Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
статья (5 класс)

Ольга Владимировна Николаева

Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:






Программа

«Личный вклад педагога в совершенствование

методов обучения и воспитания»







                                                                                   




Введение

        В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        Современные ученики должны:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,

- умело применять знания на практике,

- самостоятельно критически мыслить,

- уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

                Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

        Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

        Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

        Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.

         Поэтому, передо мной как перед педагогом встаёт ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс обучения, чтобы дети активно включались в работу? Какие приёмы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей? Как сформировать интерес к предмету у ребёнка?

Приём активизации познавательной деятельности.

        Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

        Чаще всего я использую следующие ситуации, имеющие   активизирующий эффект:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения проблемы;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
    Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения

        Оно заключается в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации и поиске решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.

Результаты использования мною технологии являются:

-активная самостоятельная деятельность обучающихся;

-повышение интереса к урокам;

-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Технологии ИКТ

        Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков.

Результаты:

-развитие различных видов мышления;

-углубление межпредметных связей;        

-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

- обогащение содержания изучаемого материала.

Здоровьесберегающие технологии.

        Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.

 Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха

        С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.

Мониторинг интеллектуального развития

        Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости, независимая оценка качества образования.

        Воспитательные технологии -реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития);

-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения

обобщения);

        В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

  • Игровые технологии;
  • Проблемное обучение;
  • Технология коммуникативного обучения.

Проектные методы обучения.

         В своей работе широко использую метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.

Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

результат использования технологий

Активизация познавательной деятельности

Активное использование

Формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Исследовательские методы обучения

Методические приёмы

Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения;

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

- Создание и грамотное оформление творческих работ.

- подготовка презентаций,

- участие в сообществах по интересам,

- участие в онлайн конкурсах,

Проектные методы обучения

Методические приёмы

Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

        Для качественного использования методов и приемов мною пройдены курсы повышения квалификации по темам:

1.

1. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО №98828 «Преподавание иностранного языка в условиях реализации обновлённых ФГОС ООО и СОО» 02.10.2024 г.

2. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Ключевые направления и содержание воспитательной деятельности в школе» №83185 от 18.11.2022 г.

3. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» №74968 от 18.03.2022

4. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Коммуникативная компетентность учащихся в процессе формирования иноязычной культуры школьников» №71674 от 22.10.2021

5. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Предметы естественно-математического цикла: стратегии развития качественного образования» №73012 от 13.12.2021

6. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Детско-родительские отношения: общение без проблем» №67981 от 19.04.2021

7. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Работа с семьёй в целях профилактики противоправного поведения учащихся» №85556 от 22.02.2023

8. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Классный руководитель в сельской малокомплектной школе: актуальные подходы и технологии деятельности» №106741 от 24.10.2025

9. Повышение квалификации в АНО ЦДПО «Педагог К-21: совершенствование Soft skills» №24934 от 17.12.2021

10. Повышение квалификации в ФГБНУ «ИИДСВ» «Федеральная рабочая программа воспитания в общеобразовательных организациях» №73012 от 30.06.2023

11. Повышение квалификации в ФГБНУ «ИИДСВ» «Организация адресного социально-педагогического сопровождения семейного воспитания6 эффективные технологии и практики» №СПС/Со от 08.11.2024

12. Повышение квалификации в ООО «Учи.ру» «Коммуникации в образовании: профиль современного учителя» №005522 от 17.01.2023

Работаю над темой самообразования:

«Развитие творческих способностей в изучении иностранного языка в начальной школе».

Заключение

        Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература.

  1. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
  2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.

Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре родного края с использованием краеведческого материала...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...

Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"...

4.2. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

3.1.         Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Сегодня  всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую инфор...