Программа по адаптации 1 класс
статья по теме

Глебова Наталья Николаевна

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 13

протокол №__

от «___»________2009г.

Введено в действие приказом

От «___»___________20__г. №___

Директор МОУ СОШ № 13

_______________И.Г.Захарова

                           МП

ПРОГРАММА

помощи в адаптации ученикам 1-го класса

Пояснительная записка

      Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей.  У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.

      Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.

      Задачи, стоящая перед коллективом школы:

  1. создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
  2. оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  3. формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  4. развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;

      Цель программы:

  1. Организация  учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  2. Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
  3. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс

      Планируемый результат:  создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.

1.Организационная работа

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Август- сентябрь

Библиотекарь, учитель

2.

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

В течение года

Администрация, учитель

3.

Введение новых форм организации  деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

В течение года

Учитель

4.

Организация работы по подготовке  к школе будущих первоклассников

Ноябрь- май

Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс

2.Работа с педагогическим коллективом

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Совещания при заместителе директора по УВР

В течение года

Замдиректора по УВР

1.1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Август-сентябрь

Замдиректора по УВР

1.2

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах

август

Замдиректора по УВР

1.3

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов

сентябрь

Замдиректора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей

октябрь

Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач

4.

Взаимопосещения уроков

В течение года

Учителя начальной школы

5.

Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности

март

Учителя, воспитатели ДОУ

3.Работа с обучающимися

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Изучение личных дел

1.2.Изучение медицинских карт учащихся

август

Учитель, зам.директора по УВР

Врач

Учитель

2

2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода

2.2.Ознаккомление учащихся с едиными требованиями в школе

2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа»

2.4.Классные часы: «Знакомства»

2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся

2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня.

2.7.Распределение обязанностей среди учащихся

сентябрь

Зам.директора по УВР

Учитель

Психолог, логопед

Учитель

3

3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся

3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся

3.3.Классный час «Азбука поведения»

3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня.

октябрь

Учитель,

 Зам.дир по УВР

Учитель

4

4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе

4.2.Разработка методических рекомендаций

4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники»

4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся.

ноябрь

Психолог

Учитель

Психолог

Логопед

Учитель

5.Работа с родителями

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Знакомство с родителями

1.2.Анкетирование родителей

сентябрь

Кл.рук-ль

2

2.1.Индивидуальные беседы с родителями

2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода»

2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников

В течение года

Сентябрь-

Октябрь

В течение года

Кл.рук-ль

Кл.рук-ль, психолог

3

3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»

Октябрь

Кл.рук-ль

4.

4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы»

Ноябрь

Кл.рук-ль

5.

Консультации для родителей

В течение года

Кл.рук-ль, психолог, логопед

6.

Оформление стенда «Информирование для родителей»

сентябрь

Кл.рук-ль

7.

Организация Школы для будущих первоклассников

Ноябрь-май

Учитель

2 раздел .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников

Форма деят-ти

Тематика

Ответственный

Сроки

Администр.совещания

Задачи пед.коллектива в период адаптации

Зам.директора по УВР

август

Заседания МО учителей нач.школы

Реализация программы помощи в адаптации

Рук-ль МО

сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл.

Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации

Замдиректора по УВР

Сентябрь, октябрь

Совещания при замдиректоре по УВР

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл.

Замдиректора по УВР

В течение года

Совещания при заместителе директора по ВР

Особенности классных коллективов 1-ых классов

Замдиректора по ВР

В течение года

3 раздел.  Аналитическая деятельность. Подведение итогов

1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей

2.Выработка рекомендаций и решений.

3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»

Разработчик :

Заместитель директора по УВР  

 ___________ Н.Н.Глебова

71-34-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации 5 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «Я ШКОЛЬНИК»

Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса в период адаптации к школе. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся обучающихся в специальной (коррекци...

Программа по адаптации уч-ся 5х классов в условиях ФГОС

Как помочь пятиклассникам   и учителям  в адаптационный период....

Рабочая программа по адаптации для учащихся пятых классов "Пятиклассник". Методическая разработка

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. От пятикласника, только что переступившего порог основной школы, требуется мотивированная активность, способност...

Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....

Программа по адаптации учащихся 10-х классов

Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...

Рабочая программа по адаптации 10-х классов

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебн...