Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год
материал по теме

 

   Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,  болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

  Забота о здоровье подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач нашего государства. В нашей стране ликвидированы многие очень опасные инфекционные заболевания, такие как оспа, чума, холера; сведены до минимума дифтерии, полиомиелит. Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.

  «Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования…» (из материалов коллегии Министерства образования).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бардацкая Наталья Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме:

«Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год        

   Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,  болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

  Забота о здоровье подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач нашего государства. В нашей стране ликвидированы многие очень опасные инфекционные заболевания, такие как оспа, чума, холера; сведены до минимума дифтерии, полиомиелит. Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.

  «Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования…» (из материалов коллегии Министерства образования).

  Все выше названные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных факультативных курсов, программ, направленных на воспитание элементарной  культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решимости творить свое здоровье.

  Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

  Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плавания), закаливание, рациональное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которые посильно учителю и в решении которых мы сами заинтересованы.

Формирование социально, психически и физически здоровой личности – одна из основных задач деятельности образовательного учреждения в 2010-2011 учебном году.  Ее решение осуществлялось по различным направлениям,  охватывало всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей. Для  повышения эффективности работы по здоровьесбережению были использованы возможности не только школы, но и сельского социума.

С 2007 года МОУ СОШ №3 является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Организация содержания инновационной деятельности "открытой" школы по личностно- ориентированному подходу к здоровью и здоровому образу жизни школьников», работа ведется под руководством Романенко Т.П., к.п.н., доцента СГУ. В рамках экспериментальной деятельности разработана программа «Школа- территория здоровья» (2008-2012 г.г., ставшая продолжением программы «Образование и здоровье» (2003-2008 г.г.).

В соответствии со школьными программами для организации  в системе целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых имеется план работы школы по здоровьесбережению на 2010-2011 учебный год, в ходе реализации которого были проведены:

проверки тематических планов работы учителей-предметников, планов воспитательной работы классных руководителей с целью выполнения требований по сохранению здоровья детей и внедрения здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс;

анализ посещенных в 1-11 классах уроков по всем предметам и внеклассных мероприятий с учетом использования  здоровьесберегающих технологий;

       занятия спецкурсов: «Разговор о правильном питании» (2 кл.), «Экология человека»(11 кл.);  «Биология на службе человека» (9кл.), «Психология успеха» (8кл.),  «Научи себя учиться» (7кл.), «Основы религиозных культур и светской этики» (4кл.), «Волшебный мир предков» (2кл.);

       занятия кружков: «Светофор» (юных инспекторов движении), «Юнармеец», «Эколог», «Бальная туфелька», сольного пения, спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, туризму;

ежемесячные отчеты классных руководителей по страхованию детей от несчастных случаев.

         Третий год наша школа работает по программе «Разговор о правильном питании», что является составляющей частью в работе по здоровьесбережению учащихся. На занятиях по программе «Разговор о правильном питании» учителя ведут работу по различным направлениям. Учитывая вариативность способов реализации программы, материал используется как дополнительный на уроках по предметам базового учебного плана («Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение»), на внеклассных мероприятиях, на воспитательных часах в группе продленного дня. Программный материал позволяет организовать поисковую групповую работу, развивать творческую активность учащихся, воспитывать трудолюбие и самостоятельность.         Работая по программе «Разговор о правильном питании» наши учителя накопили определенный опыт: собран занимательный дидактический материал, который позволяет организовывать предметные уроки как уроки здоровья, разработаны занятия по различным темам программы.  Это позволяет им принимать участие в ежегодном конкурсе методик реализации программы.

       Сложившуюся систему работы мы используем на классных часах, в ходе тематических конкурсов, викторин, экскурсий, на беседах в классах, не включенных в программу «Разговор о правильном питании»

        В ходе занятий учащиеся получают дополнительные знания в области истории «Как питались наши предки», в области литературы, создавая творческие работы (сказки, стихи, загадки, сценарии праздников), изобразительного искусства, участвуя в конкурсах газет, плакатов, буклетов. Они самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы, готовят сообщения, используя информационные технологии. Создав пирамиду правильного питания, дети подготовили советы по меню школьника. Создавая рекламу для магазина «Овощи – наши друзья и помощники», где продаются морковь, свекла, огурцы и помидоры, они рассказывают о товаре так, чтобы ни один человек не ушел без покупки.

        Третья часть программы – «Формула правильного питания» - ориентирована на учащихся 12-14 лет. Это дети, которые проявляют свою самостоятельность, творчество, что дает им возможность показать себя, а также найти для себя наиболее интересные и полезные знания. Они выстраивают свою формулу правильного питания и дают рекомендации младшим школьникам, своим одноклассникам в виде информационного часа « Что мы знаем о здоровом питании». Так, например, шестиклассники провели социологические исследования «Место овощей и фруктов  в дневном рационе  учащихся» и пришли к выводу, что соблюдая основы правильного питания, человек будет здоровым и что на школьную успешность и самочувствие непосредственное влияние оказывает правильное питание.

       Подростки разрабатывают рекламу социальной направленности, участвуя в конкурсах плакатов, буклетов о правильном питании. Проведение акции «Поменяй конфету на яблоко!» также дало определенный результат. Дети в такого рода мероприятиях участвуют с удовольствием, проявляют инициативу, выдумку. Об этом свидетельствует и индивидуальная, и общеклассная заинтересованность.

 Проводятся мониторинги по группам здоровья:

за I полугодие 2010-2011 учебного года: 

 общее количество детей- 725; детей 1 группы здоровья – 119 (16,41%); детей 2 группы здоровья – 356 (49, 1 %); детей 3 группы здоровья 232 (32%); детей 4 группы здоровья – 17 (2,34%); детей 5 группы здоровья – 1 (0,01%);

за II полугодие 2010-2011 учебного года:

общее количество детей – 720 чел., детей 1 группы здоровья – 117 чел. (16%); детей 2 группы здоровья – 356 чел. (49%); детей 3 группы здоровья 229 чел. (32%); детей 4 группы здоровья – 18 чел. (3%); детей 5 группы здоровья – 1чел. (0,01%).

В системе проводятся мониторинги по заболеваемости, профосмотрам школьников (по полугодиям).

 Результаты профилактических осмотров детей в ОУ за 1 полугодие 2010-2011учебного года

Анализ состояния здоровья

Кол-во детей в ОУ

                   Показатели

Кол-во

%

725 чел.

-сердечно-сосудистые заболевания

      11 чел.

     1,5%

-желудочно-кишечные

      32 чел.

     4%

-органы дыхания

      7 чел.

     1%

-мочеполовая система

       34 чел.

     4,7%

- опорно-двигательная система

       8 чел.

     1,1%

-нарушение зрения

       10 чел.

     1,4%

-нервная система

       2 чел.

      0,3%

-аллергические

       5 чел.

      0,7%

-лямблиоз

       2 чел.

      0,3%

-ЛОР-патология

       1 чел.

      0,1%

-другие (хирургические заболевания)

        6 чел.

      0,8%

-положительная реакция на туберкулёз (вираж)

         

        15 чел.

       2%

-кроветворные органы

        7 чел.

       1%

РЕЗУЛЬТАТЫ

профилактических  осмотров детей в процентах

Наименование ОУ

Всего учащихся

С понижением остроты

С дефектом

речи

%

Со

сколиозом

%

С нарушением

осанки %

725 чел.

Слуха %

Зрения

%

Итого:

Охват детей до 14 лет   (1-7 классы)-

494 чел.

    -

  3 чел. (0,6%)

    -

    1 чел.           (0,2%)

     3 чел.

      (0,6%)

Итого:

 

При переходе к предметномуобучению

(5-8 классы) – 297 чел.

     -

3 чел.    (1%)

    -

 2 чел.

  (0,7%)

  3 чел.

   (1%)

Итого:

 

В возрасте 15 лет

включительно (9-10 классы) – 111 чел.

   -

2 чел.

(2%)

    -

2 чел.

(2%)

   2 чел.

   (2%)

Итого:

Перед окончанием  ОУ

 (11 классы) – 30 чел.

  -

   1 чел.

    (3%)

     -

     1 чел.

    (3%)

      -

Итоги по

Школе:

       725 чел.

    -

    9 чел.

  (1,2%)

    -

   6 чел.

   (0,8%)

    8 чел.

   (1,1%)

Сравнительный анализ болезненности между одновозрастными классами

I полугодие 2010-2011 учебного года

Болезнен

ность

 1

кл.

2

кл.

3

 кл.

4

кл.

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.

9

 кл.

10

 кл.

11

кл.

Итого

%детей, не пропустивших по болезни ни одного дня

48 ч.-

66%

43ч.-50%

37 ч.- 52%

19ч.-31%

3ч.-4%

2ч.-2%

18ч.-29%

5ч.-6%

8ч.-11%

3ч.-8%

5ч.-17%

191ч.-26%

% детей, пропустивших по болезни 1-2 дня

1ч.-1%

5ч.-6%

4ч.-6%

5ч.-8%

12ч.- 18%

5ч.-7%

3ч.-4%

11ч.-12%

18ч.- 26%

2ч.-5%

-

68ч.-10%

% детей, пропустивших по болезни 3 дня и более

24ч.-33%

37ч.-44%

29ч.-42%

37ч.-61%

52ч.-78%

66ч.-91%

45ч.-67%

72ч.-82%

44ч.-63%

34ч.-87%

25ч.- 83%

465ч.-64%

                                      II полугодие 2010-2011 учебного года

Болезнен

ность

 1

кл.

2

кл.

3

 кл.

4

кл.

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.

9

 кл.

10

 кл.

11

кл.

Итого

%детей, не пропустивших по болезни ни одного дня

49ч.-67%

36ч.-42%

26ч.-37%

16ч.-26%

4ч.-6%

1ч.-1%

6ч.-9%

17ч.-19%

1ч.-1%

-

-

156ч.-21%

% детей, пропустивших по болезни 1-2 дня

4ч.-6%

4ч.-5%

8ч.-11%

3ч.-5%

5ч.-7%

4ч.-5%

20ч.-30%

7ч.-8%

5ч.-7%

3ч.-8%

2ч.-7%

65ч.-9%

% детей, пропустивших по болезни 3 дня и более

20ч.-27%

45ч.-53%

47ч.-66%

41ч.-67%

58ч.-87%

67ч.-93%

41ч.-61%

64ч.-73 %

64ч.-92%

36ч.-92%

28ч.-93%

511ч.-70%

В ходе  анализа мониторингов  подготовлены рекомендации по улучшению показателей здоровья детей для родителей, проведены  родительские собрания по группам классов:  «Правильное питание – основа и залог здорового организма» (общешкольное)

 «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома» (2 классы)

 «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств» (4 классы)

 «Особенности физического воспитания старших школьников» (9-11кл)

 «Основное оздоровление» (10-11кл)

 «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования» (6 кл.)

 «Половое различие и половое созревание. Проблемы и решения.» ( 7-8 кл.)

Согласно плану работы по здоровьесбережению в школе в системе проводятся Дни здоровья под девизом «Здоровая семья - здоровые дети», Месячник Здоровья (апрель 2011 г.);

Уроки здоровья на классных часах  по темам: «Умывание и купание», «Забота о глазах», «Уход за зубами», «Как сделать сон полезным», «Как закаляться» и др., внеклассные мероприятия в группах продленного дня по программе «ЗОЖИК», «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»,  уроки в 5-11 классах «Воздушная оболочка Земли и закаливание человека» (5 класс), «Витамины в жизни человека» (6 класс), «Радиация и человек» (9 класс), занятия на классных часах в 5-6-х классах по программе «Формула правильного питания» стали традиционными.

Ежемесячно на едином классном часе в 1-11 классах проводятся тематические классные часы по ПДД и ЗОЖ с демонстрацией видеофрагмнтов, со встречами с медицинскими работниками, работниками  правоохранительных органов.

В рамках родительского всеобуча проведены классные и общешкольные родительские собрания по вопросам   иммунизации школьников, профилактики КГЛ, туберкулеза, гепатита с приглашением медицинских работников Безопасненской участковой больницы, предупреждению ДТП, детского травматизма, суицида с участием представителей правоохранительных органов «СПИД- угроза человечеству», «Когда на улице прохладно…», «Если ребенок нездоров», «Профилактика употребления ПАВ», «Кто мы? Какие мы родители? Как воспитать здорового ребенка?», «Дети и мобильник»;

С целью воспитания любви к природе, ее ценности для здоровья человека традиционными стали экологические десанты по наведению санитарного порядка на территории школы и села, озеленению школьного двора, улучшению зоны отдыха школьников.

        В системе проходят консультации психолога, логопеда для учащихся, их родителей, педагогов по вопросам адаптации детей к обучению (1, 5, 10 классы), результатам диагностик, тестирований, социометрических исследований для выявления пренебрегаемых детей и детей-лидеров, анкетирований (уровень тревожности, эмоциональной удовлетворенности школьной средой, формирование социального доверия, снижение враждебности во взаимоотношениях с окружающими, развитие навыков общения), подготовки к итоговой государственной аттестации, снятие состояния предэкзаменационной тревожности (9, 11 классы). По итогам работы в данном направлении психолог  проводит с учащимися уроки-тренинги «Дружный ли наш класс», эмоциональные разминки, развивающие занятия «Тренируем эмоции», танцевальные занятия «Подари движение». 

          Сравнительный анализ детского травматизма в динамике за три года: за данный период получили разного рада травмы 45 учащихся. Как показывает анализ, положительная тенденция снижения уровня травматизма во время учебно-воспитательного процесса отмечена в 2009-2010 учебном году по сравнению с предыдущими годами. По-прежнему ведущее место по количеству случаев детского травматизма занимает бытовой травматизм – переломы, вывихи, укусы животных, неосторожное обращение  с колющими, и режущими предметами, пиротехникой.  Это свидетельствует о недостаточном воспитании у детей навыков безопасного поведения в окружающей среде, низком уровне ответственности за свое здоровье. В связи с этим разработан ряд мероприятий по исправлению ситуации.

- Обеспечено исполнение в полном объеме всех организационных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма согласно приказу ГУВД и министерства образования СК №9/01-пр от 13.01.2006г.;

- По каждому факту ДТП с участием воспитанников МОУ СОШ №3 проводятся педагогические расследования при непосредственном участии сотрудников ГИБДД;

- В целях формирования у детей практических навыков безопасного поведения на дороге приняты меры к обустройству в школе кабинета ПДД, автоплощадки, комплектации их необходимым оборудованием;

- Обеспечен контроль за выполнением приказа министерства образования СК № 309-пр от 05.07.2002г. в части освоения обучающимися программного материала интегрированного курса по изучению Правил дорожного движения и профилактике  дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах в полном объеме;

- Организовано строгое исполнение требований по организации перевозок групп детей автомобильным транспортом;

- Организовано повышение квалификации педагогов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- На родительских собраниях проводится разъяснительная работа с родителями о проблемах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где особое внимание уделяется правилам перевозки детей автомобильным транспортом, ответственности взрослых за досуг детей.      

Профилактическая работа с несовершеннолетними ведётся согласно программам по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних: краевая целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ставропольском крае», «Программа профилактики правонарушений в Труновском муниципальном районе Ставропольского края», профилактическая программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников.

  Целями профилактической деятельности в МОУ СОШ №3 являются:

  1. изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  2. сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием нарко тических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилакти ческой работы.
  3. улучшение качества образования за счет повышения уров ня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
  4. улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;
  5. создание  в школе атмосферы нега тивного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устой чивых учащихся;
  6. создание системы раннего выявления и контроля лиц, при общенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);

    Особое внимание уделяется профилактической работе и антинаркотической пропаганде в подростковой и молодёжной среде, правовому просвещению, повышению общей культуры субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников), обучению детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формированию у них здорового образа жизни. Вся работа проводится в виде родительских лекторий, бесед, диспутов, тренингов, деловых игр, конференций, семинаров, ролевых игр, консультаций (игра – обсуждение «Эпидемия», тренинг с антинаркотической направленностью «Человек и наркотики: кому и зачем это нужно», диспут «Пьянство и алкоголизм – явление безнравственное», родительский лекторий «Наркомания – это угроза  детям и обществу», деловая игра «Что мешает формированию личности в семье»,  рекомендации для педагогов и родителей «Первые сигналы SOS. Признаки, по которым следует заподозрить употребление ПАВ», совещание педколлектива «Динамика наркоситуации в детско-подростковой среде», акция «Нет – табачному дыму!», круглый стол «Вот задача для ребят – кто же в этом виноват», круглый стол в 9-11 кл. «А правда ли, что… или десять вопросов о СПИДе», уроки Трезвости «Секрет твоего успеха – трезвость»,  дискуссия «Алкоголь – шаг в пропасть», разговор по душам «Агрессия, её причины и последствия», выступления агитбригады «Сделай правильный выбор», конкурсы рисунков и плакатов «Я выбираю здоровье», «Дети против наркотиков и СПИДа», родительское собрание «Предупреждение и борьба с вредными привычками у детей и подростков», дискуссия «Человек, продли свой век», просмотр видеофильмов для родителей и педагогов «Наркомания», «Поймать обезьянку», для учащихся «Право на жизнь», «Мамочки», тренинги для детей, подростков, молодежи, направленные на формирование у них активной психологической защиты от приема наркотиков «Джин», «Ассоциации», «Ты – родитель», «Слоган», «Я выбираю жизнь», «Марионетка» и т.д).

   Ежемесячно проводятся единые классные часы по профилактике вредных привычек, по формированию здорового образа жизни. Вопросы, связанные с употреблением учащихся табакокурения, спиртных напитков и наркотических средств, рассматриваются на совещаниях, педсоветах педколлектива, Советах профилактики правонарушений несовершеннолетних, административных совещаниях, заседаниях комиссии содействия семье и школе при сельской администрации, КДН и ЗП при Труновской администрации.

   В школе ежегодно  проводится  месячник «Школа против наркотиков и СПИДа», Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», Всероссийская  акция «За здоровье и безопасность наших детей», акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДОМ, 11 сентября – Общероссийский день трезвости, 3 октября – Всемирный день трезвости, 19 декабря – день единых действий в борьбе за трезвость, 7 апреля – Всемирный день Здоровья, месячник правовых знаний «Подросток и закон», декадник «Все на борьбу с наркоагрессией», посвящённый Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков 26 июня. Целью данных мероприятий является пропаганда здорового образа жизни в детской и подростковой среде, просвещения школьников в области основ культуры здоровья, правовой грамотности, формирования у них активной жизненной позиции, неприятия зависимостей от психоактивных веществ. Проводится в образовательном учреждении мониторинг наркозависимости среди обучающихся и воспитанников.

       В нашем общеобразовательном учреждении осуществляет свою работу волонтёрская служба. Дети часто не хотят обсуждать свои проблемы с взрослыми. Подростки считают, что взрослые не сумеют их понять, боятся осуждения или наказания, часто за помощью они  обращаются к друзьям, одноклассникам.

   Принадлежность ребят к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – всё это увеличивает положительный  эффект профилактической работы. Волонтёры нашей школы, сами определяют для себя те виды работ, которыми они хотели заниматься.

   Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: позволяет охватить этой работой достаточно большую  подростковую аудиторию, сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

   С помощью волонтёров проводится ряд мероприятий: оформление школьной газеты «Будь здоров, дорогой!», выступление агитбригады «Мы против наркотиков», дискотека «Скажи, нет наркотикам!!!», акция «Нет – табачному дыму!», игра – дискуссия «Наркоманы – особые, особенные или…», спортивный праздник «Здоровым быть модно», устный журнал «Хорошие манеры на картинках и примерах», индивидуальные беседы с учащимися, рейды в места отдыха молодёжи  т.д.

   С целью организации эффективной профилактической работы по вопросам предотвращения распространения наркомании и других асоциальных явлений в детско-подростковой и молодежной среде  организована работа межведомственных лекторских групп. Основной целью, которой является организация квалифицированной, соответствующей психофизиологическим особенностям развития детей и подростков просветительской и культурно-массовой работы в области профилактики социально-обусловленных зависимостей среди детского населения, работа с педагогической и родительской общественностью по вопросам предотвращения распространения наркомании и других асоциальных явлений в детско-подростковой и молодежной среде.

     С целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, формирования здорового образа жизни учащиеся школы участвуют в общественно – полезных делах села, школы, класса.    Обеспечивается трудовая занятость детей в течение учебного года, в том числе занятость в кружках дополнительного образования во внеучебное время.

       Обеспечено создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся и воспитанников средствами физической культуры. В школе работают спортивные секции, учащиеся принимают участие в краевых, районных и школьных соревнованиях.  

      Совместно с представителями родительского комитета, правоохранительными органами, старшим инспектором администрации села проводятся рейды в места массового отдыха молодёжи в целях проверки выполнения Закона СК №52 «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних», предотвращения нарушений общественного порядка, а также выявление несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества.

   Систематически семьи учащихся посещаются на дому социально-психологической службой, администрацией школы, классными руководителями совместно со старшим инспектором администрации села, инспектором ОДН, представителями КДН и ЗП, социальной защиты населения, социальным педагогом ОО, органами опеки и попечительства с целью выявления занятости детей, условий воспитания и проведения профилактических бесед.

  Ведётся межведомственное взаимодействие на муниципальном уровне со всеми заинтересованными ведомствами, занятыми в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений, защите их прав и законных интересов.

  С целью повышения эффективности работы, направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих в период летнего отдыха детей и подростков проводится  комплексная оперативно – профилактическая операция «Подросток».

   В целях предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних, наркомании и пьянства среди несовершеннолетних, выявления лиц, вовлекающих подростков в совершение антиобщественных действий, проводится оперативно-профилактическая операция под условным наименованием «Здоровье».

  В целях выявления неблагополучных семей, детей, оказавшихся в   трудной   жизненной   ситуации,   а   также   самовольно покинувших семью; выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними,    вовлечения    их    в    совершение преступлений   и   антиобщественные   действия;   выявления причин   и условий, способствующих этому; родителей, ненадлежащим образом исполняющих своих обязанности по воспитанию детей, проводится оперативно – профилактическая операция под условным наименованием «Семья».

         Проводится совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков и МВД России  профилактическая операция «Дети Юга», направленная на выявление и пресечение и профилактику правонарушений в сфере незаконного распространения и потребления наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.

       Совместно с правоохранительными органами и другими субъектами профилактики проводится комплексно оперативно-профилактическая операция «Шанс».

        По поручению Губернатора Ставропольского края министерством обра зования Ставропольского края совместно с Комитетом Ставропольского края по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности, Комитетом Ставропольского края по делам молодежи проводился месячник по соблюдению правил торговли вблизи образовательных учреждений.

       Совместно с сотрудниками милиции общественной безопасности с привлечением сотрудников криминальной милиции, комиссией по делам несовершеннолетних и других субъектов профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних проводится акция «Милиция и дети» в  целях повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждения преступности.

      Во исполнение п.6.22.12 плана основных организационных мероприятий ГУВД по Ставропольскому краю на 2010 год, согласно приказу ГУВД №14 от 22.01.2010 года, в целях профилактики  наркомании, токсикомании и пьянства среди подростков, преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического возбуждения и алкогольного опьянения, а также выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совместно с сотрудниками ОВД, представителями  образования, здравоохранения, средств массовой информации и другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводятся оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием «Игла».      

    Профилактика требует осознанного научного подхода, согласованных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, социальных педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), поэтому вся

работа проводится с привлечением специалистов системы здравоохранения, образования, культуры, правоохранительных органов.    Осуществляется работа по организации каникулярной занятости детей и подростков. В период каникул работает пришкольный лагерь «Солнышко». Оказывается помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение. В пришкольном лагере «Солнышко» были разработаны программы по оздоровлению учащихся разных возрастов, в том числе для «группы риска», проводились мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения.

Год

Количество учащихся

Количество учащихся 9, 11 классов

Пришкольный лагерь «Солнышко»

Трудовая деятельность

Всего охвачено отдыхом и трудом

2007-2008

850

218

345/54,58%

277/43,82%

622/98,42%

2008-2009

816

113

290/41%

387/55%

677/96,30%

2009-2010

793

158

315/50%

384/60%

699

С 1.06.2011 на базе МОУ СОШ №3 открыто летнее оздоровительное учреждение «Солнышко» с дневным пребыванием детей, где отдыхает 150 человек. На базе структурного подразделения МОУ СОШ №3 открыта летняя досуговая площадка «Космоландия», которую посещают 39 учащихся.

         В 2010-2011 учебном году школе открыты классы коррекционного обучения 7 и 8 вида, в которых обучается  42 школьника.  В 2010-2011 учебном году на основании рекомендаций краевой медико-психолого-педагогической комиссии было сформировано два 6-х класса (6в,г) специального (коррекционного) обучения 8 вида , в которых обучается 19 детей, 3в, 8г классы специального коррекционного обучения 7 вида, где обучалось 23 ребенка.        

         Деятельность данных классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и направлена на компенсацию

недостатков дошкольного развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебного процесса, повышение работоспособности учащихся, активизацию познавательных процессов, укрепление физического и нервно-психического здоровья, социально-трудовую адаптацию школьников. Занятия в данных классах велись по учебному плану, составленному на основе Федерального базисного плана образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения и базисному учебному  плану Ставропольского края для школ 8 вида. Содержание образования определялось учебными программами, адаптированными к особенностям психического и физического развития детей. Преподавание в классах 8 вида ведется по учебным программам для специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой. Программы определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 В классах 7 вида обучение организуется по программам и учебникам для общеобразовательных классов. В классах специального (коррекционного) обучения 8 вида обучение велось по специальным учебникам, предназначенным для данной категории обучающихся. Коррекционно-развивающее обучение

осуществлялось учителями на всех уроках и обеспечивало усвоение учебного материала в соответствии с образовательным стандартом начального и основного общего образования. Календарно-тематическое планирование было составлено в соответствии с «Положением о тематическом и поурочном планировании в классах  специального (коррекционного) обучения».      

Большое внимание уделяется детям-инвалидам, для них организовано индивидуальное обучение, дистанционное обучение,  в течение года они успешно приняли участие в конкурсах различного уровня для детей с ограниченными возможностями: 14-й районный фестиваль детей с ОВЗ, 15-Й районный фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ, 17-й краевой фестиваль фантастики «Время фантастических подвигов».

Осуществление контроля за санитарно-гигиеническим режимом и техникой безопасности в ОУ

На протяжении 2010-2011 учебного года педколлектив осуществлял работу по здоорвьесбережению в соответствии с методической темой школы: «Социализация личности учащихся в процессе интеграции обучения в условиях сельского общеобразовательного учреждения»

В  план внутришкольного контроля были вынесены следующие вопросы по выполнению требований санитарно-гигиенического режима  и техники безопасности в ОУ, рассмотренные в течение года на педагогических советах, малых педсоветах, совещаниях при директоре и завуче:

 «Актуальные задачи современной модели образования. Обеспечение качества образования, совершенствование управления им – приоритетное направление модернизации образования Ставропольского края»

«Подведение итогов работы школы за 2009-2010 учебный год, утверждение плана работы школы на 2010-2011 учебный год» (педсовет август 2010г.);

 «Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей. Система работы по формированию навыков самостоятельного учебного труда как фактор становления саморазвивающейся личности школьника»  (педсовет ноябрь 2010г.);

 «Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных и жизненных навыков школьников, интеграция образовательного процесса» (педсовет январь 2011г.)

 «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы через развитие инициативности учащихся» (педсовет март 2011г.);

 «Обеспечение качества образовательных услуг. О допуске к государственной итоговой аттестации» (педсовет май 2011г.);

«Создание структуры образовательной системы школы, соответствующей развитию личности обучающегося. Анализ работы школы за 2010-2011. О

результатах ГИА учащихся 9-х классов, ЕГЭ в 11-х классах» (педсовет июнь 2011г.);

«Особенности планирования педагогической деятельности» (малый педагогический совет, сентябрь 2010г.);

 «Организация совместной работы учителей, классных руководителей, администрации по выполнению закона «Об образовании» в 5-8 классах» (малый педагогический совет, октябрь 2010г.);

 «Осуществление преемственности между начальным и основным общим образованием» (малый педагогический совет, декабрь 2010г.);

 «О состоянии предпрофильной подготовки в 9-х классах» (малый педагогический совет, февраль 2011г.);

 «Учебная успешность – один из показателей эффективности деятельности ОУ»

«анализ работы в 9, 10, 11 классах» (малый педагогический совет, апрель 2011г.);

«Нормативно-правовая основа организации образовательного процесса в новом учебном году. О режиме работы школы. Об организации обучения школьников с ограниченными возможностями. О функциональных обязанностях членов администрации школы. Предварительное трудоустройство выпускников» (совещание при директоре, август 2010г.);

 «Нестандартные формы обучения как развитие самостоятельности учащихся» (совещание при завуче, сентябрь 2010г.);

«Работа школы по развитию здоровья, укреплению душевного и физического благополучия учащихся» (совещание при завуче, октябрь 2010г.);

«Социокультурный механизм – основа развития образовательного пространства ОУ» (совещание при директоре, ноябрь 2010г.);

«Дифференцированный подход в образовании. Итоги районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам» (совещание при завуче, декабрь 2010г.); «Формирование учебной мотивации школьников. Подведение итогов работы школы в первом полугодии» (совещание при директоре, январь 2011г.)

 «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, экспериментальной деятельности» (совещание при завуче, февраль 2011г.);

«Приоритеты творческого саморазвития учителя. Информатизация образовательного процесса. О выполнении решений августовского, ноябрьского

и январского педагогических советов» (совещание при директоре, март 2011г.);

 «Выбор индивидуальной педагогической линии. Организация итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ. Итоги пробного экзамена» (совещание при завуче, апрель 2011г.);

 «Проблемы семейной педагогики. Нравственные качества – как их воспитывать» (совещание при директоре, май 2011г.)

Сформированность культуры здоровья у педагогического состава:

 В течение года работниками ОУ пройден профосмотр, у всех имеются санитарные книжки, представителями Роспотребнадзора проведено изучение требований САН ПиНа. Многие педагоги школы активно пропагандируют здоровый образ жизни, участвуют в различных соревнованиях, проводимых в селе, организуют экскурсии школьников в Архыз, Домбай, города Кавмингруппы. С педагогами школы проведено заседание круглого стола по теме: «Основы корпоративной культуры». Разработана  и реализуется  программа психолого-педагогического образования учителей школы по формированию ключевых компетенций в вопросах здоровья, сохранения здоровья, профилактической работы с учащимися. Проведено заседание круглого стола с участием представителей сельской администрации, медработников «Здоровьесберегающие технологии в условиях сельской школы». На заседаниях  МО классных  руководителей 1 – 11 классов регулярно рассматриваются вопросы: «Соблюдение СанПиНа в учебно – воспитательном процессе – требование жизни», «Проверка организации питания». Администрацией школы разработаны и утверждены «Критерии оценки результатов деятельности работников, добившихся положительной динамики в состоянии здоровья детей», критерии оценки урока с позиций здоровьесбережения. В планы работы классных

    Темы семинаров, заседаний круглого стола, научно-практических конференций:

  1. Районный семинар для руководителей ОУ по теме: «Работа школы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности через формирование социальной компетентности учащихся» (февраль,2011г.);
  2. Районный семинар учителей и психологов, работающих в классах специального (коррекционного) обучения по теме: «Социализация личности школьников в условиях специального (коррекционного) обучения» (апрель,2011г.);
  3. Семинар учителей начальных классов для педагогов среднего и старшего звена по теме: « Методика проведении динамической паузы»;
  4. Заседание круглого стола «Здоровьесберегающие технологии в условиях сельской школы» (январь,2011г.);
  5. Заседание круглого стола «Переход на новые образовательные стандарты как основа воспитания нового человеческого потенциала России» (ноябрь,2010г.);
  6. Научно-практическая конференция  «Цена здоровья человека» (март,2011г.)

Организация рационального питания

В 2010-2011 учебном году питание детей осуществляется согласно плана работы по организации горячего питания школьников, утвержденного  десятидневного меню, в строгом соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Учащиеся получают завтраки, горячие обеды, буфетную продукцию, питаются в ГПД. Ежемесячно проводится мониторинг питания учащихся 1-11 классов, в среднем охват питанием составил 75%, в течение всего года учащиеся (120 человек) получают льготные и бесплатные завтраки.

Контроль за качеством приготовления блюд проводится дежурным администратором, представителями общешкольного родительского комитета, дежурным учителем по столовой.

Осуществление медицинского обслуживания в школе

В школе имеется медицинский кабинет. В нем работает  медицинская сестра (от сельской  амбулатории), которая ведет необходимую документацию, проводит под руководством участкового педиатра плановую иммунизацию школьников, принимает участие в  соблюдении карантинных мероприятий, организует дезрежим в школе, проводит профилактическую работу с учениками, родителями, педколлективом.

Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся

          В ходе работы по эксперименту был составлен план совместных мероприятий МОУ СОШ №3 и социума по охране и укреплению здоровья учащихся на 2010-2011 учебный год. Соревнования по футболу, настольному теннису, посвященными Дню села,  игровая программа для детей 7-11 лет «В поход за здоровьем!»,  шахматно-шашечный турнир, соревнования по настольному теннису ко Дню освобождения села Безопасного от немецко-фашистских захватчиков, соревнования по волейболу на приз Героя Советского Союза В.Ф.Громакова, военно-спортивная программа для юношей призывного возраста, соревнования по пулевой стрельбе, велопробег «Немеркнущий свет Победы», соревнования по футболу, настольному теннису, шахматам, волейболу ко Дню Победы, конкурсная программа ко Дню молодежи «В здоровом теле – здоровый дух!» привлекли большое количество учащихся.В течение года в школе и сельском ДК работали спортивные секции, которые посещали 39% учащихся нашей школы.

         В 2010-2011 учебном году на районных соревнованиях по футболу, волейболу, легкой атлетике, туризму, баскетболу учащиеся  успешно выступали, занимая призовые места.

Год

Количество учащихся

Посещают Спортивные секции, кружки (туристический, «Юнармеец»

Спец медгруппа

Участие в спортивно-массовых мероприятиях (кроссы, соревнования, дни здоровья,дни ГО, велопробеги)

2008-2009

816

140/17,2%

25/3,1%

816/100%

2009-2010

820

153/18,6%

-

820/100%

2010-2011

725

162/22%

-

725/100%

Совместная работа школы и родителей:

         Создание медико – психолого – педагогической службы, привлечение узких специалистов для проведения консультаций  для родителей несовершеннолетних группы «риска», испытывающих трудности в учебе, общении, поведении. Проведение  родительских собраний:

А) «Правильное питание – основа и залог здорового организма» (общешкольное)

Б) «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома» (2 классы)

В) «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств» (4 классы)

В) «Особенности физического воспитания старших школьников» (9-11кл)

Г) «Основное оздоровление» (10-11кл)

Д) «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования» (6 кл.)

Е) «Половое различие и половое созревание. Проблемы и решения.» ( 7-8 кл.)

       Опыт работы МОУ СОШ №3 по созданию здоровьесберегающей среды был представлен на педагогическом совете школы, районных семинарах  социальных педагогов «Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального образования», учителей физической культуры по теме «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе физической культуры», на районной конференции «Здоровье. Питание. Интеллект», районном семинаре для руководителей ОУ по теме: «Работа школы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности через формирование социальной компетентности учащихся» (февраль,2011г.); на районном этапе краевого конкурса «Школа – территория здоровья без наркотиков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....

Анализ факторов здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ

Человек наследует от старших поколений отношение к собственному здоровью, режиму жизни. Причём отношение к здоровью всегда колеблется от безразличия до чрезмерной мнительности. Если родители постоянно...

Обобщение работы по теме «Личностно-ориентированный подход и пути его реализации в школе»

Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Нео...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Тема самообразования: «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС ООО»

Тема самообразования:        «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС НОО...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся

Одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни и применение на практике инновационных методов и подходов в этом направлении....


 

Комментарии

анализ составлен качественно,отражает работу всех структурных подразделений по годам(3),представлены аналитические материалы-таблицы,данная схема анализа подходит для анализа и по другим темама работы опорных площадок, рада,что столкнулась с таким порядком анализа,мне его не хватало в своей практике,непременно воспользуюсь в текущем году при анализе