Адаптация учащихся 6, 7 классов к условиям совместного обучения в школе I,II вида.
статья (6, 7 класс) по теме

Криницына Татьяна Владимировна

О создании успешных условий в учебном процессе для учеников совместного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_krinitsyna_na_pedsovet.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

      Адаптация учащихся 6, 7 классов к условиям совместного обучения  в школе I,II вида.

В моем выступлении я хочу, прежде всего, отметить, что адаптация учащихся 6 и 7 классов происходит при двух сложных моментах. Первый это переход 6 класса в среднее звено школы. Второй это совместное обучение учащихся 6 и 7 классов.

К шестому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Выполнение учебной работы учащимися связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости.

        Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Шестиклассники  приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

        Переход из начальной школы в среднюю будет связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это будет довольно серьезным испытанием для психики школьника. Необходимо сделать все, чтобы самооценка ребенка только возрастала.

        Особое место в портрете шестиклассника занимает  формирование его коммуникативной компетентности, необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы шестиклассник владел словесной речью на уровне соответствующим требованиям программы школы I,II вида, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий.

Общению наших шестиклассников  характерны следующие признаки:
1. Неустойчивость контактов.
2. Эмоциональность.
3. Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей.
4. Разрыв между мальчиками и девочками.
5. Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
 

        Ну и конечно одно из главных направлений в работе педагога в формировании личности ребенка это работа с родителями.

Для родителей шестого класса классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Очень значимо сохранить положительное отношение шестиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Родителям рекомендуется:

  • обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
  • основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

Учитывая и применяя на практике все выше сказанное, адаптация детей при переходе в среднее звено тогда пройдет успешно. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

        Второй момент  адаптации  6 и 7 классов это совместное обучение. Особые условия работы в объединенных классах требуют от учителя хорошей предметно-методической подготовки.

        Учебный процесс для меня имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении. А также приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.

Одновременные занятия с двумя классами требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с двумя классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. Особенностью работы  является то, что невозможно организовать занятия с двумя  классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в нашей школе занимает больше 50% учебного времени. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

4.Развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. С этой целью необходимо регулярно пользоваться памятками, в которых показан алгоритм выполнения заданий. Систематическое выполнение учащимися таких действий поможет им овладеть рациональными приемами работ.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске.

В условиях одновременной работы учителя с двумя классами, учителя лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Я учу ребят уметь пользоваться записями в тетради и учебником для выполнения задания.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с двумя классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом. Поэтому надо приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

        Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Дети должны овладеть следующими умениями:  

  • сосредотачиваться на выполнении задания
  • не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса
  • не слушать ответы учеников другого класса
  • быстро перестраиваться при обращении учителя к ним

 Поэтому учителю класса-комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, вырабатывать у детей обще учебные умения и добиваться умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения в объединенных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Презентация Power Point "Адаптация учащихся 10 класса к новой ситуации обучения. Консультация для педагогов"

Презентация предназначена в помощь педагогам для осуществления индивидуального подхода к старшеклассникам....

СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году

СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...