Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
статья по теме

Ипатова Ирина Анатольевна

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,

и у него есть рациональные технологии,

а есть и неграмотные пользователи…

Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  

Любить и уважать себя…

Психолог современности

                                                                                      С. Ковалев.

     В представленной работе я хочу осветить некоторые подходы к модели организации Научного общества обучающихся и студентов, включая следующие этапы:

Подготовительный

  • Анализ ситуации с точки зрения наличия системы в работе педагогов и обучающихся в исследовательской, проектной и др. видах деятельности.

Организационный

  • Консультации с педагогами (о способах организации, направлениях и содержании деятельности) и выявление интересов и склонностей учащихся к тому или иному виду научно -исследовательской деятельности
  • Разработка нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность создаваемого общества                                                (Положение о научном обществе. Устав научного общества)

Формирование проектной группы

Подготовка проекта

Запуск проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vneklassnoy.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеклассной

учебно-исследовательской, проектной  деятельности с использованием ИКТ  

Преподаватель информатики

ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»

Костромской области

Ирина Анатольевна Ипатова

Кострома 2011

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,

и у него есть рациональные технологии,

а есть и неграмотные пользователи…

Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  

Любить и уважать себя…

Психолог современности

                                                                                   С. Ковалев.

     В представленной работе я хочу осветить некоторые подходы к модели организации Научного общества обучающихся и студентов, включая следующие этапы:

Подготовительный

ü Анализ ситуации с точки зрения наличия системы в работе педагогов и учащихся в исследовательской, проектной и др. видах деятельности.

Организационный

ü Консультации с педагогами (о способах организации, направлениях и содержании деятельности) и выявление интересов и склонностей учащихся к тому или иному виду научно -исследовательской деятельности

ü Разработка нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность создаваемого общества                                 (Положение о научном обществе. Устав научного общества)

Формирование проектной группы

Подготовка проекта 

Запуск проекта

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в том числе на колледж. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

     Современные учащиеся – это уже не чистый лист, на который нанося знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Преподаватель уже не является для наших учащихся единственным источником информации, всезнающим оракулом.

     Но ребята зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Учащихся необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить  надо и целенаправленному поиску информации, поисково-исследовательской деятельности.

     Возникает новая  для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетентности.

 

Чего наши обучающиеся и студенты, воспитанники ждут от преподавателя – Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

  И перед преподавателями нашего колледжа встали множество вопросов - Как сделать этот процесс более эффективным?

 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Освоение педагогами, работающими со школьниками общей методологии и проведения исследовательских работ в разных областях знаний с применением новых информационных технологий и современных программных продуктов; использование компьютерной  техники при организации данных, планировании работы и презентации результатов

Из концепции модернизации Российского образования

С 2007 года я являюсь не только преподавателем информатики, но и председателем предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Прошла курсы по:

- Информационные технологии в системе образования,

-  Проектная деятельность. Проблемы теории, методологии, обучения.

- Программа Intel «Обучение для будущего».

 

Анализ ситуации (подготовительный этап):

Внеклассные мероприятия при кабинетах носили вяло текущий характер. Проводились мероприятия к знаменательным датам, викторины, олимпиады. Мероприятия имели разовый характер отсутствовала система.

На современном этапе участия во Всероссийских, Региональных и Областных мероприятиях проводимых под эгидой Департамента образования и науки Костромской области требуется представление научно-исследовательских проектов, презентаций, инициатив…и тд.

Что такое проектная деятельность?

Что такое научно-исследовательская деятельность?  

В чем отличие исследовательской деятельности от проектной?

Как достойно, правильно оформить работу на тот или иной конкурс?

Многие преподаватели колледжа имели смутное представление по этим вопросам и не один из преподавателей не владел компьютером, необходимо было менять существующее положение дел.

Меняться  нам  - преподавателям.

Главное Наличие преподавателей, готовых к учебно-исследовательской работе, к проектной деятельности с обучающимися и студентами.

Как это сделать?

1 этап.  В рамках предметно-цикловой комиссии был проведен обучающий семинар для преподавателей проектная и научно-исследовательская деятельность. Среди преподавателей велась организаторская и просветительская работа.

Где освещались основные рабочие понятия:

Исследовательская деятельность учащихся

Учебно-исследовательская деятельность

  1. этапы подготовки к проведению научного исследования
  2. тема, проблема и актуальность исследования
  3. принципы работы с большими объемами информации
  4. изучение научной литературы и уточнение темы (рекомендации)
  5. определение гипотезы
  6. цель и задачи исследования
  7. определение методов исследования
  8. проведение научного исследования
  9. оформление учебно-исследовательской работы  
  10. способы и формы представления данных
  11. компьютерная обработка данных исследования
  12. основные требования к их оформлению:
  13. защита результатов исследования

(Приложение 1.)

2  этап.    Учеба для преподавателей  «Информационные технологии в системе образования»

                 (ноября – январь 2007-08 уч.год)

Была разработана программа занятий. Проведена диагностика интересов преподавателей.

(Приложение 2.)   Программа занятий.

Курсы посещали семь преподавателей общеобразовательных дисциплин.

3 этап. Создание Научного общества обучающихся и студентов колледжа.

Костромского автодорожного колледжа Костромской области с первого января 2008 года получил официально статус образовательного учреждения среднего профессионального образования.

        Одновременно на базе колледжа как структурное подразделение был создан ресурсный центр для координации деятельности и методической поддержки однопрофильных профессиональных учебных заведений занимающихся подготовкой водителей автотранспортных средств.

Это свидетельствует о том, что наше учебное заведение находится в состоянии развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Среди важнейших задач - создание необходимых условий для удовлетворения личности в получении начального и среднего профессионального образования интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Решение этой задачи коллектив видит в организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, студентов и педагогов колледжа.

В положении  и уставе научного общества колледжа прописано, что научное общество является «добровольное творческое объединение обучающихся, студентов, педагогов, работодателей способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня.

В секциях НО обучающиеся и студенты совершенствуют свои знания в определенной области науки, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы, изобретательской и рационализаторской деятельности под руководством педагогов, мастеров производственного обучения и других специалистов».                

(выписка из положения и устава НО обучающихся и студентов КАДК)

Были определены цель и задачи.

Цель: Создание условий для:

² развития и реализации интеллектуальных возможностей обучающихся и студентов.

² удовлетворения потребности личности в получении НПО и СПО соответствующего уровня квалификации исходя из потребности регионального рынка труда

Исходя из цели, были классифицированы задачи НО.

Организационные

ü Организовать научно-исследовательскую, проектную деятельность обучающихся и студентов для усовершенствования процесса обучения.

По процессу деятельности

  1.  Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы обучающихся и студентов, повышать уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

ü Выявить наиболее одаренных обучающихся и студентов в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

 ü Активизировать включение обучающихся и студентов в процесс самообразования и саморазвития.

  1. Воспитывать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений, к углубленному изучению дисциплины.

По развитию ключевых компетенций

  1.  Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием.
  2.   Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
  3.  Расширять кругозор обучающихся и студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки.

Научно общество создавалось в несколько этапов:

Подготовительный

ü Анализ ситуации с точки зрения наличия системы в работе педагогов и учащихся в исследовательской, проектной и др. видах деятельности.

Организационный

ü Консультации с педагогами (о способах организации, направлениях и содержании деятельности) и выявление интересов и склонностей учащихся к тому или иному виду научно -исследовательской деятельности

ü Разработка нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность создаваемого общества                                 (Положение о научном обществе.

                                                                        Устав научного общества)

Формирование проектной группы

Подготовка проекта 

Запуск проекта

Несколько слов о структуре и управлении деятельностью НО

        

Остановимся на видах деятельности НО.

Основное направление в деятельности - это

Включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность способных обучающихся и студентов в соответствии с научными интересами:

  1. обучение их работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
  2. знакомство и сотрудничество с представителями науки, предприятий социальных партнеров ОУ в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся и студентам в проведении исследовательской работы;
  3. рецензирование научных работ обучающихся и студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  4. подготовка, организация и проведение научно-практической конференций, турниров, олимпиад, презентаций.

Формами работы НО являются:

Основное содержание работы секций заключалось в

  1. диагностике интересов, способностей, личностных особенностей членов НО, создании банка данных на основе психолого-педагогического тестирования;
  2. проведении теоретических занятиях и практикумов по определенной программе в рамках исследуемой темы;
  3. самостоятельной работе членов предметных секций исследовательского, проектного, реферативного характера. Рационализации и  изобретательства.

В течение 2007-08  учебного года в секциях НО проведена следующая работа:

Секция
Естественных и математических наук

Руководитель: Симакова Светлана Владимировна

  1. «Чистое дыхание города» Региональный этап Всероссийской олимпиады «Созвездие», Некрасов Василий 3 курс 1  место;
  2.  «Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние города», научная конференция «Шаг в будущее», Макаров  Денис 1 курс – благодарственное письмо
  3. «Тригонометрические функции»;
  4. «Цилиндры», региональный конкурс мультимедийных проектов – свидетельство участника группе учащихся 1 курса
  5.  Предметные олимпиады по предметам: «Химия», «Математика», «География», «Физика»

Секция
Литературного и исторического краеведения

Руководитель: Степанова Елена Николаевна

  1. «Литературная Кострома XIX века» учащиеся 1 курса;
  2.  «Костромские династии. Исследовательская работа по материалам семейного архива», городская акция «Ищу героя», Бекназаров Михаил 2курс - диплом;
  3. «Улицы Костромы. Биографический очерк. Улица Задорина», городская акция «Ищу героя», Огнев Алексей, 2 курс - диплом;
  4. «Письма с фронта» (по материалам семейного архива) - диплом
  5. Широкая масленица, учащиеся 1 курса
  6. Предметные олимпиады по предметам «Литература», «История»

Секция

Информационных и компьютерных технологий

Руководитель: Ипатова Ирина Анатольевна

  1. «Причины дорожно-транспортных происшествий», региональный конкурс мультимедийных проектов, учащиеся 1 и 2 курсов – свидетельство участника;
  2. «Луна и Марс – не за горами», Региональный этап Всероссийской олимпиады «Созвездие», Беляев Дмитрий 2 курс – свидетельство участника
  3. Предметная олимпиада по предмету «ОИВТ»

Секция

Рационализаторских и технических проектов

Руководитель: Адеев Василий Афанасьевич

Областная выставка- конкурс технических и рационализаторских проектов УНПО и УСПО Костромской области:

  1. «Действующий дисковой тормоз»,Платонов Сергей, 2 курс - диплом  
  2. «Система питания дизеля Д-242», Крайнов Александр, 1 курс – диплом
  3. Пособие «Топливные насосы», Тихонов Владимир, 3 курс – диплом
  4. «Дисковой тормоз», Круглов Алексей, 3 курс – благодарственное письмо
  5. «Стеллаж гаражный», Разуваев Алексей, 3 курс – диплом
  6. «Окучник навесной многоцелевой», Коноплев Денис, 3 курс – благодарственное письмо
  7. Пособие «Насосы масляные», Бражников Станислав, 3 курс – диплом
  8. «Спутник – символ космической эры», Региональный этап Всероссийской олимпиады «Созвездие», Шевченко Евгений, 1 курс – 3 место
  9. «Муфта блокировки дифференциала трактора МТЗ - 80», Родимов Николай, 3 курс – диплом

 

Секция

Филологии и культурологии

Руководитель: Мазилова Ирина Александровна

  1. «Тема Космоса и изобразительном искусстве», Региональный этап Всероссийской олимпиады «Созвездие», Болотный Евгений, 3 курс  - 1 место
  2. Предметная олимпиада по предмету «Русский язык»

Выставка экспозиционных материалов
к знаменательным датам

  1. Космос  
  2. День ПОБЕДЫ…

Наши достижения

Что изменилось в колледже?

Внеклассная работа обрела формат и систему.

От разовых мероприятий мы пришли к спланированной внеклассной работе, где учитывается интерес  и наклонность ребят.

Занимаясь с ребятами в секциях НО мы решаем и социальную проблему – проблему свободного времени;

- приобщаем  обучающихся и студентов к азам научной работы;

- у ребят повысилась мотивация к учебно-познавательной деятельности;

- формируется культура письменной и устной речи.

В секциях научного общества ребята овладевают умениями и навыками:

- самостоятельному достижению намеченной цели;

- предвидение мини проблемы, которые предстоит при этом решить;

- умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

-  умение проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- навыки совместной работы и делового общения в группе.

Занятия в секциях НО позволяют студентам колледжа на высоком уровне подготовить курсовые проекты по сложным техническим дисциплинам.

        Председатель ГИМЭ (государственного итогового междисциплинарного экзамена) декан факультета «Механизации сельского хозяйства» Сельхоз академии Волхонов М.С. дал высокую профильно – значимую оценку действующим моделям  и приспособлениям выполненным студентами 4 курса в секции  «Рационализаторских и технических проектов» под руководством заслуженного мастера РФ Адеева В.А. и заслуженного учителя РФ Дубинина В.Н.

В заключении несколько слов о перспективах развития научного общества колледжа.

 Это…

  1. Разработка модели организации и управления деятельностью научного общества в системе однопрофильных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей автотранспортных средств на базе ресурсного центра.
  2. Внедрение НО ресурсного центра в региональную структуру НО.
  3. Координация действий однопрофильных образовательных учреждений
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с региональными научными учреждениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий в ДОУ с использованием ИКТ

данный материал необходим для логопедов, воспитателей и всех педагогов ДОУ, которые будут применять в своей работе ИКТ....

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...

Новые формы в организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии на уроках "Слушание музыки", "Музыкальная литература"....

Организация активной деятельности учащихся при использовании проектной деятельности.

Проектное обучение - это полезная альтернатива классно-урочной системы....

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики...