Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».
материал на тему

Хабибрахманова Муслима Рустямовна

Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация 5 класс40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ново-Кинерская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида

СПРАВКА

по итогам проверки адаптации учащихся 5 – ых классов.

17 октября 2014 г.

        Согласно плану работы школы с 12 октября по 23 октября  2015 г. была проведена методическая декада «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».        

Цель: выявить уровень адаптации учащихся при переходе из школы первой ступени на вторую.

С этой целью были даны следующие открытые уроки:

Класс

Учитель

Предмет

Тема урока

Габделахатова М.А.

математика

Линия, луч, отрезок.

Хакимова Н.И.

СБО

Почта

Валиуллина Г.Р.

Русский язык

Работа над ошибками

Файзрахманова Л.И.

Природоведение

Воды суши:ручьи, реки.

Файзрахманова Л.И.

Природоведение

Воды суши:ручьи, реки.

Габделахатова М.А.

Математика

Прямоугольник.

Шакиров Н.В.

Трудовое обучение

Ремонт школьной мебели.

1. Преподавание русского языка и литературы  в 5а  классе ведется по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой -  Москва «Просвещение» 2006 год. Уроки чтения и развития речи ведутся в 5б классе по учебнику «Чтение», для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, М.,  «Просвещение», 2007.  Уроки русского языка ведутся по учебнику «Русский язык»  для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.К.Аксенова, Н.Т.Галунчикова, М., «Просвещение», 2009

 Посещение уроков в 5а классе показало, что учитель русского языка и литературы Валиуллина Г.Р. (1 квалификационная  категория), владеет методикой ведения урока. Она формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения и контроля.   Учащиеся на уроке  активны. Предмет русского языка для учащихся считается одним из трудных В обоих 5-ых классах есть слабые дети, с которыми обязательно нужно вести индивидуальную работу.

 Преподавание математики.  Математика в 5-ых классах  преподается по учебнику М.Н.Перова, Г.М. Капустина,  Математика 5, Москва, «Просвещение», 2011г. и программе специальных (коррекционных)  общеобразовательных  учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-  М.: ВЛАДОС, 2011 г.

Посещенные уроки в 5а,5б  классе  показал, что учитель Габделахатова М.А. впервые ведёт уроки математики. Она в достаточной степени владеет знанием программного материала. К урокам готовится тщательно. Использует всегда интерактивную доску, много наглядного материала. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеет детским коллективом.

3. Преподавание уроков трудового обучения. Уроки трудового обучения в 5а классе ведёт учитель Шакиров Н.В.  Учитель молодой, квалификационную категорию не имеет. В 5б классе уроки ведёт учитель первой квалификационной категории Латыпов Р.Н. Преподавание  ведётся по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией   В. В. Воронковой, 2011 г. и учебнику «Столярное дело» для специальных (коррекционных)  школ VIII вида под редакцией  Б.А.Журавлева,  Москва,  «Просвещение», 1993 год.

 5-6  классы.

        Ученики с удовольствием ходят на уроки труда.  

 

4. Преподавание уроков природоведения. Уроки природоведения в 5-ых классах ведёт педагог 1 квалификационной категории Файзрахманова Л.И. Преподавание ведётся по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией   В. В. Воронковой, 2011 г  и   учебнику  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида /  Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.-        М.: Просвещение , 2015 года выпуска. Уроки проходят на должном уровне.

Педагог нашла общий язык с детьми. Было рекомендовано использовать дополнительный материал для уроков. Привлечь к этой работе самих учащихся.

5. Проверка рабочих тетрадей.  В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие тетради учащихся 5 класса  по  русскому и татарскому языку.

Тетради по русскому языку.

Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью.

Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Хабибрахмановой М.Р. Все учащиеся имеют рабочие тетради. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. В рабочих тетрадях не прослеживаются темы уроков. Имеется отдельная рабочая тетрадь для домашних заданий. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5-х классов. Учитель не дает  образцы правильного написания букв и соединений.  Однако следует отметить в отдельные дни малый объём классной работы, у отдельных учеников - низкий уровень каллиграфии. Тетради подписаны учащимися. Тетради ведутся аккуратно,  требования единого     орфографического    режима    соблюдаются.  При  проверке   тетрадей    учитель обращает внимание  на запись числа,  интервалы между работами. Соблюдаются поля с внешней стороны.         Оценки   выставлены объективно.        Нормы   проверки   тетрадей     выполняются. В тетрадях имеются не исправленные ошибки.         Ведётся  работа над ошибками. Проводится работа над чистописанием.

Тетради по татарскому языку.

Тетради подписаны учащимися. Тетради ведутся аккуратно,  требования единого     орфографического    режима    соблюдаются.  При  проверке   тетрадей    учитель обращает внимание  на запись числа,  интервалы между работами. Все тетради  в обложках. Поля начерчены детьми, не везде соблюдается соотношение, нужно контролировать.         Оценки   выставлены объективно.        Нормы   проверки   тетрадей     выполняются. Все работы проверены грамотно. Объем классных работ соответствует норме.         Работа над ошибками не ведётся.   Работа над чистописанием  проводится.

6. Проверка дневников.

5а класс - по списку 9 учеников, на проверку сдали только 6 (Сафин Ирек, Журавкин Тимур болеют, Султанов Асгат не может вести дневник по состоянию здоровья)

Кулиева Г. - оценок мало, домашних заданий тоже маловато, есть д\з по математике, русскому языку, природоведению( нет № стр.). Вообще нет заданий по татарскому языку.

Сайфуллин Булат – дневник ведётся не последовательно, оценок немного есть д/з,  но не написано на какое число.

Валиуллин Ильназ – дневник ведётся хорошо. Много оценок, д/з. Но нет д/з и даже расписания за последнюю неделю. Мать расписывается в дневнике.

Губайдуллин Фаниль – ведёт  дневник хорошо, есть оценки, достаточно. Написаны домашние задания. Проставлены оценки за 1 четверть.Есть подписи родителей.

Каримов Адель – дневник ведётся хорошо. Много оценок, д/з. Мать не расписывается в дневнике. Нет четвертных оценок, видимо, в конце четверти болел.

Хасанов Ильфар – по сравнению с остальными у Ильфара оценок меньше, , домашних заданий тоже. Мать не проверяет дневник, за четвертные оценки тоже не расписалась.

5б класс - по списку 9 детей  На проверку сдано 5 дневника. (Гильфанов Амир, Нурмухаметов Фанис, Асхадуллин Юсуп, Газизов Амаль болеют).

Митрофанов Никита. Оценки имеются, домашние задания записаны. Мать не расписывается. Оценки за 1 четверть проставлены не полностью.

Магъсумова Гузель – дневник аккуратный. Домашних заданий мало, не все записаны. Четвертные  оценки проставлены, бабушка интересуется учёбой внучки.

Алексеев Александр – оценки есть, домашние задания записаны. Родители расписались в дневнике.

Архипов Руслан – дневник неаккуратный, оценок и домашних заданий очень мало. В декабре вообще нет домашних заданий и оценок.

Егоров Владим - дневник аккуратный, оценки  и домашние задания имеются. Родители проверяют дневник.

        Прошло заседание методического объединения классных руководителей, посвященное, вопросам адаптации учащихся 5-ых классов. Классный руководитель 5а класса Галиева Р.А. затронула вопросы по охране здоровья учащихся в период адаптации. Габделахатова М.А. затронула общие вопросы адаптации своего класса.

    Анализ полученных результатов свидетельствует о том, обучение в 5 классе у большинства учеников не вызывает трудностей.

        Однако на фоне положительных явлений наблюдаются и негативные моменты, которые в дальнейшем могут привести к дезадаптации: учащиеся 5-ых классов очень подвижные.  Могут на уроках разговаривать, отвечать,  не поднимая руку. Очень важно следить за дисциплиной на уроках, в переменах. Есть в классе и слабые учащиеся, с ними нужно работать индивидуально. Заранее нужно готовить материал для индивидуальной работы.

Выводы.

  1. Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.
  2. Учителям, ведущим уроки, нужно более тщательно проверять записывание в дневниках и выполнение домашних заданий. Поставить оценки за урок. Заранее спланировать индивидуальную работу со слабыми учащимися.
  3. Общий настрой класса,  его «эмоциональный портрет» позитивный.
  4.  Уделить внимание дисциплине на уроках и в перемену.
  5. Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы.

                                                             

                    Рекомендации.

  1. Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки. Оценивать знания учащихся на уроке, комментировать оценки.
  2. Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
  3. Продолжать работу по формированию навыков чтения, индивидуальную работу со слабо читающими учащимися.
  4. Вовлекать учащихся в процесс изучения темы, переводя их из разряда пассивных слушателей в активную, мыслящую личность.
  5. Использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, посвятив этому по времени небольшую часть урока.
  6. Классным  руководителям продолжать работу по формированию классного коллектива, предотвращению конфликтных ситуаций.
  7. Психологической службе оказывать психологическую поддержку и проводить индивидуальные беседы с учащимися 5 класса.

Заместитель директора по УВР_________________М.Р.Хабибрахманова          

Мәктәпкә хәзерлек төркемендә грамотага өйрәтү шөгыле эшкәртмәсе.

Тема:[с],[ш] авазларын дифференциацияләү.

Максат:[с],[ш] авазларын ишетеп аерырга,сүздә дөрес әйтергә өйрәтү; [ш],[с] авазларының дөрес артикуляциясен ачыклау һәм ныгыту;«Ш»,«С»хәрефенең рәсемен дәфтәрләрдә язу,сүздәге,сөйләмдәге авазларга игътибар тәрбияләү.

Җиһазлау:предметлы рәсемнәр,”каз”һәм“агач”рәсемнәре,ташлар,

төймәләр,орлыклар, фланелеграф, һәр балага- дәфтәр, көзге, яшел һәм кызыл түгәрәкләр, карандашлар.

Шөгыль барышы:

-Исәнмесез,балалар.Барыбызда матур итеп утырдык,шөгыльне башлыйбыз.

1.Оештыру:фонетик зарядка.

Тәрбияче: Ра-ра-ра,ла-ла-ла, ча-ча-ча.

Ша-ша-ша,са-са-са.

Ша-са.

(беренче рәткә [ша], икенче рәткә [са] иҗеген кабатлатам)

-Сез иң соңыннан нинди авазлар сүзтезмәсе ишеттегез?(ша,са).

-Әйе,балалар, бик дөрес.

-Авазлар сүзтезмәсенең беренче авазларын әйтегез әле?(ш,с)

Бүген без [ш],[с] авазларын бер-берсеннән аерырга өйрәнербез.

2.Фланелеграфка “каз”һәм “агач” рәсемнәре куела.

-Балалар,әйтегез әле,каз ничек ысылдый?

Каз ысылдый-с-с-с-с-с-с.(бергә кабатлыйбыз).

-Ә агачның яфраклары ничек шаулый?

Агач шаулый-ш-ш-ш-ш-ш.(бергә кабатлыйбыз).

Тәрбияче: Булдырдыгыз,балалар. Ерактан казлар киләләр,тавышлары еракта ишетелә,әйдәгез,кабатлап карыйк әле.[с-с-с],ә хәзер казлар якынга килеп җиттеләр,тавышлары якында ук ишетелә,[с-с-с],аннан казлар кире әйләнеп киттеләр,тавышлары да ерагайды, [с-с-с],әйдәгез,кабатлыйбыз.

Әкрен генә җил исә,агачның яфраклары шаулый [ш-ш-ш],җил көчәйде,яфраклар ныграк шаулый башладылар,әйдәгез кабатлап карыйк әле.[ш-ш-ш],җил бераз тынды,яфракларның шавы да кимеде.[ш-ш-ш]

-Яле,Фидәил кабатлап күрсәт әле.

-Ландыш син ничек күрсәтерсең?

-Балалар,җепне сузып карыйк әле,[ш] безнең нинди аваз икән?(кул белән җепне сузу хәрәкәте),хәзер [с] авазын карыйк.( [ш]һәм [с] тартык авазлар).

3.Тәрбияче: -Булдырдыгыз,балалар,бик дөрес.Хәзер сезнең белән Ш һәм С хәрефләренең рәсемнәрен искә төшереп китик әле.(фланелеграфка Ш һәм С хәреф ләрен куям)

Ярты алтын ай күктә,

С хәрефен хәтерләтә.

С хәрефе нәрсәгә охшаган?(айга) Кул белән ясап карау.

Көзге алып [с] авазының дөрес артикуляциясен ачыклыйбыз.

-иреннәр елмайган хәлдә,

-тешләр бер- берсенә тигән,

-телнең очы аскы тешләргә килеп терәлә.

Ш хәрефе бик яхшы,

Ул сәнәккә охшаган.

Ш хәрефен күрсәтү. Нәрсәгә охшаган?(сәнәккә) Кул белән ясап карау.

Көзге алып [ш] авазының дөрес артикуляциясен ачыклыйбыз.

-иреннәр бераз “шакмакланып “алга чыга,

-тешләр бер-берсенә тигән,

-телнең очы,өскә күтәрелеп арткарак китә,телнең ян кырыйлары өске тешләргә тия.

-Булдырдыгыз,балалар.Димәк,безнең [ш] авазын әйткәндә тел өстә,ә [с] авазын әйткәндә тел аскы тешләргә терәлә.

4.Хәзер Ш һәм С хәрефләрен төймә,ташлар,орлыклар белән төзеп карыйбыз.(өстәлдә төзиләр).

5.”Бу аваз бармы?” дидактик уен.

-Мин сезгә рәсемнәр күрсәтәм.Сүздә [ш] авазы ишетсәгез-яшел түгәрәк,[с] авазы ишетсәгез –кызыл түгәрәк күтәрергә тиеш буласыз.(машина,сабын,шар,суган һ.б.)

-Хәзер,басып,әзрәк ял итеп алабыз.

6.Физкултьминутка.

Тышта кыш,буран ыҗгыра,әллә нинди авазлар ишетелә.Тыңлыйк әле…

Җил ыҗгыра!-ыҗ-ыҗ-ыҗ!

Агач яфраклары үзара шомлы кыштырдашалар…

-ш-ш-шшш!

Без бернидән курыкмыйча чаңгылар кидек,таудан выҗылдап шуабыз.

-Выж-жжж!

Туңмасыннар дип,кулларны кулга сугабыз…

-Шап-шап-шап!(хәрәкәтләр белән кабатлыйбыз)

7. “Рәсемнәрне исеңдә калдыр”дидактик уен.

-Без хәзер сезнең белән рәсемнәр карыйбыз,сез аларны исегездә калдырырга тиеш. (ананас,редис,шалкан,суган,шикәр һ.б.),аннан алып куям,сез миңа нинди рәсемнәр икәнен әйтергә тиеш.Кем иң соңгы сүзне әйтә,шул җиңүче була.

8. Дәфтәрдә эш.Ш һәм С хәрефләренең рәсемен ясыйбыз һәм рәсемнәр бүләк итәбез.(Мәсәлән: Ш-шар,карандаш,шәм.С-сарык,сыр,ананас.)

-Илсаф,син нинди рәсемнәр ясадың?

-Илида ,ә,син?

9.Тәрбияче:-Хәзер без сезнең белән өйрәнгән тел төзәткечләрне искә төшерәбез.

[с]авазы:

Су-су-су-бу нинди басу,

Сый-сый-сый-Сания рәсем ясый,

Ус-ус-ус-Самат минем дус.

[ш] авазы:

Ыш-ыш-ыш-Шамил,кил,булыш.

Ша-ша-ша-Шамил булыша,

Аш-аш-аш-шунда иде таш,

Уш-уш-уш-машина гел буш.

-Рәхмәт,балалар,сез бүген бик тырыштыгыз, актив булдыгыз.

10.Йомгаклау.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 6 классах для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в области «Математика»

По итогам выполнения комплексной работы для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в 6 классах в области "Математика" составляется аналитическая справка, отражающая результаты д...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в школе

Почему у младших подростков снижается мотивация к обучению? А вслед за этим идёт снижение успеваемости, нежелание делать домашние задания. Возникают проблемы с взаимопониманим в семьях. Родители требу...

СПРАВКА Адаптация учащихся 5-ых классов МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова» 2018-2019 учебном году.

СПРАВКААдаптация учащихся 5-ых классов  МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова»  2018-2019 учебном году....

Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...

Справка по адаптации учащихся 5-х классов

Результаты исследования адаптации 5-х классов...

Справка по итогам диагностики адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению

В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то буде...