Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в школе
статья (5 класс) по теме

Ключенкова Наталья Ивановна

Почему у младших подростков снижается мотивация к обучению? А вслед за этим идёт снижение успеваемости, нежелание делать домашние задания. Возникают проблемы с взаимопониманим в семьях. Родители требуют и требуют. Обучающиеся уклоняются от своих обязанностей, падает их самооценка, уверенность в своих силах. И как результат неуды по предметам, нежелание учиться.

Данный материал полезен не только родителям, но и учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переходим в пятый класс

Ну что ж, Вас и Ваших детей можно поздравить с окончанием начальной школы. Это и событие и радостное, и в то же время влекущее за собой много сложностей. Переход из начальной школы в среднюю сопряжен с большой психологической нагрузкой.

  • Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.
  • Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со "взрослыми дядями", старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.
  • В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше?

Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи.

  1. Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у завуча или директора школы. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 8 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
  2. Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога.
  3. Узнайте, существует ли в школе группа продленного дня. Уточните режим ее работы, организацию питания и расписание факультативов. Современные группы второй половины дня, как правило, отличаются от прежней "продленки". Именно здесь должны присутствовать эстетический и развивающий циклы.
  4. У ребенка начинаются выездные экскурсии. Поинтересуйтесь, есть ли у школы собственный экскурсионный транспорт.
  5. Наладьте контакт со школьным психологом, так как в период адаптации могут возникнуть нежелательные отклонения в поведении, с которыми Вы самостоятельно не справитесь. Вам потребуется помощь специалиста.
  6. Заранее познакомьтесь с воспитателем группы продленного дня. Это именно тот человек, который будет находиться с вашим ребенком большую часть времени. Откровенно расскажите ему о ребенке, о его привычках, особенностях, его слабостях. И обязательно оставьте ему все Ваши телефоны, и рабочий, и домашний.
  7. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу. Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
  8. Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса , а также о жизни вашего ребенка в школе.
  9. И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы современной семьи и способы их решения Ключенкова Наталья Ивановна методист, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербург

Слайд 2

Проблемы современной семьи Примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно. На разных стадиях жизненного цикла семьи проблемы различны. Разрушение института семьи потеря духовности и вседозволенность быстротечный ритм жизни смешение культур увеличение количества больных детей или нежелание супругов их иметь

Слайд 3

Демографические проблемы семьи. Малодетность семьи - первая по значимости проблема По последним статистическим данным сегодня в России насчитывается около 42 миллионов семей - половина из этого количества не имеет детей у большинства - один ребенок количество же многодетных семей варьирует в районе от 3 до 5%.

Слайд 4

Социальные и экономические проблемы семьи Кризис родительства , т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность.

Слайд 5

Разрушение института семьи Определенные роли мамы и папы уже не столь ясны и однозначны. Сегодня изменилось отношение в обществе к женщине, которая часто сегодня, не вступая в брак, рожают и самостоятельно растят ребенка. Распространены в настоящее время и гражданские браки. Заключаются они на основе договора. То есть люди могут жить несколько лет вместе, родить ребенка, но по факту семьей как таковой они не являются.

Слайд 6

Растущая эмансипация женщин Все более активное участие женщин в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. Женщины сегодня стали настолько независимы от мужчин и материально, и морально, что это ведет к перераспределению социальных ролей. Большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью. Отсутствие детей или не желание иметь их - вот еще одна отличительная черта многих (конечно, не всех) современных семей.

Слайд 7

Потеря духовности и вседозволенность Молодые люди, вступают в брак. Но подчас они не ощущают истинных духовных обязательств, а лишь скрепляют отношения печатью в ЗАГСе. А все потому, что молодежь просто не боится потерять семью. Не способствует развитию духовных ценностей наше телевидение и другие средства массовой информации пропагандой свободны взглядов на отношения.

Слайд 8

Столкновение разных культур в одной семье Это еще одна проблема именно современных ячеек общества. Разный менталитет, вероисповедание, отношение к событиям в мире и друг к другу. С появлением детей разногласия только усиливаются. Часто ребенок становится предметом (как ни странно это звучит) дележки между родителями при разводе.

Слайд 9

Сегодня все больше увеличивается число больных детей и детей-инвалидов. Это связано и с экологическими проблемами, и с тем, что молодые люди недостаточно серьезно относятся к своему здоровью, и с многими другими причинами.

Слайд 10

Быстротечный ритм жизни. Это еще одна проблема, которая сегодня как никогда актуальна. Много работать, больше зарабатывать - вот ценности современной молодежи. Откуда же здесь взять время на семью Итак, примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи достаточно. Следует лишь помнить, что все они не фатальны и решаемы.

Слайд 11

Пути решения семейных проблем В настоящее время необходимо всестороннее изучение названных проблем. На основе полученных данных следует обосновать научно- практические программы подготовки молодежи, к разработке жизненных стратегий, а также формирование положительных установок на построение адекватных семейно- брачных отношений. Приоритетной составляющей социально- экономического развития нашей страны должна стать эффективная единая политика в отношении семьи, детей и молодежи, отвечающая главным ориентирам социального развития

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников

  1.  Начинается подростковый период. Выброс гормонов вызывает то понижение, то повышение работоспособности, чередование хорошего настроения и ухода во внутренние переживания. В период снижения настроения  и упадка энергии может появиться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, труду. На этой почве происходят срывы в учебе, ссоры со сверстниками и взрослыми. Все это говорит об импульсивности, неумении продумывать свои действия, их последствия. Поэтому следует максимально щадить слабую нервную систему детей, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе.
  2. Занятия спортом или прогулки. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.
  3. Делать домашнее задание вместе с ребенком (но не за него). Выполнение домашнего задания не должно занимать более 2.5 часов. Домашнее задание должно составлять 1/3 объема выполненного в классе.
  4. Происходят некоторые сдвиги в мышлении. Их уже не удовлетворяет внешнее восприятие предметов, им нужно понять суть, причинно-следственные связи. Не менее важной задачей является развитие навыков самостоятельной деятельности, чувства долга и ответственности за свои поступки.
  5. Постоянно разговаривать о морально-нравственных принципах  поведения в обществе.
  6. Сохранять телесный контакт (массаж на ночь, обнимать).
  7. Формирование позитивной учебной мотивации («Учиться нужно, учеба – это хорошо»). Очень важно стимулировать познавательные потребности, формировать желание узнавать новое.
  8. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».
  9. Необходимо учитывать следующие особенности пятиклассников: стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми; важность мнения окружающих, стремление к самоутверждению, в периоды спада настроения возможно стремление к обособлению.
  10. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  11. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  12. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Рекомендации для родителей пятиклассников

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности   ребенка.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
  • ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....

Адаптация учащихся 6, 7 классов к условиям совместного обучения в школе I,II вида.

О создании успешных условий в учебном процессе для учеников совместного обучения....

Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».

Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ....

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....