Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
методическая разработка по теме

Акишина Галина Александровна

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индивидуализацию образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnaya_programma.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция программы

«Создание инновационной модели школы  с целью адаптации, индивидуализации   и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Инновационной идеей развития МОУ ОСШ №1  является становление школы как эффективной образовательной организации, успешно работающей в современных условиях рыночного общества в России. В зависимости от особенностей субъектов и их образовательных запросов школа планирует следующие институциональные преобразования:

1. Ценность повышения уровня образования.

Эта ценность направлена на сохранение позитивных достижений в школе 1 ступени, в обеспечении равных стартовых возможностей учащимся при организации групп вариативной предшкольной подготовки. Адаптация и индивидуализации образования путем создания разноуровневой образовательной модели.  Повышение уровня образования означает не только квалифицированно обеспечить педагогами гарантированный каждому учащемуся со стороны государства минимальный уровень образования, но и количественное расширение объема знаний за счет дополнительного образования. Необходимо ввести инновационный, опережающий характер образования, с применением здоровьесберегающих технологий, соответствующий потребностям информационного общества.  Результатом образования в этом обществе должны стать не только прочные знания, но и их фундаментальность.

2. Инвестиционная привлекательность образования.

 Инвестиционная привлекательность как ценность позволяет по-новому взглянуть на управление качеством образования. В настоящее время качественным является образование, гарантирующее выпускнику возможность успешного трудоустройства, высокой заработной платы, самореализации в условиях рынка. Поэтому характеристики качества образования в настоящее время во многом будет определять не педагог и образовательное учреждение, а общество со своими требованиями к конкурентоспособности человека. Положительная обратная связь образовательного процесса МОУ ОСШ №1 с образовательными запросами общества предполагает открытость образовательной деятельности, прозрачность целей и форм, широкое использование форм общественной экспертизы. Развитие общественной составляющей управления образованием в этих условиях является гарантом привлечения дополнительных ресурсов в образование. Управляющий совет школы функционирует с 2007 года.

3. Востребованность адаптивной модели школы.

Востребованность как ценность позволяет по-новому взглянуть на управление качеством образования в школе. В прежнее время, образовательное учреждение, пользуясь статусом государственное, часто навязывало государству, обществу, родителям и учащимся свое собственное представление о качественном образовании. Получалось, что педагог со своими представлениями о жизни и образовании являлся главным законодателем будущей жизни ребенка. В настоящее время качественным является образование, гарантирующее выпускнику возможность трудоустройства, высокой заработной платы, самореализации в условиях рынка. Поэтому характеристики качества образования в настоящее время будет определять не педагог и образовательное учреждение, а общество со своими требованиями к конкурентоспособности человека. Субъектами требований к качеству образования для школы выступает вся совокупность субъектов, заинтересованных в будущем ребенка и формирующих свои образовательные запросы к образованию (сам ребенок, родители, общество, будущие работодатели, государство, мировое сообщество). Качественное удовлетворение этих запросов и является показателем качества образования. Таким образом, способность современного образовательного учреждения и каждого педагога понимать ценность востребованности образования с позиции различных субъектов и быть востребованными с их стороны является главным показателем качества работы в системе образования.

 3. Доступность адаптивной модели школы.

Ценность качества образовательного процесса для школы напрямую связано с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает для школы с одной стороны бережное отношение к ребенку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в школе выступают вариативность учебных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающие личностное развитие  ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, современная методическая и техническая оснащенность образовательного процесса, высококвалифицированный педагогический коллектив, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении

личности школьника.

В человеческом обществе развитие проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения - массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забавы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же старательных, любознательных и не чем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели, хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.»

Наше мнение -  воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Проблема и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся и в частности к педагогически запущенным актуальна.

Эту проблему мы  решаем путем разработки и внедрения модели адаптивной школы 1 ступени.

С самого начала разработки концепции адаптивная школа рассматривалась как модель массовой школы для всех категорий детей, включая и учащихся, имеющих проблемы в обучении.

В ходе разработки и внедрения концепции были выявлены условия построения модели адаптивной школы:

  • наличие неоднородного состава учащихся;
  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;
  • создание необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы;
  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения ребенка;
  • наличие диагностических, организационных процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перегруппировку учащихся на основе отслеживания их развития;
  •   организация психолого-медико-педагогической комиссии, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебного процесса;
  • наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы.

Исходя из этих условий, на протяжении ряда лет в школе 1 ступени поэтапно простраивалась образовательная модель: классы, обучающиеся по развивающей программе «Школа 2100»; классы компенсирующего обучения; классы, обучающиеся по традиционной программе.

Поступление в школу и первые месяцы обучения  одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

         «Предшкольное образование должно стать  полноценной частью школьного образования, обеспечивая выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» (декабрь- 2004 Г. А. Фурсенко).

        В Излучинске в настоящее время не решена проблема обеспечения местами детей в ДОУ. Состоят в очереди более 400 дошкольников.  Сложившаяся ситуация требовала нового подхода в решении проблемы предоставления услуг по дошкольному образованию. Поэтому школой с 2005 года разработана и функционирует программа по предшкольной подготовке детей, позволяющая школьникам безболезненно адаптироваться.

    Во время предшкольной подготовки организована диагностико-консультативная работа с дошкольниками, направленная на выявление уровня и особенностей развития детей  с целью дальнейших рекомендаций родителям по поводу индивидуализации обучения ребенка.

    В школе открываются классы компенсирующего обучения. Они функционируют  с первого класса и планируются  в каждой параллели, т.к. есть возможность в течение учебного года вести консультативно-диагностическую работу с детьми, посещающих группы по подготовке детей к школе.  

     Для функционирования адаптивной модели школы организовано психолого-социально-валеологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса. Образовательная модель подвижна: в течение учебного  года по результатам работы школьного  психолого-медико-педагогического консилиума  в класс компенсирующего обучения переводятся дети, с трудностями в обучении, а в общеобразовательные классы – дети, социально-адаптированные к обучению.

      Для полноценного качественного образования необходимо введение дополнительного образования.

      В родительской среде школы происходит понимание необходимости развития дополнительных платных образовательных услуг, т.к. из-за отдаленности поселка от города невозможно получить более качественное индивидуальное образование.

      Почти 89% родителей учащихся школы поддерживают ее развитие. Главным объектом их потребностей выступает образовательная программа школы, обеспечивающая конкурентоспособность выпускника как будущего абитуриента в вузе.  

       Для достижения высоких результатов в обучении в качестве необходимых условий они указывают: дисциплину, предшкольную подготовку, индивидуализацию образовательного процесса и поддержку со стороны семьи. Таким образом, образовательная деятельность школы строится в соответствии с потребностями родителей.

     В ходе реализации инновационной модели школы запланировано:

-создание необходимых условий для организации и функционирования групп предшкольной подготовки, реализации вариативного образования в рамках одной школы;

- обеспечение содержательной и методической преемственности, психолого – социально – валеологического сопровождения участников образовательного процесса на всех этапах обучения ребенка;

-наличие диагностических, организационных процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перегруппировку учащихся на основе отслеживания их развития.

    Для обеспечения условий стабильного функционирования программы необходимо:

- обновление содержания образования с учетом гетерогенного (неоднородного) состава учащихся;

- применение современных здоровьесберегающих педагогических технологий, как фактор формирования образовательного пространства адаптивной школы;

- разноуровневое и дифференцированное обучение в рамках адаптивной школы (диагностика и коррекция УВП);

 Адаптация и индивидуализация  учебного процесса, предполагает постоянное психолого – социально - валеологическое сопровождение участников образовательного процесса и наличие ответственного лица, несущего профессиональную ответственность за выполнение инновационной программы. Таким коллективным ответственным лицом может стать психолого-социально-валеологическая служба школы и заместитель директора школы по учебной работе курирующий школу 1 ступени.

          Необходимые условия для реализации концепции:

  • материально-техническая база школы;
  • организация и функционирование групп предшкольной подготовки;
  • организация диагностико-коррекционно-консультативной деятельности ШПМПк (в течение учебного года);
  • организация образовательной модели в школе 1 ступени: ежегодное; открытие классов компенсирующего обучения, по программе «Школа 2100», по традиционной программе;
  • тесное взаимодействие с семьей для формирования адаптивной развивающей среды для школьника;
  • организация работы Управляющего совета  по привлечению родительской общественности к участию в осуществлении контроля за качеством обучения;
  • организация системы мониторинга реализации всех этапов программы.

 


ИННОВАЦИОННАЯ  ПРОГРАММА

«Создание инновационной модели школы  с целью адаптации, индивидуализации   и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Содержание инновационной программы школы является ориентировочным пространством, задающим стратегию инновационного развития образовательного учреждения на долгосрочный период до 2011 года. Ориентировочное пространство развития, представленное в Концепции инновационной программы, является результатом организации  текущей и перспективной деятельности школы.

Данная программа позволит повысить уровень развития образовательного учреждения как конкурентоспособного муниципального образовательного учреждения в пгт. Излучинск Нижневартовского района и направить инновационное развитие школы в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование».

Инструментальное осмысление ориентировочного пространства развития МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск позволило выработать стратегию, представленную в инновационной  программе  школы до 2011 года.

Тема эксперимента: Создание инновационной модели школы 1 ступени с целью адаптации  и всестороннего развития личности школьников.

Объект инновации: процесс создания модели адаптивной школы в 1 ступени образования через индивидуализацию образовательного процесса как фактор адаптации и развития личности каждого школьника.

Предмет инновации: содержание и технологии формирования модели адаптивной школы, обеспечивающей всестороннее развитие личности младших школьников.

Цель инновации: создать инновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения, успешной адаптации и всестороннего развития учащихся  через предшкольную подготовку  и индивидуализацию образовательного процесса.

Задачи инновации:  

1. Изучить опыт создания адаптивной модели школы.

2. Разработать модель адаптивной школы 1 ступени.

3.Организовать учебно-воспитательный процесс путем  внедрения системы  вариативного образования в рамках одной школы.

4.Обеспечить  равные стартовые возможности для получения общего образования через создание системы предшкольной подготовки детей.

5.Создать систему психолого-социально-валеологического сопровождения участников образовательного процесса.

6. Разработать систему диагностических, организационных процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перегруппировку учащихся на основе отслеживания их развития.

7. Определить показатели эффективности реализации данной модели.

8. Разработать методические рекомендации по созданию инновационной модели школы 1 ступени для адаптации  и всестороннего развития личности школьников.

Гипотеза инновации.  В связи с малой обеспеченностью мест в ДОУ пгт. Излучинск остро встает проблема  разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи,  и необходимости разработки вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования на базе школы.

Если мы создадим систему предшкольной подготовки с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе и  оптимальных условий для адаптации школьников, то мы обеспечим индивидуализацию и развитие личности, сохранение и повышение уровня здоровья, качества образования.  

Научная новизна исследования состоит в следующем: в ходе инновации будет отобрано и обосновано содержание учебно-воспитательного процесса на основе развития вариативной системы предшкольной подготовки, создания  адаптивной модели школы, направленной на индивидуализацию и развитие личности каждого школьника.

Определены средства и возможности развития вариативной системы предшкольной подготовки, создания  адаптивной модели школы.

Представлены данные об уровне, динамике адаптации учащихся, развитии личности школьников, выявлены особенности организации образовательного процесса, психолого-социально-валеологического сопровождения участников образовательного процесса, способствующие внедрению вариативной системы предшкольной подготовки, функционированию  адаптивной модели школы.

Определена структура и содержание образовательной модели адаптивной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и апробирован комплекс средств, способствующих развитию вариативной системы предшкольной подготовки, функционированию адаптивной модели школы.

        Методы исследования:

  • Эмпирические: изучение нормативно-правовой документации, изучение и  обобщение актуального педагогического опыта по созданию адаптивной модели школы. В рамках предшкольной подготовки тестирование готовности к школьному обучению  (по методикам Т.Л. Павловой, Н.Г. Лускановой, И.Ю. Матюгина и др.). В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:
  1. Интеллектуальная готовность.
  2. Мотивационная (личностная) готовность.
  3. Волевая готовность (уровень развития произвольности).

Диагностический, формирующий и контрольный методы, метод экспертной оценки, опросно-диагностические методы, методы статистической обработки.

  • Теоретические: анализ, сравнение и обобщение  методической литературы. В соответствии с задачами программы – разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы педагогической, психолого-диагностической, коррекционной и развивающей работы,  ориентированной на определенный возраст и потребности.

База инновации: Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 1 пгт. Излучинск».

Инновации планируется провести в течение трех лет (2008-2011гг.).

Исследование проводится в три этапа:

  1 этап (2008-2009г.)- диагностико-прогностический.

Цель: изучение, анализ и осмысление опыта по созданию модели адаптивной школы, разработка модели адаптивной школы.

Задачи:

 - проанализировать состояние учебно-воспитательного процесса;

            - подготовить нормативно-правовую базу;

 - провести диагностику состояния здоровья школьников;

 -провести диагностику подготовленности учителей к проведению инновации;

- провести диагностику методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

            - выявить детей, нуждающихся в специальном образовании    

         (коррекционном): 7 вид; 8 вид; логопедическая группа;

- организовать курсовую подготовку учителей начальных классов по следующим направлениям:

  • педагогические технологии образовательной системы «Школа 2100»,
  • содержание и методика преподавания,
  • работа в классах КО;
  • предшкольное образование;

           - организовать курсовую подготовку узких специалистов (логопедов,

           валеологов, психологов);

- оборудовать учебную и игровую комнаты для воспитанников группы по подготовке детей к школе;

- организовать открытие групп предшкольной подготовки для детей 5-7 лет:

 круглогодичной и  кратковременной (вариативное образование);

- организовать ежегодный мониторинг уровня развития детей, поступающих в первый класс (во время предшкольной подготовки);

- организовать образовательную модель в школе 1 ступени: ежегодное открытие классов компенсирующего обучения, по программе «Школа 2100», по традиционной программе;

- провести мониторинг качества знаний учащихся (входной, рубежный, итоговый);

- обеспечить участие детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, в том числе окружных, Всероссийских;

-провести мониторинг психолого-социально-валеологического сопровождения участников образовательного процесса.

2 этап (2009-2010г.)- организационно-практический

Цель:  организации вариативного образования и предшкольной подготовки детей, создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инновации, контрольные срезы, корректировка программы в соответствии с результатами.

Задачи:

 - провести мониторинг внедрения программы;

- провести контрольные срезы уровня развития личности школьников, адаптации учащихся;

 - провести корректировку программы в соответствии с результатами;

-создать необходимые условия для организации и функционирования групп  предшкольной подготовки, реализации вариативного образования в рамках одной школы;

-разработать и внедрить содержательную и методическую преемственность, психолого-социально-валеологическое сопровождение участников образовательного  процесса на всех этапах обучения ребенка;

-разработать и внедрить диагностические, организационные процедуры, позволяющие осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перегруппировку учащихся на основе отслеживания их развития.

3 этап (2010-2011г.)- обобщающий.

Цель: анализ результатов работы педагогического коллектива, инновационная апробация.

Задачи:

- разработать публикации для средств массовой информации, на сайт ОУ по проблемам предшкольного образования, адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников;

- создать методические рекомендации по системе предшкольной подготовки детей;

-выпустить печатную продукцию по созданию модели школы адаптации,

индивидуализации и всестороннего развития личности школьника;  

-создать электронную  систему мониторинга качества обучения и развития личности школьников;

-создать систему мониторинга психолого-социально-валеологического сопровождения участников образовательного процесса;

-выпустить сборник авторских программ по предшкольной подготовке детей;

-создать страничку реализации программы на сайте школы, публикации через СМИ;

-создать  систему мониторинга образовательного процесса по реализации данной программы;

-организовать педагогическую конференцию по преемственности деятельности учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования в решении проблем предшкольного образования;

-открыть «Школу передового опыта».

4 этап (2011-2012г.)- внедренческий.

 Цель: внедрение результатов работы педагогического коллектива, внедрение инновационной программы в соответствии с требованиями государственной политики и потребностями социума.

Задачи:

-организовать и провести мероприятия по распространению педагогического опыта по вопросам предшкольной подготовки, адаптации и индивидуализации личности в процессе обучения через: семинары; практикумы; консультации и т.д.;

- внедрить методические рекомендации по системе предшкольной подготовки детей;

-внедрить электронную  систему мониторинга качества обучения и развития личности школьников;

-внедрить систему мониторинга психолого-социально-валеологического сопровождения участников образовательного процесса;

-распространить педагогический опыт по вопросам предшкольной подготовки, созданию модели адаптивной школы и индивидуализации личности в процессе обучения через: семинары; практикумы; консультации, печатные статьи и т.д.

-внедрить инновационную программу по созданию адаптивной модели школы.

Критерии оценки ожидаемых результатов инновации:

-ежегодный мониторинг качества знаний (входной, рубежный, итоговый);

-контроль качества преподавания предметов (вариативного обучения);

-ежегодный проблемный анализ реализации программы;

-численность детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования;

-количество призовых мест в олимпиадах, спартакиадах, конкурсах;

-удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством предоставляемых услуг;

-результаты аттестации;

-статистические показатели;

     -опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес-  

  общественности

Ожидаемые результаты.

                    В результате  внедрения инновационной  программы в школе:

          - разработана и содержательно обеспечена модель адаптивной школы;

- обеспечена готовность педагогического коллектива к формированию ключевых компетенций учащихся на основе использования современных образовательных технологий.

        Организация вариативной предшкольной подготовки в школе, адаптация и индивидуализация образования позволит учащимся сохранить уровень здоровья, повысить качество образования, удовлетворить потребности общества в социуме пгт. Излучинск.

        Рост качества образовательных услуг, качества обучения школьников позволит  сохранить и увеличить контингент учащихся.

        Развитие данных преимуществ школы, позволит говорить о МОУ ОСШ №1 как о конкурентоспособном ОУ в социуме пгт. Излучинск.

 

Сценарий инновации.

       Развитие конкурентоспособных преимуществ школы позволит привлечь к обучению мотивированных учащихся и родителей поселка, позволит привлечь дополнительные ресурсы из различных источников для развития материально – технической базы школы. МОУ ОСШ №1 будет целенаправленно вести инновационную деятельность, методическую работу. Институциональное развитие деятельности школы будет направлено на реализацию инвестиционной привлекательности повышения уровня образования на основе перевода последнего в совокупность образовательных услуг, внедрение нормативно-подушевого финансирования,  переход на новую систему оплаты труда педагогов.

Возможности.

                 В настоящее время школа располагает конкурентоспособным на рынке образовательных услуг образовательным продуктом – образовательной системой предшкольной подготовки и системой адаптивной модели школы.  

Ограничения.

                 Дальнейшее развитие образовательного продукта школы достигла своего предела в существующих институциональных рамках:

-ограниченности бюджетирования;

- классно-урочной системы обучения;

-традиционных возможностей педагогического коллектива по применению образовательных технологий;

- статус общеобразовательной школы.

Риски.

                  В развитии школы необходимо учесть следующие риски:

- быстрый переход на компетентностную модель качества образования может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива и родительской общественности, ориентированных только на академические результаты;

- опережающее развитие дополнительного образования может затруднить доступность качественного образования;

-отказ от реализации или частичная реализация инновационной  программы, в свою очередь, может привести к постепенной деградации образовательного процесса, снижению качества результатов образовательной деятельности,  оттоку родителей и учащихся из школы;

- возможна невостребованность инновационной модели адаптивной школы  со стороны внешнего окружения.

Последствия позитивные.

           Привлечение дополнительных инвестиций к повышению уровня образования школы за счет перехода к инновационным технологиям оказания образовательных услуг в школе, развития общественного характера управления деятельностью школы.

        Поддержка развития МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск обеспечивается:

- готовностью родительской общественности, руководства УО, руководителей предприятий, Администрации МО Нижневартовский район, Департаментом образования и науки ХМАО-Югры,  Правительства РФ стимулировать рост качества образования посредством инвестирования в развитие образовательной системы школы в форме оплаты образовательных услуг и грантовых конкурсов.

 Условием получения этих инвестиций выступает институциональное преобразование бюджетного учреждения в образовательную организацию – конкурентоспособного лидера на рынке образовательных услуг.

Последствия негативные.

         Возможно разрушение традиционной модели обучения и потеря интереса к школе со стороны социума.

Действия по реализации:

- индивидуализация процесса обучения за счет внедрения адаптивной модели школы, 100% внедрение БУП 2004, развитие дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности каждого школьника;

- концентрация ресурсов в разработке новых образовательных услуг, востребованных учащимися и социумом;

- развитие финансовой самостоятельности школы на основе государственно-общественного характера управления.

Общая оценка.

 Данный сценарий развития школы перспективен, но может быть успешно реализован лишь при условии профессионального управления процессом институционального развития школы со стороны общественного органа управления МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск – Управляющего совета.

Состав участников инновации:

- педагогический, ученический, родительский коллективы;

- Управляющий совет школы, учреждения и организации, входящие в социум (Приложение № 1)

Экспертная группа:

Ишбаев М.М- зам. председателя Управления образования;

Зелепухина В.П.-зам. директора МУ Центр развития образования.

Группа педагогов-инноваторов:

Будник И.Б. – педаго-психолог

Осадчук Т.И. – педагог-валеолог

Сайфуллина А.А. – социальный педагог

Муленкова И.А. – учитель начальных классов

Красноруцкая Т.В. –учитель начальных классов

Ракевич В.Н. – учитель начальных классов

Пушкарева Т.Ф. –учитель начальных классов

Скубриева С.В. –учитель-логопед

Михайлова А.Т. –учитель-логопед

Бурико Е.И. –учитель начальных классов

Лихоманова И.В. – учитель начальных классов

Хакимова А.Х. –учитель начальных классов

Богданова И.М.- учитель начальных классов

Степанюк С.В. –воспитатель ГПД

Голованова И.И. –учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов

Прокопович Люция Нуфусовна – руководитель МО «Здоровья и спорта».

Администрация школы:

Зеленская Н.А.- директор школы – организационно-методическое обеспечение инновационной работы, материально-финансовое обеспечение, организация и участие в экспертизе инновационной работы.

Акишина Г.А. –заместитель директора школы по учебной работе – методическое руководство инновационной работой, контроль за ведением школьной документации, составление расписания, организация набора детей в группы предшкольной подготовки, организация вариативного обучения групп предшкольной подготовки и разработка и внедрение адаптивной модели.

Весельева З.Н. –заместитель директора по методической работе – методическое руководство по инновационной работе по образовательной системе «Школа 2100», классов компенсирующего обучения; разработка методических документов, обеспечивающих инновационную деятельность.

Белоусова О.Г. –заместитель директора по воспитательной работе – организационно-методическое обеспечение внеклассной работы в инновации, дополнительного образования, организация дополнительных образовательных платных услуг, организация деятельности органов ученического самоуправления, руководство работой классных руководителей, взаимодействие с общественными и другими организациями.

Ливн М.В. – заместитель директора по информационным технологиям – методическое руководство по созданию базы электронного мониторинга,  обеспечивающего инновационную деятельность, руководство дистанционным обучением больных детей, обучающихся на дому.

Балан Л.П. –заместитель директора по административно-хозяйственной части – укрепление материально-технической базы, материально-техническое обеспечение инновации.

Научное сопровождение:

Родиков Александр Степанович, к.п.н., директор Центра дополнительного образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета, доцент.

Распределение функциональных обязанностей лиц,

участвующих в инновационной работе:

Родиков Александр Степанович, к.п.н., директор Центра дополнительного образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета, доцент – осуществляет научное руководство, консультирование, проведение семинаров для педагогов, учащихся, родителей; разрабатывает проекты необходимых школьных документов, участвует в оценке результатов инновационной работы.

Ишбаев М.М. - кандидат педагогических наук, заместитель председателя

управления образования - направляет деятельность администрации школы на методическое обеспечение эксперимента, организацию повышения квалификации учителей-инноватров, участвует в налаживании инновации и устранении его возможных сбоев.

 Зеленская Н.А. - директор школы, создает методические службы, разрабатывает требования к результатам деятельности по развитию школы и критерии их оценки; методические документы, обеспечивающие инновационно-исследовательскую деятельность.

Формы представления результатов инновации:

  1. Отчеты по завершению каждого этапа инновации (педагогический совет,
    май)
  2. Учебно-методическая         литература        по         созданию вариативной предшкольной подготовки, адаптивной модели школы (Приложение №2).
  3. Проведение научно-практической конференции.

   Примечание. При наличии условий можно начать работу ранее запланированного срока, позднее намеченного срока нежелательно.

 

                                                                                                          Приложение № 1

Социально-педагогический комплекс МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск

        


                                                                Адаптивная модель 1 ступени МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск

Приложение №2


Рассмотрено                                                                                                       Утверждаю

на педсовете №1__                                                                                            Директор МОУ

от «___» __________200__г.                                                                 ОСШ №1 пгт. Излучинск

                                                                                                                       ____________Н.А. Зеленская

План инновационной работы

МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск на 2008-2009 учебный год

Тема исследования:                   Создание инновационной модели школы  для

                                                     адаптации, индивидуализации   и всестороннего

                                                     развития личности школьников в 1 ступени

                                                     образования

Время работы в режиме ИР:     1-й год

Этап:                                            Диагностико-прогностический

Содержание работы (задача)

Сроки

Исполнители, ответственные

Формы представления результатов

Где рассматрив.

 Организационно-управленческие аспекты

Организация творческих проблемных групп

Сентябрь

Заместитель директора по УР

Списки учителей

Совещание при зам. дир.

Разработка критериев оценки деятельности учителей по теме инновации.

Октябрь

Заместитель директора по МР, психологи

Критерии

Совещание при зам. дир.

Разработка диагностики оценки уровней сформированности развития личности и адаптации школьников.

Октябрь

Заместитель директора по МР, психологи

Материалы по диагностике

Подготовка нормативно-правовой базы

Сентябрь-ноябрь

Директор школы

Локальные акты

Диагностика отношения родителей к инновации

Октябрь

Заместитель директора по МР, психологи

Материалы по диагностике

Проведение диагностики подготовленности учителей к проведению инновации

Октябрь

Заместитель директора по МР, психологи

Материалы по диагностике

Проведение  диагностики методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Октябрь

Заместители директора по МР, УР

Материалы по диагностике

Материально-техническое оснащение инновации:

  • оборудование  учебной и игровой комнаты для воспитанников группы по подготовке детей к школе;
  • обеспечение школы мультимедийным оборудованием;
  • пополнение спортивной базы и т.д.

Сентябрь

Заместитель директора по АХЧ

Педсовет: инновационная работа в школе 1 ступни по программе «Создание инновационной модели школы  для адаптации, индивидуализации   и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Сентябрь

Заместители директора по МР, УР

Протокол, материалы педсовета

Взаимодействие школы в социуме с учреждениями культуры, спорта для всестороннего развития личности школьников.

В течение года

Директор школы, Заместитель директора по ВР, педагоги

Программа взаимодействия

Выявление детей, нуждающихся в специальном образовании    

коррекционном): 7 вид; 8 вид; логопедическая группа

Ноябрь

Заместитель директора по УР, психолог

Протокол ПМПк, диагностические материалы

Организация  открытия групп предшкольной подготовки для детей 5-7 лет:

 круглогодичной и  кратковременной (вариативное образование)

Сентябрь

Заместитель директора по УР

Приказ, списки воспитанников групп

Организация образовательной модели в школе 1 ступени: ежегодное открытие классов компенсирующего обучения, по программе «Школа 2100», по традиционной программе

Сентябрь

Заместитель по УР

Приказ, списки учащихся по классам

Контроль за ходом инновации

В течение года

Заместители по УР, МР

Материалы ВШК

Подготовка отчетных материалов и проведение экспертизы по результатам 1 этапа инновационной работы.

Апрель

Научный руководитель, заместители по УР, МР, ВР, руководитель МО

Научно-методическое сопровождение инновационной работы

Организация  курсовой подготовки учителей начальных классов по следующим направлениям:

  • педагогические технологии образовательной системы «Школа 2100»,
  • содержание и методика преподавания,
  • работа в классах КО;
  • предшкольное образование

Январь

Апрель

Май

Апрель

Заместитель по  МР

Приказ

Организация  курсовой подготовки узких специалистов (логопедов,

 валеологов, психологов)

В течение года

Заместитель по  МР

Приказ

Проведение инструктивно-методических совещаний:

-организация и содержание работы по внесению корректив в разработанные инновационные материалы; программы; пособия;

- анализ состояния учебно-воспитательного процесса, положительная и негативная динамика;

-работа МО по формированию и обобщению передового опыта;

-о создании необходимых условий по обеспечению преемственности образовательной системы «Школа 2100» в школе 2 ступени;

-о создании необходимых условий для создания адаптивной модели.

Декабрь

Январь

В течение года

Апрель

Февраль

Заместитель по  УР, МР

Заместитель по  УР, МР, ВР

Руководитель МО

Заместитель по  УР, МР

Заместитель по  УР, МР

Рекомендации

Аналитическая справка

Творческие отчеты

Рекомендации

Рекомендации

Работа методического совета в режиме инновации:

-консультирование педагогов;

-заслушивание отчетов творческих групп о подготовке к инновации;

-рассмотрение и утверждение подготовленных программ, дидактических материалов, методических рекомендаций, диагностических материалов.

В течение года

МС

Отчеты, программы, методические рекомендации

Подготовка и проведение семинара «Индивидуализация и развитие личности в адаптивном образовательном пространстве»

Октябрь

Директор школы, заместители по  УР, МР

Концепция программы

Психолого-социально-валеолого-педагогическое сопровождение

инновационной работы

Организация  мониторинга уровня развития детей, поступающих в первый класс (во время предшкольной подготовки);

В течение года

Заместитель директора по УР, психолог

Материалы мониторинга

Разработка и проведение диагностики состояния здоровья школьников

Ноябрь

Валеолог

Материалы мониторинга

Разработка и проведение психолого-социально-валеологического мониторинга участников образовательного процесса.

В течение года

Психолого-социально-валеологическая служба

Материалы мониторинга

Проведение  мониторинга качества знаний учащихся (входной, рубежный, итоговый);

В течение года

Заместитель директора по УР

Материалы мониторинга

Обеспечение  участия детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, в том числе окружных, Всероссийских

В течение года

Заместители директора по УР, МР, ВР

Призовые места участников

Информационно-просветительская работа среди участников инновации.

В течение года

Заместители директора по УР, МР, ВР, ПСВ служба

Буклеты, презентации

Консультирование участников образовательного процесса.

В течение года

ПСВ служба

Журнал учета

консультаций

Коррекционные занятия по дезадаптации и развитию личности школьников.

В течение года

ПСВ служба

Планы занятий

Инновационная работа педагогов

Составление индивидуальных планов инновационной работы педагогов-инноваторов. Составление графиков сдачи методических пособий по предметам.

В течение года

Руководитель МО

Индивидуальные планы, графики сдачи материалов

Разработка программ, уроков, воспитательных мероприятий, направленных на индивидуализацию, адаптацию и развитие личности школьников.

В течение года

Педагоги- инноваторы

Разработки программ, уроков, мероприятий

Освоение здоровьесберегающих технологий

Апрель

Заместитель директора по МР

Творческие отчеты

Заместитель директора по УР                                    Г.А. Акишина

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности на разных ступенях образования (Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов).

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям,...

создание условий для всестороннего развития личности

В работе дается материал по применению проектной деятельности на уроках физики,виды проектов,система  подготовки и проведение проектной деятельности с учащимися....

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в уч...

Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ

Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...

Мониторинг всестороннего развития личности школьника

Мониторингвсестороннего развития личности школьника в условиях реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся»за 2018-2019 учебный год....