Учебно-исследовательская деятельность школьников
методическая разработка на тему

Ширшина Наталья Владимировна

 Методические материалы по теме "Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Факультет общего образования

Кафедра управления образованием

Управленческий проект на тему

 

Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие»

через учебно - исследовательскую деятельность

Выполнен слушателем курсов №7

ШИРШИНОЙ Н.В.,

заместителем директора ГООУ Волгоградской

санаторной школы-интерната «Созвездие»

Волгоград, 2011

    Актуализация.

    Экономический кризис ставит перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего - это задача повышения национальной конкурентоспособности, то есть большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности. Именно система создания, передачи и использования новых знаний, т.е. интеграция образования и науки способна обеспечить необходимый результат.

Важно, чтобы наша школа стала передовой площадкой в части современных информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Современное качество образования неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям - как экономическим, так и социальным.

В общем образовании главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию. В том числе: … «поиск и сопровождение талантливых детей на всём пути становления их личности…»

Проблема.

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Важно выявить сферу его талантливости. Поэтому в школе необходимо создать систему ежегодного мониторинга, на основании которого  предлагать учащимся различные эвристические пробы по выявлению и развитию своих способностей, чтобы построить систему развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

В настоящее время творческий потенциал ребёнка в ГОУ «Созвездие» может быть реализован в учебно-исследовательской деятельности, в журналистике, поэзии, ИЗО, вокале, хореографии, театральной деятельности, прикладных ремёслах. Целый штат педагогов дополнительного образования помогают учащимся раскрыть свои творческие способности в художественно-эстетическом направлении. Существуют авторские программы ПДО, которые реализуются в урочной (МХК, театр, музыка, ИЗО) и внеурочной деятельности (студии прикладных ремёсел, ИЗО, театра, хореографии).

Недостатком работы является отсутствие системы по созданию условий для роста интеллектуального потенциала учеников. Хотя работа по данному направлению в школе проводится. В ГОУ «Созвездие» много опытных учителей, которые средствами урока и внеурочной деятельности проводят работу по учебному проектированию, формированию навыков исследовательской деятельности, дополнительно занимаются с учениками с повышенным уровнем обучаемости. Необходимо привести данные виды работы в систему.

Цель проекта:

создание программы " Реализация творческого потенциала учащихся ГОУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность".

Учебно-исследовательская деятельность как фактор, интегрирующий учебно-воспитательный процесс в единую систему, объединяющий ученых, учителей, учащихся, позволит решать школе следующие задачи:

  • достижение учащихся уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности;
  • самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учебной деятельности исследовательского характера;
  • овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;
  • обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности как фактор обогащения образовательной среды;
  • интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, учащихся в создании единого ценностного пространства;
  • создание условий управления качеством образования, способствующих формированию модели личности выпускника школы.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся ГОУ «Созвездие» включает три составляющих:

I.        Базисная - ученик знает;

П.        Адаптивная - ученик умеет, оценивает, выбирает;

III.        Ценностная - ученик проецирует.

Принципы активности, мотивированности, целостности реализуются через единство обучения и воспитания, где деятельность является актом свободного выбора и создает позитивно - ценностное личностное приобретение.

Воспитание социально-компетентной и свободной личности реализуется через обучающий и воспитательный модули.

Обучающий модуль расширяет когнитивное поле, развивает мышление, интеллектуальный потенциал, способствует формированию мировоззрения, метазнаний, методологической компетентности и готовности к осознанному выбору профессиональных предпочтений.

Воспитательный модуль представляет собой воспитательное пространство, включающее педагогический процесс, внеаудиторную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение в учебном пространстве ГОУ и за его пределами.

В учебно-исследовательской деятельности учащихся школы  ученик занимает субъектную позицию, реализующуюся в совместной деятельности субъектов: «учитель - ученик», «ученый - учитель - ученик» или в тьюторской группе.

Условия для реализации проекта:

  1. Переход на систему обучения по индивидуальным учебным планам в старших классах. Создание нелинейного расписания.
  2. Расширение выбора элективных курсов в рамках профильного обучения на старшей ступени.
  3.   Усовершенствование системы предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Расширение пространства опыта, эвристических проб, социальных практик.
  4. Создание системы тьюторской работы с детьми, имеющих повышенный уровень обучаемости, (с привлечением учёных из вузов).
  5. Внедрение в практику работы всех учителей метода проектного обучения.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое: утверждение должности «педагог-тьютор», научный консультант.

Методические: повышение квалификации педагогов-тьюторов через постоянно действующий семинар «Тьюторская работа в школе» и курсы ВГАПК РО. Методическая учёба персонала по темам « Проектная и исследовательская деятельность школьников», «Создание условий для развития креативных качеств личности ученика» и др.

Финансовые: система доплат педагогам-тьюторам, почасовая оплата учёным вузов, привлекаемых для работы со старшеклассниками, система премий учителям, чьи воспитанники добились высоких результатов на олимпиадах, конкурсах.

Нормативно-правовая база:

     Разработка и утверждение Положения о педагогах-тьюторах, Положения об оплате труда специалистов вузов, привлекаемых к работе со школьниками. Внесение изменений в Положение о надбавках, в Положение о премиях, в Положение о НМС школы.

Управление реализацией проекта: через научно-методический совет ГОУ «Созвездие».

Этапы построения программы

реализации творческого потенциала учащихся ГОУ «Созвездие» через учебно-исследовательскую деятельность.

I этап

Организационный.

Сроки

 Ответственные

1.

Корректировка и введение в деятельность школы программы реализации творческого потенциала учащихся  через учебно-исследовательскую деятельность.

2010

Администрация, научно – методический совет

2.

Внесение необходимых изменений в нормативную базу школы.

Разработка локальных актов всех уровней

2010

Администрация, научно – методический совет

3.

Подписание договоров о научном руководстве учёными ведущих вузов учебно-исследовательской деятельностью учащихся ГОУ  

2010

Головкин В.А.

Ширшина Н.В.

4.

 Заседание научно-методического совета о разработке и ресурсном обеспечении вариантов организации обязательного профильного обучения (на старшей ступени):

  • обсуждение и утверждение программ элективных курсов;
  •  организация индивидуальных образовательных маршрутов;
  • профессиональная подготовка учителей к разработке дифференцированных программ по  уровням обучения

2010

Заведующие кафедрами

администрация, НМС

5.

Заседание совета НОУ по теме “Подготовка к презентации отчётов по учебно-исследовательской деятельности учащихся”

Ежегодно

Ширшина Н.В.

Совет НОУ

6.

Апробация проведения творческих отчетов по реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках «Дня предмета» или «Недели кафедры».

Портфолио достижений.

2010

Замдиректора по УВР, НМР, руководители МО, творческие группы, психологическая служба

7.

Создание банка индивидуальных образовательных траекторий (учебные достижения, тематика учебно-исследовательских работ, темы проектов)

Ежегодно

Администрация, руководители кафедр

II этап

Технологический.

1.

Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы «Реализация творческого потенциала учащихся через учебно-исследовательскую деятельность»

2010-2011.

Зам.директора по УВР, зам.директора по НМР, руководители кафедр

2.

Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в учебно-исследовательской деятельности учащихся школы (формирование языковой культуры школьника).

2011

Творческая (проблемная) микрогруппа, учителя кафедры иностранного языка, русского языка и литературы

3.

Организация   семинаров учителей-предметников «Мотивация ученика на исследовательскую работу», «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе через учебно-исследовательскую деятельность» и др.

ежегодно

Зам. директора по НМР, ППЛ, приглашённые лекторы

4.

Темы открытых отчетов

4.1

«Метод проектов в развитии личности школьника и формирование коммуникативных компетенций» - отчет тьюторов  

2011

Учителя-предметники, тьюторы  

4.2

«Развитие критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения проектных и исследовательских работ».

2011

Учителя-предметники, рук. кафедр, научные руководители исследовательских работ

4.3

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов нового подхода к оценке качества образования и освоения технологий «портфолио».

2011

администрация, замдиректора по УВР, замдиректора по НМР, кафедры

4.4

«Интеграция научно-методической работы учителей и учебно-исследовательской деятельности учащихся - одно из направлений модернизации школьного образования» (анализ работы тьюторских групп)

2011

администрация, замдиректора по УВР, замдиректора по НМР, кафедры

5.

Практическая деятельность школы по реализации программы учебно-исследовательской деятельности на этапе введения обязательного профильного обучения на старшей ступени.

2011

научно – методический совет

III этап

1.

Рефлексивно – обобщающий.

Структура, методика и механизм управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся (анализ эффективности программы)

2012

Администрация, научно – методический совет, кафедры

2.

Освоение инновационных информационных ресурсов современного образования  через   проектную деятельность

3.

Обобщение и презентация опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (мониторинговый анализ).

4.

Обобщение и презентация опыта по проблеме «Роль учебно-исследовательской деятельности в организации предпрофильного и профильного обучения»

5.

Разработка нормативно – правовых документов  по совершенствованию программы и введение их в организационно – управленческую деятельность  

Ожидаемые результаты:

В ГОУ «Созвездие» обучение, воспитание и развитие учащихся на основе учебно-исследовательской деятельности предполагает формирование конкурентоспособной личности, обладающей ключевыми компетентностями, необходимыми для выполнения человеком его интерсоциальной роли, утверждающей общечеловеческие ценности, потребности и мораль.

  1. Обогащение содержания образовательной среды исследовательскими методами обучения.
  2. Создание «ситуации успеха» через участие в многочисленных интеллектуальных конкурсах, марафонах, проектах, олимпиадах и конференциях;
  3. Моделирование исследовательского мышления через индивидуальный творческий маршрут, где учебный материал конструируется через выявление логических и информационных связей между предметами, проецируясь на индивидуальные исследование, творческий проект.
  4. Индивидуализация обучения в сочетании с групповыми формами обучения через использование технологий развития критического мышления.
  5. Развитие продуктивного мышления, практико-ориентированное обучение через реализацию метода учебных проектов по программе Intel® «Обучение для будущего».
  6. Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.

Мониторинг реализации проекта

  • Диагностика эффективности обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (анализ результатов сдачи ЕГЭ и поступления в вузы; соцопросы удовлетворённости родителей результатами обучения).
  • Ежегодные отчёты по работе тьюторских групп;
  • Создание банка результативности работы по учебному исследованию (эффективность участия в различных конкурсах, научно-практических конференциях, интеллектуальных марафонах) и его ежегодный анализ;
  • Создание банка методических разработок аудиторных и внеаудиторных занятий с использованием метода исследовательского обучения; публикации
  • Анализ эффективности социальных (профильных) практик и краеведческой работы
  • Результативность работы по проектным технологиям в рамках образовательной программы Intel® «Обучение для будущего» (портфолио работ, портфолио достижений, публикации работ учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...