Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii_k_sredney_shkole_uchashchihsya_5.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по адаптации к средней школе учащихся 5-х классов.

 «Первый раз в пятый класс!»

Актуальность.

Переход из младшей школы в среднюю – важный и очень волнительный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения (предметная), часто новые одноклассники, новые незнакомые помещения.. С одной стороны пятиклассники переходят в новое для них среднее звено с интересом и желанием проявить себя, быть активными, умными, независимыми, нужными здесь и успешными, с другой стороны они испытывают чувство тревоги и беспокоятся: как их примут здесь? Всё ли получится? Конечно, новая ситуация обучения порождает много разных тревог и волнений. Чтобы разобраться со всем этим и начать спокойно и  успешно учится нужно время. Это время и называется периодом адаптации. Для того, чтобы помочь ребятам пройти этот период как можно мягче и психологически легче проводится эта программа.

Цель: создать условия, способствующие психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, позволяющие поддерживать и развивать в детях интерес к знаниям, умение общаться с новыми преподавателями и одноклассниками, творить в своём классе атмосферу поддержки и взаимопонимания.

Задачи:

- снижение уровня школьной тревожности, формирование у детей устойчивой самооценки и позитивной я-концепции;

- формирование устойчивой учебной мотивации детей;

- повышение уровня психологической готовности к обучению;

- создание классного коллектива через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований;

- освоение детьми школьных правил;

- выработка норм и правил жизни класса;

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

1 этап. Ориентировочно - ознакомительный. 

   Проведение большой психологической игры «Жемчужное ожерелье знаний» 1 сентября ( по Битяновой).

 Цель: Знакомство с новыми учителями в игровой форме, освоение пространства старшей школы, выработка умения ориентироваться в пространстве старшей школы.

2 этап. Диагностический.

   Проведение диагностики на тревожность (по Филлипсу). Знакомство учителей и учащихся с результатами диагностики, планирование по результатам диагностики индивидуальной и групповой работы с пятиклассниками.

Цель: Выявление тревожных детей, понимание содержательной характеристики видов тревожности у каждого ребёнка и, исходя из этих данных, выработка индивидуальных возможностей коррекции эмоциональных отклонений.

3 этап. Коррекционно – развивающий. 

Проведение серии классных часов  (8-10 занятий) с периодичностью 1 раз в неделю в пятых классах  в тренинговой форме.

Цели: улучшение способности к психологической адаптации к обучению в старшей школе, сведение к минимуму периода дезадаптации, (если он проявился у кого-то из детей), снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации, создание эмоционально комфортной атмосферы в классе.

Занятие 1.

Знакомство. Рождение группы.

Упражнение «Представление имени» (имя – движение)

Игра «Если весело живётся, делай так!»

Принятие правил тренинга.

Упражнение «Твоя школа такая, какой ты её видишь». Попробуем увидеть положительные стороны в новой ситуации обучения.

Дискуссия на тему занятия.

Обсуждение итогов занятия. 

Занятие 2.

Три главные силы.

Упражнение «Прошепчи имя».

Чтение сказки о далёкой планете детства (автор Хухлаева).

Обсуждение сказки. Вопросы для обсуждения:

- Пришло ли время для героя сказки взрослеть? Если да, то почему?

- Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны какие-то ещё силы?

- Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты детства?

Упражнение на самопознание: « У кого сколько сил и чего не хватает?» Ребята по кругу, передавая мяч, рассуждают на тему наличия и недостатка этих трёх сил.

Занятие 3.

Я – пятиклассник!

Упражнение «Что я люблю делать».

Закончить фразу, передавая мяч по кругу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я…»

Заполнение бланков «Мои цели».

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 4.

Способны ли мы быть единой командой?

Упражнение «социограмма»(созвездие класса)

Упражнение  на сплочение «Ка-ра-бас!» Обсуждение упражнения.

Дискуссия на тему «Что такое дружба?»

Закончить фразу : настоящий друг – это тот, кто…

 Выписать качества на доску.

Примеры дружбы из фильмов, книг, мультфильмов.

 В завершение занятия упражнение  на сплочение «Электрическая цепь».

Занятие 5.

О дружбе и друзьях.

«Что я люблю делать?» - пантомима без слов.

Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни.

Продолжим про дружбу: что мешает – что помогает дружбе.

Составляем таблицу.

Выход на работу с негативными эмоциями: «Что делать с тем, что не нравится?»

Упражнение «Камушек в ботинке» или «Спустить пар».

Методы совладания с гневом.

Упражнение на единство и толерантность: «Ты и я. Мы вместе…»

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 6.

Легко ли быть учеником? ( по Коблик , стр. 50)

Упражнение «У кого какой сегодня ритм?»

Что такое тревожность? Какая она бывает и что с этим делать.

Разговор на тему.

Занятие 7.

Чувства. Мысли. Действия.

 Учимся различать чувства, мысли, действия.

Упражнение «Шкалы»

Теория.

Показать пантомимой: примеры чувств, мыслей, действий.

Занятие 8. 

Говорим о своих чувствах.

Разминка

Скажите о своих чувствах сейчас. Теперь пусть каждый участник расскажет о своих чувствах.

Работа по теме занятия.

Смотрим фотографии с изображениями различных эмоций.

Практикуемся в распознавании чувств.

Главное – дать участникам возможность понять, что не так-то просто определить чувства другого человека.

Учимся говорить о своих чувствах к другому.

Изучаем схему «Как сказать о своем чувстве»:

  1. Я чувствую (страх, злость, обиду…) – или – мне (страшно, грустно, стыдно…)
  2. Когда ты … (описание того, что происходит).
  3. Давай подумаем, как нам быть в этой ситуации – или – что бы ты предложил? – или – я предлагаю тебе …(описание действия), а сам готов …(описание действия).

Разбиваемся на тройки. Каждая тройка получает ситуацию на карточке. Один участник говорит другому о своих чувствах. Другой отвечает, что он чувствует в ответ. Третий следит за тем, говорят ли участники о своих чувствах или пытаются обвинять партнера.

Анализ упражнения. Заключительное обсуждение.

Занятие 9. Понимаем друг друга. Учимся поддержке. 

Разминка.

Закончить фразу «Я умею… и хотел бы…» (про развитие умения или овладение новым навыком). Можно про новое умение или про хорошо развитое.

Проверяем на практике, хорошо ли мы понимаем друг друга в нашей группе. Упражнение «Пересказ текста»

Работа в тройках. Упражнение на понимание. 

Учимся поддержке. «Вася, ты умеешь… Спасибо. А ещё я умею..»

Техника поддержки. Красный карандаш – поддержка  - по кругу.

Передышка: рубка дров, коллективный счёт, бросаем мячики.

Заключительное обсуждение.

Занятие 10. Поддержка и доверие.

Завершающее занятие.

Разминка. Создадим совместный ритмический рисунок.

Дискуссия на тему занятия.

Вспоминаем формулу про сильную личность и крутого.

Говорим о значении чувств, впечатлений  в нашей жизни.

Примеры поддержки. Разбираем ситуации.

Упражнение на доверие. «Восковая палочка».

Как, из чего рождается доверие?

Анализируем упражнение.

Упражнение: за что я могу сказать себе «спасибо».

Пантомимой подарки друг другу.

Упражнение «Ладони»  по  кругу.

Заключительное обсуждение. Прощание.

До новых встреч!

Литература:

Коблик  Е.Г. «Первый раз в пятый класс!» М. Генезис, 2007.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. , Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.- М.: Генезис, 2000.

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками  (5-6 класс). Под ред. С.В. Кривцовой.- М.: Генезис, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

 Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...

Программа по адаптации учащихся 10-х классов

Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в школе

Почему у младших подростков снижается мотивация к обучению? А вслед за этим идёт снижение успеваемости, нежелание делать домашние задания. Возникают проблемы с взаимопониманим в семьях. Родители требу...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....