Экспериментальная ( инновационная ) деятельность МОУ « СОШ № 26»
статья по теме

Данный материал представляет собой анализ деятельности школы по здоровьесбережению за 2010 - 2011 у.год  год в рамках опытно – экспериментальной работы муниципального уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Eksperimentalnaya_deyatelnost_shkoly.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

                        Экспериментальная ( инновационная ) деятельность МОУ « СОШ № 26»

        Раздел  отчёта

             содержание

1

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №  26»

2

Тема опытно – экспериментальной работы

« Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс»

3

Уровень площадки

Муниципальный

4

Период  реализации эксперимента

2009 - 2014

5

Текущий этап реализации программы ОЭД

формирующий

6

Участники ОЭД

Ильина В.В, директор школы – руководитель проекта;

Петрова Е.А. зам.директора по ВР – координатор проекта;

Кулемякина С.В, психолог – отв. за психолого  - педагогическую направленность проекта;

Малышева Т.А. школьная медсестра, отв за медицинское сопровождение проекта;

Красильников В.П. Воробьёва И.в. учителя ФЗ отв.за физкультурно – оздоровительное направление эксперимента;

Кл.рук 1 – 11 классов

7

Полученные результаты

7.1 Разработанное методическое обеспечение ОЭД

Программа «Система здоровьеформирования учащихся 1 – 11 классов в условиях  МОУ « СОШ № 26» г.Балаково.

Программа « Профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся  МОУ “ СОШ № 26»

При разработке проекта учитывались:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- существующие подходы к созданию здоровьесберегающй среды в общеобразовательных учреждениях.

В качестве нормативно-правовых, научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются:

- Конвенция о правах ребенка

- Закон РФ «Об образовании»

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  утвержденная приказом  Президента Российской Федерации Д.Медведевым № 271 от 04 февраля 2010 г.

Вайнер Э.Н. «Формирование здоровьесберегающей среды в системе образовательного учреждения». Валеология. 2004г., Борисова И.П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе». Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005г.,

 Цветкова Н.И. «Педагогические инновации и здоровье их участников: опыт решения проблемы». Экологическое образование. 2006г.

Школьным психологом проводились исследования особенностей адаптации , условиям обучения и учебной нагрузке, а также исследования эффективности проводимых  профилактических, лечебных мероприятий;

в рамках определения психологического комфорта и микроклимата класса в образовательном процессе была проведена диагностика эмоционального фона учащихся 5 – 6 классах;

среди учащихся 4 - 6 проведена диагностика, направленная на выявление и установление личного режима дня;

  выявление групп риска 1 – 11 кл. Результаты психолога-педагогического мониторинга;

мониторинг среди учащихся начальных классов «Самооценка гигиенического поведения».

  В феврале 2010 года было проведено анкетирование родителей учащихся 4 - 5 классов с целью здоровьесбережения.  Была составлена анкета, представляющая собой краткую характеристику социального положения, питания, физического здоровья каждого учащегося. В анкету были включены 17 вопросов, каждый ответ, на который является значимым для педагога – классного руководителя. Анкета заполнялась родителями учащихся. 

Разработана ознакомительная анкета для учителя от родителей по особенностям физического и психического здоровья ребенка.

 Анализ анкетирования родителей учащихся «Изучение психологического климата в классе» 

Кл.рук проводились исследования:

         Выявление интересов учащихся с помощью анкетирования «Хобби и увлечения»,  составление сводной таблицы занятости детей во внеурочное время.

·         Распределение детей по группам здоровья.

·         Обработка данных по заболеваемости в осеннее время.

·         Анкета для родителей «Моя семья».

·         Анкета для родителей «Физиологическое состояние ребенка».

·         Анкетирование учащихся «Просмотр телевизора».

.         Анкета для родителей «Режим моего ребенка».

·         Ознакомительная анкета для учителя от родителей по особенностям физического и психического здоровья ребенка.

·         Анкета «Социальный статус класса»

          Анкеты для учащихся «Лидер класса», «Обида».

Опросник для изучения отношения родителей к проблеме здоровьесбережения

7.2 Информация о проведённых в рамках ЭП мероприятиях

В начале учебного года каждый кл.рук составил  паспорт здоровья с указанием диагнозов часто встречающихся у детей заболеваний, мероприятия по профилактике травматизма, охват горячим питанием, план проведения мероприятий по сохранению и укрепления здоровья, работа с родителями по данному направлению.

Проводился мониторинг здоровья уч – ся, проведение прививок как плановых , так и против гриппа, конкурс медицинских бюллетеней  по профилактике СПИДа, наркотиков, табакокурения, проведение родительских собраний, совместных лекториев с родителями по ОЗОЖ, разработка памяток и рекомендаций для уч – ся и их родителей по профилактике гриппа и ОР, организация горячего питания, осмотр у стоматолога).

Было продолжено проведение физкультурных и оздоровительных минуток, дыхательной гимнастике, гимнастики для глаз, организация двигательной активности на переменах, проведение спартианских игр, весёлых стартов, соревнований по волейболу, мероприятия, приуроченные к 23 февраля, 66й годовщине Великой Победы, соревнования по рукопашному бою, совместные спортивные мероприятия с учащимися кадетских классов МОУ СОШ № 16,участие в муниципальных и городских соревнованиях по футболу, волейболу, в  легкоатлетических кроссах .

Также продолжалось проведение дней безопасности по средам, участие уч – ся  в соревнованиях по пожарно – прикладным видам спорта, работа отрядов « Юный пожарный», « « Юных инспекторов дорожного движения», тренировочные эвакуации,  проведение Дней Защиты детей, встречи с выпускниками курсантами ВВУ, академии ГПН, МВД, встречи с работниками МВД, ГИБДД, МЧС, работа клуба « Патриоты России», чтение лекций по пожарной безопасности в близлежащих дошкольных учреждениях, проведение мероприятий для учащихся школ города на базе кадетских классов.

Велась социально - педагогическая профилактика по раннему выявлению и предупреждению по фактам употребления уч – ся алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ, социально – психологическое консультирование, организация методической работы).

В школе создана достаточно благоприятная социальная среда, которая позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, ОФП, лёгкой атлетике, тренажерного зала.

Учитель физкультуры Красильников В.П. проводил занятия с учащимися  специальной медицинской группы (на основе оздоровительной гимнастики).Целью которой, является создание условий мотивации учащихся. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

-увеличение двигательной активности;

-профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.                                                                          

Соблюдались гигиенические нормы к объему учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;  

 Нормирование нагрузки  дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);                                                                                                                                

Занятия активно-двигательного характера: введены  динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметом.                                                                                                                                                                                 В результате многолетней работы педагогического коллектива по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:        

  -оптимальные гигиенические условия в классе;

 -средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

- разнообразие видов, форм и методов преподавания;

- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;

- место и длительность применения технических средств обучения;

- физкультурные минутки и оздоровительные паузы;

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- психологический климат на уроке;

- темп и особенности окончания уроков.

Физкультурно-оздоровительная служба. Направляла свою работу на рациональную организацию двигательного режима школьников и способствовала нормальному физическому развитию и повышению адаптивных возможностей детского организма. В режиме учебного дня проводились следующие мероприятия:

- Физкульт - минутки и паузы на уроках;

- Музыкально подвижные игры на перемене ;

  -  Занятия в тренажерном зале, благодаря которым снималась статическая нагрузка и корректировались личностные качества детей.

 Работа медицинской службы.

Включала в себя организацию диспансеризации и профессиональных осмотров, привитие детей от инфекционных заболеваний, медицинский осмотр учителей, санитарно-просветительская работа( медик Малышева Т.А.), стоматологическая помощь(врач поликлиники№2 по графику). Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствие с регламентациями СанПиНов . Наличие в школе медицинского кабинета давало возможность для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам медсестрой. В школе соблюдались санитарно гигиенические эпидемиологические правила и нормативы.

 Служба здорового питания

Школьная столовая обеспечивала учащихся полноценным горячим питанием в соответствие с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак и обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников посещать школу с группой продлённого дня , заниматься в кружках, секциях.

 Психолого-педагогическая служба.

Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности психолом нашей школы  Кулемякиной С.В. применен «Тест школьной тревожности Филипса».Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблема загруженности ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую загруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12-13 лет. При благоприятных условиях и социальной поддержки со стороны окружения, эти дети будут испытывать социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки  знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате в школе. 

 Внеклассная  –просветительская работа по пропаганде ЗОЖ.

В каждом классе один раз в месяц классный час посвящается темам по программе «Здоровье».

Традиционно в школе проводятся  мероприятия и акции по пропаганде ЗОЖ, Дни здоровья, спортивные соревнования.

В рамках реализации мероприятий спортивно – оздоровительного направления были проведены :        

- Акция ,посвященная Международному « Дню отказа от курения»,

- Распространение листовок с обращением к сверстникам о приоритетах ЗОЖ;

-Выставка  плакатов, листовок  с пословицами, афоризмами выдающихся людей о вреде курения;    

- Классные часы : «Пагубное влияние курения на здоровье»;                                              

- Анкетирование учащихся;

В течение года велась совместная работа с медицинскими центрами города  

МУЗ « ЦМП» « «Брак и семья», беседы с учащимися 9, 11 классов об особенностях вступительных экзаменов).

Степень выполнения программ ОЭД

Сентябрь

- знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся( 1 – 11 кл);

- создание карты индивидуального развития ребёнка, её корректировка;

- проведение месячника противопожарной безопасности (1 – 11 кл)

- санитарно – просветительская работа по гигиене и половому воспитанию( 1 – 11);

- единый кл.час « Здоровье подрастающего поколения»  (применение современных технологий оздоровления)( 1 – 11кл)

-  проведение тестирований и анкетирований, выявление уровня тревожности и адаптации учащихся - каждый месяц

- работа спортивных секций, участие в городских соревнованиях ( 1 – 11) каждый месяц

- работа с детьми, проживающими в «социально – опасных семьях», в  семьях  «группы риска» , выявление данных семей по микрорайону – каждый месяц

- выявление подростков склонных к употреблению алкоголя и табачных изделий  – каждый месяц

- работа участкового инспектора ПДН по пр - ки  употребления алкоголя и табакокурения – каждый вторник 

- решение педагогических и психологических аспектов проблемы преемственности в системе детский сад – начальная школа – основная школа;

- осуществление контроля комплектования 1, 10 классов

- экспертиза качества уроков физической культуры в условиях реализации концепции развития школы( в течение года);

- оздоровлении е детей в ГПД( каждый месяц);

- знакомство педагогов  с новыми методами и научной литературой по вопросам здоровья(каждый месяц);

Октябрь

- просветительская работа лекторской группы « Гражданин» по гражданско – правовому направлению -  раз в четверть 

- единый кл.час « Скажем терроризму нет» (меры по противодействию терроризму) ( 1 -11кл);

- тематические беседы по пр – ки дорожно – транспортных проишествий( 1 – 11кл );

- акции « Сделаем школу красивой», « Чистый микрорайон»- в течение  уч. года

- оздоровление детей и организация отдыха детей в каникулярное время ( в течение каникул)

Ноябрь

- Мероприятия, посвящённые международному Дню против курения (5 – 11)

- изучение тревожности уч – ся ,

- подготовка мероприятий, приуроченных ко Дню борьбы со СПИДом( 5 – 11)

- совместная просветительская работа с центрами  мед. профилактики  (1,4,8,9- 11кл) и  «Брак и Семья»  (9 – 11), наркодиспансера ( 7 – 11) – согласно плану совместной деятельности;

декабрь

- мероприятия, приуроченные к Международному Дню инвалида, (1 -11)

- проведение мероприятий  по профилактике дорожно – транспортных происшествий

 - проведение общешкольного род.собрания по данной тематике с привлечением специалистов мед.центров, ЦСРН « Забота»,  «Семья».

Январь

- конкурс проектов и презентаций « Правильное питание»  и участие в муниципальных конкурсах по данной тематике;

- проведение круглого стола ДШО « Пионер»с привлечением специалистов правоохранительных органов по профилактике употребления и распространения алкоголя и наркотических веществ

февраль

- проведение единого тематического кл.часа «Правила поведения на объектах транспорта» ( 1 – 11);

- проведение спортивных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества;

- Участие в муниципальном конкурсе « Ледовые старты»;

- Участие во 2м слёте « Юных помощников милиции»

Март

- проведение Дня здоровья;

- анкетирование уч – ся по пр – ки дорожно – транспортных происшествий  «Служба трёхглазки»;

- Участие в муниципальном конкурсе юных помощников милиции  «Безопасное колесо»

Апрель

-  операция « Безопасное колесо»( 1 – 7 кл);

- проведение конкурсных сочинений и рефератов по пр – ки и причинам дорожно – транспортного травматизма;

- проведение Дней экологической безопасности, посвящённых Международному Дню Земли;

- проведение месячника по благоустройству территории ( 1 – 11кл)

май

- Акция « Внимание, дети»;

- День Защиты детей спортивный праздник;

- подготовка к работе летних оздоровительных площадок;

- сбор информации о летней занятости уч – ся школы

-  осуществление контроля комплектования 1, 10 классов

В течение учебного года проводились родительские собрания по темам: «Режим дня для часто болеющих детей»; «Закаливание ребёнка дома»; «Вредные привычки у родителей: курение, употребление алкоголя – и их влияние на детей»; «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей»; «Пропаганда ЗОЖ в семье»; «Профилактика простудных заболеваний» и т.д.

7.3 Сведения о повышении квалификации  сотрудников ОУ по тематике ОЭД

С 4 мая по 6 мая 2009 года коллектив МОУ « СОШ № 26» прошёл обучение по теме « Использование здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе ОУ» в объёме 24 академичских часов на базе ГОУ ДПО « СарИПКиПРО»

8

Презентация результатов ОЭД( инновационной деятельности) в профессиональном сообществе

О необходимости применения «здоровьесберегающих технологий» в процессе обучения (Буколова С.А.).http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/ZdorSbTeh.htm

 Беседа по правилам дорожного движения с учащимися младших классов (для лекторской группы класса ЮИДД ). (Шайдурова Е.А.) http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/uchdorzn.htm

Развитие речи младших школьников. (Орловой О.В.)http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/razvrech.htm

Строим дом своего здоровья. (Погодина М.В.) http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/pptstrdom/default.htm

Кружок «Валеология». (Момот О.Н.) sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/pptvaleol/default.htm

«Мы выбираем здоровый образ жизни». (Погодина М.В.)

http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/zdobrjzn.htm

9

Вывод

Считаем, что задачи, поставленные в ходе реализации опытно – экспериментальной деятельности выполнены полностью. Создание  здоровьесберегающей  среды в нашей школе позволяет каждому ребенку  получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Организация и сопровождение инновационной деятельности на примере темы опытно – экспериментальной работы в организации.

Современный мир находится на информационной стадии развития, цивилизованное общество уже невозможно представить без компьютеров, телефонов, гаждетов, интернета. Тенденции информационного развити...

Инновационная деятельность/экспериментальная деятельность.

Инновационная деятельность/экспериментальная деятельность.Моя педагогическая работа в качестве учителя математики и классного руководителя предполагает:*стремление привести свою работу в соответствие ...

Инновационная деятельность/экспериментальная деятельность

Инновационная деятельность 2017, 2020 год- Диплом эксперта VII регионального чемпионата «Молодые профессионалы World Skills Russia» «Физическая культура, спорт и фитнес&raq...

Участие в экспериментальной и инновационной деятельности и/или руководство данной деятельностью.

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования.С...

4.1.4. Результаты участия в проектной, экспериментальной (инновационной) деятельности, в работе экспериментальной региональной площадки

Документы, подтверждающие результат личного участия педагога в разработке и представлении продуктов проектной, экспериментальной (инновационной) деятельности...