Главные вкладки

    Современные воспитательные технологии.
    статья на тему

    Комкова Лариса Геннадьевна

    Материалы для подготовки к педсовету.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные воспитательные технологии

    «Мало обладать выдающимися качествами, необходимо уметь ими пользоваться»

    Ларошфуко

    1. Технология

    1. Определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей

    1.1. Педагогическая технология

    1. научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним;

    2. научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру.

    1.2. Педагогическая технология

    Психологическая цепочка: Деятельность - действие – операции Педагогическая цепочка:  педагогическая методика - педагогическая технология – педагогические техники и приемы

    Направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из системы педагогических приемов и техник.

    Методика – система технологий, задающих движение к широким педагогическим целям и относящихся к фрагментам педагогической действительности.

    1.3. Воспитательная технология

    1. Процесс, проектируемый учителем и состоящий из трех этапов:

    2. Диагностика;

    3. Организация общения;

    4. Организация взаимодействия

    1.3.1.Диагностика

    Устанавливаются личностные и индивидуальные особенности учащихся

    1.3.2. Организация общения

    1. Создание ситуаций необходимости принятия собственных решений учениками по проведению каких-либо мероприятий (коллективное планирование);

    2. Развитие ученического коллектива;

    3. Создание творческой атмосферы для самореализации личности  каждого учащегося.

    1.3.3. Организация взаимодействия

    1. Создание ситуаций взаимодействия ученик-учитель, ученик-ученик;

    2. Стимулирование творческой инициативы и самостоятельности.

    2. Воспитательные технологии

    1. Коллективное творческое дело;

    2. Тренинг общения;

    3. Шоу-технологии;

    4. Групповая проблемная работа;

    5. Родительское собрание;

    6. Классный час;

    7. Диалог «педагог-воспитанник»;

    8. «Информационное зеркало»;

    9. «Я - высказывание»

    2.1 Коллективное творческое дело

    Результат – позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная

    Типы КТД: традиционное и личностно-ориентированное

    Автор И.П.Иванов выделяет 6 этапов:

    1. Коллективное целеполагание;

    2. Коллективное планирование;

    3. Коллективная подготовка;

    4. Проведение дела;

    5. Коллективный анализ;

    6. Решение о последействии.

    Формы КТД

    1. Урок;

    2. Классный час;

    3. Родительское собрание;

    4. Традиционные праздники;

    5. Ключевые дела школы;

    6. Акции;

    7. Субботники …

    2.2. Тренинг общения

    Цель - создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения.

    Состоит их 3 блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия.

    Условия: форма - круг, позиция ведущего «на равных».

    Правила: участия, «здесь и теперь», обратной связи.

    2.3. ШОУ-технологии

    Особенности: деление участников на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

    Результаты: 

    1. для зала – опыт эмоционального реагирования в культурных формах,

    2.  для активных участников – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности .

    2.4. ШОУ-технологии

    Временная структура: подготовка – реализация – анализ итогов.

    Основные предметы проектирования:

    1. Задания «сцене»;

    2. Работа с залом;

    3. Способ оценивания;

    4. Сценарий для ведущего;

    5. Оформление сцены и зала.

    2.5. Групповая проблемная работа

    Это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.

    Проблемная ситуация – противоречие между новой задачей и имеющимися знаниями и способами действий.

    Выполняет три задачи:

    1. Познавательную;

    2. Организационную;

    3. Аксиологическую.

    2.6. Диалог «педагог-воспитанник»

    Результат установление доверительного контакта со школьником.

            Временная последовательность:

    1. Стадия накопления согласий;

    2. Стадия поиска интересов;

    3. Стадия приятия особенных качеств;

    4. Стадия выяснения «опасных» качеств;

    5. Стадия совместного анализа;

    6. Стадия выбора действий.

    2.7. Информационное зеркало

    Результат:         опыт активного отношения к публичной графической информации.

    Основные звенья:

    1. Включение памяти и восприятия;

    2. Удержание – понимание информации;

    3. Возникновение отношения к информации – действие в отношении к информации

    2.8. «Я – высказывание»

    Когда я ....(действие другого)….,я чувствую …., я хочу (считаю, понимаю, предлагаю и т.п.)….

    3. Родительское собрание

    1. Коллективное планирование;

    2. Коллективное целеполагание;

    3. Подготовка: анкетирование, опрос, анализ; оформление кабинета; подготовка раздаточного материала; поздравления …

    4. Проведение собрания;

    5. Принятие решения (с ответственными за исполнением)



    Предварительный просмотр:

    Современные инновационные технологии в школьном образовании

    Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы -  предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

    Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

             В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

    Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической,  спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

    •  Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

    •  Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

    •  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

    •   Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

    •  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

    •  Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

    Современные инновационные технологии в образовании

    В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии.

    1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

    Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

    а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

     б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;                                                       в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

    2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

    3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. 

     Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

    4.  Мониторинг интеллектуального развития.

    Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

    5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

    Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

    6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.  Это  - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

    7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

    Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

    Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    современные воспитательные технологии

    в данном докладе описываются содержание и применение современных воспитательных технологий...

    Современные воспитательные технологии.

    Материалы для подготовки к педсовету....

    Современные воспитательные технологии.

    Презентация для проведения методического обединения для классных руководителей....

    Современные воспитательные технологии

    Цель: показать современные воспитательные технологии....

    Современные воспитательные технологии.

    1. Теоретические основы воспитательной технологии.2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом орг...

    Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"

    В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и по...