Главные вкладки

    Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Лагвенкина Ирина Владимировна

    Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Pedsovet__noyabr_2006_g.doc119 КБ
    Office presentation icon Pedsovet_noyabr2006.ppt259 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Педсовет  ноябрь 2006 г.

    Выступление на педсовете зам. директора по УВР (И.В.Лагвенкиной)

    Слайд№1,2

    Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.  В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе.
           Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.                                                                Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.                                                        Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.                        Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей, ведущие к перегрузке и переутомлению учащихся.

    Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала и связанные с этим домашнее задание, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

    Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика Слайд № 3: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.                                Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с расписания уроков.        

    Выступление Томиной С.Е. Слайд № 4,5

                    В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. Сюда включены следующие аспекты работы:

    • Недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
    • Совершенствование воспитательной работы, улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей;
    • Оптимизация двигательного режима:

    1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

    2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

    Слайд № 6-10

    Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

    Именно в уроке воплощается отношение учителя к обновлению образования. А одним из мощных инструментов совершенствования урока является его анализ руководителем. В школьной практике существует достаточно много видов анализа урока. Каждый из них предусматривает свои целевые установки и содержание. Администрацией школы для наблюдения  в сентябре-октябре была выбрана экспресс-карта (слайд№11),  которая охватывает большой спектр вопросов и позволяет скорректировать методическую работу по тем направлениям, которые нуждаются в доработке.

    За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии». Слайд№ 12,13

                Технология в переводе с греческого – искусство.           

    Что касается педагогической технологии, то здесь перед исследователями имеется широкое поле деятельности для раскрытия этого понятия и разработки конкретных путей для применения их в конкретной практике.

                Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики. Изучение этапов формирования понятия педагогической технологии приводит к следующей последовательности: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, научная организация труда учителя и школьника, оптимизация  и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология.

      Администрация совместно с председателями МО посетили уроки с целью проверки работы учителя по использованию педагогических технологии,  предупреждения перегрузки и содействия укреплению здоровья школьников.        

    Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

    В этом году проведено микроисследование педагогов, родителей и учащихся   5 классов с целью предотвращения перегрузки и нормализации учебно-воспитательного процесса.  (Слайд № 14)    

    Творческая работа для учителей по определению времени. Требующегося на выполнение д/з уч-ся 5,6,7 классов              

    Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

    Слайд № 15

    а) усвоение изучаемого материала по учебнику.

            б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые  правила по языку, определение признаков делимости чисел  по  математике,  заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).

            в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике  и  другим предметам.

    г) выполнение творческих работ по литературе.

    д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.

    е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.

    ж)  выполнение  практических  и  лабораторных  работ  по  физике,  химии   и

    биологии.

    з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

              Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные  домашние задания. Они рассчитаны  на  преодоление  пробелов  в  знаниях  учащихся  по отдельным  темам,  на  усиление  тренировочных   упражнений   по   выработке практических  умений  и  навыков.  Кроме  того,  даются  задания  повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью  развития  их  творческих способностей  и  склонностей.   Существенное   значение   имеет   правильная дозировка объема  и  степени  сложности  домашних  заданий,  предупреждающая перегрузку учащихся. В частности, в  1-м  классе  их  выполнение  не  должно занимать более 1 часа, во 2-м - 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в  5-6-м классах  – 2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в  9-11-м  классах  –  3,5 часов.

            Школьная практика  показывает,  что  в  домашней  учебной  работе  учащихся   имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику  сбиваются  на  полумеханическое   чтение   изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части  и  не осуществляют  самоконтроль  за  усвоением   знаний.   Во-вторых,   недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее

    время, отсутствие твердо установленного  режима,  связанного  с  выполнением домашних заданий. Это приводит  к  поспешности  в  работе  и  поверхностному усвоению изучаемого  материала.  В-третьих,  выполнение  письменных  заданий многими   школьниками   осуществляется   без    предварительного    усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие  этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях,  но  и  не  осмысливают  той  связи,  которая   существует   между теоретическим  материалом   и   практическими   упражнениями.   Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Отдельные  учителя, стремясь к тому,  чтобы  учащиеся  больше  работали  по  их  предмету,  дают

    слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания,  но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению.  Указанные  недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных  занятий, рационализации  объема  домашней  работы  учащихся  и   более   пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения.

             Качество  и  культура учебного труда школьников по выполнению домашних  заданий  включают  в  себя соблюдение  и  выполнение  ряда  правил  и  требований,  основывающихся   на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной  деятельности по овладению изучаемым материалом.  

    Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения  знаний

    должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что  для  всестороннего осмысления и  прочного  усвоения  программного  материала  следует  вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени.  

    Только  при  этом  условии  в  памяти  остается "глубоко проторенный след",

    а знания сохраняются  на долгое время.

            Большое многообразие  и  сложность  правил  домашнего  учения  обусловливают необходимость проведения  специальной  работы  по  формированию  у  учащихся соответствующих  умений  и  навыков.  Школьникам  следует  помочь   овладеть

    умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных  и практических  заданий,  пользоваться  приемами   активного   воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим  работы   и отдыха.

    Заключение

    В образовании приоритетным является не только процесс получения

    учебной информации, но и формирование физически и умственно

    зрелой личности. Необходимо обеспечить внедрение образовательных

    технологий и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным

    особенностям учеников; не допускать учебных перегрузок школьников.

            Здоровьесберегающая педагогика еще только начинает свое существование в образовательном пространстве. Тесная связь учитель-ученик-родитель, комплексный подход к решению проблем, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса укрепляет школьный коллектив.

    Рекомендации педагогического совета по организации здоровьесберегающей деятельности в школе»: (Слайд № 16)

    1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
    2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
    3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

    Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

    Проект решения

    1. Педагогическому составу школы следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса.

    Отв.: зам. дир. по АХР Михайлова Е.В. комплектование школьной мебелью, ТСО (август)

    зам. дир. по орг. вопросам Томина С.Е. составление расписания и его гигиеническая оценка в соответствии с САНПИНом ( сентябрь, ноябрь, март)

    зам. дир. по УВР Лагвенкиной И.В. и Чернышевой О.П. контроль по нормализации учебной нагрузки ( в течение года)

    1. Производить коррекцию образовательно-воспитательного процесса с учетом состояния здоровья учащихся на основе новых пед. технологий. Отв. зам. директора по Здоровью  Тепленко М.В.  мед. работники школы ( в течение года)

    1. Обучать навыкам здорового образа жизни, бесконфликтного поведения на уроках и внеурочное время. Отв. председатели МО, зам. дир. по ВР Зайретдинова Н.А. ( в течение года)

    1. Повышать профессионализм работников, позволяющей в процессе деятельности на уроке  не допускать перегрузки учащихся. Провести семинары по теме:
    1. "Современный урок и здоровьесберегающие технологии"  отв. Лагвенкина И.В., Чернышева О.П. (декабрь)
    2. "Воспитание и проблемы ЗОЖ" отв. Зайретдинова Н.А. (март)
    3. "Внеурочная оздоровительная работа" отв. Тепленко М.В. (апрель)
    1. Вести целенаправленную работу ( день открытых дверей, родительские собрания, классные часы) по согласованности действий родителей, учителей и медицинских работников по охране и укреплению здоровья детей. Отв.: мед. работники школы, администрация, пед. коллектив школы (в течение года)

    1. В течение года проводить контроль по дозировке домашнего задания и его месте в реализации целей урока. Отв. Лагвенкина И.В. , Чернышева О.П. ( октябрь, декабрь, март по плану ВШК))

    Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов - «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п., специалисты связывают до 40% детского - подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

    Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день и в средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет - 9 - 10 часов в начальной, 10 - 12 в основной и 13 - 15 - в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2 - 2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным зрением, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от обмена и интенсивности учебной нагрузки.

    Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

    Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

    Опасность для здоровья этого состояния показал еще Г.Н.Сперанский. Согласно его исследованиям, если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомление. Уже тогда был разработан целый комплекс мер борьбы с чрезмерным утомлением.

    Физиологическая основа утомления - угнетение деятельности корковых центров. В дальнейшем торможение распространяется на подкорковые центры, угнетается сосудистая активность, затрудняется выработка условных рефлексов. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может стать хроническим. Особенно часто хронизация утомления происходит у одаренных детей. Ведь ранняя одаренность - это увлеченность, а люди, и особенно дети, плохо контролируют свои увлечения.

    Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

    Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся, - экзаменационный стресс. Особо пристрастное внимание к этому вопросу в этом году связано с введением в ряде регионов страны единого выпускного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование - уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний - очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося). Но встречающиеся плохие экзаменаторы - это не повод отменять саму процедуру экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицированных учителей - не повод закрывать все школы.

    Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

    I. Гигиенические условия, факторы

    1.1. шум

    1.2. освещенность

    1.3. воздушная среда

    1.4. размер помещений, кубатура

    1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

    1.6. используемые стройматериалы, краска

    1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

    1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

    1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

    1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

    1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

    1.12. состояние сантехнического оборудования.

    II.Учебно-организационные факторы

    (зависящие в большей степени от администрации школы)

    2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

    2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

    2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

    2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

    2.5. особенности устава школы и норм жизни школы

    2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы

    2.7. участие родителей учащихся в жизни школы

    2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

    2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

    2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

    2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

    2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    III. Психолого-педагогические факторы

    (зависящие в большей степени от учителя)

    3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

    3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

    3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

    3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

    3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

    3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

    3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

    3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

    3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

    3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

    3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

    3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

    Учителя не надо заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить технологиям, позволяющим построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников.

    Задача школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним ничего плохого не произошло, а подготовить его к самостоятельной жизни, создав предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это невозможно.

    Одним из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье учащихся - утрата интереса к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства школьников, уступая место привычной необходимости, а нередко отвращению к учебе. Это есть четкий индикатор качества работы учителя: плохой учитель не умеет заинтересовать учебой, а ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в стенах школы, частичку своего здоровья. А может еще и забирая его у учителя.

    Здоровьесберегающая образовательная технология – это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьясбережения.

     

    Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.

    Этот путь: "Учение с увлечением". Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию.

    Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, «школьных неврозов», вызванной чрезмерной умственной нагрузкой.

    Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

    Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.

    • игровые технологии;
    • технологию уровневой дифференциации;
    • технологию проектного обучения.
    • технология деятельностного обучения

    Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока.

    Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

    Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.

    При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (столам, рядам, командам), дополнительные индивидуальные занятия со отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).

    Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. В противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах и в средней школе, вводятся так называемые «динамические паузы», а также специально составленное расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами.

    Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. А ведь психологами доказано давным-давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения.

    Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Не требующее материальных вложений действие позволяет повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка.

     

    Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.

    Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога ведущего урок. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Выполняются физкультурные минуты, сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.

    Физкультурные минуты обязательно проводятся в начальных и средних классах. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Динамические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

    Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения.

    Хорошо дидактически «проработанный» урок – он же и самый здоровье ориентированный для всех его участников.

    Забота о здоровье школьников - это и контроль за нормами, и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.  

    Основой здоровье сберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

    • Учет возрастно-половых особенностей.
    • Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
    • Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
    • Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. К ним можно отнести:
    • Оптимальную плотность урока;
    • Чередование видов учебной деятельности;
    • Наличие физкультурной пуазы;
    • Наличие эмоциональных разрядок;
    • Правильная рабочая поза;
    • Положительные эмоции.

    Здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе № 1040

    Ступень

     

    Здоровьесберегающие технологии

     

    Первая

    • Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
    • Индивидуальность домашнего задания;
    • Проведение перед первым уроком зарядки;
    • Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки;
    • Проведение гимнастики для глаз.
    • Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;
    • Частая смена видов деятельности на уроке.
    • Развитие мелкой моторики руки;
    • Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
    • Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр.

    Вторая

    1. Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;

    2. Индивидуальность домашнего задания;

    3. Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки;

    4. Проведение гимнастики для глаз.

    5. Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;

    6. Частая смена видов деятельности на уроке.

    7. Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

    8. Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр.

    Третья

    • Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
    • Индивидуальность домашнего задания;
    • Частая смена видов деятельности на уроке.
    • Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
    • Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;

    Здоровье - это самый драгоценный дар, который даёт человеку природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие лёгкие, крепкие нервы, налитые силой мускулы. Общеизвестно, что "здоровый нищий счастливее больного короля" (А.Шопенгауэр) и что "беречь здоровье надо смолоду", а охранять - в течение всей жизни (русская поговорка). Известно также и то, что в России здоровье подрастающего поколения находится под угрозой, что за последние годы выросло число детей с хронической патологией и наметилась общая тенденция к увеличению заболеваемости формирующихся людей (данные Минздрава РФ). Фраза "здоровье подрастающего поколения прогрессивно ухудшается" стала за последние десятилетия хрестоматийной. Проблема здоровья детей, особенно школьного возраста, стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики, других социальных наук. Сохранение и укрепление здоровья детей для нашей страны - задача первостепенной важности, так как плохое здоровье не обеспечивает человеку ни достойной самореализации в социуме, ни счастливой жизни вообще.

     

    Ниже мы предлагаем некоторые характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим.

    1.        Выполнение рекомендаций СанПиНа:

    • требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
    • температурный режим помещения,
    • проветривание помещения,
    • уровень шума,

    •        место и длительность применения ТСО и др.

    2.        Динамическая организация урока:

    • физкультминутка,
    • дыхательная гимнастика,
    • глазная гимнастика,
    • кинезеологические упражнения,
    • поза учащегося во время урока.

    3.        Психологический подход при проведении урока:

    • учет индивидуальных особенностей учащихся,
    • учет темперамента учащихся,
    • умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),

    дифференцированный подход в обучении.

    4.        Психологический климат урока:

    • мажорность урока (эмоциональность),
    • проявление доверительного подхода к ученикам,
    • наличие на уроке эмоциональной разрядки,
    • создание ситуации успеха и др.

    5.        Некоторые педагогические знания и умения:

    • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
    • количество используемых на уроке методов, чередование методов,
    • плотность урока,
    • темп окончания урока,
    • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
    • умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
    • умение оценить уровень работоспособности.

    6.        Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

    • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

    постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

    Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

    Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

    «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

    Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

    Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

    Формирование здоровьесберегающей среды в школе через создание службы здоровья.

    Служба здоровья в школе - необходимость и возможность создания в условиях современных требований к образованию. Из опыта работы школы....

    КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

    Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....

    Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"

    Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"...