Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС
статья по психологии (5 класс)

Горбунова Валентина Викторовна

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsov_iz_odnoy_stupengi_na_druguyu.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

                 МАОУ лицей имени Героя России Веры Волошиной

                                 Тема: Педсовета

Преемственность при переходе

из первой ступени на вторую ступень обучения

в условиях реализации ФГОС.

                                                                                         Педагог-психолог:

                                                                                        Горбунова В.В.

                                                       Д.Головково 2018г

                «Из начальной школы в основную».

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено,

Переходный период из шкальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения школьнику.

Впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.

Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Всему педагогическому коллективу нужно сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера, более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.

Перед коллективом стоят задачи:

  • Изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста:
  • Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
  • Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств, профилактики школьной дезадаптации;
  • Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 5-х классах;
  • Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся:
  • Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

Сложности организационного и учебного характера:

  1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
  • Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
  • Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности.

Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

  1. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагога порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть во тчения, тревоги, обиды, раздражения, то это и- лучшим образом скажется на результатах знания, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

  1. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

  1. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

  1. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам.

Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

  1. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

  1. Ослабление внешнего контроля, за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля, за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя предлагают детям домашние задания только для желающих. Но редко у кого оно возникает самостоятельно.

Дифференцированные задания в среднем и старшем звене -большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

  1. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет.

 Это уже в более, старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.

               Рекомендации по преемственности при переходе

               из начальной  школы в среднюю школу.

Рекомендации для родителей

У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

Необходимо оценивать детское творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.

Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности, мягкости, оптимизма, дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.

Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые - хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные - обеспечьте ребёнка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.

Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.

Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

Учителям-предметникам и классным руководителям:

Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость.

Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно"ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, -одна из основных форм школьной тревожности.

Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Для этого необходимо провести следующие мероприятия:

  • Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учеников-выпускников начальной школы совместно с первым учителем. Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста. Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся. Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.
  • Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах начальной школы и посещение уроков коллег в параллели.
  • Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов. Организовывать коррекционные занятия с группами учащихся по снижению фона тревожности, возбудимости, агрессии.

  • Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.
  • Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя активные формы работы с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий традиционного обучения в условиях ФГОС

В связи с внедрением стандартов второго поколения возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учит...

Реферат "Личностно-ориентированное воспитание и обучение в условиях ФГОС"

В работе представлен материал  для внеклассной деятельности учителя...

УМКД "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования"

В работе представлена рабочая программа учебной дисциплины "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования". В результате изучения дисциплины студенты - будущие учителя математики знакомятся с ...

Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

Презентация родительского собрания "Взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении в условиях ФГОС"

Презентация для проведения родительского собрания, методического объединения классных руководителей о взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении усащихся в условиях внедрения ФГОС ООО....

2016-2017 Программа учебного предмета "Технология" (обучение, в условиях ФГОС), 5,7,8 классов

Программа  позволяет всем участникам образовательного поцесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного у...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...