Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"
элективный курс (11 класс) по теме

Купчик Ольга Николаевна

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_upravleniya_pedkollektivom.rar1.66 МБ

Подписи к слайдам:


МОУ « Средняя общеобразовательная школа №22»

Психологические аспекты управления педколлективом : достижения и проблемы

Зам. директора по УВР- Купчик Ольга Николаевна

..когда мы правильно оцениваем нашу силу и совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать для достижения нашей доброй цели. С другой стороны, зная свои недостатки и немощь, мы видим, чего должны избегать. В. Спиноза

«Святая наука –
расслышать друг друга».
Булат Окуджава

Цель: систематизировать компоненты и принципы деятельности управленческой системы педколлективом МОУ №22, выявить проблемы.

Директор школы №22




Педагогический совет

Зам. директора по начальным классам

Зам. директора по УВР

Зам. директора по воспитательной работе

Зам. директора по хозяйственной части

НОУ

Попечительский совет

Школьный ученический совет

Техничес-кая служба

Учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»

Проблемно творческие группы и временные творческие группы

МО учителей начальных классов

МО учителей математики,физики, информатики

Проектные семинары учителей филологии




Проектные семинары учителей естественного и гуманитарного цикла




МО учите-лей труда и ИЗО,технологии

МО клас-сных руко-водителей

МО учи-телей физ-культуры,ОБЖ

Методический совет

Медицинск служба

Библиотечн служба

СППС

Психолого-педагогический

консилиум







Управляющий совет

совет

Линейно-функциональная (иерархическая) структура управления

Различные уровни участия коллектива школы в инновационной деятельности составляют своеобразную иерархию:

Первый уровень участия достигается в том случае, когда прилагаются усилия для улучшения общения и межличностных отношений сотрудников в условиях образовательного процесса. При этом коллектив выступает как относительно пассивный субъект соучастия.

Второй уровень осуществляется тогда, когда сформировано активное участие коллектива школы в повышении качества образования в данном образовательном учреждении.

На третьем уровне коллектив рассматривается как партнёры в управлении образовательным процессом учреждения. На третьем уровне участия коллектива в управлении возникает проблема риска соучастия. Он связан, с одной стороны, с возрастанием требований учителей к разделению власти в школе, повышению их вклада в различные сферы управления, с другой стороны, с отсутствием соответствующих профессиональных знаний, неадекватной положению учителя ответственности за результаты деятельности школы в целом.

Участие коллектива образовательного учреждения в инновационных процессах.

Коллектив школы №22 находиться на первом уровне участия, уверенно продвигаемся ко второму уровню

Характеристика АА

Кол-во: 5 человек

Средний возраст: 49 лет

Образование: высшее

Основной тип темперамента:4 чел ( сангвиник), 1 ( флегматик)

Основа функционирования управленческой структуры- административный аппарат

Компетенции и качества администрации

Информационная

Предметно- методологическая

Коммуникативная

Способность к оригинальным решениям

Потребность в самовыражении

Интуиция

Воображение

Четыре основных правила работы АА

Заботься о конфиденциальности всего происходящего во время планерки АА

Имеешь право высказывать свое мнение по любому вопросу.

Не критикуй не предлагая

Не позволяй незначительной размолвке разрушить хорошее отношение

Функции управления

Планирование

Организация

и обучение

Мотивация

Контроль

Психолого- педагогическое
самообразование ( обучение)

Базовые компоненты управленческой деятельности АА МОУ №22

Программно-целевой подход в управлении (логика поэтапного действия: формирование «дерева целей», разработка адекватной исполняющей программы)

Управленческая эмпатия ( способность членов АА проникать в духовный мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения )

Управленческая рефлексия ( способность видеть самого себя глазами своих подчиненных и опережающе определять их реакцию на свои прогнозируемые действия).

Оптимальный мотивационный комплекс (совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении: ВМ » ВПМ » ВОМ, где ВМ — внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ — внешняя положительная мотивация (через поощрение, «пряник»), ВОМ — внешняя) отрицательная мотивация (через наказание, «кнут»).

Программно-целевая психология управления (теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе: а) целеполагании б) мотивации в) обратной связи по результатам управленческой ' деятельности )

Процесс реализации управленческих полномочий через

Создание ситуации критической самооценки (педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ уроков и т.д)

Создание ситуации делегирования инициативы (управленческие процедуры, при которых управленческая идея превращается в конкретную форму инициативы членов коллектива)

Создание ситуации установки (интериоризация* членами коллектива предписываемой им роли и формирование состояния внутренней готовности к соответствующему действию или адекватному восприятию управленческой информации)

Создание организационно -деятельностной ситуации («погружения» коллектива в процесс «выращивания» нового опыта или перестройки позиции по своеобразному сценарию)

*формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности




Учет психологических закономерностей управленческой деятельности

Закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур (визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты)

Закон неадекватности отображения человека человеком ( любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т.п.)

Закон неадекватности самооценки.

Закон расщепления смысла управленческой информации (Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления.)

Закон самосохранения (ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.)

Закон эскалации конфликтогенов получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду.

Типы подчиненных

Со скрытыми

планами

Ломака




Ударник

Нытик







Миротворец







Трудный

Рассказчик

Доводчик

Наставник

Типы

подчиненных

Наиболее

конфликтный

тип

Классификация конфликтных педагогов

Первый, наиболее распространенный тип "трудного" учителя - НЕКОНТАКТНЫЙ

Второй тип трудного учителя - "БУНТАРЬ".

Третий тип "трудного"-НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ, разболтанный учитель

Конфликтные ситуации в школе

Неэффективная организация труда учителей;

Проблема внутреннего состояния учителя;

Несбалансированность неформальных и формальных отношений в школьном коллективе;

Повышенный эмоциональный тонус, приводящий к снижению роли интеллектуального компонента участников конфликта;

Стрессонасыщенность взаимоотношений педагогов и администрации школы, связанная с постоянным оцениванием и контролем их профессиональной деятельности;

Недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;

Нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;

Диада « Учитель- учитель или руководитель»

Наличие конфликтных личностей в нашем педколлективе ( самооценка)

Педколлектив-45 человек

Опрашивалось -30 человек

Результат:

Конфликтные-32%

Пограничная позиция-20%

Не любят конфликтов- 48%

в %

Принципы эффективной деятельности АА

Системности (принцип иерархичности целей)

Результата

Направленности

Ответственности

Опережающего лидерства

Высшей эффективности (стоимости и достаточности)

Сотрудничества

Психологические аспекты и сущность управленческого контроля

Контроль является совершенно необходимым по таким причинам:

Исчезает неопределенность

Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации.

Выявляются не только и не столько ошибки, сколько успехи

…есть только одна задача выше рангом контроля — постановка целей. В. Зигерт

ПРОБЛЕМА- удержаться от крайностей при осуществлении контроля

1. Воспринимайте контроль не как вид воздействия на вашего подчиненного, а как вид взаимодействия с ним, в котором нуждаетесь вы оба.

2. Контроль есть взаимодействие между людьми на основе знания реального положения вещей и для знания реального положения вещей. Осуществляя его, полезно задавать себе два предварительных вопроса:

а) Знаю ли я реальное положение вещей (не ввели ли меня в заблуждение по поводу того, как идут дела).

б) Как лучше построить взаимодействие с тем (теми), кого я контролирую?

Желаю оптимизма и перспектив:

Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что все будет хорошо, а на убеждении, что не все будет плохо.

Ж. Дютур

В нашей жизни не столько важно положение, в котором мы находимся, сколько направление, в котором мы движемся.

О.Холмз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Создание благоприятного морально - психологического климата - важное условие достижения высокого качества образования"

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным услови...

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту".

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка  высоту"....

«Психологические аспекты успешности публичного выступления учащегося - инструменталиста»

    Работая над индивидуальной программой с каждым учащимся, преподаватель стремится к максимально высокому уровню исполнения учеником выученных произведений. На достижение этой цели ...

Презентация на тему:"Психологические аспекты педагогического общения"

В презентации рассказывается о некоторых моментах позволяющих педагогу лучше понимать обучающихся и эффективнеее с ними взаимодействовать....

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...

Выступление на родительском собрании "Психологические аспекты агрессивного поведения детей и подростков"

На основе изучения уровня агрессивности детей и подростков 4-9 классов . (Таблица результатов изучения различных видов агрессии у детей и подростков в данном материале отсутствует)....

Выступление на педсовете на тему: Психологические аспекты в работе преподавателя

Выступление на педсовете 31.10.2022г. Презентация "Психологические аспекты в работе преподавателя"...