Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Любченко Наталья Григорьевна

Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovesberegayushchey_sredy_v_shkole.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей среды в школе.

                                                                       Н.Г. Любченко

               Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Воспитанию хороших здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращению детей в красоту слова и благородства поступка, воспитанию культуры внутреннего мира ребёнка. Воспитание волевых качеств характера, основ охраны здоровья, правильного отношения к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры- все это поможет развивать потребности в здоровом образе жизни.

          Современная общеобразовательная школа является одной из сред, способных наиболее активно влиять на сознание развивающейся личности ребёнка. Организация воспитания и обучения отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей педагогического, процесса, стало актуальным сохранение, укрепление и развитие здоровья в  процессе образовательной  деятельности учащихся и учителей. Этим обусловлено создание специальной службы здоровья в школе, введение специальных уроков здоровья в учебный план, формирование саногенного мышления детей и педагогов как основы здорового образа жизни современного человека.

         В практике российского образования существует несколько подходов к реализации здоровьесберегающих технологий.

  1. Создание физкультурно-оздоровительной концепции школы, которая

базируется на следующих положениях:

       - мотивация школьников на разрешение противоречия между имеющимся недостаточным уровнем здоровья и необходимостью его улучшения (или сохранения);

       - разработка организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса;

        - просветительская  и исследовательская работа, повышение компетенции учителя в области физкультурно-спортивного воспитания;

         - создание мониторинга «Изменение здоровья и мировоззрения ученика и родителей;

       - создание в школе и классе психологически комфортной атмосферы, предлагающей взаимоотношения детей и взрослых, детей друг с другом на основе дружелюбия и взаимопонимания; самореализацию личности через организацию разнообразной деятельности;

       - систематическое проведение медико-профилактической работы, обеспечение условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья школьников, профилактика заболеваний.

   2. Создание в школе здоровьесберегающей службы, обеспечивающей мониторинг состояния здоровья детей, пришедших в школу, коррекцию и профилактику физического состояния ребенка во время обучения.

   3. моделирование физкультурно-оздоровительного учебно-воспитательного процесса в классе.

          Задачи оздоровления образовательной среды могут быть реализованы путем проведения типовых мероприятий с учетом следующих аспектов:

   - воспитательного – создание и ведение паспорта здоровья;

   - обучающего–преподавание предмета «Здоровье и здоровый образ жизни»;

    - оздоровительного – занятия на уроках физической культуры, проведение оздоровительных пауз во время уроков, ведение спортивных секций, проведение недель  здоровья;

   - психологического–мониторинг психического состояния учащихся, выработка рекомендаций по комплектованию ученических коллективов, подготовка авторских развивающих и коррекционных программ.

          Кроме того, необходимо обеспечить школьников полноценным питанием, оформить соответствующим образом классные комнаты и школу в целом, мотивировать учащихся к соблюдению правил гигиены. В учебно-воспитательном процессе физкультурно-оздоровительной направленности должны быть представлены направления, которые соответствуют компонентам здоровья человека (физическому, психическому, социальному)

           Первым этапом реализации здоровьесберегающих технологий является формирование мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса на физкультурно-оздоровительную деятельность. Это достигается последовательностью трех шагов:

     - предварительная подготовка;

     - планирование;

     - проведение конкретного мероприятия.

           На данном этапе предусмотрен сбор информации о состоянии здоровья каждого члена коллектива, ее анализ, систематизация сведений по проблеме здоровьесбережения и ее решению в школах нашей страны.

          На втором этапе организации учебно-воспитательного процесса физкультурно-оздоровительной направленности формируется организационно-методическое обеспечение здоровьесбережения. Необходимо определить физкультурно-оздоровительный потенциал содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима дня. Любой учебный предмет включает материал, который каким-то образом связан с сохранением здоровья. Задача учителя заключается в том,  чтобы проанализировать физкультурно-оздоровительные возможности учебного курса, методов и приемов обучения, материальной базы.

          Основной задачей физкультурно-оздоровительной педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы избежать переутомления.

Такие условия удобно представить, разделив их на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.

        Внутрисредовые. Сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников обеспечивается, если учитываются восемь основных моментов школьной жизни:

  • продолжительность урока;
  • продолжительность учебного дня и учебной недели;
  • организация самого урока;
  • расписание урока;
  • перемены;
  • экзамены;
  • общественно полезный труд школьников;
  • каникулы.

      Внешнесредовые. На здоровье, а как следствие, и на работоспособность учащихся большое влияние оказывает воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.

        Кроме уже названных факторов, можно выделить так называемые «желательные», которые не являются необходимыми, но дополняют и расширяют возможности оздоровления в учебно-воспитательном процессе: фонтан для обеспечения и регуляции влажности воздуха, вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель для поддержания адекватного температурного режима зимой, игровая комната, которая служит для релаксации, люстра Чижевского для ионизации воздуха, ведение уроков с учетом биоритмов, подвижная поза на уроке.

     Психологические.

  1. Положительные эмоции;
  2. Взаимоотношения ученика и учителя;
  3. Образ учителя.

      Организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной направленности педагогического процесса также включает:

  • программы для физкультурно-оздоровительной деятельности

членов классного коллектива (рекомендации по здоровьесбережению для детей, родителей на основе ведения паспорта здоровья, индивидуальных карт по физическому воспитанию);

  • учебные программы и методические разработки, созданные

педагогами;

  • положение о деятельности специальных служб (здоровьесберегающей,

психологической, медицинской) как единого здоровьесберегающего сектора;

  • методику оценки степени здоровья учащихся и учителей (тетради

здоровья, индивидуальные карты по физической культуре, анкетирование членов семьи);

  • методику психологической диагностики в комплексе с

психологическим проектированием умственного развития детей (диагностика тревожности, самооценки, психологического климата в коллективе, развития интеллектуальной сферы);

  • методику диагностики педагогического процесса.

Формирование у учащихся потребности в физическом

совершенствовании и развитии здоровья может реализоваться только через комплексной подход, соединяющий в себе социальные и педагогические аспекты решения проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка в современной школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

управление развитием здоровьесберегающей среды в школе

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,  выбора об...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Принципы и задачи здоровьесберегающей среды в школе

Здоровьесберегающая деятельность педагога Каждый учитель должен учитывать базовые потребности учащегося. Потребности делятся на группы:1.Самоактуализация (уважение к себе).2.Потребность в уважени...

Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.

Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы....

родительское собрание "Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды в школе"

родительское собрание, на котором рассматривались вопросы здоровья, формирования потребности в правильном питании...

Подпрограмма по спортивно-оздоровительной работе общешкольной программы «Здоровьесберегающая среда в школе»

Подпрограмма по спортивно-оздоровительной работеобщешкольной программы«Здоровьесберегающая среда в школе»...