных и неблагополучных детей и оказание специализированной адресной помощи. Устранение причин социальной дезадаптации детей.
- Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
- Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава МБОУГ №1.
- Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
- Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и гимназии.
- Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни подростков и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
- Развитие уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- Развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Формы работы:
- Индивидуальное консультирование детей и родителей.
- Курирование семьи.
- Родительские собрания.
- Консультации психолога.
- Круглый стол.
- Просвещение детей и родителей.
Методы работы:
- Наблюдение
- Опрос
- Анкетирование
- Тестирование
- Беседа
- Изучение документов и продуктов деятельности обучающихся
- Диагностика
- Сопровождение
- Игра
- Убеждение
- Моральная поддержка
- Сопереживание
- Сотрудничество
Нормативно-правовая база Программы:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон 120 РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ожидаемые результаты:
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Стабилизация ситуации в семье.
- Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни.
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков» направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение окружающей среды ребенка | Диагностика |
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению | Беседы с ребенком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка ребенка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Управляющего Совета МБОУГ №1.
Программу реализуют: администрация гимназии (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог.
Планы мероприятий по блокам работы:
Организационная работа:
- Организация работы Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
- Составление социального паспорта классов, МБОУГ №1.
- Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 2 – 4- х классов.
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа с обучающимися:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общешкольных собраний с участием инспектора по делам несовершеннолетних;
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | Правила общения |
|
2 | Правила поведения |
|
3 | Правила дорожного движения |
|
4 | Я – гражданин России |
|
5 | Права ребёнка |
|
6 | Административная и уголовная ответственность |
|
7 | Асоциальное поведение |
|
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- вовлечение учащихся в КТД в МБОУГ №1;
- планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
- привлечение подростков к шефской помощи младшим учащимся.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, гимназии, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав МБОУГ №1
- Собеседования с классными руководителями по работе с семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость учащихся «группы риска» в летний период
- Работа родительского комитета
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
Контроль
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Рейды в вечернее время
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Совещания при директоре
- Административные совещания
Психологическое сопровождение
- Специально - коррекционные занятия
- Индивидуальные консультации
- Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
- Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков
- Методика Б.И.Хасана «Группа риска наркозависимости»
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений
Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах;
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
- составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ |
| Классные руководители, социальный педагог |
По профилактике правонарушений и преступлений | Права и обязанности семьи. Права, обязанности и ответственность родителей. Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме. Причина детских суицидов. Свободное время и развлечения учащихся. |
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | классный руководитель |
2 | Воспитание ненасилием в семье. | |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? | |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. | |
5 | За что ставят на учет в полиции? | |
6 | Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок | |
7 | Как уберечь подростка от насилия | |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | |
9 | Как научиться быть ответственным за свои поступки? | |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? | |
11 | Закон и ответственность. |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать:
Уметь:
|
2 класс | Знать:
Уметь:
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать:
Уметь:
|
4 класс | Знать:
Уметь:
|
Планируемые результаты
1 блок |
|
2 блок |
|
3 блок |
|
4 блок |
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы | появление у подростков устойчивых интересов положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД уменьшение количества детей «группы риска» уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска» |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации программы | положительная динамика состояния правонарушений, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа безнадзорных детей и подростков. |
План мероприятий Программы
№ | Мероприятие | Целевая группа | Сроки | Участники взаимодей- ствия |
1. | Охранно-защитная деятельность | |||
1.1 | Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
| Обучающиеся (1-4 класс) | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители |
1.2 | Правовая и просветительская работа:
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по УВР, классные руководители |
2 | Профилактическая деятельность | |||
2.1 | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании:
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители |
2.2 | Профилактика неуспеваемости:
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Организационная деятельность | |||
3.1 | Организация досуга детей «группы риска»:
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, зам.дир. по ВР |
3.2 | Координация взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников:
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители |
4 | Образовательно-воспитательная деятельность | |||
4.1 |
| Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | Социальный педагог, педагог-организатор, зам. директора по ВР, классные руководители |
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений МБОУГ №1 г. Светлограда совместно с ПДН ОВД , ГИБДД
- Организация работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности в МБОУГ №1 г. Светлограда.
- Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних».
- Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Составление социальных паспортов каждого класса, школы.
- Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих школу).
- Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончании школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
- Заполнение карты здоровья обучающихся.
- Анкетирование «Несколько слов о ...».
- Мониторинги и анкетирования по запросу МКУ ЦР и ПСО, по составленным планам воспитательной работы классных руководителей.
- Анкетирование по выявлению уровня правовых знаний, по уровню правовой культуры и др.
Профилактическая работа с несовершеннолетними МБОУГ №1
Предупредительно-профилактическая деятельность.
Тематика бесед с обучающимися, совместно с ПДН:
1 класс:
- 1. Если ты один дома.
- 2. Общение на улице с незнакомыми людьми.
2 класс:
- 1. Как не стать жертвой преступления.
- 2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.
3 класс:
- 1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
- 2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.
4 класс:
- 1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
- 2. Правила поведения с незнакомыми людьми.
5 класс:
- 1. Мелкое хулиганство, ответственность.
- 2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
- 3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.
6 класс:
- 1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.
- 2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
- 3. Цивилизованно решаем конфликты.
7 класс:
- 1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
- 2. Ответственность за порчу имущества.
- 3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.
8 класс:
- 1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
- 2. Материальная ответственность подростка.
- 3. Ответственность за приём ПАВ.
9 класс:
- 1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
- 2. Посещение дискотек и правопорядок.
- 3. «Неформалы – кто они?».
10 класс:
- 1. Уголовная ответственность подростка.
- 2. Участие несовершеннолетнего в трудовой деятельности.
- 3. Юридическая ответственность за приём ПАВ.
11 класс:
- 1. Ответственность за уголовно наказуемые деяния.
- 2. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.
- 3. Нормативно-правовая база России.
Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
1 класс:
- 1. Мой маршрут от дома до школы.
- 2. Правила поведения в каникулы.
- 3. Как перейти улицу.
- 4. Где можно играть.
2 класс:
- 1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.
- 2. Сигналы светофора.
- 3. Пешеходный переход.
- 4. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.
3 класс:
- 1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?
- 2. Правила поведения на проезжей части.
- 3. Перекрёсток. Виды перекрёстков.
- 4. Работа регулировщика.
4 класс:
- 1. Виды транспорта.
- 2. Запрещающие, разрешающие, предписывающие знаки.
- 3. Железная дорога – зона повышенной опасности.
- 4. Безопасное поведение пешехода.
5 класс:
- 1. Знаки для пешеходов и водителей.
- 2. Ох уж этот гололёд!
- 3. Безопасность в общественном транспорте.
- 4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.
6 класс:
- 1. Правила перехода улиц и дорог.
- 2. Дорожная разметка.
- 3. Дорожные знаки.
- 4. Безопасность на воде.
7 класс:
- 1. Поведение около ж/д путей.
- 2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.
- 3. Городской транспорт и его опасность.
- 4. Правила движения на велосипеде.
8 класс:
- 1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.
- 2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.
- 3. Ответственность за нарушение ПДД.
- 4. Водитель и его возраст.
9 класс:
- 1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.
- 2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.
- 3. Понятие «дорога». Элементы дороги.
- 4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.
10 класс:
- 1. Что должен знать водитель мопеда?
- 2. Что должен знать водитель мотоцикла?
- 3. Что должен знать водитель машины?
- 4. Трамвай, троллейбус. Подземный переход.
11 класс:
- 1. Билеты по правилам дорожного движения.
- 2. Автомагистраль. Дороги в большом городе.
- 3. Требования к пешеходу, водителю.
- 4. Где в нашем городе можно обучиться вождению.
Тематика бесед, совместно с ОГПН:
1 класс:
- 1. Иногда достаточно одной спички.
- 2. К чему приводит детская шалость с огнём.
2 класс:
- 1. Причины возникновения пожаров.
- 2. Куда звонить во время пожара.
3 класс:
- 1. Признаки пожара.
- 2. Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?
4 класс:
- 1. Как вести себя во время пожара.
- 2. Электроприборы. Правила эксплуатации.
5 класс:
- 1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
- 2. План эвакуации в гимназии № 1.
6 класс:
- 1. Детская шалость с огнём и последствия.
- 2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.
7 класс:
- 1. Газ. Эксплуатация газовых плит.
- 2. Как правильно потушить костёр.
8 класс:
- 1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.
- 2. Правила поведения во время эвакуации.
9 класс:
- 1. Первая медицинская помощь при ожогах.
- 2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.
10 класс:
- 1. Не затушенная сигарета – одна из причин возникновения пожара.
- 2. Статистика показывает…
11 класс:
- 1. Организация работы по противопожарной безопасности в России.
- 2. Организация работы по противопожарной безопасности в странах мира.
Тематика бесед по правовому всеобучу:
5 класс:
Права и обязанности школьника.
6 класс:
Правила поведения учащихся гимназии № 1.
7 класс:
Устав школы № 1
8 класс:
Я – гражданин России.
9 класс:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
10 класс:
1. Конституция РФ – основной закон страны.
2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.
11 класс:
1. Кодекс об административных правонарушениях.
2. Уголовный и другие кодексы РФ.
Тематика классных часов по профориентации
7 класс:
1. Что такое профессия? Как появились профессии?
2. Сколько существует профессий?
3. Как связаны между собой профессии и увлечения.
8 класс:
1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?
2. Память, внимание и профессиональная успешность.
3. Многообразие мира профессий.
9 класс:
1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.
2. Как ориентироваться в мире профессий.
3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?
10 класс:
1. Рынок труда и современные требования к профессионалу.
2. Здоровье и выбор профессии.
3. Профпригодность и моя профессиональная карьера.
4. Пути получения профессии.
11 класс:
1. Учебные заведения нашей и соседних областей.
2. Анализ поступления в учебные заведения выпускников нашей школы.
Тематика бесед по профилактике ПАВ
5 класс:
1. Определение здорового образа жизни.
2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.
6 класс:
1. Влияние алкоголя на организм человека.
2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
7 класс:
1. Последствия употребления ПАВ.
2. Сумею ли я отказаться …
8 класс:
1. Иногда достаточно одной рюмки.
2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.
3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?
9 класс:
1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?
2. Как контролировать своё эмоционально состояние?
3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.
10 класс:
1. Семейные конфликты.
2. Системный подход к достижению успеха.
3. Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ.
11 класс:
1. Место подростка в обществе.
2. Основы развития личности.
3. Организации по борьбе со злоупотреблением ПАВ и оказанию помощи.
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | сроки | привлекаемые к работе |
1 | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШК, ОДН, КДН. формирование банка данных на этих учащихся | до 29 сентября | начальник инспекции ОДН, инспектор ОДН, секретарь КДН, Зам. дир. по ВР, социальный педагог |
2 | Оформление уголка в каждом классе «Знай свои права и обязанности!» | до 20 октября | классные руководители |
3 | Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психолого-педагогической службы | август–сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе |
4 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет | ежемесячно | классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог |
5 | Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска) | ежедневно | классные руководители, завуч по ВР, инспектор ОДН, социально-психологическая служба |
6 | Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства | сентябрь–октябрь, апрель–май | классные руководители, педагоги дополнительного образования |
7 | Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе о состоящих на разных формах учета) | сентябрь–октябрь, январь–февраль. | классные руководители |
8 | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета | перед каникулами (в течение года) | классные руководители, завуч по ВР |
9 | Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | ежемесячно | Зам. дир. по ВР, классные руководители, школьный инспектор ОДН, социальный педагог, педагог-психолог |
10 | Заседания КДН | ежемесячно | Зам. дир. по ВР |
11 | Работа по микроучастку школы: – выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании»); – обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав | сентябрь, апрель (во время рейдов всеобуча) | классные руководители, школьный инспектор ОДН, социально-психологическая служба, Зам. дир. по ВР |
12 | Оперативное информирование и предоставление статистического материала по состоянию преступности среди обучающихся | ежемесячно | школьный инспектор ОДН, Зам. дир. по ВР, социальный педагог |
13 | Проведение месячников, дней профилактики | ноябрь, февраль | службы и ведомства системы профилактики: КДН и ОДН, ГИБДД, социально-психологическая служба |
14 | Дни инспектора в МБОУГ №1 | 1 раз в четверть | Зам. дир. по ВР, инспектор ОДН |
15 | Организация работы по правовому просвещению в школе | 1 раз в полугодие | Зам. дир. по ВР, социально-психологическая служба, школьный инспектор ОДН |
16 | Деятельность по программе всеобуча: – контроль за посещением занятий; – участие в общерайонных рейдах; – организация работы по месту жительства с целью выявления детей в возрасте от 6 до 15 лет, не получающих общее образование (посещение на дому, составление актов обследования семей, информирование ОДН и КДН) | ежедневно по приглашению по запросу администрации | социально-психологическая служба, классные руководители, Зам. дир. по ВР, инспектор ОДН |
17 | Участие в формировании районного банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении | до 15 сентября, до 20 января | социально-психологическая служба, классные руководители, специалист опеки и попечительства |
18 | Организация диагностической и коррекционной работы | по запросу | социально-психологическая служба, классные руководители |
19 | Организация летнего отдыха обучающихся и трудоустройства | март-август | социально-психологическая служба, классные руководители, Зам. дир. по ВР |
Этапы реализации программы:
1. 2018 – 2019 гг. – разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.
2. 2019 – 2020гг. – дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.
3. 2021 – 2023 гг. – организация деятельности всех пунктов программы;
май 2023 г. – анализ работы по программе, выявление результатов.
Используемая литература
- Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2016.
- Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
Приложения
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением родителей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 N 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 N 15 |
3 N 0 | II - дезорганизаторы | 15 N 0 |
N | III - особо трудные | N |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
- Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
- возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
- пропустите его: будет следующий;
- несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
- Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
- нет, вы вообще не ходите в походы;
- да, если они вам хоть немного симпатичны;
- неохотно, потому что это может быть утомительно.
- Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
- вовсе не пропадает;
- желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
- да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
- Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?
- вам нравится, когда это делают другие;
- вы бы с удовольствием к ним присоединились;
- нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
- Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
- ложитесь спать;
- пьете чашку крепкого кофе;
- долго гуляете на свежем воздухе.
- Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
- нужно побольше есть;
- необходимо много двигаться;
- нельзя слишком переутомляться
- Принимаете ли вы регулярно лекарства?
- не принимаю даже во время болезни;
- нет, в крайнем случае принимаю витамины;
- да, принимаю
- Какое блюдо вы предпочтете?
- гороховый суп с копченым окороком;
- мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
- пирожное с кремом или взбитыми сливками
- Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
- чтобы были все удобства;
- чтобы была вкусная еда;
- чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- семейные драмы;
- иное;
- не употребляю.
- Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
- В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
- Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
- Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
- 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
- 7,8 - хорошая;
- 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
- 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).
Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"
- Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
- Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
- Есть ли у тебя друзья, которые курят?
- Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
- Что такое наркотики?
Спросите себя:
- "Как я отношусь к своей внешности?"
- Нравится ли вам, как вы выглядите"
- Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?
"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
- дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курят
- употребляют спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как родители относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
- Подростки курят, чтобы "быть как все".
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
- В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
- Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
- Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
оллекция педагогического инструментария
Мотивы учения (анкеты)
Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)
Анкета №1
Порядок работы с анкетой.
Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.
Анкета – тест
Я учусь потому, что:
1) на уроках по _____________________________________________________
__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;
2) заставляют родители;
3) хочу получать хорошие оценки;
4) надо подготовиться к будущей профессии;
5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;
6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;
7) нравится узнавать новое;
8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________
__________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;
10) хочу больше знать;
11) мне приятно думать, соображать;
12) хочу быть первым учеником.
Обработка результатов
- Провести классификацию мотивов.
- Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.
- Пункт 1 – мотив благополучия
- Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный
- Пункты 6, 12 – мотив престижа
- Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению
- Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников
- По каждому ученику:
- Выявляют ведущие мотивы;
- Определяют их разнообразие
- Смотрят, какие мотивы преобладают
- Составляют план работы по формированию мотивации
Анкета 2 «Мотивация к успеху»
На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.
- Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.
- Когда я работаю, я все «ставлю на карту».
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем к другим.
- Я доброжелателен.
- Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
- Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.
- Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.
- Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.
- Препятствия делают мои решения более твердыми.
- У меня легко вызвать чувство честолюбия.
- Если я работаю без вдохновения, это заметно.
- Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.
- Я полагаюсь только на себя.
- В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
- Я не очень честолюбив.
- В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.
- Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.
- Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
- Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.
- Мои друзья считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.
- Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.
- Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,
- Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
- Я завидую людям, которые не загружены работой.
- Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.
Обработка результатов.
Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл
|
|
|
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.
Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов, однако можно использовать его и в 10 – 11-х классах
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
- Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
- Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
- Я очень люблю узнавать что-то новое.
- Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
- Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
- Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
- Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
- Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.
- Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
- Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
- Школа для меня, прежде всего место общения с друзьями.
- Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.
- Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
- Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
- Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
- Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
- Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
- Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
- Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
- Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.
- Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
- Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
- Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
- Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
- Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
- Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
- Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
- Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
- Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
- Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
- Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
- Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
- Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.
- Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
- Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
- Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.
- Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
- Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
- Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.
БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
1а | 1б | 2 | 3 | 4а | 4б | 4в | 5а | 5б | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец – шкала 1а 2 столбец – шкала 1б 3 столбец – шкала 2 4 столбец – шкала 3 | 5 столбец – шкала 4а 6 столбец – шкала 4б 7 столбец – шкала 4в 8 столбец – шкала 5а | 9 столбец – шкала 5б 10 столбец – шкала 6 11 столбец – шкала 7 12 столбец – шкала 8 13 столбец – шкала 9 |
- Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7
Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б
Шкала 12 – среднее по шкалам 4б и 5а
- Проводится анализ индивидуальных результатов.
- Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.
- Проводится анализ группового результата.
ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.
Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.
Опросник «Чувства к школе»
Класс___________ Ф.И._________________________________________
Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
1 | Русский язык | |||
2 | Литература | |||
3 | Иностранный язык | |||
4 | Математика | |||
5 | История | |||
6 | Природоведение | |||
7 | Физкультура | |||
8 | Труд | |||
9 | ИЗО | |||
10 | Музыка |
Анкета
Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»
- Тебе нравится в школе?
Нравится | Не очень нравится | Не нравится |
- Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться дома?
С радостью иду в школу | Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться дома | Хочется остаться дома |
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
Пошел бы в школу | Не знаю | Остался бы дома |
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Нравится | Не очень нравится | Не нравится |
- Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?
Хотел бы, чтобы задавали домашние задания | Не знаю | Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания |
- Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?
Хотел бы, чтобы остались все предметы | Не знаю | Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы |
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто | Редко | Никогда |
- Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие | Не знаю | Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие |
- У тебя в классе много друзей?
Много | Мало | У меня нет друзей в классе |
- Тебя нравятся твои одноклассники?
Нравятся | Не очень нравятся | Не нравятся |
Причины школьной дезадаптации
Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Различают два типа дезадаптированных учеников:
- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;
- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Для оценки причин дезадаптации пятиклассников к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»
Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.
После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.
СОЦИОМЕТРИЯ.
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.
Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).
Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.
Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.
Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.
«Серый» - безразличие.
«Синий»- спокойствие.
«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.
«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.
«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.
«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.
«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.
«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.
Социально-психологический тренинг «Навыки общения»
Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.
1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.
А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.
Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.
Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.
3. «Портрет».
Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,
т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.
Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.
4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.
Вопросы:
- Твоя любимая пословица или высказывание?
-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»
- Чем бы ты занимался охотнее всего?
-На что тебе приятнее всего смотреть?
-Что бы ты охотнее всего слушал?
-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?
Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.
5. «Прощание».
Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник стихов "Ветер перемен"
Какое ёмкое понятие вмещает в себя слово – Родина. Это и окружающая нас природа, и ласковые руки матери, и первая любовь, и добрая улыбка близких, подаренная при встрече. Это то чувство красоты ...
Сценарий Юбилейного концерта "Ветер перемен"
-Пусть никогда ветер не срывает двери с петель фантазии, музыки и творчества!-Пусть вокруг центра «Полярис» кружат только ветра радости, добра и надежды!- Пусть память хранит начало пути,-...
Ветер перемен Классный час по профориентации
Классный час по профориентации в 11 классе...

Свежий ветер перемен
Данная статья - об изменившихся функциях современного учителя, о новых формах организации обучения......

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «Ветер перемен» для обучающихся 7- 9 классов
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою иден...

программа Ветер перемен
В настоящее время в России наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрас...

